КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Программа сопровождения приемной семьи специалистами СПЦ
«РЕБЕОК В ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ» (разработка специалистов СПЦ отдела образования администрации Первомайского района г. Бобруйска)
Цель социально-педагогической программы сопровождения приемной семьи — обеспечение условий адаптации, реабилитации ребенка в приемной семье и оказание психологической, социально-педагогической, правовой помощи ребенку и приемным родителям. Направления программы: v Пропаганда семейных форм жизнеустройства детей-сирот. v Диагностика и обучение кандидатов в приемные родители. v Социально-психолого-педагогическое сопровождение приемной семьи. v Организация консультативной помощи приемным родителям, приемным детям, биологическим родителям. v Изучение и коррекция детско-родительских отношений в приемных семьях, поведенческих нарушений приемных детей. v Организация методической помощи психологам, педагогам по работе с приемной семьей. Структура программы включает четыре блока, каждый из которых имеет свой содержательный компонент. Рассмоти их содержание. Блок 1. Правовые основы «Защити себя и свою семью». В настоящее время в республике создана законодательная система, регулирующая процессы, связанные с защитой детей-сирот и семей, воспитывающих детей. Взаимодействуя с ближайшей социальной средой, приемная семья становится как объектом, так и субъектом правовых взаимоотношений. Цель данного раздела программы – определить правовое поле деятельности приемных родителей, а также осуществляющих сопровождение приемной семьи социального педагога и педагога-психолога. Содержание первого правового блока состоявляет изучение нормативных актов и законодательных документов в сфере семьи и детства, реализация прав и обязанностей приемных родителей, действия, направленные на защиту личных и имущественных прав приемного ребенка и Блок 2. Психолого-педагогическая диагностика и коррекция «Гармония в семье – залог успеха в жизни». Задача данного раздела – создать систему диагностического исследования нарушений в структуре семейных взаимоотношений, личностных и характерологических особенностей членов семьи, а также поведенческих отклонений. Основным направлением диагностики и коррекции должна стать работа по снижению стресса, связанного с определением ребенка-сироты на воспитание в приемную семью. Необходимо исследовать уровень социальных знаний, умений и навыков ребенка, а также психологическую готовность к освоению социальных умений и формированию навыков. Не менее важно определение уровня готовности приемного родителя к данному виду деятельности, изучение психологической готовности членов семьи приемного родителя к исполнению его будущей или настоящей роли. В связи с этим педагогами-психологами создан и пополняется банк методик, направленных на изучение внутрисемейной ситуации, личностных и поведенческих особенностей детей и подростков. Также разработаны коррекционные занятия по изменению стереотипов поведения в семье, комплекс групповых тренингов, направленных на ослабление или преодоление недостатков психофизического развития, консультации информирующего характера, повышающие педагогическую компетентность, рекомендации для приемных родителей. Все это создает необходимый базис для осуществления полноценного психокор-рекционного воздействия. Блок 3. Родительская школа «Для вас, для семьи, для детей...». Положение приемных родителей отличается от положения биологических родителей. Если собственный ребенок приходит в семью естественно, похож на родителей и с младенчества осваивает преподносимые ими нормы, то у приемного ребенка за плечами есть своя прошлая жизнь, в которой приемный родитель не участвовал и о которой имеет слабое представление. Положение приемных родителей отличается и от положения воспитателей, педагогов школ. Педагог получает знания, необходимые для его профессии, закрепляет их на практике, повышает свой профессиональный уровень и общается с ребенком четко обозначенное время. При этом выполняет задачи скорее обучающие, чем воспитательные. Приемный родитель находится с ребенком 24 часа, испытывая, как правило, сложность в выборе средств воспитания, определении стратегии воспитательного процесса, выборе видов деятельности при формировании у ребенка социальных умений и навыков. Это является основанием организации учебного процесса для приемных родителей. Формы организации данного процесса разнообразны: курсы повышения квалификации, изучение и обобщение лучшего опыта, методические объединения, семинары, организация библиотечки. В связи с этим разработан обучающий курс «Школа приемного родителя», цель которого помочь приемным родителям создать условия для проживания, сохранения и укрепления здоровья, полноценного развития, воспитания и образования ребенка, для подготовки его к самостоятельной жизни и трудовой деятельности. Обобщен шведский опыт работы с детьми-сиротами и опыт работы детских интернатных учреждений Республики Беларусь и России. Разработана модель программы подготовки воспитанников приемных семей к самостоятельной жизни «Ступени», которая является ориентиром для приемных родителей, позволяя выстраивать воспитательный процесс как логическое восхождение от возраста к возрасту, каждый новый шаг – ступенька вверх в духовном, физическом и социальном становлении. Блок 4. Сотрудничество: «Взаимодействие – основа успеха». Реализация программы «Ребенок в приемной семье» невозможна без организации сотрудничества с учреждениями образования, здравоохранения, предприятиями, общественными организациями и всеми лицами, заинтересованными в том, чтобы дети воспитывались в семьях. Наладить сотрудничество с общественными институтами – одна из задач данного раздела. В связи с этим разрабатывается структура взаимодействия социально-педагогического центра с ближайшей социальной средой, налаживаются контакты с рядом организаций и ведомств, которые оказывают поддержку и помощь в работе с приемными семьями (органы исполнительной власти города, управление (отдел) образования, органы опеки и попечительства, органы социальной защиты населения, органы правопорядка и судебные органы, учреждения дополнительного образования, приют, детский дом, школа-интернат, ДУ, СОШ, лицей, колледжи, СМИ и др.). Учитывая возможности социально-педагогического центра, принято решение о создании клуба приемных семей «Наш теплый и уютный дом», который позволяет организовать процесс обучения и воспитания средствами социокультурной деятельности. В клубе приемные родители получают помощь специалистов, в общении друг с другом решают проблемы по воспитанию ребенка, делятся своим опытом. Клуб функционирует уже год и за этот период реализован ряд мероприятий, организованных для приемных семей и с их непосредственным участием. Таким образом, специалист, работающий с приемными семьями, информирует ее о важности и возможных способах взаимодействия родителей и детей, рассказывает о развитии ребенка, дает педагогические советы по воспитанию детей; консультирует по вопросам семейного законодательства, по вопросам межличностного взаимодействия в приемной семье, информирует о существующих методах воспитания; разъясняет матери (отцу) способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в приемной семье; защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности биологической матери (отца) и вытекающими из этого проблемами неустроенности в будущем быта ребенка и т.д. ПРИЛОЖЕНИЕ К
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1425; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |