КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Функционирование патронатного воспитания: сущность и специфика
Одной из форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является патронатная семья. Главная цель патронатной семьи – создать благоприятные условия для временного пребывания и воспитания ребенка. Ребенок помещается в семью патронатного воспитателя на основании трудового договора, заключаемого патронатным воспитателем с учреждением, воспитанником которого является ребенок. Отличительные особенности патронатного воспитания заключаются в следующем: а) на патронатное воспитание могут быть переданы только дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся на воспитании в детских интернатных учреждениях, т.е. воспитанники этих учреждений; б) опека, попечительство над несовершеннолетними, переданными на патронатное воспитание, сохраняются до достижения ими совершеннолетия за детскими интернатными учреждениями, являющимися опекунами, попечителями детей на момент передачи их на патронатное воспитание; в) патронатный воспитатель в отличие от приемного родителя функций опекуна, попечителя в отношении ребенка, принятого на воспитание, не осуществляет. В период проживания ребенка в семье патронатный воспитатель отвечает за его жизнь, здоровье, воспитание и образование; г) в отличие от приемной семьи, которая образуется на основании двух договоров – договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью и трудового договора, заключаемых между приемными родителями и органами опеки и попечительства, в семью патронатного воспитателя ребенок помещается на основании трудового договора, заключаемого между патронатным воспитателем с учреждением, воспитанником которого является ребенок. На основании результатов исследований, анализа и обобщения практического опыта работы на экспериментальных площадках Бобруйского, Гомельского, Стародорожского детских домов, можно выделить два основных вида устройства ребенка в патронатную семью: 1. Устройство с перспективой создания замещающей семьи, при котором осуществляется устройство ребенка на патронатное воспитание в семью, которая хотела бы усыновить ребенка или создать приемную семью. Патронатные воспитатели рассматривают форму патронатного воспитания как переходную. В случае успешного устройства могут образовываться замещающие семьи. При переходе к созданию приемной семьи или усыновлению происходит официальное признание образовавшихся семей. Созданию патронатной семьи предшествует предварительный отбор и подготовка граждан, желающих взять ребенка на воспитание: ♦проводится предварительное изучение семьи для выявления условий, соответствующих задачам развития и формирования личности ребенка; ♦подбор семьи для ребенка осуществляется по принципу психологической совместимости ребенка и кандидатов в патронатные воспитатели; ♦проводится предварительная беседа с предполагаемыми кандидатами в патронатные воспитатели, в процессе которой им предоставляется возможность получить информацию о воспитании ребенка, оставшегося без попечения родителей, осознать мотивы принятия ребенка на воспитание, оценить свои реальные возможности и готовность к принятию ребенка; ♦осуществляется подготовка кандидатов в патронатные воспитатели к выполнению своих обязанностей, дающая им возможность приобрести необходимые знания, умения и навыки решения психолого-педагогических задач, связанных с воспитательной ситуацией в патронатной семье. При наличии взаимного согласия между органами опеки и попечительства и кандидатами в патронатные воспитатели заключается договор, в соответствии с которым ребенок передается на патронатное воспитание в данную семью. В процессе функционирования данного вида семьи решаются следующие задачи воспитания ребенка: ♦организовывается жизнедеятельность ребенка в семье в соответствии с социально-педагогической и психолого-педагогической ситуацией его личностного развития; ♦осуществляется психолого-педагогическое и социально-педагогическое сопровождение семьи в период нахождения в ней ребенка. Сопровождение осуществляется специалистами социально-психологической и педагогической службы (СППС) интернатного учреждения; ♦осуществляется социально-психолого-педагогический мониторинг ситуации развития и формирования личности ребенка в патронатной семье. В ходе мониторинга: а) изучается воспитательная ситуация в семье, складывающаяся система взаимоотношений родителей, кровных детей и ребенка, переданного на патронатное воспитание; б) выявляются и анализируются проблемы и трудности, с которыми встречаются патронатные воспитатели и ребенок; в) осуществляется текущая коррекция воспитательной ситуации в семье; г) анализируется и обобщается позитивный опыт воспитания в патронатной семье. При необходимости осуществляется привлечение к организации данного вида патроната соответствующих специалистов (врачей, юристов, работников социальных служб и др.) для оказания необходимой помощи патронатной семье. 2. Краткосрочное устройство на патронатное воспитание, при котором патронатные воспитатели изъявляют желание помочь ребенку пережить кризисный период жизни, содействовать удовлетворению его жизненно важных потребностей. Данный вид патронатного воспитания предполагает периодическое проживание ребенка в семье патронатных воспитателей. При осуществлении данного вида патронатного воспитания ответственность за жизнь и воспитание ребенка разделяют: а) детское учреждение, передающее ребенка, оставшегося без б) патронатные воспитатели. Специалисты интернатного учреждения совместно с патронатными воспитателями составляют план организации жизнедеятельности ребенка в патронатной семье, в котором определяется программа воспитания ребенка в семье, перечень мероприятий по обеспечению прав и законных интересов ребенка, сроки исполнения структурных компонентов содержания плана. Для эффективной работы разрабатываются специальные формы контроля и оценки характеристик состояния ребенка в семье специалистами интернатного учреждения, передавшего его на воспитание в патронатную семью. В основе организации контроля над пребыванием ребенка в патронатной семье лежит идея комплексного сопровождения семьи, в которой находится ребенок на патронатном воспитании. Комплексное сопровождение включает в себя диагностику состояния и развития ребенка, поиск путей преодоления проблем и трудностей, эффективных путей развития и социализации, организация постоянной поддержки и помощи ребенку в решении его проблем, а также помощи семье. Комплексное coпровождение ребенка и семьи предусматривает определенную самостоятельность патронатных воспитателей в воспитании и развитии ребенка при условии, что это развитие осуществляется эффективно. Данный вид патронатного воспитания ребенка способствует: ♦формированию адекватных представлений и понятий о семье, ее структуре, семейных социальных ролях; ♦семейной социализации, приобретению умений и навыков взаимодействия в семье, формированию опыта семейных отношений; ♦формированию доверия к взрослым ♦ формированию чувства принадлежности к семье, в частности, защищенности, уверенности в безопасности, которую обеспечивает семья; ♦ формированию умений и навыков осознанного социального поведения, социальной активности, гибкости и открытости к новому социальному опыту, ответственности за себя и свои действия; ♦ развитию способности устанавливать и поддерживать межличностные отношения; ♦ расширению сферы компетентности, развитию его самосто-ятельности; формированию бытовых умений и навыков, навыков самообслуживания. Пребывание в патронатной семье обеспечивает у ребенка: ♦ реализацию права жить и воспитываться в семье; ♦ предоставление и реализацию индивидуального комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения, в процессе которого осуществляется защита прав ребенка на достойные условия развития, формирования, медицинское обслуживание, организацию образовательно-воспитательного процесса в соответствии с его индивидуальными потребностями. При осуществлении обоих видов патронатного воспитания процессы социализации и социальной адаптации ребенка, оставшегося без попечения родителей и переданного на воспитание в патронатную семью, проходят по типу семейных, что способствует последующей постинтернатной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Вид патронатного воспитания в каждом конкретном случае определяется администрацией интернатного учреждения, передающего ребенка на патронатное воспитание, обсуждается с кандидатами в патронатные воспитатели и оговаривается в содержании договора, заключаемого между интернатным учреждением и патронатными воспитателями. Оба вида патронатного воспитания предусматривают соблюдение прав ребенка, переданного на патронатное воспитание в семью, а также прав и обязанностей патронатных воспитателей на основании действующего законодательства и в соответствии с договором. Ребенок, переданный на патронатное воспитание в семью, обладает правами и льготами, установленными для воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. План по защите прав ребенка при достижении ребенком десятилетнего возраста в обязательном порядке должен согласовываться с самим ребенком. Договор о патронатном воспитании обязательно содержит положения, предусматривающие ответственность, права и обязанности сторон в отношении организации жизни патронатной семьи, условий содержания, воспитания и образования ребенка, помощи и поддержки семьи со стороны интернатного учреждения.
2. Критерии и система подбора патронатных воспитателей. При организации патронатного воспитания необходимо должным образом вести профессиональный отбор патронатных воспитателей, их предварительную подготовку, а также контроль и наблюдение за условиями содержания и воспитания детей в патронатной семье с оказанием необходимой помощи патронатным воспитателям и ребенку. Данную работу организует и осуществляет социально-педагогическая и психологическая служба интернатного учреждения. В процессе организации передачи ребенка на патронатное воспитание в семью осуществляется подбор кандидатов в патронатные воспитатели. Для целенаправленного решения данной задачи в процессе работы необходимо руководствоваться четкими критериями отбора, которые позволят выявить и отобрать предполагаемых кандидатов в патронатные воспитатели из числа лиц, наиболее подходящих для выполнения родительских функций в патронатной семье. Социально-правовой статус кандидатов в патронатные воспитатели как критерий подбора патронатной семьи вытекает из содержания статьи 173 «Приемные родители» Кодекса Республики Бела-русь о браке и семье. Статья устанавливает, что приемными родителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением: ü лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными; ü лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных в родительских правах; ü отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей; ü бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине; ü лиц, имеющих следующие заболевания, при наличии которых нельзя взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью: ♦шизофрения, эпилепсия, психозы, деменции, олигофрения, расстройства личности различного генеза; ♦наркомания, токсикомания, алкоголизм и злоупотребление алкоголем; ♦ злокачественные онкологические заболевания; ♦ хронические заболевания внутренних органов, нервной системы, опорно-двигательного аппарата, кожи; ♦туберкулез активный и хронический; ♦инвалидность 1-й и 2-й групп. Важным правовым критерием является отсутствие у кандидатов в приемные родители на момент создания приемной семьи судимости за умышленное преступление. Предпочтение отдается семьям или одиноким лицам, имеющим опыт воспитания детей. В первую очередь дети передаются в полные семьи, имеющие постоянный источник доходов. 2. Социально-бытовые характеристики семьи предполагаемых кандидатов в патронатные воспитатели. а) наличие постоянного места жительства и жилого помещения, отвечающего санитарно-гигиеническим нормам и техническим требова-ниям (не менее 7 кв. метров жилой площади на каждого члена семьи, возможность обеспечения ребенку собственной кровати, места для приготовления уроков и хранения личных вещей). Основанием для установления данного соответствия является акт обследования условий жизни предполагаемых кандидатов в патронатные воспитатели, составленный специалистом органов опеки и попечительства или социальным педагогом социально-педагогического центра, интернатного учреждения, детского социального приюта; б) характеристики семьи (состав, возраст и социальный статус ее членов, доходы); в) социальные перспективы семьи, возможность обеспечения 3. Психолого-педагогические возможности предполагаемых канди- а) социально-педагогические возможности семьи, наличие у б) уровень психолого-педагогической культуры семьи; в) личностные характеристики предполагаемых кандидатов г) особенности межличностных внутрисемейных отношений, д) мотивы выбора (преобладающие мотивы: желание помочь ребенку, самореализация; стремление компенсировать отсутствие собственных детей, нереализованное материнство; желание воспитывать детей после того, как собственные дети уже выросли; потребность заботиться о ком-либо; привязанность к конкретному ребенку); е) способность к рефлексии; ж) отсутствие агрессивности; з) отсутствие выраженных семейных проблем: явных неудач в воспитании собственных детей, серьезных проблем в супружеских отношениях или в отношениях с другими совместно проживающими родственниками; и) готовность к сотрудничеству со службами детского дома, интернатного учреждения. Юридическим основанием для помещения ребенка в семью является заключение о возможности предполагаемых кандидатов в патронатные воспитатели быть воспитателями. Оно готовится соответствующими специалистами на основании следующих документов: ♦ заключения о психологической готовности предполагаемых кандидатов в патронатные воспитатели к принятию ребенка в семью на патронатное воспитание; ♦ справки о результатах медицинского обследования предполагаемых кандидатов в патронатные воспитатели; ♦ акта обследования жилищно-бытовых условий. В ходе подбора семьи для ребенка можно выделить несколько последовательных и взаимосвязанных этапов. I этап. На первом этапе проводится работа с контактной сетью ребенка с целью выявления значимых для него людей. Предпочтение отдается родственникам и близким ребенка, поскольку контакты ребенка с ними позволяют успешнее преодолеть состояние депривации. Общение с такими людьми помогает ребенку сохранить ощущения социогене-алогической связи. Поэтому, если оказывается невозможным помещение ребенка в семью родственников, поиск осуществляется в среде друзей и знакомых родителей ребенка, их сослуживцев. II этап. Если поиск предполагаемых кандидатов в контактной сети ребенка не дал результатов, социальный педагог совместно с другими специалистами социально-педагогической и психологической службы интернатного учреждения переходит ко второму этапу, на котором осуществляет поиск кандидатов в других социальных структурах. На данном этапе осуществляется: ♦ информирование населения о возможности принятия ребенка в семью; ♦ предварительная работа с гражданами, обратившимися в интернатное учреждение: разъяснение требований к патронатным воспитателям, их прав и обязанностей, порядок оформления документов; ♦ прием и рассмотрение предоставленных гражданами документов. III этап. На третьем этапе подбора осуществляется знакомство специалистов СППС интернатного учреждения с обратившимися гражданами, изъявившими желание стать патронатными воспитателями. Оно предполагает: ♦оформление документов, необходимых для внесения поступившей от обратившихся граждан информации в банк данных; ♦первичное собеседование с предполагаемыми кандидатами в патронатные воспитатели; ♦проведение обследования жилищно-бытовых условий заявителей и подготовка акта. Кандидаты в патронатные воспитатели должны знать нормативно-правовую основу патронатного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, иметь четкое представление о своих правах и обязанностях. Так, кандидат в патронатные воспитатели должен осознавать, что он: ♦несет ответственность за жизнь и здоровье ребенка; ♦отвечает за питание и обеспечение ребенка в соответствии с выплачиваемым пособием; ♦обучает ребенка навыкам самообслуживания; ♦оказывает содействие школьному обучению и воспитанию ребенка, контролирует выполнение домашнего задания, осуществляет необходимый контакт со школой. А также обеспечивает: ♦здоровый образ жизни ребенка, следит за его здоровьем, осуществляет контакт с поликлиникой по месту жительства; ♦процесс развития ребенка в соответствии с планом, составленным совместно с представителями интернатного учреждения, передающего ребенка на патронатное воспитание; ♦контакт с биологической семьей ребенка в соответствии с планом, составленным совместно с представителями интернатного учреждения, передающего ребенка на патронатное воспитание; ♦обеспечивает ребенку благоприятную психоэмоциональную ситуацию в семье и предоставляет ему домашний уход. Предполагаемые кандидаты в патронатные воспитатели должны знать перечень документов, которые необходимо представить в процессе создания патронатной семьи и уметь их оформить. Для создания патронатной семьи будущие кандидаты должны представить заявление лица, желающего принять ребенка на патронатное воспитание. К заявлению прилагаются: ♦копия паспорта (пенсионного удостоверения); ♦справка с места работы с указанием занимаемой должности, размера заработной платы; ♦документ, подтверждающий наличие жилья у кандидатов в патронатные воспитатели (копия лицевого счета с места жительства либо документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение); ♦копия свидетельства о заключении брака; ♦медицинские документы, подтверждающие отсутствие у кандидатов в патронатные воспитатели заболеваний, препятствующих выполнению ими функций патронатных воспитателей с заключениями психиатра, нарколога, венеролога и терапевта; ♦письменное согласие совершеннолетних членов семьи кандидатов в патронатные воспитатели.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 670; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |