КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 13. Защита имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Работа специалистов интернатного учреждения по организации патронатного воспитания. Положение о патронатном воспитании утверждается Министерством образования Республики Беларусь. Поиск, отбор, обучение патронатных воспитателей, информирование и консультирование граждан о формах и условиях устройства детей, оставшихся без попечения родителей на воспитание в семью организуют учреждения системы образования, здравоохранения, социальной защиты, негосударственные учреждения, где на воспитании и обеспечении находятся дети, оставшиеся без попечения родителей. Эти же учреждения организуют подготовку детей к передаче их в семьи патронатных воспитателей. Задачи специалистов (психологов, социальных педагогов, медиков, юристов) состоят в том, чтобы: ü подобрать патронатную семью на основании собеседования, сбора информации, тестирования, анкетирования, опроса; ü подготовить семью к патронату посредством психолого-педагогического обучения; ü провести диагностику детей (психологическую, педагогическую, медицинскую), определяющихся в патронатную семью; ü создать условия для реабилитации и адаптации детей в патронатной семье; ü обеспечить социальную защиту детей при их устройстве после ухода из патронатной семьи. На этапе поиска предполагаемых кандидатов в различных социальных структурах рекомендуется осуществить: ♦ рекламную и информационную кампанию (информация в газетах, по радио, почтовое распространение рекламной продукции, выезд информационных групп в трудовые коллективы, посещение родительских собраний в учебно-воспитательных учреждениях и т. д.); ♦ составление банка данных выходящих на контакт лиц, желающих стать патронатными воспитателями; ♦ первичное собеседование с кандидатами. Вне зависимости от порядка обсуждения вопросов, в ходе первых встреч с кандидатами в приемные семьи, специалисту необходимо решить следующие задачи: 1. Установить с семьей доверительные отношения. 2. Выяснить, нет ли у кандидатов в приемные родители правовых противопоказаний, препятствующих созданию приемной семьи. 3. Выявить у кандидатов в приемные родители мотивы, побуждающие их к созданию приемной семьи. 4. Определить психологическую готовность кандидатов в приемные родители к воспитанию детей. Психологическая пригодность семейной пары к воспитанию приемного ребенка определяется по результатам тестирования, бесед и наблюдения. В качестве диагностических методик целесообразно использовать тест PARI – Родительско-детские отношения и 16-РF опросник Кеттела. 5. Ознакомить кандидатов в приемные родители с психофизиологическими особенностями детей, которые могут быть переданы на воспитание в семью. 6. Проинформировать о правовых вопросах создания приемной семьи; ♦ посещение семьи. В процессе организации посещения семьи и подготовки к беседе с ее членами социальный педагог совместно с другим специалистом интернатного учреждения (участвуют не более 2 человек) должен оговорить с кандидатами в патронатные воспитатели сроки посещения и не нарушать их. Визит должен быть осуществлен в удобное для семьи время. Социальному педагогу необходимо знать показате ли соответствия обстановки в семье цели и задачам патронатноговоспитания, по которым он будет анализировать и оценивать результат встречи. Кроме того, следует заранее продумать ход предстоящей беседы и содержание вопросов, с которыми специалисты будут обращаться к предполагаемым кандидатам в патронатные воспитатели. По результатам посещения семьи кандидатов в патронатные воспитатели составляется акт обследования условий жизни семьи. В акте обязательно должны быть отражены: 1) жилищно-коммунальные условия проживания: — количество, качество и состояние помещений, которыми располагает семья; — общее санитарно-гигиеническое состояние жилого помещения (порядок, чистота, освещенность); — уровень коммунального и технического обеспечения жилья; — наличие в жилом помещении и состояние комнаты или места, предназначенной для отдыха, учебных занятий, игр и занятий по интересам ребенка. 2) социально-бытовые условия: — состав семьи, социальный статус и профессиональная занятость членов семьи, режим труда и отдыха членов семьи; — внутрисемейные отношения и социальные связи семьи, включающие отношения с родственниками, проживающими в квартире, друзьями, соседями; 3) выводы и обоснованное заключение о состоянии жилищно-бытовых условий. ♦ опрос ближайшего социального окружения; ♦ отбор предполагаемых кандидатов в группу тренинга и проведение психологического тренинга. Тренинговые занятия направлены на: а) наблюдение и оценку потенциальных воспитательных б) ознакомление кандидатов в патронатные воспитатели с за- в) стимулирование самоопределения кандидатов в патронатные воспитатели в процессе принятия ими решения стать патронатными воспитателями. Эффективность процесса подготовки профессиональных воспитателей к работе с ребёнком зависит от его систематичности и логической последовательности организации. Для реализации этих условий необходимо провести специальную подготовку родителей- воспитателей, которая предполагает формирование у них системы знаний, умений и навыков работы со специфическими проблемами ребёнка. В данную систему входят необходимые психолого-педагогические знания из области развития, формирования и социального становления личности ребёнка в семье, а также умения, позволяющие осуществлять: ü учёт последствий перенесённых ребёнком психологических травм и тяжёлых переживаний и содействие их минимизации; ü коррекцию возможных деформаций нравственного сознания и поведенческих стереотипов ребёнка (в частности, представлений о нормах семейного взаимодействия, семейных схем и механизмов внутрисемейного взаимодействия); ü взаимодействие с ребёнком с девиантными поведенческими проявлениями, обусловленными неадекватными условиями его пренатального развития и последующей жизнедеятельностью в кровнородственной семье; ü решение воспитательных задач в патронатной семье, направленных на успешную социализацию и социальную адаптацию ребёнка; ü сотрудничество с интернатным учреждением, передающим ребёнка на воспитание в патронатную семью, и другими заинтересованными социальными институтами в оказании ребёнку комплексной медико-психолого-педагогической и правовой помощи. Процесс обучения кандидатов в профессиональные воспитатели предусматривает проведение системного комплекса психолого-педагогических и социально-педагогических обучающих занятий (практикумов) с использованием интерактивных форм и методов обучения, направленных на практическое усвоение получаемых знаний. Он осуществляется в следующих направлениях: 1. Социально-правовая подготовка будущих профессиональных воспитателей. Содержание обучения предусматривает ознакомление кандидатов с перечнем и содержанием документов о социальном положении и состоянии здоровья ребёнка, принимаемого в замещающую семью; с порядком изучения, сбора и оформления документов, необходимых для создания патронатной семьи; с информацией о должностных лицах, с которыми осуществляется их сотрудничество, и о способах сотрудничества с органами опеки и попечительства. 2. Психолого-педагогическая подготовка. Заключается в формировании у будущих профессиональных воспитателей знаний и умений в области психолого-педагогических закономерностей и организации процесса развития и становления личности ребёнка в семье. Данная подготовка предполагает получение знаний: v о влиянии воспитания на развитие и формирование личности ребёнка, функциях семейного воспитания в процессе его социализации и социальной адаптации, подготовке его к самостоятельной жизни в обществе; v о правах и обязанностях родителей и детей, сущности и значении родительской позиции в семье, распределении ролей и функций между её членами, создании благоприятного психоэмоционального климата в патронатной семье; v об особенностях развития и формирования личности ребёнка, оставшегося без попечения родителей (причины сиротства и его последствия для развития ребёнка и формирования личности, влияние социального опыта ребёнка из асоциальной семьи на его последующую социализацию и социальную адаптацию); v о возрастных особенностях ребёнка и проблемах воспитания, связанных с возрастом; v об общении с ребёнком и установлении доверительных отноше-ний с ним, процессе приспособления ребёнка к нормам семьи в системе семейных взаимоотношений, продолжительности и этапах его адаптации в патронатной семье, признаках и показателях уровня его адаптированности в системе внутрисемейных отношений патронатной семьи; v об условиях успешной адаптации ребёнка в патронатной семье, правилах общения и поведения родителей-воспитателей на разных этапах процесса его адаптации в семье; v о способах организации межличностного взаимодействия с ребёнком в сложных педагогических ситуациях, путях преодоления трудностей в установлении эмоционального контакта с ним, причинах возможных отклонений в поведении и профилактике; v об организации помощи ребёнку в процессе его развития, создании условий в семье для его подготовки к школе и помощи ему в процессе обучения, профилактике трудностей в обучении ребёнка, воспитывающегося в патронатной семье. Не менее важной является работа по подготовке ребенка к прожива-нию в патронатной семье. Она включает следующие направления работы: ♦ выявление отношения ребенка к перспективе проживания в семье патронатных воспитателей, учет его пожеланий; ♦ комплексная диагностика личностных особенностей ребенка для организации оптимальных условий для развития и формирования его личности в патронатной семье. В детском доме и интернатном учреждении в процессе подготовки ребенка к воспитанию в патронатной семье проводятся мониторинг и диагностика развития воспитанников по следующим показателям: – физическое и психологическое здоровье ребенка; –социальное благополучие и характер межличностных отношений в коллективе; –результаты образовательного процесса; –уровень воспитанности ребенка; –развитие навыков самообслуживания. ♦ разработка и осуществление целенаправленной индивидуальной подготовки ребенка к жизни в условиях семьи реализовывается в системе личностно ориентированного подхода к ребенку, включающего психологическую подготовку, обучение коммуникативным и бытовым умениям и навыкам. Детей, находящихся в состоянии депривации и оставшихся без попечения родителей, необходимо научить: а) принятию заботы и помощи со стороны взрослых. Для того необходимо установить с ребенком отношения дружбы и взаимного доверия; убедить ребенка в доброжелательности членов патронатной семьи по отношению к нему; б) опираться на свои позитивные личностные качества и на поддержку со стороны близких людей — членов патронатной семьи, взрослых и детей. Для этого необходимо содействовать выработке ребенком положительного отношения к себе; обучать ребенка заботиться о себе; способствовать формированию позитивных ожиданий у ребенка. Необходимой частью данной подготовки является формирование у ребенка адекватного образа семьи. Для этого организуются специальные занятия, мероприятия, посещения детьми семей в праздничные, выходные и каникулярные дни, выезды для оздоровления за рубеж с проживанием в семьях. Значимой является работа, направленная на психоэмоциональную реабилитацию ребенка. Под психоэмоциональной реабилитацией понимается комплекс мер, направленных на компенсацию последствий жизненной травмы ребенка, формирование у него чувства безопасности, доверия, развитие его личностного потенциала. Отвечает за организацию этой работы психологическая служба интернатного учреждения. СППС интернатного учреждения должна ежегодно проводить мониторинг воспитания ребенка в патронатной семье. Для изучения качества воспитания, развития детей в замещающих семьях белорусскими учеными В.В. Мартыновой и В.А. Маглыш была разработана методика мониторинга положения детей в замещающих семьях. Данная методика мониторинга позволяет оценить положение воспитанников в замещающих семьях одновременно по пяти стандартам: 1) удовлетворение потребностей; 2) здоровье; 3) обучение; 4) воспитание; 5) идентичность. Контроль осуществляется в виде регулярных проверок. Анализируется процесс развития и формирования личности ребенка, находящегося на патронатном воспитании, состояние его здоровья и развития оценивается в соответствии с показателями нормы для детей его возраста. Определяются причины замеченных нарушений благосостояния, здоровья и развития, разрабатываются предложения об изменении плана защиты интересов ребенка. Сроки проверки: ♦первая проверка осуществляется в пределах 4 недель с момента передачи ребенка на патронатное воспитание; ♦вторая проверка осуществляется не позднее 3 месяцев с момента осуществления первой проверки; ♦впоследствии проверки осуществляются не реже чем один раз в полгода; ♦внеочередные проверки осуществляются в интересах ребенка. Изучение положения детей в патронатных семьях целесообразно проводить в следующей последовательности: 1) проведение психодиагностики ребенка; 2) оценка положения ребенка в патронатной семье классным руководителем (воспитателем); 3) анализ данных медицинского обследования; 4) опрос патронатных воспитателей; 5) опрос ребенка, воспитывающегося в патронатной семье, и изучение условий его жизни. За выполнением программы воспитания, развития и социализации ребенка осуществляется текущий контроль.Он может проходить в разных формах: ♦посещение патронатной семьи социальным педагогом, специалистами (психологом, педагогом, логопедом, педиатром). На каждое посещение оформляется протокол, в котором отражается ситуация жизни ребенка в момент посещения, выявленные проблемы и способы их решения в семье; ♦встречи специалистов интернатного учреждения с детьми и патронатными воспитателями во время отдыха, праздников (в семье, в интернатном учреждении), в процессе участия детей в коррекционных и реабилитационных программах, организованных специалистами интернатного учреждения, в различных видах формального и неформального общения с членами патронатной семьи; ♦специальное обследование семьи и ребенка с помощью специальных методик оценки состояния развития ребенка и эффективности выполнения программы организации повседневной жизни. Методики разработаны с учетом возраста ребенка: от рождения до года; от года до 3 лет; от 3 лет до 7 лет; от 7 лет до 10 лет; от 10 лет до 14 лет; от 14 лет и старше. Таким образом, источниками информации в процессе проведения мониторинга являются: ♦данные, полученные в ходе качественного и количественного анализа опроса детей и патронатных воспитателей; ♦акты обследования условий жизнедеятельности и процесса воспитания ребенка в патронатной семье; ♦данные специальных (психологического, медицинского) обследований ребенка, находящегося на патронатном воспитании. При анализе ответов ребенка следует учитывать субъективный характер полученной от него информации, обусловленный особенностями его социального опыта. Для этого нужно соотнести результаты диагностической беседы с ребенком с данными, полученными с помощью других методов. Основным критерием оценки эффективности процесса патронатного воспитания по результатам анализа данных мониторинга является соответствие его характеристик требованиям надлежащего воспитания ребенка в семье.
1. Понятие «имущество подопечного». Право на материальное обеспечение и жильё. 2. Управление делами несовершеннолетнего ребёнка. Контроль за сохранностью имущества подопечного. 3. Гражданские права несовершеннолетних. Право наследования несовершеннолетними. 4. Защита жилищных прав детей сиротской категории.
Рекомендуемая литература
1. Защита прав ребенка в Республике Беларусь: сб. нормат. правовых актов: текст по сост. на 15 декабря 2009 г. – Минск: Дикта, 2010. – С. 92–96. 2. Кеник, А.А. Защита прав ребенка и несовершеннолетних в Республике Беларусь / А.А. Кеник. –2-е изд., перераб. и доп. – Минск: Дикта, 2008. – С. 125–184. 3. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье: 9 июля 1999 г. № 278-3. – Минск: Амалфея, 2010. – С. 54–56. 4. Организация социально-педагогической работы в учреждениях образования: учеб.-метод. пособие /авт.-сост. Т.С. Капелевич. –Минск: Новое знание, 2007. – С.85–91.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1151; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |