КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности допроса обвиняемого в дорожно-транспортном преступлении. Мероприятия заключительного этапа расследованияВопрос 2. Тактика допроса обвиняемого в совершении ДТП имеет определенные особенности, обусловленные следующими факторами: в отношении данного лица собраны доказательства, дающие основания утверждать о совершении им преступления; обвиняемому предъявлено обвинение и он, сопоставляя формулировку обвинения и реальное событие преступления, может сделать вывод о том, какими доказательствами располагает следователь. Кроме того, допросу данного лица в качестве обвиняемого нередко предшествовал допрос в качестве подозреваемого, и следователь располагает определенной информацией о личности обвиняемого. Допрос обвиняемого может производиться в условиях бесконфликтной, конфликтной и смешанной ситуаций. Бесконфликтная ситуация складывается тогда, когда обвиняемый, ознакомившись с постановлением о привлечении в качестве обвиняемого, дает утвердительный ответ на вопрос следователя – признает ли он себя виновным в совершении ДТП, дает показания по предъявленному обвинению и по поводу иных известных ему обстоятельств дела, имеющихся в деле доказательств. В противном случае возникает конфликтная ситуация. Смешанная ситуация складывается в том случае, когда обвиняемый, признавая себя виновным в какой-либо части предъявленного обвинения отрицает, свою виновность в остальной его части. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ВОДИТЕЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА В процессе получения показаний у водителя транспортного средства, совершившего наезд на пешехода, следователи используют тактические приемы допроса, разработанные в криминалистике и апробированные следственно-судебной практикой. При этом применяются научно обоснованные способы и методы установления психологического контакта с допрашиваемым, нейтрализация его негативной позиции и оказания на него психологического воздействия, не противоречащего закону, с целью получения объективных сведений и информации об обстоятельствах ДТП. В процессе допроса обвиняемого должны быть отражены следующие основные обстоятельства: 1. сведения о личности водителя; 2. информация о состоянии здоровья водителя; 3. сведения о водительском удостоверении, стаже, участии в других ДТП, нарушения Правил дорожного движения и о привлечении к ответственности; 4. данные о техническом состоянии транспортного средства и его принадлежности; 5. сведения о документах, имеющихся у водителя автомобиля (Паспорт технического средства, договор аренды, Доверенность, на какую организацию выписана лицензионная карточка, ее номер, реквизиты; данные Путевого листа, товарно-транспортных накладных и т.д.); 6. сведения о расположении пассажиров и груза в транспортном средстве; 7. информация о метеорологических условиях на момент происшествия и состоянии дорожного покрытия; 8. данные о зоне действия дорожных знаков на месте ДТП, дорожной разметке, регулировании движения (сигналы светофора, регулировщика) и т.д.; 9. сведения о проезжей части дороги, дорожной обстановке, наличии попутного и встречного транспорта, других участников дорожного движения; 10. информация о движении транспортного средства перед наездом на пешехода; 11. сведения о моменте возникновения опасности для движения транспортного средства; 12. данные о пешеходе, его поведении, состоянии, действиях и направлении движения перед наездом; 13. сведения о действиях водителя по предотвращению наезда на пешехода; 14. информация о взаимодействии транспортного средства и пешехода, механизме наезда на пешехода; 15. данные о расположении автомобиля и его фрагментов, а также пешехода и его вещей после наезда; 16. сведения о состоянии здоровья пешехода, других участников ДТП и оказанной им медицинской помощи; 17. информация о действиях сотрудников ГИБДД и иных управомоченных органов; 18. сведения об очевидцах ДТП, свидетелях; 19. данные о предъявлении протокола осмотра и схема осмотра места ДТП, автомобиля, постановлений о назначении судебных экспертиз (исследований), заключений экспертов (специалистов) и иных документов; 20. информация об отношении водителя транспортного средства к ДТП и наступившим последствиям; 21. иные сведения. Водитель транспортного средства, являясь лицом заинтересованным, дает показания, как правило, в наиболее выгодном для себя изложении, с целью избежать ответственности. Часто противодействие следствию оказывается нанятым обвиняемым адвокатом по ДТП, которым следователь обязан, при желании обвиняемого перед допросом предоставить свидание наедине. Наиболее часто виновным водителем искажаются: 1. скорости движения автомобиля и пешехода, 2. маршруты движения ТС и пешехода, 3. данные об ограниченной обзорности, 4. данные светофора, 5. данные дорожной разметки, 6. самочувствие и состояние перед происшествием, 7. иные обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения дела. Достоверность показаний водителя проверяется путем анализа: 1. результатов осмотра места ДТП, 2. транспортного средства, 3. допросов потерпевшего, 4. допросов очевидцев, свидетелей, 5. проведения очных ставок, 6. назначения различных экспертиз, 7. исследования документов, 8. результатами иных следственных действий. Образец – выдержка из обвинительного заключения, когда водитель отрицает, что телесные повреждения причинены его ТС при наезде на стоявшего пострадавшего: «…Все повреждения на теле гр-на С.С.А. образовались от ударных воздействий с большой силой твердых тупых предметов, приложенных в область наружной поверхности левой голени, наружной поверхности левого плеча, левой боковой поверхности грудной клетки, живота, головы слева, в направлении травматического воздействия слева направо; сопровождались общим сотрясением тела со смещением и натяжением внутренних органов; имеют характер прижизненных, о чем свидетельствуют кровоизлияния в области переломов костей, и возникли в короткий промежуток времени незадолго, или в момент наступления смерти. Таким образом, массивность повреждений, расположение их на противоположных поверхностях тела, локализация по областям, наличие признаков сотрясения внутренних органов, дают основание считать, что все эти повреждения могли образоваться в результате дорожно-транспортного происшествия. В условиях столкновения автомобиля с пешеходом, следует считать, что: - повреждения в области левой голени, указанные в пункте «А», могли образоваться от первичного удара выступающих частей движущегося автомобиля, которые отстояли на высоте около 30см. от подошвенной поверхности стоп пострадавшего, что подтверждается наличием на этом уровне кровоподтёка и кровоизлияния в мягкие ткани, с размозжением и их отслойкой. - при последующих соударениях с частями кузова, могли образоваться телесные повреждения представленные кровоизлиянием в мягкие ткани груди слева и живота (на высоте 100 см от подошвенного уровня стоп) и множественные переломы рёбер слева (4,5,6 по передней подмышечной линии, 7,8,9 по средней подмышечной линии, 10 по задней подмышечной линии), разрывом левого лёгкого, ушибами легких, разрывом печени, размозжением левой почки, указанные в пункте «Б», а так же повреждения в области головы слева, представленные ушибленными ранами лица, кровоподтёком и ссадинами лица, кровоизлиянием в мягкие ткани головы, и повреждения в области левого плеча, представленные переломом левой плечевой кости, указанные в пункте «В», что подтверждается их расположением в плоскости, близкой к плоскости первичного удара. - ссадины колен, указанные в пункте «В», могли образоваться при падении на дорожное покрытие, с последующим непродолжительным трением-скольжением. Данное суждение подтверждается расположением указанных повреждений на противоположной, по отношению к первичному удару, поверхности тела. - кровоизлияния в клетчатку ворот легких, под наружную оболочку сердца в области устьев крупных сосудов, области корня брыжейки тонкой кишки, в области связок малого сальника, в области связок печени, указанные в пункте «Г», могли образоваться в результате смещения и натяжения внутренних органов при общем сотрясении тела, и могли возникнуть в любую, из перечисленных выше фаз. Повреждений не связанных с автомобильной травмой, при исследовании трупа гр-на С.С.А. не обнаружено. Таким образом, видом транспортной травмы, в данном случае, могло быть столкновение движущегося автотранспорта с пешеходом, который в момент столкновения мог находиться в вертикальном положении, и был обращен к транспортному средству, вероятно левой боковой поверхностью тела, с последующим ударом о выступающие части движущегося автомобиля, падением на дорожное покрытие, и непродолжительным скольжением по нему. Все повреждения в своей совокупности, являются опасными для жизни, и имеют признаки тяжкого вреда здоровью. Анализ полученных данных, даёт основание считать, что смерть гр-на С.С.А. наступила от малокровия внутренних органов, в результате повреждения туловища с переломами рёбер и повреждением левого лёгкого в сочетании с левосторонним гемотораксом (скоплением крови в левой грудной полости - 1000 мл), разрывом печени с скоплением крови в брюшной полости (600 мл), и находится в прямой причинно-следственной связи с причиненным тяжким вредом здоровью.» - протокол допроса в качестве эксперта А.М.Л., из которого следует, что механизм травмирования С.С.А. разделяется на фазу первичного удара выступающими частями автомобиля, которые отстояли на высоте около 30 см от подошвенной поверхности стоп пострадавшего, что подтверждается наличием повреждений на голенях, указанных в пункте «А» выводов экспертизы. Вторая фаза травмирования – при соударении с частями кузова автомобиля (капот, стойка, стекло) – образовались повреждения, перечисленные в п.п. «Б,В» выводов экспертизы, то есть повреждения в области головы и грудной клетки. Третья фаза травмирования - при падении пострадавшего на дорогу и скольжении по поверхности проезжей части - образовались ссадины на коленях. Признаки сотрясения внутренних органов, перечисленные в п. «Г» выводов могли образоваться как при первичном ударе, так и в последующие фазы травмирования. Согласно данным заключения судебно-химического исследования в крови и моче трупа, во внутренних органах не было обнаружено этилового алкоголя и наркотических препаратов. В данном случае видом транспортной травмы могло быть столкновение движущегося автотранспорта с пешеходом, который в момент столкновения находился в вертикальном положении и был обращен к транспортному средству левой боковой поверхностью тела с последующим ударом о выступающие части движущегося автомобиля, падением на дорожное покрытие и скольжением по нему. На заключительном этапе расследования н адлежит разрешать гражданские иски, вытекающие из уголовных дел о транспортных преступлениях, за исключением случаев, когда заявления о возмещении ущерба неподведомственны судам общей юрисдикции. По делам о преступлениях, связанных с нарушением правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств, должны привлекаться владельцы транспортных средств, на которых в соответствии с пунктом 1 статьи 1079 ГК РФ возлагается обязанность по возмещению вреда, причиненного источником повышенной опасности. Под владельцами источника повышенной опасности следует понимать организацию или гражданина, осуществляющих его эксплуатацию в силу принадлежащего им права собственности, права хозяйственного ведения, оперативного управления либо по другим законным основаниям (например, по договору аренды, проката, безвозмездного пользования, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности). Документы, которые предоставляются потерпевшим в суд и необходимые для расчета гражданского иска: 1. квитанции, чеки, иные документы, подтверждающие затраты, связанные с ДТП; 2. материалы оценки размера ущерба (в случае если дело касается возмещения ущерба); 3. иные документы. При установлении обстоятельств, способствовавших совершению преступлений, ответственность за которые предусмотрена статьей 264 УК РФ (несоответствие состояния дорог, мостов, железнодорожных переездов и т.п. строительным правилам, нормам, стандартам и другим нормативным документам; использование неисправных транспортных средств, прошедших государственный технический осмотр, и т.д.), путем вынесения представлений необходимо обращать внимание соответствующих организаций и должностных лиц на обстоятельства и факты нарушения закона, требующие принятия необходимых мер для их устранения. Вывод по 2-му вопросу лекции: Тактика допроса обвиняемого в совершении ДТП имеет определенные особенности, обусловленные следующими факторами: в отношении данного лица собраны доказательства, дающие основания утверждать о совершении им преступления; обвиняемому предъявлено обвинение и он, сопоставляя формулировку обвинения и реальное событие преступления, может сделать вывод о том, какими доказательствами располагает следователь. Кроме того, допросу данного лица в качестве обвиняемого нередко предшествовал допрос в качестве подозреваемого, и следователь располагает определенной информацией о личности обвиняемого. Допрос обвиняемого может производиться в условиях бесконфликтной, конфликтной и смешанной ситуаций. На заключительном этапе расследования надлежит разрешать гражданские иски, вытекающие из уголовных дел о транспортных преступлениях, за исключением случаев, когда заявления о возмещении ущерба неподведомственны судам общей юрисдикции.
Заключение. Завершая сегодняшнюю лекцию необходимо отметить, что расширяющаяся интеграция России в мировое сообщество, приведет к еще более интенсивному автотранспортному движению на ее территории, что несомненно вызовет также рост требований к качеству и полноте расследования автотранспортных преступлений. Приведение российского уголовного судопроизводства в соответствие с международными правовыми институтами невозможно без совершенствования поиска, исследования и использования доказательств в расследовании преступлений. Только при условии умелого применения Ваших познаний, можно ожидать положительного эффекта в судебно-следственной практике расследования дорожно-транспортных преступлений. На этом, мы завершаем лекционные занятия по дисциплине «Расследование дорожно-транспортных преступлений». Имеются ли вопросы по теме лекции? Спасибо за внимание.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 905; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |