Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Поведение потребителей




Основная задача маркетолога состоит в выявлении субъектов, принимающих решение о приобретении товаров. В отношении некоторых товаров и услуг это сделать достаточно просто. Например, решение о при­обретении той или иной торговой марки сигарет при­нимает тот, кто непосредственно курит. Вопрос о приоб­ретении многих других товаров решается, как правило, в семьях, домашних хозяйствах (мебель, автомобиль, одежда и т.д.). При этом каждый член семьи играет определенную роль: инициатор - лицо, принимавшее решение или желание приобрести товар или услугу; влияющее лицо — член семьи, который сознательно или подсознательно, словами или действиями влияет на ре­шение о покупке или использовании товара или услуги; пользователь — член или члены семьи, непосредственно использующие, потребляющие товар или услугу.

Строго определенный смысл имеют в маркетинге понятия «потребитель» и «покупатель».

Покупатели — это лица, непосредственно осущест­вляющие покупку.

Потребители — понятие более широкое, подразу­мевающее субъектов рынка, удовлетворяющих свою по­требность.

В основе оценки (измерения) потребностей, потребле­ния и спроса лежат различные теоретические посылки. Основные из них: теории мотивации, экономические теории, теории рационального потребления. Наибо­лее известны теории мотивации 3. Фрейда и А. Маслоу (рис. 2.2).

Для маркетинга важно выявить, как потребитель осознает, какая продукция ему необходима и почему именно она удовлетворяет его потребности наилучшим образом. Только в этом случае можно рассчитывать на то, что такая продукция станет товаром. Предлагаемый товар должен быть, прежде всего, полезен потребителю, а уже потом нравиться самому производителю.

 

Рис. 2.2.Иерархия потребностей по А. Маслоу

Опыт маркетинговой деятельности показывает, что ориентация на полезность продукции требует глубоких знаний психологических, мотивационных факторов, которые становятся решающими при покупке товаров. Среди них такие мотивы, как:

· мотив выгоды - желание человека разбогатеть, увеличить свею собственность, вложить деньги с большей выгодой и т.д.;

· мотив снижения риска — потребность чувствовать себя уверенно и надежно, иметь гарантии сохране­ния стабильности;

· мотив признания — поиск действий, связанных с формированием своего статуса, престижа, имиджа;

· мотив удобств — желание облегчить, упростить свои действия, отношения с другими людьми;

· мотив свободы — потребность в самостоятельно­сти, независимости во всех сферах деятельности;

· мотив познания — постоянная нацеленность на открытия, знания;

· мотив содействия, соучастия — желание сделать что-нибудь для своего окружения, близких, пар­тнеров по работе;

· мотив самореализации — потребность в достиже­нии собственных жизненных целей, установок.

К экономическим теориям оценки потребитель­ского поведения можно отнести теорию предельной полезности и теорию эластичности потребления и спроса. Основатели теории предельной полезности рассматривали поведение потребителя как поиск наи­большей полезности в приобретении тех или иных мате­риальных благ. Они исходили из того факта, что рыноч­ная цена благ в конечном счете определяется степенью полезности товара и для потребителя, и для продавца. Пока на рынке оценки полезности товара со стороны продавца ниже, чем оценки покупателя, обмен идет бес­препятственно.

Процесс обмена продолжается до тех пор, пока не встречается так называемая предельная пара (продавец и покупатель), чьи оценки полезности, выраженные в деньгах, совпадают. Оценка полезности товара этой по­следней парой и есть та предельная полезность, которая определяет рыночную цену товара (цену равновесия).

Способность потребления и спроса изменяться в определенных границах под влиянием экономических факторов носит название эластичности потребления и спроса. Основателями инструментария для оценки эла­стичности потребления и спроса являются А. Маршалл и П. Самуэльсон. Согласно этой теории различные пред­меты потребления имеют разную эластичность. Чем более необходим товар (например, хлеб), тем меньше его эластичность, и наоборот, товар с меньшей настоя­тельностью (например, мебель, бытовая техника) имеет большую эластичность.

Теория рационального потребления, основы которой были заложены отечественными учеными С. Струмилиным, В. Немчиновым и В. Майером, рассматривает возможности определения целевых ориентиров потре­бления. В качестве таковых могут выступать физио­логические потребности (продукты питания), функ­ционально-бытовые процессы (предметы длительного пользования), социальные требования (одежда).

Маркетинговая деятельность имеет дело с целостной системой личных потребностей, содержание и формы проявления которых весьма многогранны, поскольку они находятся под воздействием различных факторов и процессов объективного и субъективного характера.

Задача заключается в том, чтобы в практической ра­боте предприятие могло бы четко выявить, изучить и оценить ту конкретную потребность, на удовлетворение которой направлена его деятельность.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 482; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.