КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Управленческое взаимодействие в коммуникационном процессе
Социал-демократическая • Преобразование общества путем реформ • Равенство форм собственности • Перераспределение доходов • Доступность социальных благ • Государственное регулирование рыночной экономикой • Демократия Гражданское общество – это неконтролируемое государством, сфера жизни граждан страны, гражданское общество является продуктом свободного рынка и демократии. Его существование возможно только в условиях верховенства закона равного и обязательного для всех. · Общественная жизнь людей, огражденная законами от прямого вмешательства государственной власти · Совокупность негосударственных общественных отношений и институтов, выражающих разнообразные интересы и потребности людей · Неполитические отношения в добровольно сформировавшихся объединениях и организациях граждан Правовое государство -г осударство, в котором существует верховенство права в обществе и всех его сферах Политическая партия -специализированная, организованно упорядоченная группа, объединяющая наиболее активных приверженцев тех или иных целей и служащая для завоевания и использования политической власти. Общественные движения -стремятся изменить поведение органов власти. Так, экологическое движение «Гринпис» (существует с 1971 года) ориентируется на экологические программы, участвуя в избирательных компаниях, работе органов власти). Существуют также антивоенное и пр. движения. Плюрализм – множественность.
Коммуникация в организации — эго сложный, динамичный и продолжающийся процесс, состоящий из посылающего и принимающего источника, звука, устных и письменных посланий. Коммуникацию можно определить как использование слов, букв, символов или аналогичных средств для получения общей или разделенной информации об объекте или событии. Она является широким понятием. Поэтому для большей четкости определения применяется ряд терминов:
• семантика коммуникаций относится к значению слов и символов; • синтаксис коммуникаций указывает на взаимосвязи между используемыми символами; • прагматика коммуникаций связана с их результативностью и эффективностью при достижении определенных целей. Существует ряд подходов к группировке средств коммуникации. Следует различать коммуникации: а) несловесные персональные; б) словесные устные; в) письменные персональные; г) письменные групповые внутри организации и за ее пределами. На современный подход к коммуникациям в большой степени повлияло развитие кибернетики. Руководитель устанавливает критерии для подчиненных, контролирует результаты действий подчиненных и осуществляет их корректировку. Процесс обратной связи является важным этапом коммуникации и принятия решений. Для руководителя организации любого типа важен каждый из элементов процесса коммуникации. Многие практики и теоретики управления считают, что формы, в которых осуществляются коммуникации, зависят от того, что известно о получателе (получателях). Это означает, что руководитель должен ориентироваться па получателя, а не на источник. Когда руководитель — источник информации, он должен быть уверен не только в том, что он говорит на том же языке, что и получатель, но и что он также не противоречит тому, как получатель понимает ситуацию. Иными словами, важно, чтобы руководитель правильно оценивал процесс расшифровки и получения информации, а также значение обратной связи. Проблема противоречия или согласия (поддержки) играет решающую роль в эффективности коммуникаций внутри организации, т. к. руководитель, принимая и реализуя любое управленческое решение, должен управлять возникающими при этом реакциями: либо полной поддержкой, либо проявлениями противоречий и конфликтов. Это определяется степенью удовлетворения потребностей и интересов как управляющей, так и управляемой систем.
Полная поддержка свидетельствует либо о пассивности подчиненных и большом авторитете руководителя, либо об их некомпетентности. Таким образом, полная поддержка решений руководителя — это серьезный симптом неблагополучия в организации. Наиболее характерная реакция подчиненных — противоречие. Противоречие — это результат взаимодействия сторон с различной степенью восприятия и оценкой одного и того же явления или объекта, которые, вместе с тем, находятся во внутреннем единстве (в рамках одной системы) и являются источником развития и познания.
Противоречие имеет четыре ступени: • различие — руководитель и подчиненный достигают взаимопонимания в целях, основных средствах и методах выполнения задания. Различия часто возникают при нововведениях в отлаженном механизме взаимодействия, не накапливаются и носят кратковременный характер. Взаимодействие на этой ступени может быть рекомендовано организациям с мало меняющейся технологией производства; • поляризация характеризуется взаимопониманием в целях (задачах), поставленных руководителем перед подчиненным, но различным подходом к средствам и методам их реализации; • столкновение характеризуется пониманием и поддержкой только части общей цели задания со стороны подчиненных. Руководитель и подчиненный при этом формируют различные частные цели, задачи и, естественно, предлагают различные способы их реализации. Столкновение может стать либо толчком к развитию и внедрению нововведений и последующим переходом на более низкие ступени противоречий, либо направлением к антагонизму. Столкновение позитивно реализует себя в проектных и опытных организациях; • антагонизм характеризуется неадекватным подходом руководителя и подчиненного к общей и частным целям, средствам и методам их реализации. Он может привести к конструктивным (созидательным) или деструктивным (разрушительным) явлениям. Антагонизм позитивно реализует себя в поисковой работе организаций, в переходных или экстремальных условиях.
Все противоречия могут быть сведены к трем видам: • системные противоречия отражают взаимодействия управляющей и управляемой систем. Различие, поляризация и столкновение способствуют решению системных противоречий путем эволюционного развития. Антагонизм приводит к смене форм собственности и либо к переходу в более демократическую систему управления, либо к возврату в ранее существовавшую систему производства и управления; • производственные противоречия отражаются в рамках отдельных подсистем; • личностные противоречия отражают бытовой уровень отношений между людьми и определяются степенью удовлетворения социальных потребностей и интересов человека.
5. Конфликт в коммуникационном процессе
Различие в восприятии организационной или управленческой ситуации в организации часто приводит к тому, что люди не соглашаются друг с другом. Это несогласие возникает тогда, когда ситуация носит конфликтный характер. Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон взаимодействия (личность, группа, подразделение или организация в целом) вступает в противоречие с интересами другой стороны.
Чтобы эффективно управлять конфликтом, необходимо знать, какие конфликты бывают, как они возникают и протекают, как эти конфликты можно устранить. Конфликт должен быть подготовлен, ограничен и иметь три фазы: создание, функционирование и выход. Основные определения понятия «конфликт» следующие: • временное эмоциональное изменение настроение человека или группы людей в связи с получением новых данных (возмущающих воздействий), существенно меняющих старое представление об интересующем объекте или процессе; • отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть представлены конкретными лицами или группами. Каждая сторона делает все, чтобы принята была ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое;
• столкновение противоречивых или несовместимых сил не всегда имеет свойства противостояния и борьбы, т. к. противоречия можно решать посредством сотрудничества и компромиссов; • понятие, отражающее в общей теории организации и управления тип организационного поведения, основанный на столкновении и борьбе активно взаимодействующих субъектов управления или хозяйственной деятельности (людей, групп, подразделений, организаций), для которых характерно отсутствие взаимного согласия или несовпадения интересов, целей, различие культурных норм, социальных позиций и др.; • конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон (личность, группа или организация в целом) вступает в противоречие с интересами другой стороны.
Конфликт в организации обычно рассматривается как противоположная сторона согласия, сотрудничества, совместной деятельности, интеграции в рамках организации или в межорганизационном пространстве, а иногда как препятствие к сохранению целостной организации или целедостижению. В результате бытует мнение, что конфликт — явление всегда нежелательное, что его необходимо по возможности избегать и что его следует немедленно разрешать, как только он возникает. Современная точка зрения заключается в том, что даже в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но даже, может быть, и желательны, так как конфликт во многих ситуациях помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив или проблем. Это делает процесс принятия управленческих решений группой более эффективным, а также дает людям возможность выразить свои мысли, и тем самым удовлетворить личные потребности в уважении и власти. Таким образом, конфликт может быть: • функциональным и вести к повышению эффективности организации; • дисфункциональным и приводит к снижению личной удовлетворительности, группового сотрудничества и эффективности организации. Конфликт в организации предполагает наличие, как минимум, двух активных разноориентированных субъектов, вступающих между собой в определенные отношения. В качестве конфликтующих сторон могут выступать индивиды, группы, подразделения, ролевые позиции, организации, причем в самых разных сочетаниях (например, конфликт между индивидами, индивидом и группой, группой и организацией, индивидом и организацией). С точки зрения причин конфликтной ситуации, выделяется три типа конфликтов: • первый — это конфликт целей. В этом случае ситуация характеризуется тем, что участвующие в ней стороны по-разному видят желаемое состояние объекта (конфликта) в будущем. Существует много методов разрешения таких конфликтов. • второй — это конфликт, вызванный тем, что участвующие стороны расходятся во взглядах, идеях и мыслях по решаемой проблеме. Разрешение таких конфликтов требует большего времени, чем разрешение конфликтов, связанных с противоречием целей; • третий — это чувственный конфликт, появляющийся в ситуации, когда у участников различны чувства и эмоции, лежащие в основе их отношений друг с другом как личностей. Люди просто вызывают друг у друга раздражение стилем своего поведения, ведения дел, взаимодействия. Такие конфликты труднее всего поддаются разрешению, т. к. в их основе лежат причины, связанные с психикой личности.
Основными причинами конфликта в организации являются проблемы: • распределения ресурсов; • взаимозависимости задач; • различий в целях; • различий в представлениях и ценностях; • различий в манере поведения и жизненном опыте; • неудовлетворительных коммуникаций.
Источниками конфликта в социологоориентированных организационных теориях считаются: • противоположность ценностей, интересов, представлений, целей и способов их реализации; • различие ролевых или функциональных позиций; • борьба за распределение дефицитных экономических ресурсов, власти и авторитета, информации, благ; • антагонизм экономических интересов, возникающий в процессе совместной деятельности или в сфере коммуникаций и т. д. По мнению авторов книги «Вызов лидеров», конфликты часто возникают в связи с передачей информации. Псевдоконфликт возникает из-за недостаточно четкого изложения сути дела. Можно расходиться на словах, т. е. использовать разные слова, и одновременно соглашаться по смыслу, т. е. иметь в виду одно и то же. Псевдоконфликт состоит в том, что люди говорят и не слышат друг друга. Его решить просто, если обе стороны нацелены на это. Необходимо только время для достижения смыслового единства. Аналогично можно говорить о псевдогармонии, когда обе стороны на словах едины, а по смыслу расходятся. Тогда расхождение может наступить при таких словах, когда будто бы имеется в виду одно и тоже. Затем стороны действуют, исходя из собственного толкования соглашения. Если подобные действия приведут к конфликту, создастся затруднительная ситуация, поскольку стороны будут обвинять друг друга в неискренности и ненадежности, хотя обе фактически придерживались соглашения. Чтобы избежать псевдогармоиии, важно уделить достаточно внимания главным вопросам, прежде чем будет достигнуто смысловое единство. Если же оно не будет достигнуто, ничего страшного: расхождение может быть устранено в ходе переговоров. Ответные конфликты возникают в самом процессе передачи информации. Кто- то использует какое-то слово или выражение, которое не нравится другому. Тогда последний «платит той же монетой», а первый считает, что второй затеял ссору. Не делая чести обоим сторонам, этот конфликт может превратиться в пожизненную неприязнь, причем никто не помнит, с чего все началось. Ответный конфликт основан на ненадежности и угрозе самомнению. Единственный способ прекратить его — это сказать «извините», даже если не понимаешь, в чем не прав. Так разрывается заколдованный круг. Реальные конфликты возникают, когда человек в принципе не согласен с устоявшимися оценками. Тогда имеются три выхода: • один из них — ситуация «победа—поражение». Если двое борются, то побеждает один, а другой проигрывает и заряжается на победу в следующий раз. Поскольку никто заранее не знает, у кого на руках «козырной туз», или к каким последствиям может привести проигрыш, чаще всего пытаются избежать такого рода ситуации; • вторая ситуация — «победа—победа». Она возникает, когда борющиеся стороны находят третий путь, который устраивает их обоих. • есть ситуация «поражение—поражение». Обе стороны проигрывают. Такая ситуация чаще всего является результатом переговоров. Она возникает, например, когда составлен хороший бюджет, который можно охарактеризовать как равномерно распределенное недовольство. Современная школа управления установила, что в большинстве организаций конфликт могут иметь конструктивные начала. Многое зависит от того, как конфликт управляется. Разрушительные последствия возникают тогда, когда конфликт либо очень мал, либо очень силен. Когда конфликт мал, то чаще всего он остается незамеченным и не находит тем самым своего адекватного разрешения. Различия кажутся очень незначительными, чтобы побудить участников провести необходимые изменения. Однако они остаются и не могут не влиять на эффективность общей работы. Конфликт, достигший сильного состояния, сопровождается, как правило, развитием у его участников стресса. Это в свою очередь ведет к снижению морали и сплоченности. Разрушаются коммуникационные сети. Решения принимаются в условиях сокрытия или искажения информации и не обладают достаточной мотивирующей силой. Организация может, как говорят, распадаться на глазах. Конструктивная сторона ярче проявляется, когда конфликт по уровню достаточен для мотивации людей. Обычно такие конфликты возникают на основе различия в целях, объективно обусловленных характером выполняемой работы. Развитие такого конфликта сопровождается тоже активным обменом информацией, согласованием различных позиций и желанием понять друг друга. Наличие у конфликта позитивных свойств нередко служит причиной того, что такого ряда конфликты искусственно встраиваются в структуру организации, чтобы получить нужный положительный эффект. Конфликты бывают естественные и искусственные. Естественные конфликты возникают сами собой, когда достигается большое несоответствие (непорядок) в отношениях людей. Обычно конфликты снимают накопившуюся напряженность в отношениях людей и переводят их на какое-то время на прежний уровень и далее по циклу. Искусственные конфликты создаются людьми для реализации определенных целей. Создать конфликт и хорошо из него выйти — это большое искусство. Конфликты могут быть деловые или открытые, межличностные или скрытые, тлеющие. Конфликты могут быть порождены интригой. Люди, коллективы и даже целые организации по-разному реагируют на конфликтные ситуации: от внешнего спокойствия и пассивности до желания преодолеть и агрессивности. Управление противоречиями (создание, проведение и завершение), осуществляемыми путем создания и (или) предотвращения конфликтов, относится к вершинам искусства управления. По мнению автора книги «Концепция менеджмента», конфликт всегда ставит человека перед проблемой выбора варианта поведения: • возможен конфликт, когда приходится выбирать из хорошего лучшее. Это несложные конфликты, и они, как правило, успешно разрешаются; • бывают конфликты, когда приходится выбирать из двух зол меньшее. Это уже более сложные конфликты. Выбор в таком конфликте не всегда оказывается надежным, не всегда ведет к разрешению конфликта. Возможно затягивание его; • есть конфликты, предполагающие выбор из хорошего и плохого хорошее. Конфликты бывают явными и неявными (скрытыми), острыми и мягкими, взрывными и вялотекущими, индивидуальными и групповыми, локальными и общими, разрешенными в рамках полномочий менеджера и требующими кардинальных мер. Поведение в конфликте может быть уклончивым. Оно характеризуется стремлением уклониться от участия в разрешении конфликта, не замечать его, изолироваться от него. Но может человек пойти по пути доминирования, решительного вхождения в конфликт, волевого самоутверждения, попыток подавления других людей. Другой вариант поведения — уступчивость, подчинение силе или авторитету. В работе менеджера с групповой динамикой существует три задачи: • предотвращение конфликтов, разрушающих организацию; • разрешение конфликтов, возникающих в результате взаимодействия индивидуальностей или плохой организации работы; • инициирование конфликтов, посредством которых возможно решить проблемы развития. Можно выделить пять уровней (или типов) конфликтов в организации: внутри личности, между личностями, внутри группы, между группами, внутри организации. Эти уровни тесно связаны между собой. Так, внутриличностный конфликт может заставить индивида действовать агрессивно по отношению к другим и вызвать тем самым межличностный конфликт. Путями разрешения конфликтов могут быть сила, власть, убеждение, сотрудничество, компромисс, уход от конфликта, согласие уступить, привлечение третьей силы, ведение игры и т. п. Внутриличностный конфликт случается внутри индивида и часто по природе является конфликтом целей или конфликтом взглядов. Конфликтом целей внутриличностный конфликт становится тогда, когда индивид выбирает и пытается достигнуть взаимоисключающих целей. Внутриличностный конфликт приобретает характер конфликта взглядов, когда индивид признает несостоятельность своих мыслей расположений, ценностей или своего поведения в целом. Межличностный конфликт вовлекает двух или более индивидов, если они воспринимают себя как находящихся в оппозиции друг к другу с позиций целей, расположений, ценностей или поведения. Внутригрупповой конфликт является больше, чем простой суммой межличностных конфликтов. Это, как правило, столкновение между частями или всеми членами группы, влияющее на групповую динамику и результаты работы группы в целом. Часто внутригрупповой конфликт возникает в результате изменения баланса сил в группе: смена руководства, появление неформального лидера, развитие групповщины и т. п. Межгрупповой конфликт представляет собой противостояние или столкновение двух или более групп в организации. Такое противостояние может носить профессионально-производственную, социальную или эмоциональную основы.
Внутриорганизационный конфликт чаще всего ассоциируется с противостоянием и столкновениями, возникающими на почве того, как были спроектированы отдельные работы или организация в целом, а также на почве того, как формально распределена власть в организации. Выделяются четыре разновидности этого конфликта: • вертикальный конфликт — это конфликт между уровнями управления в организации; • горизонтальный конфликт вовлекает равные по статусу части организации и чаще всего выступает как конфликт целей; • линейно-функциональный конфликт чаще носит сознательный или чувствительный характер; • ролевой конфликт возникает тогда, когда индивид, выполняющий определенную роль, получает неадекватное его роли задание. Ролевой конфликт — это разновидность неустранимого позиционного конфликта в организации, проявляющегося на уровне личности отдельного работника. Он обусловлен его принадлежностью одновременно к двум или нескольким социальным системам и ролевым позициям: представитель администрации, член коллектива, профессионал, гражданин и т. д. Следует подчеркнуть, что ролевые позиции в организации порождают позиционные конфликты. Позиционный конфликт — это тип неустранимого ролевого конфликта между людьми, группами или подразделениями в организации, который обусловлен противоположностью ролевых (функциональных, профессиональных) позиций и интересов, объективно заложенных в формальной структуре административных организаций. Его условиями выступает жесткая специализация деятельности и разделение труда в организации, определяющие целевую ориентацию субъектов управленческой деятельности и их ролевые позиции.
В теории организации и управления существуют разные точки зрения относительно проблемы позиционного конфликта. Школа социальных систем (например, А. Гоулднер — Gouldner А.) в качестве позиционного конфликта рассматривает: • во-первых, изначальное противоречие между, с одной стороны, характерным для подразделений организации стремлением к автономии, а с другой — стремлением к ограничению автономии подразделений со стороны центра; • во-вторых, противоречие между двумя принципами утверждения власти в организации: принципом компетентности (для функциональных специалистов) и юридическим правом (для линейных руководителей). С точки зрения ситуационного подхода (например, П. Лоуренс, Дж. Лорш — Lawrence P. R., LorschJ. W.) позиционный конфликт между автономными подразделениями (отдел стратегического развития, отдел производства и отдел продаж) в комплексных организациях рассматривается как производный от взаимодействия с различными секторами внешней среды. Другой представитель ситуационного подхода, Дж. Томпсон (Thompson J. D.), описывает тип позиционного конфликта, обусловленный задачами, решаемыми двумя противоположно ориентированными типами подразделений в сложных коммерческих организациях — подразделениями технического ядра (проблема снижения неопределенности, источником которой является технология) и подразделениями буферной зоны (проблема адаптации и снижения неопределенности в сфере отношений с внешним окружением). Способ координации деятельности этих разно-ориентированных подразделений предопределяет тип их организационной структуры.
В ряде случаев позиционный конфликт может рассматриваться не только как правомерное, но и как полезное явление (конструктивный конфликт), поскольку каждая из выполняемых участниками конфликта функций в одинаковой степени важна для организации, а достигаемый в ходе конфликта компромисс позиций может способствовать совершенствованию ее структуры и стратегии. Из-за многообразия причин возникновения конфликта, в том числе конфликта в организации, современные специалисты рассматривают его как «резиноподобное» понятие, которое можно растягивать и использовать в своих целях». Таким образом, в рамках теории организации и управления сложилось два подхода к изучению конфликта в организации: социологический и психологический. В социальных науках конфликты классифицируются по разным основаниям: • по форме проявления они подразделяются на явные и латентные, актуальные и потенциальные; • по длительности — на краткосрочные и длительные; • по остроте — на острые и вялотекущие; • по сфере протекания — на внутриличностные, межличностные (внутригрупповые), межгрупповые (внутриорганизационные), межролевые, межорганизациониые; • по последствиям — на деструктивные, ведущие в снижению эффективности организации, се способности к выживанию и дезинтеграции, и конструктивные, результатами которых являются совершенствование организационной структуры, повышение эффективности, выработка более совершенных стратегий развития; и др.
Ф. Тейлор и М. Вебер видели в конфликтах разрушительные свойства и в своих учениях предлагали меры к «полному» устранению конфликтов из жизни организации. Однако известно, что этого не удалось осуществить на практике. Бихевиористская (поведенческая), а затем и современная школы управления установили, что конфликты ы могут иметь и конструктивные начала. В классической школе конфликт изучался, главным образом, в сферах трудовых отношений между администрацией и рабочими и распределением, при этом он трактовался как негативное явление. Типичными являются представления Ф. Тейлора, который рассматривал конфликт как нарушение гармонии в сфере взаимодействия администрации и рабочих, результат нерациональной организации и оплаты труда. Преодоление конфликта он видел в рационализации деятельности (как исполнителей, так и управленцев) и в создании «справедливой системы оплаты труда». Такой тип конфликта в организации в более поздних моделях производственной организации называется «индустриальным конфликтом» и трактуется как организационный конфликт между работодателем и наемным работником. А. Файоль рассматривал сферы трудовых отношений и распределения как источники возможного возникновения недовольства и конфликта в организации. Возможность разрешения конфликта в сфере трудовых отношений он связывал с таким специфическим качеством руководителя, как справедливость, в сфере распределения — с последовательной реализацией формулируемого им принципа вознаграждения персонала. Однако в работах А. Файоля просматривается еще один тип конфликта в организации, порождаемый объективными процессами разделения труда в организации. Преодоление этого конфликта он видел в реализации принципов централизации управления: единоначалие, единство командования, подавление групповых интересов, иерархия. Возникновение конфликта в организации в рамках школы человеческих отношений трактовалось либо как проекция патологических отношений, сложившихся в современном обществе, на организацию (согласно Э. Мэйо), либо как результат реализации ненаучных принципов управления людьми, не соответствующих природе человека (согласно Д. МакГрегору). С точки зрения последнего, причиной возникновения конфликта в организации является усиливающееся отчуждение работника от администрации, что в свою очередь является следствием внедрения ненаучной системы управления (теория «X»), основанной на жесткой иерархии, формализации деловых отношений, разделении труда, снижении ответственности работника и деинтеллектуализации его труда. Путь к снижению конфликта он видит в обозначении содержания труда рядового работника, повышении его ответственности, снижении уровня формализации деловых отношений. Начало изучения конфликта в организации связано с разработками в области психологической науки. В 30—50 гг. прошлого века конфликт, как правило, изучался в рамках диадической схемы (выделялись только две его стороны: диада — это два взаимодействующих субъекта — два индивида, преследующие свои цели; индивид и организация), при этом исследовались причины его возникновения (многофакторная модель). Внимание сосредоточивалось на внутригрупповых (межличностных) и межгрупповых конфликтах. Так, в рамках теории обмена (обмен вознаграждениями, платеж, потери) Дж. Хомане (Homans G. С.) пришел к выводу, что индивид будет испытывать положительные эмоции и симпатию к другому в том случае, если потери от социального взаимодействия не превышают получаемых от него выгод. И наоборот, если выгода от взаимодействия меньше потерь, то индивид будет демонстрировать агрессию и вступать в открытый конфликт.
В теории организации эта модель конфликта в организации отражена в концепции Ч. Барнарда (Barnard Ch.), получившей название концепции мотивационного баланса (концепция обеспечения баланса между вознаграждением и вкладом). В качестве элемента она вошла и в модели организационного поведения других специалистов, например в концепцию включения работника в организацию, и стимулирования его активности, предложенную Г. Саймоном (Simon II.). В современных теориях организации, базирующихся на социологических представлениях, значение исследований конфликта в организации существенно возросло, а сама организация часто трактуется как конфликтная система. Изменились и методологические основы его изучения. Конфликт рассматривается как многостороннее и многофакторное явление. Конфликтные отношения исследуются не только внутри организации, но и за ее пределами (например, конфликтно-игровой подход в теории организации, теория ресурсной зависимости и др.). Наконец, чтобы эффективно управлять конфликтом в организации, необходимо знать, какие конфликты бывают, как они возникают и протекают, как эти конфликты можно устранить или искусственно породить. Существует несколько эффективных способов (методов, стилей) управления конфликтной ситуацией. Их можно разделить на две категории: Структурные методы разрешения конфликта: • разъяснение требований к работе; • использование координационных и интеграционных механизмов; • установление общеорганизационных комплексных целей; • использование системы вознаграждений. Межличностные стили разрешения конфликтов: • уклонение; • сглаживание; • принуждение; • компромисс; • решение проблемы.
Контрольные вопросы и задания 1. Опишите содержание следующих понятий: «коммуникация», «организационная коммуникация», «коммуникационный процесс». 2. Подробно опишите методологию исследования коммуникаций в организации. 3. Определите значение и функции коммуникаций в организации. 4. Определите точку зрения различных управленческих школ относительно понятия коммуникаций в организации. 5. Дайте общую характеристику коммуникационного процесса. 6. В чем сущность шума и обратной связи для процесса коммуникации в организации? 7. Охарактеризуйте модели коммуникации. 8. Охарактеризуйте коммуникационные сети и стили в организации. 9. Подробно опишите понятие «пространство» коммуникационного процесса. 10. Проблема противоречия и согласия в коммуникационном процессе внутри организации. 11. Какую роль играет понятие «конфликт» в восприятии организационной или управленческой ситуации внутри организации? 12. В чем ценность конфликта для управления организации? 13. Определите поведение человека в конфликтной ситуации. 14. Определите уровни или типы конфликтов в организации. 15. Опишите содержание следующих понятий: «ролевой конфликт», «позиционный конфликт», «индустриальный конфликт», «организационный конфликт». 16. Подробно опишите способы управления конфликтом в организации.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 659; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |