КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Политический анализ в России
В современной России прикладная политология предстает как самая быстроразвивающаяся дисциплина в сравнении с другими направлениями политических наук. Многие политологи непосредственно включились в политический процесс для решения именно прикладных задач. Закономерен и интерес к истории возникновения этой дисциплины в России1. Одним из первых осуществил академическую постановку ряда методологических проблем политологии и социологии А. Стронин, который в капитальном труде «Политика как наука» (1872) разделяет политическое знание на фундаментальную «теоретическую науку» и прикладное «практическое искусство», при этом вторая часть работы носит удивительно современное и вполне прикладное название — «Политическая диагностика и прогностика России». Б. Чичерин в «Курсе государственной науки» (1894—1898) утверждал, что практическая политика не только предваряет и ориентирует разработку политической теории, но, более того, в определенном смысле «политика есть не наука, а практическое искусство, существовавшее задолго до появления какой бы то ни было государственной науки». Эту же линию продолжил Питирим Сорокин, успешно сочетавший качества академического ученого с аналитическими навыками практического политика и эксперта. В 1917 г. в качестве секретаря министра-председателя кабинета он готовит ряд государственных документов, в частности «Политическую программу Временного правительства». В более поздних фундаментальных исследованиях («Система социологии», 1920) П. Сорокин четко разводит фундаментальный и «прикладной» аспекты социальной науки, связав последний с «социальной политикой» — прикладной дисциплиной, которая, опираясь на законы, сформулированные теоретической социологией, давала бы человечеству возможность управлять социальными силами. В советский период политические исследования осуществлялись в дисциплинарных рамках марксистских парадигм «научного коммунизма» и частично «диалектического» и «исторического материализма». Исследования прикладного характера концентрировались в специфических отраслях «стратегии и тактики КПСС» и «организационного строительства» различных институтов советской политической системы; соответствующие курсы читались в специализированных партийных, комсомольских, профсоюзных школах. Тем самым прикладные разработки в области внутренней и внешней политики в советский период оказались перенесены в сферу аналитического обеспечения деятельности партийно-государственных институтов (ЦК КПСС, КГБ и МИД СССР, ЦК ВЛКСМ и т.д.). В силу этого значительная часть прикладного и ситуационного анализа носила тот или иной гриф «секретности» либо предназначалась исключительно «для служебного пользования». Сами исследования в Данной области весьма четко подразделяются на внешнеполитические и внутриполитические, при этом именно прикладные исследования внутриполитических ситуаций в «мире социализма» были практически засекречены, так как выполнялись прежде всего собственными аналитическими структурами КГБ и МВД СССР, ГРУ, военной контрразведки, а также некоторыми подразделениями АН СССР (например, Институтом США и Канады, ИМЭМО, ИНИОН) по заказу партийно-государственных органов. Вместе с тем основная часть разработок в области прикладного анализа относилась к внешней политике и международным отношениям. В данном направлении работали почти все институты Академии наук регионально-страноведческого профиля, которые готовили «памятные записки» и аналитические доклады для партийно-государственных органов (МИД СССР, международного отдела ЦК КПСС и др.). С середины 1970-х годов был опубликован целый ряд статей, сборников и даже монографий по методологии прикладного анализа и прогнозирования внешнеполитических ситуаций, которые в известном смысле образовали основу современных научных тенденций в данной области (среди их авторов — А. Сергиев, А. Кокошин, С. Мелихов, И. Тюлин, М. Хрусталев и др.). В этих работах изучались западные, в первую очередь американские, методики прикладного анализа. Реальному становлению политической науки препятствовала сама практика тоталитарного государства с его единственным политическим субъектом, претендовавшим на выражение интересов всего общества, — КПСС. С началом перестройки изменение общего характера политического процесса вывело развитие прикладной политологии на новый уровень. Для понимания содержания той или иной проблемно-политической ситуации и тенденций ее развития потребовались профессионалы, владеющие специальными методами политического анализа, диагностики, прогнозирования. Целый ряд специалистов из академических и учебных институтов, работавших в советский период в международной и страноведческой областях и овладевших принципами и техникой политического анализа, в постперестроечные годы обратились к анализу внутренней политики (среди них И. Бунин, С. Караганов, А. Салмин, Г. Сатаров и др.) с использованием методик, отработанных за рубежом. В конце 1980-х — начале 1990-х годов в стране было создано немало политологических центров, обеспечивающих информационно-аналитическую поддержку различных государственных и общественных структур: Экспертный институт Российского союза промышленников и предпринимателей (руководитель А. Нещадин), Институт социально-политических исследований РАН (руководитель Г. Осипов), Центр стратегического анализа и прогноза (руководитель Д. Ольшанский), Центр «Индем» (руководитель Г. Сатаров), Аналитический центр С. Кордонского, Институт политических технологий (руководитель И. Бунин). Сама специфика российского политического процесса определяет центральные участки приложения сил политических аналитиков. Политический маркетинг и избирательные технологии — едва ли не самое интенсивно развивающееся направление прикладной политологии в России. Основными направлениями политического анализа в этой области являются типологизирование и моделирование электората, выработка стратегии и тактики избирательной кампании. В числе основных предметов прикладного политического анализа получили широкое распространение исследование и проектирование имиджа политического субъекта. Признанными лидерами в данном направлении являются специалисты политологического центра «Ник-коло М.». Одно из наиболее актуальных направлений прикладной политологии — это исследование конфликтов и проектирование путей их разрешения. В то же время до сих пор самым слаборазвитым участком прикладной политологии остаются обоснование и выбор альтернативных вариантов политических решений. Подобная ситуация продиктована во многом объективными обстоятельствами и особенно закрытостью для аналитиков механизмов принятия решений или эксклюзивным характером таких разработок, выполняемых по контрактам. Важная проблема, непосредственно касающаяся всех, кто занимается прикладным политическим анализом в России, — становление профессионального сообщества. Без такого сообщества не может полноценно развиваться ни одна научная дисциплина; более того, не может быть эффективным влияние специалистов на реальные политические процессы. Научное сообщество как таковое, во-первых, предполагает наличие определенных стандартов исследования и доказательства; отсутствие четких критериев научности мешает отличить профессиональный политический анализ от мистификаций, направленных на манипулирование общественным мнением; во-вторых, требует соблюдения совместно определенных правил игры и этического кодекса, ведь прикладная политология призвана служить не только каким-то элитным группировкам, но и общим интересам складывающегося гражданского общества; гражданская же миссия прикладной политологии состоит в том, чтобы «окультурить» российскую политику в целом, сформировав цивилизованные нормы политического дискурса и поведения1. Современное состояние политического анализа как профессиональной дисциплины, определенное сближение американской и европейской традиций и формирование международного сообщества политических аналитиков во многом определяются поиском ответов на новые запросы времени. Первым серьезным вызовом политическому анализу стало осмысление того факта, что наши интеллектуальные способности измерять неуспех несравнимо выше наших коллективных возможностей обеспечивать успех, воздействуя на поведение людей. Однако чтобы доказать свою практическую значимость, политанализ должен не только производиться, но и применяться. Преодоление этой пропасти требует становления новой специальности, получившей название им-плементации или утилизации политического анализа. Тем самым акцент сдвигается в плоскость употребления политанализа и злоупотребления им. Другой вызов исходит из понимания того, что ясные и четкие решения не становятся продуктом политического анализа, потому что оказывается недостижимым достаточное политическое согласие в отношении целей, равно как и политическое осознание последствий их достижения. Актуальные проблемы публичной политики все больше приобретают характер конфликтов ценностей. Традиционный полита-нализ предполагает существование в обществе широкого ценностного консенсуса в качестве своей предпосылки. Чем шире ценностные разногласия, чем меньше решений, приемлемых для всех участвующих сторон, тем более проблематичным становится знание. Аналитический метод, зависящий от возможности признать большую часть условий равными, чтобы исследовать остальные, оказывается под вопросом. Нарастание ценностного антагонизма и поляризация элит — факторы, диктующие необходимость перемен в политанализе. Должен быть найден ответ на вопрос, который традиционный политанализ воспринимал как данность: как обеспечить согласие людей в отношении основополагающего минимума, делающего возможным коллективное действие? Поиск ответа на него предполагает формирование такого нового направления в политико-управленческих дисциплинах, как политический менеджмент. Технократический подход — понимание задачи менеджера как достижение ясных, непротиворечивых и предопределенных целей — не устраивает приверженцев «политического менеджмента» не только потому, что цели в публичной политике, формулируемые в ходе переговоров, как правило, множественны, противоречивы и расплывчаты. Подобно тому как специалисты в области оценивания политических решений все больше стремятся стать утилизаторами, чтобы их труд не пропадал даром, так и политические менеджеры, стремясь крепче держать в руках свою судьбу, стремятся расширить свою концептуальную гегемонию. Не желая сдавать ни одну из позиций в ремесле политанализа, они хотят стать одновременно и более техничными, и более политизированными, наделяя существующую отрасль прикладного политанализа такими задачами, как формирование политического консенсуса в отношении управленческих целей или обеспечение политической поддержки для их изменения.
Задания на семинар
1. Что общего и что особенного в условиях формирования профессионального политического анализа в США и в России? 2. Существуют ли в современной России факторы и условия формирования и развития профессионального политического анализа? 3. При каких обстоятельствах можно ожидать устойчивого роста спроса на услуги политических аналитиков? В каких областях деятельности? 4. Какую роль играют профессиональные ассоциации, специализированные издания, фонды, независимые рейтинговые службы и иные атрибуты профессионального сообщества в развитии соответствующей профессии и научной дисциплины? 5. В чем причины медленного процесса формирования политико-аналитического сообщества в России? 6. Как вы понимаете словосочетание «инкрементальный политический анализ»? Каким образом данный тип политического анализа взаимосвязан с характером политической системы, культуры, традициями общества? Что является его противоположностью? К какому из двух полюсов ближе российский политический анализ?
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 3927; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |