КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности национальных школ политического анализа
Воодушевленные первыми успехами, прежде всего в области военно-политического планирования, американские аналитики могли бы взять на вооружение централизованный, крупномасштабный, «сверху вниз» направленный подход в духе программного планирования и бюджетирования (PPBS). Однако американская школа политического анализа проделала эволюцию в сторону ориентированного на инкрементальное изменение в противоположность радикальному, ставящее в центр внимания скорее малые проблемы, децентрализованного, «снизу вверх» направленного анализа, предпочитающего иметь дело с множественными предпочтениями, нежели с предпочтением одного «лица, принимающего решение». Одной из причин такого поворота в судьбах политического анализа в США явился системный политический кризис, вызванный войной во Вьетнаме. Разочарованные в проводимой властями политике, многие политические аналитики в конце 60-х годов покинули свои должности в высших органах государственной власти, влившись в новые, негосударственные, коммерческие либо локальные структуры. Вместе с тем основные факторы, предопределившие различия американской и континентально-европейской школ политического анализа, надо искать в социокультурных и политических традициях. Американский политаналитик по природе своей децентрализатор. рместо того чтобы наращивать дополнительную нагрузку на государство, он будет скорее искать возможности высвобождения нереализо-цанных возможностей общества, частной инициативы. В условиях постоянной неопределенности, ограниченности достоверной информации и отсутствия знания он, как правило, отдаст предпочтение скорее малым, чем крупным, проектам, сбору разрозненной информации и небольшим экспериментам, обучению на опыте. Американские школы политического анализа учат инкрементализму, стремясь скорее избежать известных зол, чем достичь великих благ; они воспитывают стиль практически ориентированных и умеренных политических трансформаций в противоположность европейскому стилю большой, дорогостоящей, единообразной и, возможно, необратимой политики. Американский стиль достаточно надежен, принимая во внимание ограниченные интеллектуальные и моральные способности человеческого самосовершенствования. В этом отношении американская школа политанализа в основе своей консервативна- Модели политанализа базируются на существующей ситуации, преодолевая ее рамки только для умеренных улучшений. Американский политанализ локален, ориентирован скорее на части, чем на целое: он фиксирует не всю проблему в ее целостности, но лишь те ее части, над которыми клиент способен осуществлять контроль. Если 90% проблемы лежит за этими пределами, политанализ будет работать над тем, каким образом воздействовать на оставшиеся 10% для получения желаемого результата. Важнейшим фактором и предпосылкой формирования такого типа политического анализа, потребности в нем является стремление к конкуренции в экспертном знании и консультировании. Альтернатив должно быть несколько; они должны исходить из нескольких источников; и в обществе должна быть достаточная дисперсия власти, чтобы конкурирующие источники имели шанс быть услышанными'. Во многом именно различная степень терпимости к независимой рекомендации предопределила зарождение школ политанализа в США, а не в Европе. Традиционно одними из основных характеристик бюрократии считались монополия на экспертизу и гарантия занятости. Движение политанализа в Америке разрушило эту монополию и ослабило гарантию занятости. В каждой значимой области политики в США есть несколько конкурирующих центров анализа. В значительной мере они состоят из тех, кто ранее входил или рассчитывает войти в состав бюрократических структур. Соперничающие группы аналитиков работают в аппарате Конгресса, в комитетах, в мозговых штабах, университетах, разнообразных фондах и институтах. Бюрократия здесь утратила монополию на экспертизу в области не только обороны, но и транспорта, соцобеспечения и здравоохранения. В результате информация о публичной политике — как она осуществляется, почему она должна осуществляться лучше, какие клиентеллы она должна обслуживать дифференцированно, — прежде закрытая, стала достоянием общественности; на место монополии пришла конкуренция. В каждый данный момент одна часть аналитиков (аутсайдеры) критикует то, что делает другая часть (инсайдеры). Поддержка правительства инсайдерами так же необходима, как и критика аутсайдерами. Примерно каждые четыре года многие из них меняются ролями; при этом обе стороны уверены, что продолжение этой конкурентной игры способствует лучшей политике. В отсутствие приверженности к конкуренции как основе независимого, внеправительственного, внепартийного, незаинтересованного мышления Европа не имеет сопоставимых с американскими мозговых центров и школ публичной политики. Европейский политанализ локализован преимущественно в политических партиях и группах интересов. Ставя politics выше policy, европейцы предпочитают жертвовать эффективностью в угоду легитимности. В «третьем мире», где элиты привержены идее экспансии государства, где правящие бюрократии склонны воспринимать себя скорее как «большого работодателя», а не работника, нет повода обращаться к постороннему совету, а соответственно нет потребности в политическом анализе.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1125; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |