КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Становление современного политического анализа
Политический анализ в России Особенности национальных школ политического анализа ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
1.Становление современного политического анализа
Прикладной политический анализ уходит корнями в те исторические времена, когда люди начали сознательно культивировать знания о политике и в интересах политики, выявляя тем самым эксплицитные взаимосвязи между знанием и действием. В этом отношении политический анализ стар, как сама человеческая цивилизация, и включает различные формы исследования — от мистицизма до современной науки. Характерной чертой политического знания независимо от способов его производства является его практическая ориентация: знание является скорее руководством к действию, чем самоценной вещью в себе. Целью политического анализа в историческом плане было обеспечение лиц, принимающих политические решения, информацией, могущей быть использованной в поиске решений практически значимых проблем. Данная широкая формулировка, предлагаемая Уильямом Данном, позволяет рассмотреть различные смысловые значения, которые в прошлом приписывали процессу производства политически значимого знания. Датировать с достаточной степенью точности тот исторический момент, когда политически значимое знание было произведено впервые, представляется едва ли возможным1. Уже во втором тысячелетии до нашей эры в древних государствах Месопотамии, Индии и Египта растущие потребности управления комплексными городскими поселениями и новыми формами социальной организации общества наряду с усиливающимся осознанием взаимосвязи между политическим знанием и действием со временем вызвали к жизни образованную социальную страту, специализировавшуюся в производстве политически значимого знания и отвечавшую за прогнозирование последствий политических решений, например, в области планирования сельскохозяйственных работ или военных действий. Хотя основные способы производства политически значимого] знания и носили преимущественно ненаучный с современной точкы зрения характер, поскольку предполагали обращение к мистицизму ритуалу и оккультным силам в предсказании будущего, тем не менее и! такие процедуры отчасти были связаны с наблюдаемой реальностью' и практическим опытом. Ведь авторитет, а порой и жизнь первых производителей специализированного знания в определенной степени зависели от практических последствий их рекомендаций, а не только oi процедур и ритуалов, посредством которых эти рекомендации были получены. Если же говорить о классических древних источниках, принадлежащих перу Платона, Аристотеля, Каутильи и других мыслителей, сочетавших с Тем или иным успехом философские изыскания с практической вовлеченностью в процесс выработки государственной политики, то они остаются творениями отдельных выдающихся производителей специализированного знания, но не целых классов профессионально подготовленных специалистов, осуществляющих систематическое и глубокое влияние на политический процесс. Историческая эволюция профессионального класса специалистов в различных областях публичной политики, начиная с эпохи европейского Средневековья, классически описана Максом Вебером1. Управление государственными финансами, военное дело и судопроизводство — три основные сферы, в которых профессиональное экспертное знание одержало первую победу над «княжеским самовластием». Придворные писари с гуманитарным образованием, современным аналогом которых является президентский спичрайтер, также осуществляли ограниченное, но значимое воздействие на принятие политических решений. Однако лишь с началом эпохи Просвещения и индустриальной революции в Европе, с конца 18в., производство политически значимого знания приобретает характер относительно самостоятельного вида деятельности, руководствующегося собственными процедурами и сравнительно изолированного от предрассудков и интересов повседневной политической жизни. Под воздействием просветительских идей эта деятельность была подчинена канонам эмпирицизма и научного метода. В XIX в. формируется новая генерация производителей политически значимого знания, делающая ставку на систематический сбор и анализ эмпирических данных. Статистические общества Лондона и Манчестера, образованные в 1830-е годы объединенными усилиями ученых, банкиров и промышленников, стремились заменить традиционные (философско-этические, нормативные) способы мышления по поводу социальных проблем систематическим изучением данных, характеризующих процессы урбанизации и индустриализации и их противоречивые социальные последствия. Аналогичные инициативы имели место во Франции, Германии и Голландии. Увлечение количественными методами исследования сочеталось с озабоченностью идеями социальных реформ: язвы раннеиндустриального европейского общества порождали нестабильность, и лица, принимающие решения(в правительстве, финансовом секторе и нарождающейся фабричной промышленности), нуждались в информации, позволяющей наращивать возможности социального и политического поля в условиях урбанистической и индустриальной экспансии. В этом контексте прикладные общественные науки — сначала в лице статистики и демографии, позже в лице оформившихся дисциплин социологии, экономики, политической науки и государственного управления — развивались в ответ на вызовы практических проблем понимания и контроля усложняющихся социальных систем. Развитие новых методов исследования было движимо не столько стремлением к обретению новых научных «истин», сколько желанием доминирующих социальных групп использовать продукты научного анализа в целях политического и административного контроля1. Качественный скачок в развитии производства политически значимого знания в XX в. обусловлен в первую очередь процессом профессионализации и институционализации данного вида деятельности. Ведущую роль в этой области начинает играть академическое сообщество, представители которого сочетают специализированное обучение и исследование с периодической выработкой практических советов и рекомендаций государственным и общественным институтам на контрактной основе. Наиболее значимый приток профессиональных исследователей в структуры государственной власти приходится на период «нового курса» президента Рузвельта. Новообразованный Национальный совет планирования, укомплектованный в основном выходцами из академической среды, позиционировался в качестве своеобразного «генерального штаба» по сбору и анализу данных, мониторингу государственных программ и формулированию рекомендаций, основанных на углубленном научном исследовании и взвешенном обсуждении альтернативных вариантов. Анализ публичной политики с точки зрения того, что здесь не так, достижение понимания того, как сделать лучше, и обучение этому пониманию — вот, по мнению одного из основоположников политического анализа, А. Вилдавски, основные мотивы, лежавшие у истоков первых американских школ публичной политики и политического анализа2. В 30-е годы XX в. систематическое изучение публичной политики оформилось в лоне государственного управления. Специализированные программы были учреждены при ведущих университетах США, примером чего служит Школа государственного управления в Гарварде, основанная в 1937 г. Инициатива создания школ политического анализа была призвана снять неудовлетворенность традиционным государственным управлением; образцом для подражания служили школы бизнеса: они имели престиж в студенческих кампусах, устойчивые связи с экономической элитой, финансовую поддержку; их выпускники не имели проблем с трудоустройством. Другими словами, школы публичной политики были задуманы как I организации, способные сыграть для госсектора ту же роль, какую школы бизнеса сыграли для частного сектора: выпускать студентов, способных «колонизировать» бюрократические структуры, критиковать то, что эти структуры делали, и по мере возможности улучшать качество политического процесса. С другой стороны, согласно Г. Лассвеллу, концептуальное оформление политико-управленческих наук было в значительной степени стимулировано глубоким кризисом, вызванным двумя мировыми войнами, тем более что немалую роль в возникновении последних сыграли непродуманность и необоснованность политических решений лидеров многих держав мира1. В годы Второй мировой войны и послевоенной экономической реструктуризации политические исследователи были широко востребованы в попытке найти решения новых масштабных проблем — от формирования морального духа военнослужащего до регулирования цен и рационирования продовольствия. Систематическое привлечение научного анализа в планировании военных и внешнеполитических решений получило широкое признание со вступлением человечества в век атома и эпоху «холодной войны». Резко возросшая цена риска такого рода решений, измеряемая порой не только миллиардами долларов, но и миллионами человеческих жизней, качественным образом повысила степень ответственности лиц, принимающих решения в областях военной и внешней политики. В этой ситуации обучение на собственных ошибках стало недоступной роскошью и прогнозирование последствий принимаемых решений перешло в область математического моделирования. Именно на разработке сценариев глобального термоядерного конфликта для Пентагона и Белого дома в 50-е годы XX в. сделал себе имя один из наиболее известных и крупных центров политического анализа в США — Rand Corporation. Значительный импульс становлению политического анализа в 1940—1950-е годы дала деятельность специалистов, весьма далеких от традиционных общественных наук. Военное планирование требовало специализированных знаний инженеров, системных аналитиков и математиков, т.е. людей, чье восприятие политических проблем и решений было аналитическим в строгом смысле этого слова: разложение, или декомпозиция сложных проблем на составные элементы и выявление их взаимоисключающих альтернативных комбинаций, последствия которых могут быть количественно спрогнозированы и оценены с точки зрения достижения поставленных целей. Специфические истоки такого «аналицентризма» во многом способствовали характерному игнорированию специфических социальных, политических и организационных обстоятельств вырабатываемых решений, что представляло собой определенное отклонение от традиции, заложенной в XIX в. и продолженной в веке XX. Тем не менее данная парадигма внесла весомый вклад в развитие профессионального политического анализа в качестве самостоятельной индустрии производства политически-ориентированного знания. Корпорация RAND долгое время оставалась бастионом «аналицентризма», сыграв решающую роль в разработке и распространении в государственном и академическом сообществах таких методов и методик, как системный анализ, система планирования, программирования и бюджетирования (PPBS) и т.д. В то же время оформившееся в послевоенные десятилетия влиятельное «движение политико-управленческих наук» (policy movement) стремилось возродить и продолжить традиции, заложенные М. Вебе-ром, К. Мангеймом, Дж. Дьюи и другими основоположниками современных социально-политических наук. Первым систематическим усилием в формировании политического анализа как самостоятельного направления в рамках общественных наук можно считать сборник под редакцией Д. Лернера и Г. Лассвелла «Политико-управленческие науки: Современные тенденции в предмете и методе»^, вышедший в 1951 г. Во Введении Лассвелл отмечал, что «политико-управленческие науки» (policy sciences) не ограничены традиционными целями научного познания, обладая основополагающей практической ориентацией. Более того, целью таких наук провозглашается не просто содействие принятию более эффективных решений, но также производство знания, «необходимого для совершенствования практики демократии. Другими словами, мы делаем особый акцент на политической науке демократии, высшей целью которой является реализация человеческого достоинства в теории и на практике»2. В 1950—1960-е годы решающую роль в повышении интереса к научным методам анализа и прогнозирования социально-политических процессов сыграл фактор снижения реальных издержек компьютеризации. Возможность конструировать большие модели влекла за собой способность понимания больших национальных проблем посредством измерения (а затем минимизации) потерь в экономической эффектов., ности от различных политических альтернатив. Актуальный общественно-политический спрос на аккумулированные политическим анализом знания применительно к решению насущных социальных проблем расовой дискриминации, бедности, гонки вооружений и загрязнения окружающей среды также оказался значимым фактором, определившим становление этой отрасли политических наук в конце 1960-х — начале 1970-х годов. В 1970-е годы процесс институционализации и организационного оформления политико-управленческих наук вошел в решающую фазу: формируется развитая инфраструктурная сеть, специализированная в npoii3BOfltTBe, критической оценке и распространении политико-управленческого знания. В эти годы появляются новые специализированные журналы, такие, как Policy Sciences, Policy Analysis, Policy Studies Journal. Понятие политический аналитик прочно входит в лексикон отделов кадров государственных, корпоративных и общественных организаций. Если в прошлом, вплоть до 1950-х годов, исследователи и специалисты привлекались к процессу выработки политических решений эпизодически, главным образом в кризисных ситуациях, то в последующие десятилетия профессионалы в области государственного управления, планирования и собственно политического анализа играли институциализированные роли в политическом и академическом сообществах. Политико-управленческие дисциплины превращаются в одну из наиболее динамично развивающихся индустрии знания конца XX в.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2433; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |