Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И стандартизации




Информационное обеспечение в области технического нормирования

Виды технических нормативных правовых актов,

Эволюция стандартизации в систему технического нормирования и стандартизации

Формирование Государственной системы стандартизации Республики Беларусь было начато в 1992г. и осуществлялось на принципах, выработанных Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации стран СНГ, и преемственности ранее действовавшей системы. При этом учитывались условия переходного периода экономики республики к рыночным отношениям, повышение самостоятельности предприятий, свободы выбора организационных форм и методов хозяйствования, необходимость интеграции в мировую экономическую систему.

Созданная в Беларуси система стандартизации, в которой в качестве обязательных требований государственных стандартов определены требования по обеспечению безопасности продукции, работ и услуг для жизни, здоровья граждан и охраны окружающей среды, совместимости и взаимозаменяемости продукции, маркировки, единства методов контроля, была построена с учётом того, что в республике ещё не получило развитие техническое законодательство, устанавливающее требования к группам продукции и услуг. Кроме того, согласно этой системе, политика в области стандартизации определялась органами государственного управления, которые также осуществляли надзор за выполнением требований стандартов.

Вместе с тем в международной практике стандартизация является деятельностью, основанной на консенсусе и проводимой заинтересованными сторонами на принципах открытости и прозрачности в рамках независимых, признанных организаций по стандартизации. Результатом этой деятельности является принятие стандартов, соблюдение которых носит добровольный характер. Наблюдавшееся расхождение между Государственной системой стандартизации и системами стандартизации ведущих европейских стран стало существенным препятствием для вступления Республики Беларусь в ВТО, а также для продвижения отечественной продукции на мировой рынок.

Исходя из перспектив развития стандартизации в мировом масштабе, Госстандарт разработал «Концепцию развития стандартизации в Республике Беларусь», в которой были определены основные меры по переходу от ранее действовавшей системы на систему технического нормирования и стандартизации.

Техническое нормирование направлено на то, чтобы обеспечить на рынке достижение необходимого баланса между интересами потребителя и изготовителя, базирующегося на анализе риска продукции при ее использовании и обеспечении защиты потребителя от опасной продукции.

Главной целью технического нормирования является обеспечение оптимального уровня безопасности при минимальном государственном вмешательстве посредством разработки и применения сбалансированных мер на всем пути движения продукции от изготовителя к потребителю, позволяющих, с одной стороны, предотвратить появление на рынке опасной и фальсифицированной продукции, а с другой – минимизировать технические барьеры для изготовителей.

Задачей государственного регулирования в области технического нормирования является правовое регулирование отношений в области установления (разработки и утверждения), применения и исполнения обязательных технических требований.

С целью перехода на систему технического нормирования и стандартизации был разработан закон Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации», с принятием которого белорусское законодательство в области технического нормирования и стандартизации было приведено в соответствие с положениями Соглашений ВТО по техническим барьерам в торговле (ТБТ) и санитарным и фитосанитарным мерам (СФС) и гармонизировано с законодательством в области стандартизации стран Европейского Союза, России и Украины.

Для исполнения вышеуказанного Закона была разработана и принята программа первоочередных мер по переходу на систему технического нормирования и стандартизации (СТН и С), а также план мероприятий по выполнению данной программы.

Закон «О техническом нормировании и стандартизации» в совокупности с Законом «О защите прав потребителей» составляет законодательную основу проведения работ по стандартизации и техническому нормированию в Республике Беларусь.

 

1.1.6. Правовая основа технического нормирования и стандартизации

в Республике Беларусь

Формирование национального законодательства в Республике Беларусь в области качества обусловило необходимость создания правовых основ защиты интересов потребителя и государства средствами стандартизации, метрологии и сертификации. Правовую базу управления качеством в Республике Беларусь составляют:

1. ЗаконРеспублики Беларусь «О защите прав потребителей», который был утвержден 09.01.2002г. № 90-3. Основное назначение Закона – это правовое регулирование отношений, возникающих между потребителями, изготовителями продукции (работ, услуг), а также предпринимателями при розничной торговле, бытовом подряде, медицинском, гостиничном и иных договорах.

В данном законе определены права потребителей в соответствии с нормами, установленными мировым сообществом и закрепленными в резолюции Генеральной ассамблеи ООН в 1985г., также установлены механизмы реализации прав потребителей, определена процедура восстановления нарушенных или утраченных прав, разъяснены возможности требования возмещения материального и морального вреда, причиненного потребителю изготовителями продукции (работ, услуг) или продавцами.

Основные положения Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей» являются базой для разработки и принятия иных законодательных актов, конкретизирующих его положения применительно к отношениям с участием потребителей.

2. Закон Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации» от 05.01 2004г. № 262-3, основан на положениях Соглашений Всемирной торговой организации, учитывает аспекты систем технического регулирования и стандартизации России, Украины и других стран, а также Европейского Союза.

3. Закон Республики Беларусь «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных актов в области технического нормирования и стандартизации» от 05.01.2004г. № 269-3, принятый и введенный в действие в 2004 году, направлен на совершенствование механизма оценки соответствия с учетом положений Соглашения по техническим барьерам в торговле Всемирной торговой организации (ВТО) и международных принципов. Данный закон определяет правовые и организационные основы оценки соответствия объектов оценки соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации и направлен на обеспечение единой государственной политики при осуществлении оценки соответствия.

4. Закон Республики Беларусь «Об обеспечении единства измерений » от 05.09.1995г. № 3848-XII. Настоящий Закон определяет правовые и организационные основы обеспечения единства измерений в Республике Беларусь и направлен на защиту прав и законных интересов граждан и государства от последствий неточных и неправильно выполненных измерений.

Таким образом, правовое пространство, включающее указанные законы, образует организационно-технический механизм, который дает государству возможность управлять экономикой и создает инструмент регулирования технических барьеров во внешнеэкономической деятельности.

 

принятых в Республике Беларусь

В рамках СТНиС в соответствии с ее принципами предусмотрены следующие технические нормативные правовые акты (ТНПА) (рис. 2), устанавливающие правила, общие принципы или характеристики различных видов деятельности или их результатов:

— технические регламенты;

— технические кодексы;

— стандарты (государственные, международные и межгосударственные, стандарты организаций);

— технические условия.

 

  Разрабатывают
  Утверждают (принимают)
  Технические регламенты
  Технические кодексы
  Технические условия
  Государственные стандарты
  Стандарты организаций
  Органы государственного управления
  Технические комитеты
  Юридические лица и индивидуальные предприниматели
  Органы государственного управления
  Совет Министров
  Госстандарт МСА
  Юридические лица и индивидуальные предприниматели
Рис. 2. Виды ТНПА

1.1.8. Технические регламенты: понятие, структура, уровни и виды

Правила и порядок разработки технических регламентов

Технический регламент – технический нормативный правовой акт, разработанный в процессе технического нормирования, устанавливающий непосредственно и (или) путем ссылки на технические кодексы установившейся практики и (или) на государственные стандарты обязательные для соблюдения технические требования, связанные с безопасностью продукции, процессов ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг.

Технические регламенты принимаются в целях защиты жизни, здоровья и наследственности человека, имущества и охраны окружающей среды, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей продукции и услуг относительно их назначения, качества или безопасности.

Переход на технические регламенты имеет еще одну важную цель – концентрацию в едином документе требований по безопасности, которые в настоящее время установлены в различных документах, в том числе принятых различными органами государственного управления.

Требования, содержащиеся в технических регламентах, должны формироваться исходя из научно обоснованных критериев безопасности

Разработка технических регламентов осуществляется республиканскими органами государственного управления в пределах предоставленных им полномочий.

В соответствии с международной практикой технические регламенты:

— содержат обязательные для соблюдения требования безопасности;

— определяют эксплуатационные характеристики изделия, оставляя право конструктивных решений за изготовителем;

— устанавливают формы и схемы подтверждения соответствия;

— предоставляют изготовителю возможность выбора схемы доказательства соответствия продукции установленным требованиям;

— используют стандарты в качестве доказательной базы;

— регламентируют правила маркировки продукции;

— определяют правила размещения продукции на рынке.

Требования, содержащиеся в технических регламентах, могут быть изменены только путем внесения изменений и (или) дополнений в соответствующий технический регламент.

Технические регламенты могут также включать требования к терминологии, символам, упаковке, маркировке либо целиком быть посвящены этим вопросам.

Технический регламент применяется ко всей продукции одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения. Требования утвержденного (принятого) технического регламента являются обязательными для соблюдения всеми субъектами технического нормирования и стандартизации.

Технический регламент не может быть введен в действие, если отсутствуют методики контроля, измерений и испытаний технических требований, установленных в техническом регламенте.

Устанавливаемые в технических регламентах требования должны основываться на научно – обоснованных критериях. При этом государство берет на себя ответственность за установление приемлемых для общества требований безопасности и правил подтверждения соответствия продукции этим требованиям, определяемых на основе учета риска причинения вреда от ее применения.

Если в качестве критериев выбрать способ изложения требований в технических регламентах, то «условно» технические регламенты можно подразделить на следующие:

− технические требования изложены путем описания конкретных технических требований (сокращенно – Р 1);

− технические требования изложены путем описания общих технических требований (сокращенно – Р 2);

− технические требования изложены в виде ссылок на конкретные государственные стандарты или технические кодексы установившейся практики (сокращенно – Р 3).

Техническому регламенту в процессе государственной регистрации присваивают обозначение, состоящее из индекса ТР, года утверждения, порядкового регистрационного номера (состоящего из трех цифр), присваиваемого Госстандартом, обозначения принадлежности к стране BY, разделенных косой чертой.

Пример: ТР/2004/001/BY.

 

1.1.9. Технические кодексы установившейся практики: понятие, сущность, структура, порядок разработки, проверки, пересмотра, изменения, переиздания и отмены технических кодексов установившейся практики

Технический кодекс установившейся практики (технический кодекс или ТКП) – технический нормативный правовой акт, разработанный в процессе стандартизации, содержащий основанные на результатах установившейся практики технические требования к процессам разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказанию услуг.

Технические кодексы разрабатываются с целью реализации требований технических регламентов, повышения качества процессов разработки (проектирования), производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказания услуг.

Построение, изложение, оформление и содержание технического кодекса – по ТКП 1.1-2004 «Система технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь. Правила разработки технических кодексов установившейся практики» и ТКП 1.5-2004 «Система технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь. Правила построения, изложения, оформления и содержания технических кодексов установившейся практики и государственных стандартов».

Требования технических кодексов к процессам разработки (проектирования), производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказанию услуг основываются на результатах установившейся практики.

Обязательность применения технических кодексов определяют республиканские органы государственного управления в соответствии с их полномочиями, установленными законодательством.

Техническому кодексу в процессе государственной регистрации присваивают обозначение, состоящее из индекса ТКП, порядкового регистрационного номера от Госстандарта, года утверждения и в скобках кода республиканского органа государственного управления, утвердившего технический кодекс.

Примеры: ТКП 43–2004 (09170), ТКП 11.05.01–2004 (02300).

Технические требования, содержащиеся в технических кодексах, не должны противоречить требованиям технических регламентов.

 

1.1.10. Государственные стандарты:

понятие, сущность, содержание, классификация

Стандарт – технический нормативный правовой акт, разработанный в процессе стандартизации на основе согласия большинства заинтересованных субъектов технического нормирования и стандартизации и содержащий технические требования к продукции, процессам ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или к оказанию услуг.

Международный стандарт – стандарт, утвержденный (принятый) международной организацией по стандартизации.

Межгосударственный (региональный) стандарт – стандарт, утвержденный (принятый) межгосударственной (региональной) организацией по стандартизации.

Государственный стандарт Республики Беларусь (государственный стандарт ) – стандарт, утвержденный (принятый) Комитетом по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь, а в области архитектуры и строительства – Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь.

В зависимости от уровня стандартизации все стандарты подразделяются по следующим категориям:

– на государственном уровне – государственные стандарты (СТБ);

– на уровне предприятий – технические условия (ТУ), стандарты организаций (СТП).

На государственном уровне имеется такая разновидность стандартов, как – предварительный стандарт, – это временный документ, который принимается органом по стандартизации и доводится до широкого круга потенциальных потребителей, а также тех, кто может его применить. Цель разработки предварительного стандарта – это ускоренное внедрение в экономику Республики Беларусь международных, региональных и национальных стандартов промышленно развитых стран и их проектов. Предстандарты могут также разрабатываться в целях ускоренного внедрения результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. В качестве предстандартов могут быть приняты: международные, региональные стандарты или национальные стандарты другого государства;

региональный предстандарт; проект межгосударственного стандарта; проект государственного стандарта.

В зависимости от специфики объекта стандартизации и содержания устанавливаемых к нему требований в Беларуси разрабатываются следующие виды стандартов:

Основополагающий содержит общие или руководящие положения для определенной области. Обычно используется либо как стандарт, либо как методический документ, на основе которого могут разрабатываться другие стандарты.

Терминологический – объектом стандартизации являются термины. Такой стандарт содержит определение (толкование) термина, примеры его применения и т. п.

Стандарт на методы испытаний – устанавливает методики, правила, процедуры различных испытаний и сопряженных с ними действий (например, отбор пробы или образца).

Стандарт на продукцию – содержит требования к продукции, которые обеспечивают ее соответствие назначению. Может быть полным или неполным. Полный стандарт устанавливает не только вышеуказанные требования, но также и правила отбора проб, проведения испытаний, упаковки, этикетирования, хранения и т. д. Неполный содержит лишь часть требований к продукции (только к параметрам качества, только к правилам поставки и пр.).

Стандарт на процесс (услугу), – объектом стандартизации выступают соответственно процесс (например, технология производства), или услуга (например, автосервис, транспорт, банковское обслуживание и др.)

Построение, изложение, оформление и содержание технического кодекса осуществляется по ТКП 1.2-2004. «Система технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь. Правила разработки государственных стандартов» и ТКП 1.5-2004 «Система технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь. Правила построения, изложения, оформления и содержания технических кодексов установившейся практики и государственных стандартов».

Стандарты, относящиеся к определенной продукции (включая полуфабрикаты) и к технологическим процессам, принято делить на следующие виды:

— стандарты технических условий (всесторонних технических требований);

— стандарты технических требований;

— стандарты типов и основных параметров (размеров);

— стандарты параметров (размеров);

— стандарты конструкции и размеров;

— стандарты сортамента;

— стандарты марок;

— стандарты правил приемки;

— стандарты методов испытаний (контроля, анализа, измерений);

— стандарты правил маркировки, упаковки, хранения и транспортирования;

— стандарты правил эксплуатации и ремонта;

— стандарты типовых технологических процессов;

— стандарты на методы и средства поверки мер и измерительных приборов.

Стандарты технических условий устанавливают всесторонние технические требования к продукции при ее изготовлении, поставке и использовании (эксплуатации), правила приемки, методы проверки ее качества, требования к маркировке, упаковке, хранению и транспортированию, комплектности, а также гарантии поставщика. Иными словами, этот вид стандартов является наиболее полным для сложных изделий.

Стандарты, устанавливающие требования к конкретным видам (моделям, маркам и т.п.) продукции, содержат дополнительные данные, относящиеся только к этим видам изделий, со ссылкой на стандарты общих технических условий.

Стандарты технических требований устанавливают для определенного вида продукции основные потребительские требования, показатели и нормы, характеризующие эксплуатационные свойства стандартизуемой продукции. В зависимости от вида и назначения продукции могут устанавливаться требования к ее надежности, требования технической эстетики и эргономики (удобство пользования, отделка и др.), требования к исходным материалам, применяемым при изготовлении данной продукции, (сырью, материалам, полуфабрикатам и др.), а также требования к физико-механическим свойствам (прочности, твердости, износоустойчивости и др.).

Стандарт, устанавливающий технические требования, общие для группы (без указания конкретных разновидностей) продукции, называется стандартом общих технических требований.

Назначение стандартов технических требований — установить определенный уровень требований к качеству стандартизуемой продукции.

Стандарты типов и основных параметров (размеров) устанавливают типы стандартизуемой продукции в зависимости от их основных свойств, а также основные параметры (размеры), характеризующие эти типы продукции. Стандарты типов должны учитывать перспективы развития данного вида изделий и содержать не только освоенные в производстве, но и подлежащие освоению типы изделий.

Стандарты параметров (размеров) устанавливают параметрические или размерные ряды продукции по основным потребительским (эксплуатационным) характеристикам, на базе которых должна проектироваться продукция конкретных типов, моделей, марок.

Стандарты конструкции и размеров устанавливают конструктивные исполнения и основные размеры для определенной группы изделий в полях их унификации и обеспечения взаимозаменяемости при разработке конкретных типоразмеров, моделей и т.п.

Стандарты конструкции и размеров деталей, узлов, агрегатов машин и механизмов, а также стандарты на технологическую оснастку и инструмент могут содержать рабочие размеры и технические требования, необходимые и достаточные для изготовления и приемки этих изделий.

Стандарты сортамента устанавливают геометрические формы, размеры продукции (полуфабрикатов).

Стандарты марок устанавливают номенклатуру марок материалов (сырья), их химический состав, потребительские (эксплуатационные) свойства, методы их контроля. Стандарты марок выпускаются на сырье и материалы, которые поставляются потребителям только в виде продукции определенного сортамента. Стандартизация марок материала направлена на сокращение мно­гообразия марок до целесообразного минимума.

Стандарты правил приемки устанавливают порядок приемки определенной группы или вида продукции в целях обеспечения единства при приемке этой продукции по качественным и количественным признакам.

Стандарты методов испытаний устанавливают порядок отбора проб (образцов)

для испытаний, методы испытаний (контроля, анализа, измерений) потребительских характеристик определенной группы продукции в целях обеспечения единства оценки показателей качества.

Государственные стандарты разрабатываются, как правило, техническими комитетами по стандартизации, а при их отсутствии − любыми заинтересованными лицами.

Государственные стандарты основываются на современных достижениях науки, техники, международных и межгосударственных (региональных) стандартах, правилах, нормах и рекомендациях по стандартизации, прогрессивных стандартах других государств, за исключением случаев, когда такие документы могут быть непригодными или неэффективными для обеспечения: национальной безопасности; защиты жизни, здоровья и наследственности человека; охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и энергосбережения; предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей продукции и услуг относительно их назначения, качества или безопасности.

Государственные стандарты в зависимости от объекта стандартизации содержат:

— требования к продукции, процессам ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказанию услуг;

— требования к правилам приемки и методикам контроля продукции;

— требования к технической и информационной совместимости;

— правила оформления технической документации;

— общие правила обеспечения качества продукции (услуг), сохранения и рационального использования ресурсов;

— требования к энергоэффективности и снижению энерго- и материалоемкости продукции, процессов ее производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг;

— термины и определения, условные обозначения, метрологические и другие общие технические и организационно-методические правила и нормы.

Опубликование проектов государственных стандартов осуществляется в официальных изданиях Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь, а проектов государственных стандартов в области архитектуры, градостроительства и строительства — в официальных изданиях Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь. Срок рассмотрения проектов государственных стандартов — не менее 60 и не более 90 календарных дней со дня их опубликования.

Госстандарт присваивает стандарту обозначение, состоящее из индекса СТБ, отделенного от него пробелом, порядкового регистрационного цифрового номера и отделенных от номера при помощи тире четырех цифр года утверждения государственного стандарта.

Примеры: СТБ 1248–2000, СТБ 4.227–2003, СТБ 6.01.2–2001.

Утвержденный государственный стандарт вводится в действие после его государственной регистрации. Срок введения в действие государственного стандарта — не ранее 60 календарных дней со дня официального опубликования информации о его государственной регистрации.

Право официального издания государственных стандартов принадлежит Комитету по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь, а в области архитектуры, градостроительства и строительства — Министерству архитектуры и строительства Республики Беларусь.

Государственные стандарты не должны противоречить требованиям технических регламентов.

Стандарты организаций разрабатывают и утверждают юридические лица или индивидуальные предприниматели самостоятельно и распоряжаются ими по собственному усмотрению.

Стандарты организаций не должны противоречить требованиям технических регламентов.

Стандарты организаций не разрабатываются на продукцию, реализуемую иным юридическим или физическим лицам, или на оказываемые им услуги.

Применение государственных стандартов. Государственные стандарты являются добровольными для применения. Государственные стандарты могут применяться на стадиях разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции, а также при оказании услуг.

Государственные стандарты могут использоваться в качестве основы для разработки технических регламентов, технических кодексов. Государственные стандарты полностью либо частично (или в виде ссылки на них) могут приводиться в тексте технических регламентов, технических кодексов.

Если в техническом регламенте дана ссылка на государственный стандарт, то требования этого государственного стандарта становятся обязательными для соблюдения.

Если производитель или поставщик продукции (услуги) в добровольном порядке применили государственный стандарт и заявили о соответствии ему своей продукции (услуги) (использовав обозначение государственного стандарта или знак соответствия государственным стандартам в маркировке продукции, транспортной или потребительской таре, эксплуатационной или иной документации), а также если продукция (услуга) производителя или поставщика сертифицирована на соответствие требованиям государственного стандарта, соблюдение требований государственного стандарта для них становится обязательным.

Применение международных и межгосударственных (региональных) стандартов. Международные и межгосударственные (региональные) стандарты применяются в Республике Беларусь, если их требования не противоречат законодательству Республики Беларусь. Международные и межгосударственные (региональные) стандарты вводятся в действие в качестве государственных стандартов в порядке, предусмотренном для государственных стандартов.

Пересмотр государственного стандарта по существу является разработкой нового взамен действующего. Такая необходимость пересмотра возникает в случае, если вносимые изменения связаны со значительной корректировкой основных показателей качества продукции и затрагивают ее совместимость и взаимозаменяемость. Отмена стандарта может осуществляться как с заменой его новым, так и без замены.

 

1.1.11. Технические условия: понятие, сущность, структура; правила построения и

изложения технических условий Республики Беларусь

Технические условия – технический нормативный правовой акт, разработанный в процессе стандартизации, утвержденный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем и содержащий технические требования к конкретным типу, марке, модели, виду реализуемой продукции или оказываемой услуге, включая правила приемки и методы контроля.

Технические условия разрабатываются на:

– конкретный тип, марку, модель (модификацию), вид продукции;

– группу однородной продукции, обладающую общими признаками, единством конструкции при различных параметрах и (или) размерах, при некоторых конструктивных различиях отдельных составных частей, при различном расположении и разном количестве одинаковых составных частей в изделии (групповые технические условия);

– конкретный вид услуг;

– группу однородных услуг, обладающих общим целевым и (или) функциональным назначением и общими технологиями и методами предоставления.

Технические условия допускается не разрабатывать на:

– единичную продукцию, выпускаемую по техническому заданию либо документу, его заменяющему (контракт, протокол, эскиз и т.п.), содержащему необходимые и достаточные требования для выпуска продукции и признанному заказчиком и изготовителем;

– составные части изделия, поставляемые заказчику изделия и изготавливаемые по его конструкторской документации;

– запасные части изделия, изготавливаемые по конструкторской документации изготовителя изделия и на его предприятии;

– вещества, материалы и полуфабрикаты, выпускаемые в установленном объеме по прямому заказу (контракт, договор и т.п.) одного предприятия и подлежащие на нем дальнейшей обработке;

– продукцию, предназначенную только для экспорта, если наличие технических условий не предусмотрено контрактом (договором).

Требования, устанавливаемые в технических условиях, не должны противоречить требованиям технических регламентов и законодательных актов Республики Беларусь, распространяющихся на данную продукцию.

Технические условия разрабатываются и утверждаются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями на продукцию (услугу), предназначенную для реализации.

Технические условия, держателем подлинников которых являются другие юридические лица или индивидуальные предприниматели, в том числе юридические лица и индивидуальные предприниматели других государств − участников СНГ, по которым предполагается изготавливать продукцию, могут применяться изготовителями продукции только при наличии у них учтенных копий. Эти технические условия должны быть зарегистрированы в Республике Беларусь.

Обозначение техническим условиямприсваивает разработчик. Обозначение состоит из:

— индекса вида технического нормативного правового акта – ТУ;

— международного буквенного кода Республики Беларусь – BY;

— кода держателя подлинника технических условийпо Единому государственному регистру юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГР) (девять знаков);

— разделительного знака − точка;

— порядкового регистрационного номера технических условийу держателя подлинника (три знака);

— разделительного знака − тире;

— четырех цифр года утверждения.

Пример – ТУ BY 100195503.015-2003

Согласованные и утвержденные технические условия на продукцию и извещения подлежат государственной регистрации.

Информацию о зарегистрированных технических условиях (извещениях) или государственная регистрация которых анулирована публикуют в официальных периодических печатных изданиях Госстандарта.

Технические условия применяют на территории Республики Беларусь предприятия, независимо от форм собственности и подчиненности, и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, в соответствии с договорами и (или) лицензиями на право производства и реализации продукции или оказания услуг. Технические условия применяют при производстве и поставке продукции, оказании услуг, если отсутствуют стандарты на данную продукцию.

Отмена действия технических условий проводится путем аннулирования государственной регистрации технических условий

 

Информационное обеспечение является необходимым условием применения и соблюдения требований технических нормативных правовых актов. Для доступности пользователям информации по техническим нормативным правовым актам Госстандарт публикует следующую официальную информацию:

— каталоги технических нормативных правовых актов;

— каталоги технических условий;

— информационные указатели стандартов (ИУС) и технических условий (ИУТУ);

— непосредственно технические нормативные правовые акты в области технического нормирования и стандартизации (СТБ, ТУ, и др.).

Совокупность технических нормативных правовых актов на бумажных и магнитных носителях, включая все официально утвержденные и изданные или их достоверные копии составляют Национальный фонд технических нормативных правовых актов (НФ ТНПА). НФ образован в 1996 г. Правила ведения фонда установлены в РД РБ0410.46-97. Структура НФ ТНПА представлена на рисунке 3.

 

  Национальный фонд технических нормативных правовых актов
  Государственный информационный ресурс
  Официально изданные
Зарегистрированные технические условия
  Стандарты
  Технические регламенты
Государственный стандарт
Межгосударствен-ный стандарт
Международный стандарт
  Зарегистрированные технические условия
Рис. 3. Национальный фонд технических нормативных правовых актов

Рис.3 Структура НФ ТНПА

Основными задачами НФ ТНПА являются:

– всемерное содействие всем организациям и предприятиям в активном применении в своей деятельности ТНПА по стандартизации;

– оперативное информирование субъектов хозяйствования о наличии, разработке, пересмотре, отмене ТНПА;

В настоящее время в НФ находятся: ТКП, СТБ, ГОСТ Р, ГОСТ, стандарты ИСО и др.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1148; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.13 сек.