Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 2 Лицензирование и сертификация в области обеспечения безопасности информации




Электронный документ как доказательство

С точки зрения правового режима важным является вопрос о возможности использования электронного документа в качестве доказательства.

При возникновении вопроса об авторстве и подлинности под­писи назначается судебная экспертиза. Обычно, когда документ существует в бумажном виде, для установления авторства подпи­си назначается графологическая экспертиза. В случае, если доку­мент представлен в электронном виде, проводится техническая экспертиза.

Юридическая сила электрон­ной цифровой подписи признается при наличии программно-технических средств, обеспечивающих идентификацию подписи и при соблюдении установленного режима их использования.

ГК РФ и ФЗ «Об информа­ции, информационных технологиях и о защите информации» при­знается возможность использования электронно-цифровой подписи для удостоверения электронных документов и существует проце­дура создания бумажных копий, которые имеют одинаковую юри­дическую силу с подлинником, то электронные документы под­падают под традиционное понятие «письменные доказательства».

 

Действенными инструментами государственного регулирования отношений в области защиты информации в условиях рыночных отношений являются процедуры лицензирования и сертификации.

Лицензирование — процедура выдачи на определенный срок спе­циальных разрешений на ведение соответствующих видов деятель­ности — лицензий. Правовые основы деятельности в области ли­цензирования определены Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 128 «О лицензировании отдельных видов деятельности». В соот­ветствии со ст. 4 данного закона к лицензируемым видам деятель­ности относятся такие виды деятельности, «осуществление кото­рых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государ­ства».

Суть лицензирования заключается в разрешении юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям (лицензиатам) заниматься определенными видами деятельности только при со­блюдении обязательных требований и условий. Перечень лицензирую­щих органов утвержден постановлением Правительства Россий­ской Федерации от 26 января 2006 г. № 45.

Лицензии выдаются на определенный срок на каждый конк­ретный вид деятельности. В случае выявления неоднократных или грубых нарушений лицензионных требований и условий лицензи­рующие органы вправе наложить административное взыскание и приостановить действие лицензии, установив срок устранения лицензиатом нарушений. Если в установленный срок лицензиат не устранил указанные нарушения, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

Согласно ст. 17 Федерального закона «О лицензировании от­дельных видов деятельности» в области защиты информации обя­зательному лицензированию подлежат следующие виды деятель­ности:

деятельность по распространению шифровальных (крипто­графических) средств;

деятельность по техническому обслуживанию шифроваль­ных (криптографических) средств;

предоставление услуг в области шифрования информации;

разработка, производство шифровальных (криптографиче­ских) средств, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем, телеком­муникационных систем;

деятельность по выявлению электронных устройств, пред­назначенных для негласного получения информации, в помеще­ниях и технических средствах (за исключением случая, если ука­занная деятельность осуществляется для обеспечения собствен­ных нужд юридического лица или индивидуального предпринима­теля);

деятельность по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации;

деятельность по технической защите конфиденциальной информации;

разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, индивидуальными предпри­нимателями и юридическими лицами, осуществляющими пред­принимательскую деятельность.

Федеральная служба по техническому и экспертному контро­лю (ФСТЭК России) лицензирует деятельность по технической защите конфиденциальной информации.

Федеральная служба безопасности (ФСБ России) лицензиру­ет деятельность:

по разработке, производству, реализации и приобретению в целях продажи специальных технических средств, предназначен­ных для негласного получения информации, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность;

выявлению электронных устройств, предназначенных для не­гласного получения информации, в помещениях и технических средствах (за исключением случая, когда указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

распространению шифровальных (криптографических) средств;

техническому обслуживанию шифровальных (криптографи­ческих) средств;

предоставлению услуг в области шифрования информации;

разработке и производству шифровальных (криптографиче­ских) средств, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем, теле­коммуникационных систем.

Лицензированием деятельности по разработке и (или) произ­водству средств защиты конфиденциальной информации занима­ется ФСТЭК России, а в части разработки и (или) производства таких средств, устанавливаемых на объектах высших органов госу­дарственной власти — ФСБ России.

Еще один вид деятельности, подлежащий обязательному ли­цензированию, это деятельность, связанная с использованием и защитой сведений, составляющих государственную тайну.

Лицензия на осуществление указанных выше видов деятельно­сти выдается после обязательного проведения следующих предва­рительных мероприятий.

Специальная экспертиза предприятия, организации или уч­реждения, целью которой является проверка выполнения ряда условий, таких как:

соблюдение требований нормативно-методических докумен­тов по режиму секретности, противодействию иностранным тех­ническим разведкам и защите информации от утечки по техниче­ским каналам;

наличие в структуре предприятия подразделения по защите государственной тайны и необходимого числа специально подго­товленных сотрудников для работы по защите информации, уро­вень квалификации которых достаточен для обеспечения защиты государственной тайны;

наличие на предприятии средств защиты информации, име­ющих сертификат, удостоверяющий их соответствие требованиям по защите сведений соответствующей степени секретности.

Государственная аттестация руководителей, ответственных за защиту сведений, составляющих государственную тайну.

Органами, уполномоченными на ведение лицензионной рабо­ты по допуску предприятий к проведению работ, связанных с ис­пользованием сведений, составляющих государственную тайну, являются: ФСБ России — в части работ, осуществляемых на тер­ритории Российской Федерации, и Служба внешней разведки Рос­сийской Федерации (СВР России) — в части работ, осуществляе­мых за рубежом.

В соответствии со ст. 29 Федерального закона «О связи» «дея­тельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии». Лицензирующим органом в области услуг связи является Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации (Мининформсвязи России).

Согласно положениям федеральных законов «Об электронной цифровой подписи» и «О лицензировании отдельных видов дея­тельности» лицензированию подлежит деятельность по предо­ставлению услуг в области электронной цифровой подписи. Ли­цензирующим органом является Федеральное агентство по ин­формационным технологиям, подчиненное Мининформсвязи России.

 

Еще одним высокоэффективным средством государственного контроля является под­тверждение соответствия продукции, процессов производства, эксплуатации, работ, услуг или иных объектов установленным требованиям (техническим регламентам, стандартам или услови­ям договора).

Основным нормативным правовым актом в области подтверж­дения соответствия вообще и сертификации в частности является Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техниче­ском регулировании».

Законодательно установлены два вида подтверждения соответ­ствия — добровольное и обязательное.

Добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации (ст. 21 Федерального закона «О техни­ческом регулировании»).

Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах декларирования соответствия и обязательной сертифика­ции. Применительно к рассматриваемым проблемам в настоящее время осуществляется только обязательная сертификация.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О техническом регулировании» процедуру сертификации осуществляет незави­симая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация — орган по сертификации, т.е. юри­дическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккреди­тованные в установленном порядке для выполнения работ по сер­тификации.

Документом, подтверждающим соответствие продукции уста­новленным требованиям (техническим требованиям, стандартам) или условиям договора является сертификат соответствия, выда­ваемый на срок, установленный соответствующим техническим регламентом.

Тех­нические средства, предназначенные для обработки информации, содержащейся в государственных информационных системах, в том числе программно-технические средства и средства защиты ин­формации, должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.

Одним из условий получения лицензии для осу­ществления работ со сведениями, составляющими государствен­ную тайну, является наличие на предприятии сертифицирован­ных средств защиты информации. К средствам защиты информа­ции относятся технические, криптографические, программные и другие средства, а также средства, в которых они реализованы, и средства контроля эффективности защиты информации.

Устанавливается обязательность сертификации средств электрон­ной цифровой подписи, используемых в открытых информацион­ных системах, которую осуществляет Федеральная служба техни­ческого и экспертного контроля.

Кодекс Российской Федерации об административных правона­рушениях содержит ряд соответствующих статей, устанавливаю­щих ответственность за нарушения в области сертификации и ли­цензирования:

ст. 13.6 устанавливает ответственность за использование не- сертифицированных средств связи либо предоставление несертифицированных услуг связи, если законом предусмотрена их обяза­тельная сертификация;

ст. 13.11 — за нарушение установленного законом порядка сбо­ра, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных);

ст. 13.12 — за нарушение правил защиты информации, а имен­но: нарушение условий, предусмотренных лицензией на осуще­ствление деятельности в области защиты информации; использо­вание несертифицированных информационных систем, баз и бан­ков данных, а также несертифицированных средств защиты ин­формации, подлежащих обязательной сертификации (за исключе­нием средств защиты информации, составляющей государствен­ную тайну); нарушение условий, предусмотренных лицензией на проведение работ, связанных с использованием и защитой ин­формации, составляющей государственную тайну, созданием средств, предназначенных для защиты информации, составляю­щей государственную тайну, и осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите информации, составляющей го­сударственную тайну;

ст. 13.13 — за незаконную деятельность в области защшТы инфор­мации, проявившуюся в виде: занятия видами деятельности в облас­ти защиты информации (за исключением информации, составляю­щей государственную тайну) без получения в установленном поряд­ке обязательной лицензии; занятия видами деятельности, связанной с использованием и защитой информации, составляющей государ­ственную тайну, созданием средств, предназначенных для защиты информации, представляющей государственную тайну, и осуществ­лением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите информа­ции, составляющей государственную тайну, без лицензии;

ст. 19.19 — за нарушение обязательных требований государ­ственных стандартов, правил обязательной сертификации, нару­шение требований нормативных документов по обеспечению един­ства измерений.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 3856; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.