Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Произведения, пользующиеся охраной




Стокгольмская конференция 1967 г.

Брюссельская конференция 1948 г.

Римская конференция 1928 г.

Берлинская конференция 1908 г.

Вопрос 1 Международное право в сфере защиты информации

Тема 5 ЗАЩИТА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

В последнее время в отечественной прессе все чаще стали появ­ляться статьи о нарушении прав интеллектуальной собственности. Сложившееся положение угрожает международному престижу России, мешает ее вступлению в международное экономическое сообщество.

До середины прошлого столетия авторское право не существо­вало как таковое. Право собственности могло распространяться лишь на конкретные овеществленные произведения искусства (карти­ны, скульптуры и т. п.). Начиная с середины XIX в. авторское пра­во становится самостоятельной формой собственности — произ­ведения интеллектуального труда стали отвечать всем признакам товара.

Бернская конвенция «Об охране литературных и художествен­ных произведений» 1886 г. Соглашение было подписано девятью государства­ми: Бельгией, Великобританией, Испанией, Италией, Либерией, Гаити, Тунисом, Францией и Швейцарией. Конвенция вступила в силу 5 декабря 1887 г.

Парижская конференция 1896 г. 15 апреля 1896 г. в Париже состоялась первая конференция по изменению Конвенции 1886 г.

Что касается России, то она присоединилась к Бернской кон­венции лишь спустя почти 100 лет после ее первого опубликова­ния, в ноябре 1994 г.

Всемирная конвенция об авторском праве

Можно выделить ряд основных объектов международного ав­торского права.

Литературные произведения составляют значительную часть объектов авторского права. Особенность их в том, что мысли, чув­ства, идеи и образы выражаются посредством слова в оригиналь­ной композиции и оригинальном изложении.

В структуре литературного произведения выделяются тема, ма­териал, идеология, образная система, сюжет, язык, заглавие.

Эти элементы литературного произведения разделяются на юридиче­ски безразличные, т.е. тема, материал, сюжет, идейное содержа­ние, и юридически значимые — образная система и язык. Исполь­зование значимых элементов произведения в ряде случаев требует согласия автора.

Литературная обработка — особый объект авторского права. Она представляет собой музыкальную или литературную обработку произведений авторов, которые в силу некоторых причин (отсут­ствие навыков и др.) не в состоянии сами привести свое произве­дение в законченный вид. Кроме того, обработке могут подвер­гаться народные произведения, произведения неизвестных авто­ров и т.д. Записанный и обработанный литературный материал отвечает требованиям, предъявляемым законом к литературным и музыкальным произведениям.

Музыкальные произведения выражаются в сочетании звуков, об­разующих мелодию и связанных ритмом и гармонией. Они имеют форму ораторий, симфоний, песен и т. п. Кроме музыкальных про­изведений существуют также музыкально-драматические произве­дения, которые создаются на литературно-драматической основе (либретто) и исполняются на сцене в виде опер, балетов, оперетт.

Музыкальные произведения записываются композитором осо­быми знаками, позволяющими фиксировать его творческий замы­сел. Нотная запись музыкального произведения образует клавир, представляющий собой переложение музыкального произведения для фортепиано, или же партитуру, содержащую все партии мно­гоголосного музыкального произведения. Музыкальное произве­дение может фиксироваться также на аудионосителях (кассеты, компакт-диски и т.п.).

Обработка чужих произведений, оркестровка, переложение от­носятся к объектам авторского права, если они содержат элемент творчества.

Хореографические произведения, или пантомимы, — произведения искусства, создаваемые при помощи пластических движений че­ловеческого тела. В сочетании с музыкой хореографическое произ­ведение образует музыкально-сценическое произведение. В связи с тем, что хореографические произведения довольно сложно за­крепить с помощью каких-то особых знаков на бумаге, для этих целей, как правило, используют фото-, кино- и видеозапись.

Произведения изобразительного искусства — это произведения живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного ис­кусства и т.п. Художники, скульпторы создают оригинальные про­изведения, которые могут воспроизводиться путем изготовления копий либо самими авторами, либо иными лицами.

Архитектурные произведения (проекты) также являются объек­тами авторского права. Они представляют собой синтез инженер­ного искусства, бионики, живописи, скульптуры, науки, архи­тектуры. В них слиты наука, техника, искусство. Эскизный архи­тектурный проект, в котором воплощается замысел автора, со­держит решения будущего произведения, внутреннее развитие его сочлененных пространств, их объемы, фактуру и цвет. На основе эскизного архитектурного проекта строятся здания, сооружения, комплексы и т. п.

Аудиовизуальные произведения — достаточно широкая категория, охватывающая многообразные произведения для кино, телевиде­ния, радио, интерактивных сетей и т.п.: сценарии, сценарные пла­ны, тексты песен, кинофильмы, телепередачи, радиопередачи, заставки и многое другое. Данная категория произведений, как правило, закрепляется на аудио-, кино- и видеоносителях (плен­ка, кассеты, цифровые носители и т.п.).

Программные продукты для средств вычислительной техники могут представлять собой как отдельные прикладные программы (текстовые редакторы, компиляторы и т.п.), так и базы данных, энциклопедии, мультимедийные программы. Кроме того, особен­ность этой категории заключается в том, что в программах для ЭВМ может иметь место использование других объектов авторско­го права, это могут быть произведения литературы, музыкальные произведения, произведения изобразительного искусства, кине­матографии, а также многое другое. В связи со стремительным про­грессом в области использования вычислительной техники зако­номерно ожидать появления новых норм внутригосударственного и международного права, направленных на разрешение множе­ства коллизий.

Все вышеперечисленные объекты международного авторского права можно отнести к категории оригинальных произведений, создаваемых авторами. Кроме них конвенционной охране подле­жат также зависимые произведения, возникшие на основе существу­ющих оригинальных произведений. Эти произведения появляются в результате перевода, переделки, составительства.

К объектам авторского права относятся сборники произведений. В сборники могут включаться произведения, не являющиеся пред­метом чьего-либо авторского труда (законы, статистика, судебные решения и т.д.), а также произведения отдельных авторов. Твор­ческий характер труда составителя заключается в подборе и распо­ложении материала. Авторское право составителя сборника не мо­жет мешать другому лицу самостоятельно систематизировать, об­рабатывать и выпускать в свет те же произведения.

Научное произведение — это определенная система понятий. На­учное произведение может быть выражено в форме учебника, мо­нографии, статьи и т.д. Существуют и другие формы воплощения научных произведений: чертежи, планы, эскизы, модели, ком­пьютерные программы, различного рода карты и т.п.

Основное отличие авторского права от режима правовой охра­ны других результатов интеллектуальной деятельности состоит в том, что произведение литературы, науки и искусства становится объектом авторского права в силу самого факта его создания авто­ром без какой-либо регистрации, оформления или соблюдения иных формальностей.

Субъекты авторского права

Субъектами авторского права выступают лица, создавшие твор­ческим трудом произведения литературы, науки и искусства (ав­торы).

Возникновение субъективных авторских прав у гражданина не зависит от возраста, имущественного положения, места созда­ния и выпуска произведения в свет и т.п. Субъектом авторских прав может стать даже человек, признанный судом недееспособ­ным (например, по причине душевной болезни).

Иностранный гражданин может быть субъектом российского ав­торского права, если его произведение впервые выпущено в свет на территории страны либо не выпущено, но находится на ее терри­тории в какой-либо объективной форме.

Наряду с авторами произведений к субъектам авторского права относятся лица (граждане и организации), которые не участвуют в творческом создании произведений литературы, науки и искусст­ва. Их называют правопреемниками.

Как правило, автором того или иного произведения выступает одно лицо, которое создало его творческим трудом. Однако в ра­боте над произведением литературы, науки и искусства могут быть объединены усилия нескольких лиц — соавторов.

Особое место в международной системе охраны авторских прав занимают обладатели так называемых смежных прав. Это новое понятие для нашего права, а в некоторых странах понятие «обла­датели смежных прав» вообще не используется.

К такого рода субъектам относится достаточно широкий круг лиц, таких как режиссеры, актеры, исполнители, продюсеры и т.п.

Права обладателей авторских прав

Автором произведения признается гражданин, творческим тру­дом которого оно создано.

Автору произведения принадлежит исключительное право на свое произведение, включающее:

право авторства;

право на имя;

право на неприкосновенность произведения;

право на опубликование произведения;

право на использование произведения (право осуществлять или разрешать его воспроизведение любыми способами — в печа­ти, путем публичного исполнения, передачи в эфир, в видео- и звукозаписи, по кабельному телевидению, с помощью спутни­ков, иных технических средств; перевод, переработку произведе­ния; распространение экземпляров воспроизведенного произведе­ния; реализацию архитектурного и дизайнерского проекта и т.п.);

право на вознаграждение за разрешение использовать и ис­пользование произведения.

К наследникам автора переходит право охраны неприкосно­венности произведения, право осуществлять или разрешать его опубликование или использование, а также право на получение вознаграждения за разрешение использовать или использование произведения.

К иным правопреемникам автора, в том числе юридическим лицам, может переходить только право на использование произ­ведения.

Обладатели «смежных прав» имеют следующие права.

Исполнителям-артистам, режиссерам-постановщикам и дириже­рам принадлежит право на имя, право на защиту постановки и исполнения произведения, право осуществлять или разрешать ис­пользование постановки и исполнения и право на вознаграждение. Запись исполнения, трансляция и иное использование могут про­изводиться только с согласия исполнителя.

Лицу, создавшему звуко- и видеозапись, принадлежит право осу­ществлять или разрешать ее воспроизведение. Использование звуко- и видеозаписи допускается только с разрешения этого лица или его правопреемника (правообладателя).

Право на звуко- и видеозапись включает право ее воспроизве­дения любыми способами, право ее публичного распространения, в том числе передачи за границу, а также право на защиту от им­порта и распространения экземпляров записи без разрешения пра­вообладателя. Если право собственности на экземпляр звуко- или видеозаписи принадлежит не ее создателю, то исключительное право коммерческого проката сохраняется за лицом, создавшим звуко- или видеозапись.

Организациям эфирного вещания принадлежит право разрешать другим организациям ретрансляцию, запись и воспроизведение их передач. Организациям публичного вещания принадлежит также право разрешать публичное воспроизведение телевизионных пере­дач, если оно производится за плату в местах, доступных неопре­деленному кругу лиц.

Создатели звуко- и видеозаписей, организации эфирного вещания осуществляют свои права в пределах прав, полученных по договору с автором и исполнителем, а организации эфирного вещания — также без ущерба правам создателей звукозаписи.

Исполнители осуществляют свои права с соблюдением прав авторов исполняемых ими произведений.

Вопрос 2 Защита авторских и смежных прав в законодательстве Российской Федерации

 

Под интеллектуальной собственностью в российском законо­дательстве понимается совокупность исключительных прав на ре­зультаты интеллектуальной деятельности, а также на некоторые иные приравненные к ним объекты, такие как средства индивиду­ализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции (работ, услуг).

Понятие «интеллектуальная собственность» включает в себя не только авторские права и права на промышленную собственность, но и права на средства индивидуализации товаров и услуг. Кроме этого, имеются специальные законы о специфичных объектах ин­теллектуальной собственности — топологии интегральных микро­схем и селекционных достижениях.

Под интеллектуальной соб­ственностью иногда понимают нематериальные объекты авторского и патентного права, иногда их еще называют «промышленная соб­ственность» или «литературная собственность».

Авторское и патентное права, специфическим объектом кото­рых как раз и является творческое произведение, регулируют дан­ные отношения настолько своеобразно, что становится невоз­можным даже проведение аналогий между нормами о праве соб­ственности и нормами об интеллектуальных правах.

Право интеллектуальной собственности не является разновид­ностью права собственности. Это два различных правовых инсти­тута. Под интеллектуальной собственностью понимаются исклю­чительные права на результаты интеллектуальной деятельности, т.е. на нематериальные объекты, тогда как право собственности относится к вещным правам.

Можно выделить две основные группы исключи­тельных прав в зависимости от характера объектов этих прав.

Первая группа охватывает права «промышленной собствен­ности» («промышленные права»), под которыми понимаются ис­ключительные права на результаты интеллектуальной деятельно­сти, используемые в производстве, а также на охраняемые за­коном символы и обозначения, используемые в торговом обо­роте (товарные знаки, наименования мест происхождения то­варов и др.).

Защита прав промышленной собственности основывается на системе патентной охраны, закрепляющей исключительные права за патентообладателем. Патенты Российской Федерации на изоб­ретения и промышленные образцы, а также свидетельства на по­лезные модели, товарные знаки, наименования мест происхожде­ния товаров выдаются в установленном законом порядке Россий­ским агентством по патентам и товарным знакам (Роспатентом).

Вторая группа охватывает исключительные права на объек­ты авторского права, которые не требуют специальной регистра­ции. Новое российское законодательство значительно расширило сферу действия авторского права. Наряду с охраной традиционных объектов (произведений науки, литературы, искусства) теперь охраняются также смежные права (исполнителей произведений, права на фонограммы, постановки, передачи эфирного и кабель­ного вещания). Система охраны произведений литературы распро­страняется также на программы ЭВМ и базы данных.

При этом творчество не следует полностью отождествлять с интеллектуальной деятельностью, имеющей рационально-материальную основу, хотя, разумеется, творчество — часть (вид) интел­лектуальной деятельности.

В целях обеспечения защиты авторских, издательских, иных прав на интеллектуальную собственность принят пакет специальных законов:

Патентный закон (охватывающий отношения, связанные с созданием, использованием и охраной изобретений, полезных моделей и промышленных образцов);

«О товарных знаках, знаках обслуживания и наименовании мест происхождения товаров»;

«О правовой охране программ для электронных вычислитель­ных машин и баз данных»;

«О правовой охране топологий интегральных микросхем»;

а также Закон «Об авторском праве и исключительных правах» от 9 июля 1993 г.

Защита прав на результаты интеллектуальной деятельности осу­ществляется в судебном (общем) и административном (специаль­ном, применяемом в прямо указанных законом случаях) порядке.

Действующий Уголовный кодекс РФ 1996 г. предусматривает уголовную ответственность за преступления в сфере интеллекту­альной собственности по ст. 146 «Нарушение авторских и смежных прав», ст. 147 «Нарушение изобретательских и патентных прав», ст. 180 «Незаконное использование товарного знака».

Информация, являющаяся результатом интеллектуальной дея­тельности, может охраняться и с позиций правового режима ком­мерческой или служебной тайны (например, сведения о техноло­гии производства, внедрении изобретений). Служебная или ком­мерческая тайна обладает наибольшей универсальностью среди других объектов интеллектуальной собственности, поскольку под понятие служебной или коммерческой тайны могут быть подведе­ны самые разнообразные сведения, связанные с производствен­ной, управленческой, финансовой и другой деятельностью.

Кодексом РФ об административных правонарушениях 2001 г. предусмотрена административная ответственность за нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав (ст. 7.12 КоАП РФ). Помимо физических и должностных лиц административную ответственность несут и юридические лица.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 846; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.