Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Региональный бюджет и его роль в проведении региональной экономической политики. Причины дефицита регионального бюджета и пути его ликвидации

Финансовая система региона. Региональный бюджет. Региональная финансовая политика.

 

Бюджетная система региона включает в себя консоли­дированный бюджет и внебюджетные фонды.

Консолидированный бюджет региона включает в себя непосред­ственно сам бюджет региона, бюджеты городов регионального подчинения, а также консолидированные районные бюджеты, каждый из которых объединяет административно входящие в со­став района бюджеты местных органов власти.

 

Региональный бюджет — инструмент прямого активного вмешательства государственных органов региона в процесс соци­ально-экономического развития региона: его производственной и социальной сфер.

На всех уровнях территориальной системы главным источни­ком финансирования социальных и природоохранных мероприя­тий, создания социально справедливых условий для проживания на данной территории является региональный бюджет, основным источником пополнения которого служат налоги.

Реализация на практике принципа экономической самосто­ятельности региона существенно меняет роль регионального бюджета в финансовом обеспечении региональных программ со­циально-экономического развития. Во-первых, этот бюджет ста­новится основным источником финансирования развития соци­альной сферы и инфраструктурного обустройства территории. Во-вторых, доходная часть регионального бюджета реально ста­вится в зависимость от эффективности хозяйственной деятель­ности на территории. Причем у региональных органов власти. Появляются рычаги воздействия на общеэкономическую обста­новку в регионе и возможности активизации предприниматель­ской деятельности.

К таким рычагам, прежде всего, относятся арендные платежи за используемую территорию и помещения, налоги на доходы кооперативов и малых предприятий, местные налоги. Доходная часть формируется за счет распределения и перераспределения созданного ВРП. Она включает платежи из прибыли предприятий и организаций, налог на добавленную стоимость, налоги с населения, средства, выделяемые региону при перераспределении ресурсов, остающихся у предприятий и организаций, а также при перераспределении средств вышестоящих бюджетов.

На выбор рациональной экономической политики региона существенное влияние оказывают объективно складывающиеся отношения между уровнем ставок налогообложения и фактическим поступлением налогов в бюджетную систему региона. Эта связь исследована американским экономистом Артуром Лаффером.

Кривая Лаффера — зависимость между налоговыми ставками и объемом налоговых поступлений, а также выявляющая налого­вую ставку, при которой налоговые поступления достигают мак­симальных значений. А.Лаффер построил количественную зави­симость между изменением налоговых ставок и доходами бюджета в виде параболической кривой: по мере роста ставки налога от нуля до 100% налоговые поступления также увеличиваются до некоторого максимального уровня, затем их рост несколько замедляется, и далее следует либо плавное снижение налоговых поступлений, либо их резкое падение. По его оценкам, допустимой предельной ставкой налоговых изъятий можно считать 30% от суммы дохода.

 

Бюджетный дефицит - превышение расходов бюджета над его доходами. Сущность регионального бюджета определяется социально-экономическим строем, природой, задачами и функциями региона.

Дефицит бюджета не должен превышать 15% расходной части местного бюджета, 10% доходной части, с учетом поступлений из вышестоящих бюджетов

Дефицит подразделяется на структурный и циклический. Структурный дефицит представляет собой вычисленную разность между текущими расходами и доходами в предположении некоторого фиксированного (естественного) уровня безработицы (например, 6%). Когда экономика входит в период спада, то поступления от налогов сокращаются, а социальные и иные выплаты растут (безработица выше базовой). Разность между реально наблюдаемым дефицитом и структурным дефицитом называется циклическим дефицитом.

В теории различают также активный и пассивный дефициты.

Первый возникает в результате превышения расходов. Он может быть связан с ростом инвестиций в новое производство, что ведет к созданию рабочих мест, увеличивает занятость и уровень дохода населения. Всё это в конечном счете ведет к экономическому росту.

Второй – в связи со снижением налоговых и прочих поступлений (из-за замедления экономического роста, недоплат).

Дефицит региональных бюджетов возникает, т.о. из-за дисбаланса между доходами и расходами:

· Вертикального (субъектам федерации не хватает средств, чтобы финансировать какую-либо деятельность, которую они должны финансировать)

· Горизонтального (одним регионам хватает финансовых средств, чтобы финансировать государственные услуги, а другим не хватает)

 

Следовательно, нужна помощь бюджетам нижестоящих уровней (дотации, субсидии, субвенции)

Существует несколько путей решения проблемы дефицита ре­гионального бюджета: эмиссия ценных бумаг, привлечение внебюд­жетных фондов, заимствования из федеральной финансовой сис­темы и др.

А. Эмиссия ценных бумаг, по существу, означает переложение проблемы неплатежеспособности региональных органов власти на субъектов, имеющих финансовые средства. Это осуществляется путем выпуска ценных бумаг, а именно векселей, для решения проблемы текущей неплатежеспособности, акций и облигаций для решения проблемы недостатка инвестиционных ресурсов.

Перспективы вексельного обращения в регионах страны тес­но связаны с формированием единого рынка ценных бумаг, од­ним из принципов функционирования которого должно стать вза­имное признание и принятие в бюджет в качестве налогов региональных ценных бумаг. Для этой идеи потребуется создание банков с широкой филиальной сетью, надежность и платежеспособность которых не будут вызывать сомнений.

Б. Привлечение внебюджетных фондов означает заимствование необходимого объема финансовых средств из доступных регио­нальным органам источников. К числу внебюджетных фондов относятся: пенсионный фонд, фонд занятости, фонд социального страхования и фонд медицинского страхования.

Основные направления расходования средств пенсионного фонда определяются в соответствии с задачами, изложенными в его уставе.

В структуре средств фонда занятости предусматривается, в частности, финансовая помощь работодателям в целях создания новых рабочих мест.

Главным отличием фонда социального страхования от других фондов является использование средств в основном страхователя­ми: удельный вес этих расходов составил более половины общей суммы расходов.

В. К числу других источников заимствования региональной ад­министрацией средств для решения своих финансовых проблем относятся заимствования из федеральной финансовой системы, а также зарубежные заимствования.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Субъекты государственного регулирования регионального развития | Специфика России: Это вопрос 27! См ниже
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1698; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.