КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Культура нового времени
КУЛЬТУРА ВОЗРОЖДЕНИЯ Особенности культуры Средневековья Три силы, определившие культуру Средневековья СРЕДНЕВЕКОВАЯ КУЛЬТУРА Противоречия античной культуры 1. Чувства и разум Мир — чувственно воспринимаемое, наблюдаемое; страх перед бесконечностью; зрелищность — воздействие на чувства. В то же время стремление к логическому рассуждению, абстракции; разум — высший арбитр, главная сила, управляющая миром. 2. Судьба и борьба Судьба человека полностью предопределена богами, никто не в силах изменить свою участь. Но герой, осмелившийся бросить вызов судьбе, способный нарушить предписание, вызывает восхищение (древнегреческая трагедия). 3. Социальность и индивидуальность Человек — существо общественное, политическое; слабое представление о своеобразии человеческой личности. Позднее — рост интереса к индивидуальности, отвержение принципа «социальное выше индивидуального» (Сократ). С V по XV век ♦ Традиции греко-римской культуры. ♦ Дух варварства. ♦ Христианство — новое духовное основание европейской культуры. ♦ Восприятие всего через призму религии, Бог превыше всего, монашество («молящиеся») — самый почетный труд («воюющие» и «трудящиеся» ниже). ♦ Проповедь ничтожности разума человека, греховности плоти. ♦ Мистицизм, иррационализм. ♦ Культ аскетизма. ♦ Искусство направлено на религиозно-церковные нужды. ♦ Образование — религиозный характер, грамотность — редкое явление, университеты с XIIвека — преподавание на латыни. ♦ В науке — господство схоластики, строгий контроль церкви; разделение «истин разума» и «истин веры»; крайне редкое обращение к наблюдению и эксперименту. ♦ Сохранение пережитков язычества. Периодизация: XIV век — Треченто, Проторенессанс. XV век — Кватроченто, высокое Возрождение. XVI век — Чинквеченто, позднее Возрождение. ♦ Возрождение античных традиций в зодчестве, живописи, скульптуре после средневекового упадка изобразительного искусства. ♦ Гуманизм: человеческая личность в центре внимания, восхищение духовной и телесной красотой человека; разрушение культа аскетизма. ♦ Реформация — возникновение протестантизма; ответом было усиление инквизиции, приведшее к упадку культуры Возрождения. ♦ Переходная культура, синтезировавшая традиции античности и Средневековья. С XVII до начала XX века — оформление западноевропейской культуры. ♦ Формирование нового, индустриального типа общества. ♦ Ослабление влияния религии на все сферы жизни, культура становится светской. ♦ Повышение авторитета философии, стремление опираться в философии не на веру, а на разум, логику, факты. ♦ Признание ценности образования, знания (XVIIIвек — век Просвещения). ♦ Научная революция XVII—XVIII века — формирование основ современной науки. XIX век — век классической науки (см. также Наука — гл. 9, § 3). ♦ Многонационалыюсть и многоязычность (вместо латыни) европейской культуры, взаимодействие национальных культур. ♦ Развитие машинной индустрии, ускорение темпов научно-технического прогресса. ♦ Дух практицизма, деловитости, буржуазная этика. ♦ В XIX веке — распространение реализма в искусстве. ♦ Рубеж XIX — XX веков — разочарование в идеалах, критика европейской культуры. СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ КУЛЬТУРА С начала XX века ♦ Дух предпринимательства, бизнеса, индивидуализма. ♦ Динамичность, быстрая смена условий жизни. ♦ Модернизм и постмодернизм. ♦ Научно-техническая революция. ♦ Компьютеризация — переход к новому типу общества — «информационному». ♦ Глобальные проблемы. ♦ «Потребительское общество» и его пороки (бездуховность, асоциальные тенденции, наркомания, преступность, терроризм).
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 283; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |