Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культура нового времени




КУЛЬТУРА ВОЗРОЖДЕНИЯ

Особенности культуры Средневековья

Три силы, определившие культуру Средневековья

СРЕДНЕВЕКОВАЯ КУЛЬТУРА

Противоречия античной культуры

1. Чувства и разум

Мир — чувственно воспринимаемое, наблюдаемое; страх перед бесконечностью; зрелищность — воздействие на чувства. В то же время стремление к логическому рассуждению, абстракции; разум — высший арбитр, главная сила, управляющая миром.

2. Судьба и борьба

Судьба человека полностью предопределена богами, никто не в силах изменить свою участь. Но герой, осмелившийся бросить вызов судьбе, способный нарушить предписание, вызывает восхищение (древнегреческая трагедия).

3. Социальность и индивидуальность

Человек — существо общественное, политическое; слабое представление о своеобразии человеческой личности. Позднее — рост интереса к индивидуальности, отвержение принципа «социальное выше индивидуального» (Сократ).

С V по XV век

Традиции греко-римской культуры.

♦ Дух варварства.

♦ Христианство — новое духовное основание европейской культуры.

Восприятие всего через призму религии, Бог превыше всего, монашество («молящиеся») — самый почетный труд («воюющие» и «трудящиеся» ниже).

♦ Проповедь ничтожности разума человека, греховности плоти.

♦ Мистицизм, иррационализм.

♦ Культ аскетизма.

♦ Искусство направлено на религиозно-церковные нужды.

♦ Образование — религиозный характер, грамотность — редкое явление, университеты с XIIвека — преподавание на латыни.

♦ В науке — господство схоластики, строгий контроль церкви; разделение «истин разума» и «истин веры»; крайне редкое обращение к наблюдению и эксперименту.

♦ Сохранение пережитков язычества.

Периодизация:

XIV век — Треченто, Проторенессанс.

XV век — Кватроченто, высокое Возрождение.

XVI век — Чинквеченто, позднее Возрождение.

♦ Возрождение античных традиций в зодчестве, живописи, скульптуре после средневекового упадка изобразительного искусства.

Гуманизм: человеческая личность в центре внимания, восхищение духовной и телесной красотой человека; разрушение культа аскетизма.

Реформация — возникновение протестантизма; ответом было усиление инквизиции, приведшее к упадку культуры Возрождения.

♦ Переходная культура, синтезировавшая традиции античности и Средневековья.

С XVII до начала XX века — оформление западноевропейской культуры.

♦ Формирование нового, индустриального типа общества.

♦ Ослабление влияния религии на все сферы жизни, культура становится светской.

♦ Повышение авторитета философии, стремление опираться в философии не на веру, а на разум, логику, факты.

♦ Признание ценности образования, знания (XVIIIвек — век Просвещения).

♦ Научная революция XVII—XVIII века — формирование основ современной науки. XIX век — век классической науки (см. также Наука — гл. 9, § 3).

♦ Многонационалыюсть и многоязычность (вместо латыни) европейской культуры, взаимодействие национальных культур.

♦ Развитие машинной индустрии, ускорение темпов научно-технического прогресса.

♦ Дух практицизма, деловитости, буржуазная этика.

♦ В XIX веке — распространение реализма в искусстве.

♦ Рубеж XIX XX веков — разочарование в идеалах, критика европейской культуры.

СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ КУЛЬТУРА С начала XX века

♦ Дух предпринимательства, бизнеса, индивидуализма.

♦ Динамичность, быстрая смена условий жизни.

♦ Модернизм и постмодернизм.

♦ Научно-техническая революция.

♦ Компьютеризация — переход к новому типу общества — «информационному».

♦ Глобальные проблемы.

♦ «Потребительское общество» и его пороки (бездуховность, асоциальные тенденции, наркомания, преступность, терроризм).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 261; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.