Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прикладное значение нейро- и психолингвистики

Гумбольдт считал, что основной предмет языкознания – психич. факт д-ти.

Но поскольку человек использует речь и для мышления тоже, есть неотъемлемая психическая деятельность человека то совсем упустить эту сферу д-ти ученые не могли. Практически параллельно этому возникает научная дисциплина психолингвистика. Бодуэн де Куртене и его ученики, щерба. В сущности Бодуэн де Куртене не разрывал, использовал психологическую терминологию, в частности он говорил что фонема – психич. представление о звуке. Элемент создания психолингвистики. Б де куртене основатель казанской школы. Он работал не более 7-8 лет, за э

то время он создал такое научное направление. Потом пригласили в Санкт – Петербургский университет. Ученик его Щерба.

Щерба – основатель психолингвистики. именно он разработал учение о 4 видах речевой деятельности. Если Гумбольдт говорил о речевой д-ти вообще, то Щерба выделил 4 вида говорение, слушание, чтение, письмо. Во-первых такой известный лингвист и психолингвист как Смирницкий выделял мысленную речь, а ведь это особый вид речевой деятельности. Пеаже выделял внутреннюю речь. Кроме того они вычленяли как эгоцентрическая речь – это не совсем то что мы называем говорение, речь когда мы говори сами с собой. С другой стороны дети до 5 лет им безразлично есть слушатель или нет. Использует для игры. Кроме того ребенок широко использует ее для поэтического творчества. Он пользуется эгоцентричной речью когда мыслит.

Орудие мышления ребенка – эгоцентрическаяя речь.

Дефектные формы речи – записывание и письмо не одно и то же. То, что мы пишем – это мысль рождается во внутренней речи, надо чтобы она родилась во внутренней речи.

Хранение информации, может быть и внебуквенной форме и в буквенной форме. А записывание – фиксация звучания речи. Чтение без понимания. И это бывает тс иностранным языком. Психолингвистика изучает виды речевой деятельности. И среди таких видов мы можем увидеть дефектные виды речи(записывание и чтение без понимания). Внутренняя речь – У Выгодского были ученики – Желтин Н.И. изучал в частности и внутреннюю речь и тут он обнаружил интересную вещь – он обнаружили что внутренняя речь – внутренне неоднородна. Во внутри внутренней речи можно различить разные виды речевой деятельности. Эти виды пользуются разными кодами. Эти коды принципиально разнятся. Независимо откуда Желтин выделяет код внутреннего проговаривания, человек использует родной язык. В зрелые годы мы пользуемся проговариванием. Спорим с внутренним оппонентом.

Интериоризация речи - погружение в чужую речь. Но есть и другие формы внутренней речи: предметно-схемный код, тогда мы не пользуемся словами естественного языка. Код схем и образов и этот код отражен в литературе достаточно хорошо.

Большую роль играет внутренняя речь, в обоих кодовых типов. Дефектные виды они либо не используют внутреннюю речь вообще либо предметный сходный код.

Нейролинвистика формируется. Она формируется отдельным путем, первоначально она рождается в сферах медицины и открытия европейских нейропатологов – Брока и Вернике.

В 19 веке в 60-г Брока обнаружили участки которые отвечают за говорение и участок отвечающий за понимание устной речи. – Вернике. Эти участки в последствие получили зона Брока и знав ернике – зона устной речи – оба они расположены в левом полушарии коры головного мозга, а уже в последствие было обнажено, что в речевой д-ти принимают участие и другие части коры головного мозга. Большую роль сыграли события 2 мировой войны. Раньше считалось что проникнуть в мозг человека невозможно, но война доказала обратное. В советской медицине сформулировал нейрохирургия в основе стоял Бурденко который впервые нарушил запрет на вмешательство в мозг. Связь между письмом и изобразительной деятельностью.

Язык сходство письменной речи и изображения. сохранил.

Сначала формируется нейрохирургия, а затем нейролингвистика. Нурия А.П. психофизиолог – восстанавливает человеку речь. Благодаря ему удалось обнаружить что ока-ся хотя речевая д-ть нелокализована. Обнаруживается что у женщин в правом полушарии есть запасной речевой центр. На первых порах когда при формировании детской речи…

Ребенок на первых порах он осваивает речь правым полушарием.

Первоначально ребенок осваивает язык как домашнее животное. Правое полушарие предназначено для образного мышления.

Формируется связная речь. Слова до этого в застывших формах. На третьем году появляется связная речь, оно будет синтаксически правильным. Центра правополушарный у женщин не исчезает. У женщин один образ связан с другим

Заднее дело головное мозга тоже задействовано, они хранят информацию о зрительных образах. Названия хранятся в височной доле, таким образом, в зависимости мы включаем разные отделы головного мозга.

Вывод: для развития мышления необходим прессинг.

Состояние мозга зависит от того чем он занят, мозги тренировать надо.

Советский антрополог Козенцев - =утверждает, что язык противен природе, что он разрушает биологическую целесообразность, язык п=в природе не нужен. Язык оккупировал мозг, что привело к непредвиденному в последнем. Способность мозга сохранять речевые структуры. Ученые носит нежесткий характер, продукт психических функций, обусловлена культурной д-тью человека. Мурзин, Сахарный, Черепанова, Черниговская, Охутина и др.

Человеческий мозг нужно развивать в другую сторону, он гибкий.

 

Выводы. В состав проблемы психолингвистики антропогинеза и оторолингвистики (лингвистика детской речи).

2 В состав нейролингвистики входят проблемы нейроанатомии, способы решения мозгом задач

3.в коре головного мозга имеются перекрытия, которые позволяют сделать обобщения отвлечённые от чувственной природы….

4. Функциональная асимметрия нет единства мнения. Некоторые ученые не исключают врожденной в функциональной асимметрии мозга.

 

Родной язык базируется в правом полушарии и является субестивным формируется путем внушения. Формирования функции асимметрии мозга обусловливает формирования конрсугестивной функции в языке.


 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Проблемы взаимоотношения языка и мышления | Языковая политика и языковое строительство
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1216; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.