Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3. Принципы организации и деятельности прокуратуры

Принципы организации и деятельности прокуратуры — это закрепленные в законодательстве РФ общие руководящие исходные положения, определяющие построение прокурорского надзора, характерные признаки деятельности органов прокуратуры и основные требования, предъявляемые к ней.

Сущность принципов организации и деятельности прокуратуры заключается в следующем:

• принципы определяют наиболее существенные черты и требования;

• принципы обязательны для прокурорского работника независимо от занимаемой должности.

Система принципов организации и деятельности прокуратуры.

Общие принципы закреплены в Конституции (ст. 129) и в Законе о прокуратуре (ст. 4). К ним относятся: 1) законность; 2) единство и централизация органов прокуратуры; 3) независимость; 4) гласность.

Наряду с общими принципами действуют и внутриорганизационные принципы, к которым можно отнести зональный (территориальный) и предметный принципы.

Законность как принцип прокурорского надзора означает, что выполнение органами прокуратуры обязанности следить за исполнением законов всеми юридическими и физическими лицами и реализация иных надзорных функций должны осуществляться в соответствии с требованиями закона, при безусловном соблюдении закрепленных законом прав и интересов этих физических и юридических лиц.

Принцип законности в системе принципов организации и деятельности Прокуратуры имеет важнейшее значение и является общеправовым началом деятельности всех органов, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан в РФ.

Принцип законности закреплен в Конституции (ч. 2 ст. 15), указывающей, что органы государственной власти (в том числе органы прокуратуры), органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию и законы.

Законность — необходимое условие реализации всех остальных принципов деятельности прокуратуры.

Принцип единства и централизации органов прокуратуры.

Согласно ст. 129 Конституции прокуратура — это единая федеральная система территориальных и специализированных (военных, природоохранных и др.) прокуратур, подчиняющихся единому центру — Генеральной прокуратуре.

Принцип централизации характеризует организацию системы прокуратуры.

Централизация органов прокуратуры вызвана необходимостью обеспечения и соблюдения единой законности на всей территории страны, единых требований осуществления прокурорского надзора во всех административно-территориальных единицах.

Централизация системы органов прокуратуры выражается в подчинении нижестоящих прокуроров вышестоящим, а всех прокуроров — Генеральному прокурору.

Организация прокуратуры на основе принципа централизации включает и установленный порядок назначения прокуроров. Исходя из принципа централизации руководство и контроль за работой подчиненных прокуроров обязан осуществлять вышестоящий прокурор.

При осуществлении своей деятельности прокурор любого звена может быть заменен другим прокурором, кроме случаев, специально отмеченных законодателем. В частности, ч. 5 ст. 35 Закона о прокуратуре специально оговаривает, что в заседаниях Пленума Высшего Арбитражного суда участвует Генеральный прокурор, а ч. 3 ст. 14 Закона о прокуратуре указывает, что председателем коллегии Генеральной прокуратуры является Генеральный прокурор РФ. Реализация этого принципа находит проявление и в сочетании единого руководства с инициативой прокуроров на местах.; Содержание принципа централизации включает также ответственность вышестоящего прокурора за эффективную организацию работы подчиненных ему прокуроров. Принцип единства означает общность целей и задач осуществления надзора в стране, выражается в единстве форм и методов организации и деятельности органов прокуратуры, правовых средств прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона, а также принятия мер по предупреждению и пресечению правонарушений и предполагает наделение прокуроров едиными полномочиями и правовыми средствами их осуществления в пределах установленной законом компетенции.

Принцип единства означает и то, что действующие на территории РФ территориальные и специализированные прокуратуры составляют единую систему органов, организация и деятельность которых осуществляется на основе единого для всех звеньев прокуратуры законодательства.

Реализация принципа единства обусловлена единоличным разрешением прокурором вопросов и проблем, связанных с осуществлением прокурорского надзора, а также обязательным характером для нижестоящих прокуроров приказов и указаний вышестоящего прокурора, которые принимаются им лично.

Кроме единоличного разрешения вопросов, в системе прокуратуры предусмотрено и коллегиальное обсуждение и решение вопросов прокурорского надзора. В этих целях в Генеральной прокуратуре РФ, в прокуратурах субъектов РФ и приравненных к ним специализированных прокуратурах созданы и действуют коллегии для обсуждения наиболее важных вопросов деятельности прокуратур.

Принцип независимостисогласно ст. 4 Закона о прокуратуре заключается в том, что органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов независимо от федеральных органов, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных органов и общественных объединений и руководствуются законами и изданными в соответствии с ними приказами и указаниями Генерального прокурора. Реализация принципа независимости органов прокуратуры обеспечивается: их организационным построением; установленным порядком назначения прокуроров; определенной законом системой подчиненности и подотчетности прокуроров; порядком материально-технического обеспечения прокурорских органов (финансирование всех органов прокуратуры осуществляется за счет средств федерального бюджета независимо от бюджета местных органов); материальным и социальным обеспечением работников органов прокуратуры.

Соблюдение принципа независимости гарантируется ст. 5 Закона о прокуратуре, закрепившей недопустимость вмешательства в осуществление прокурорского надзора.

Принцип независимости характеризуется и обеспечением государственной защиты должностных лиц правоохранительных органов, в том числе прокуроров, осуществляющих прокурорский надзор, выполняющих функции, реализация которых может быть сопряжена с посягательствами на их безопасность. Порядок и условия осуществления государственной защиты прокуроров определяются ФЗ РФ от 20 апреля 1995 г. «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов».

Признаком принципа независимости является политическая независимость прокурора. Согласно ч. 4 ст. 4 Закона о прокуратуре прокурорские работники не могут быть членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности, что исключает возможность влияния со стороны этих объединений на прокурора и на решения, принимаемые им в процессе осуществления прокурорского надзора.

Также не допускается создание и деятельность в органах и учреждениях прокуратуры общественных объединений, преследующих политические цели.

Прокурорские работники не вправе совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой (п. 5 ст. 4 Закона о прокуратуре).

Принцип гласности закреплен в ч. 2 ст. 4 Закона о прокуратуре и означает, что органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также законодательства РФ о государственной и иной охраняемой законом тайне.

Реализация принципа гласности обеспечивается: сообщением в печати о назначении и освобождении прокурора от должности; информированием федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления и населения о состоянии законности; ежегодным представлением Генеральным прокурором палатам Федерального Собрания доклада о состоянии законности и правопорядка в РФ и отчета о проделанной работе по их укреплению; созданием в органах прокуратуры специальных структурных подразделений или помощников прокурора, отвечающих за связь со средствами массовой информации, организующих эту работу на местах (в частности, в Генеральной прокуратуре создано структурное подразделение — Центр информации и общественных связей).

Однако когда предание гласности информации о работе прокуратуры по конкретным делам и материалам может причинить вред интересам личности, общества и государства, то предание гласности информации о работе прокуратуры не допускается.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 2. Основные направления деятельности прокуратуры. Понятие отраслей прокурорского надзора | Тема 4. Система органов прокуратуры и ее структура
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 724; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.