Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 5.2 Планирование и прогнозирование спроса на грузовые перевозки




Основные показатели грузовых перевозок. Задачи и особенности планирования перевозок грузов железнодорожным транспортом. Виды планов. Методы планирования.

 

Основные показатели грузовых перевозок

Грузовые перевозки характеризуются такими показателями, как грузооборот, объем перевозок, количество отправок, густота грузовых перевозок (грузонапряженность), средняя дальность перевозки, неравномерность грузовых перевозок, статическая нагрузка вагона.

Количество отправок – партия груза, принятая к перевозке по одному перевозочному документу (дорожной ведомости) от отправителя к получателю. Масса отправок составляет от 20 кг до нескольких тысяч тонн. Отправки подразделяются на маршрутные, повагонные, мелкие и контейнерные.

Перемещение массы грузов характеризуется грузооборотом, исчисляемым в тарифных тонно-километрах, которые определяются как сумма произведений массы каждой отправки на расстояние перевозки в соответствии с дорожными ведомостями.

Грузооборот нетто – это полезная работа транспорта, учитывающая перемещение только груза.

Грузооборот брутто – это общая или полная работа транспорта, учитывающая перемещение груза вместе с массой подвижного состава.

Соотношение грузооборота нетто и брутто это КПД грузового железнодорожного транспорта:

 

Обратное соотношение показывает превышение общей работы транспорта над полезной работой и всегда больше единицы.

Грузооборот нетто может быть тарифным и эксплуатационным.

Тарифный грузооборот рассчитывается по «тарифным» расстояниям в перевозочных документах (накладной и дорожной ведомости):

,

 

Эксплуатационный грузооборот определяют по фактическому пробегу груза на основе маршрута машиниста:

 

Как правило эксплуатационный грузооборот больше тарифного, но бывают и исключения (участки крупных железнодорожных узлов: Москва и т.д.).

Объем перевозок грузов – характеризует продукцию железнодорожного транспорта, т.е. количество тонн грузов, перевезенных за определенный промежуток времени.

Измеряется объем перевозок на момент отправления, поскольку через некоторый промежуток времени отправленные грузы становятся прибывшими, что позволяет с некоторой долей условности считать, что отправление равно перевозке.

Показатели грузовых перевозок несколько разнятся на сети железных дорог и на ее подразделениях - отдельных железных дорогах, отделениях дорог, линейных предприятиях. Это объясняется тем, что отрасль работает как единый механизм и выделение отдельных ее частей в самостоятельные хозяйственные механизмы носит несколько условный характер. Так, общий объем перевозок по сети дорог, складывается из отправления грузов всеми семнадцатью дорогами, приема грузов с заграничных дорог и с водного транспорта:

По дороге, которая работает не только с тем грузом, который сама грузит, но и принятым ею от соседних дорог, объем перевозок грузов определяют как сумму отправления по всем станциям дороги и приема грузов с соседних дорог и водного транспорта:

Объем перевозок по отделению дороги определяется так же, как и для дороги.

Далее объем перевозок грузов по дорогам и отделениям распределяется на прибытие груза в пределах данного подразделения и сдачу на другие подразделения или иной вид транспорта.

Затем общий объем перевозок по дороге распределяют по видам сообщений (местное, прямое). Распределение перевозок по видам сообщений необходимо для правильного расчета доходов и расходов дороги, т.к. каждая дорога выполняет различное количество операций, связанных с перевозками грузов в разных сообщениях. Только при перевозке в местном сообщении выполняется весь цикл перевозочных операций, тогда как при вывозе дорога не производит конечной операции, при ввозе – начальной, а при транзите – ни начальной, ни конечной.

По крупным грузовым станциям определяют размеры отправления и прибытия грузов в тоннах и в вагонах.

На узловых железнодорожных станциях производят развязку грузопотоков в виде «косой» таблицы, в которой наглядно видно, откуда, куда и сколько проследует грузов через данный узел.

На объем перевозок и грузооборот влияют: объем производства продукции, размещение производственных сил на территории страны, степень специализации производства,система организации снабжения и сбыта и др.

Густота перевозок – количество тонн груза, перевозимого через один километр транспортной сети за единицу времени (год, месяц и т.п.).

Этот показатель характеризует интенсивность грузового потока отдельных участков и подразделений железных дорог, поэтому часто называется грузонапряженностью.

На железнодорожном участке густота грузовых перевозок определяется как сумма перевозок по направлениям «туда» и «обратно», т км/км:

Средняя дальность перевозки - это расстояние, на которое на которое перевозится каждая тонна груза в среднем, т.е. среднее расстояние от станции отправления груза до станции назначения. Средняя дальность перевозки определяется как отношение грузооборота нетто к объему перевозок:

Неравномерность перевозок во времени характеризуется коэффициентом неравномерности. Он рассчитывается как отношение максимального месячного объема перевозок к среднемесячному за год.

Неравномерность перевозок по направлениям характеризуется коэффициентом обратности, который определяют как отношение объема перевозок грузов в порожнем направлении к объему перевозок грузов в груженом направлении.

Груженым направлением называют направление с большим грузопотоком, а обратное направление с меньшим грузопотоком, называется порожним.

 

Важное значение для характеристики рынка грузовых железнодорожных перевозок имеет структура перевозок и грузооборота, т.е. удельный вес отдельных родов грузов и их величина.

Для конкретной железной дороги основными являются, как правило, лишь несколько грузов из большого количества наименований грузов, перевозимых по железной дороге.

Учет структуры грузопотоков и грузооборота на железнодорожном транспорте имеет весьма важное значение, поскольку от нее зависит доходность и себестоимость грузовых перевозок, структура и основные параметры вагонного парка, количество и типы средств механизации погрузо-разгрузочных работ и др.

 

Объемные и качественные показатели работы грузовых и сортировочных станций

 

 

Классификация и структура эксплуатационных расходов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2079; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.