Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность и значение средних величин

Наиболее распространенной формой статистических показателей, используемой в социально-экономических исследованиях, является средняя величина, представляющая собой обобщенную количественную характеристику признака в статистической со­вокупности в конкретных условиях места и времени. Показатель в форме средней ве­личины выражает типичные черты и дает обобщенную характеристику однотипных явле­ний по одному из варьирующих признаков. Он отражает уровень этого признака, отнесен­ный к единице совокупности. Широкое применение средних объясняется тем, что они имеют ряд положительных свойств, делающих их незаменимыми в анализе явлений и процессов общественной жизни.

Проиллюстрируем значение средних показателей на следующем примере. Одной из задач органов государственной статистики является характеристика уровня жизни на­селения, в целом и, в частности, уровня его доходов в разрезе различных социальных групп. Очевидно, что данный объект включает столь большое число единиц, что сравне­ние индивидуальных доходов каждой семьи рабочего, служащего, предпринимателя, сту­дента и т.д. является абсолютно невозможным. Не представляет особого интереса и срав­нение суммарных доходов отдельных социальных групп, так как эти группы существенно различаются по численности (например, численность рабочих и численность людей, заня­тых в сфере предпринимательства). В данном случае мы можем использовать лишь сред­ние показатели, а именно среднюю величину доходов в расчете на одного человека или на одну семью по каждой социальной группе.

Важнейшее свойство средней величины заключается в том, что она отражает то общее, что присуще всем единицам исследуемой совокупности. Значения признака от­дельных единиц совокупности могут колебаться в ту или иную сторону под влиянием множествам факторов, среди которых могут быть как основные, так и случайные. Напри­мер, доходы такой социальной группы, как студенты государственных вузов, в целом оп­ределяются действующим положением о начислении стипендии. В то же время доходы отдельно взятого студента могут быть и очень большими (предположим, вследствие заня­тия каким-либо бизнесом в свободное от учебы время или хорошо оплачиваемых сезон­ных работ), и совсем отсутствовать (например, при нахождении в академическом отпус­ке). Сущность средней в том и заключается, что в ней взаимнопогашаются отклонения значений признака отдельных единиц совокупности, обусловленные действием случай­ных факторов, и учитываются изменения, вызванные действием факторов основных. Это позволяет средней отражать типичный уровень признака и абстрагироваться от индиви­дуальных особенностей, присущих отдельным единицам. Возможно, что ни один студент в границах исследуемой совокупности не имеет с точностью до рубля такого дохода, какой получен на основе расчета средней. Однако эта средняя отражает тот типичный уровень доходов, который характеризует студенчество как социальную группу.

Типичность средней непосредственным образом связана с однородностью стати­стической совокупности. Средняя величина только тогда будет отражать типичный уро­вень признака, когда она рассчитана по качественно однородной совокупности.

В зависимости от исходных данных применяется одна из следую­щих форм средней величины:

1) средняя арифметическая

2) средняя гармоническая

3) средняя геометрическая

4) средняя квадратическая, кубическая и т.д.

Перечисленные средние объединяются в общей формуле средней степенной (при различной величине):

 

где частота в - ой группе;

- относительная частота (частость) в - ой группе;

 

объём совокупности;

-количество групп.

Величины степенных средних, раcсчитанные на основе одних и тех же индивидуальных значений признака при различных значениях степени,

не одинаковы. Чем выше степень средней, тем больше величина самой средней:

 

 

Помимо степенных средних в статистической практике также используются сред­ние структурные, среди которых наиболее распространены мода и медиана.

При осреднении уровней динамических рядов применяются различные виды сред­ней хронологической, которые будут рассмотрены в соответствующей лекции.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Относительные величины | Средняя гармоническая невзвешенная
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 361; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.