Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нейрофизиология научения

Психофизиологические теории научения

Существует три типа психофизиологических теорий научения: 1 – инструктивные, 2 – инструктивно-селективные; 3 – селективные.

Для инструктивных теорий характерно признание полной зависимости научения от закономерностей внешней среды. Существуют попытки в подобном плане смоделировать обучение нейронной сети определенным навыкам при воздействии внешней среды, например, в опытах Спинелли с обучением котят видеть только горизонтальные, либо только вертикальные линии.

Однако гораздо большей популярностью пользуются инструктивно-селективные теории, согласно которым обучение нейронной сети происходит благодаря изменениям эффективности одних синапсов, выбор (селекция) которых производится за счет инструктирующего возбуждающего воздействия других синапсов (учитывается и влияние мотивации, и состояние возбудимости системы при модулирующем возбуждении определенных входов нейрона).

Селективные теории исходят исключительно из выбора во время обучения необходимых или наиболее подходящих интеграций нейронов из уже заложенного многообразия подобных конструкций (Эдельман).

Существует представление об обучающихся резервных нейронах, обеспечивающих фиксацию нового опыта при экстраполяциях (Крушинский), о гностических нейронах, опознающих по типу детекторов определенные лица (или черты лица) и фиксирующих эти элементы опыта (Конорски), о нейронах «места», реагирующих на определенные территориальные условия, закрепленные в опыте. Все эти представления свидетельствуют о наличии специального резерва клеток и говорят в пользу селективных теорий научения.

Так как в формировании любого акта научения участвует целый ряд структур мозга, то и возникло представление об обучающихся нейронных сетях (Экклс). При этом оказалось, что почти при любом научении задействуются нейроны гиппокампа, где 70-80% составляют нейроны новизны (Соколов, Виноградова, Алейникова), нейроны амигдал (обеспечивающих мотивационный уровень при обучении), где большой удельный вес приходится на долю нейронов тождества. Нейроны новизны прекращают реагирование при стереотипных повторениях стимула («негативное обучение»), а нейроны тождества, наоборот, при стереотипной стимуляции проявляют «позитивное обучение» (Соколов), увеличивая и ускоряя свои реакции, вплоть до появления у них экстраполяционных ответов (Алейникова).

Такое негативное обучение проявляется при угасании ориентировочного рефлекса, что является примером поведенческого привыкания. Это привыкание связано с формированием «нервной модели стимула» (Соколов) и обеспечивается работой нейронов новизны.

Другая форма научения – сенситизация, выражающаяся в усилении рефлекторной активности под влиянием какого-либо стимула.

В основе усиления или ослабления реакций нейронов могут лежать синаптические процессы, приводящие к таким явлениям, как долговременная потенциация (ДВП) либо долговременная депрессия (ДВД).

Показана возможность выработки условного рефлекса на уровне отдельного нейрона.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Психофизиология памяти | Ориентировочно-исследовательское поведение с точки зрения психофизиологии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1439; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.