КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Структура и функции сознания
РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ В ЭВОЛЮЦИИ. Критерии психического. Личность. Мотивация Эмоции Специализированные и Сквозные Регуляторные процессы. Познавательные процессы. Которые также делятся на Задача регуляторных процессов – обеспечить активность, исходящую от потребностей. Активировать её, управлять ею, придавать направленный характер. Регуляторные процессы: Задача познавательных процессов – правильно отразить свойства предметов. Презентировать субъекту объективную картину мира. Познавательные процессы: Восприятие – презентирует мир в виде чувственных образов. Память –сохраняет и перерабатывает материал предыдущих опытов. Внимание – обеспечивает избирательную направленность нашего поведения и психической деятельности Мышление – создает образ мира, ориентируясь на сущность – это проницательный познавательный процесс. Творчество и воображение – создание моделей будущего мира, а не наличного.
Восприятие является специализированным процессов. А память или внимание можно назвать свойством остальных процессов. Это сквозные процессы.
Психика – свойство присущее только живым существам. Психика – это свойство живых тел, начиная с некоторого уровня своей организации отвечать субъективными состояниями на воздействие окружающей среды, отражать их. Объективное отражение реальности характерно даже для неживой природы. Субъективная реальность – это идеальная модель окружающего мира и самого себя. Отличие субъективной реальности от объективной состоит в его обратимости, т.е. способности к обратимым преобразованиям. Обратимость позволяет примерить варианты своего поведения. Главная функция психики «идеальная» примерка поведения, подгонка поведения к реальным условиям. Психика необходима, если нужна активность для приспособления к окружающей среде. Чем выше активность деятельности, тем сложнее психические процессы.
Данные, полученные в работах французской психологической школы легли в основу психологической концепции сознания, разработанной Леонтьевым. Леонтьев считал, что сознание возникло исторически в ходе развития социального общества. Это значит, что сознание присуще только человеку и то, начиная с некоторого уровня его развития. Как филогенетического (развитие вида), так и онтогенетического (развитие особи). Сознание возникло как психический механизм, обеспечивающий взаимопонимание и единство деятельности людей. Функции сознания: Отражение Первая функция сознания – отражение связи между собственными действиями и их результатом и общим, единым для всех результатом деятельности – мотивом. Например, совместная охота в первобытном мире. Она предполагала разделение функций. Люди делились на загонщиков и охотников. Групповая охота велась цепью. Загонщики гнали дичь на цепь охотников. Задача загонщиков приобретала смысл только в контексте. Первоначально сознание возникло как соотнесение смысла своего действия в контексте общей деятельности. Сознание как механизм совместной деятельности очень быстро обнаружил свою эффективность. И очень быстро распространилось на все виды деятельности. Т.е. сознание включилось в регуляцию всех видов деятельности человека. Акира Куросава «Легенды о Нарояме» - отражение столкновения первобытного сознания и современной морали. Структура сознания В работах Леонтьева раскрыта структура сознания позволяющая ему выполнять различные функции. Сознание включает в себя: - значение - личностный смысл - чувственная ткань. Значения представляют собой систему. Имеют социальное происхождение. Усваиваются человеком в готовом виде и являются результатом социального опыта. Устойчивы и фиксированы в определенных формах (например, в языке). Ребенок усваивая слова одновременно обнаруживает, что каждое слово имеет значение и относится к классу предметов, связанных по сути. Для ребенка слово имеет номинативную функцию (имя предмета). Работа это – ряд функций выполняемых с какой-то конкретной целью и приводящих к желаемому результату. Понятие – единство значение и обобщение. За словом стоит целый класс предметов, объединенных по конкретному признаку. Значение - способ объединения предметов по четкому признаку. Объем понятия - совокупность предметов, которые обладают фиксированным значением признаком. Значение является основным базовым компонентом сознания. Он обеспечивает единства взгляда людей на одну ситуацию независимо от их мотивов и эмоций. Значение – это ставший фактом индивидуального сознания социально выработанный и фиксированный в языке способ отношения к событиям и предметам. Личностный смысл – лично мотивированный способ отношения к значениям. Личностный смысл является продуктом индивидуальной истории в отношении значения. Это субъективный компонент сознания. В то время как значение – объективный. В каждом сознании значения смысла могут быть не только согласованными но и противоположными. Чувственная ткань – относительно поздний компонент сознания – осознанная картина мира. а) порождается в практическом взаимодействии с внешним предметным миром как непосредственное впечатление от него; б) она служит материалом, из которого строятся сознательные, предметные («значимые») образы; в) она выполняет функцию свидетельствования о внешней реальности, функцию «придания реальности сознательной картине мира».
Главным свойством и результатом развития сознания является способность воспринимать мир и относиться к нему независимо от актуальной мотивации и эмоций. Важным свойством сознания является полифония или диалогичность сознания. Сознание – это внутренний диалог сопоставления различных позиций, разных точек зрения внутри одной личности.
29/09
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 273; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |