Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура и функции сознания

РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ В ЭВОЛЮЦИИ. Критерии психического.

Личность.

Мотивация

Эмоции

Специализированные и Сквозные

Регуляторные процессы.

Познавательные процессы.

Которые также делятся на

Задача регуляторных процессов – обеспечить активность, исходящую от потребностей. Активировать её, управлять ею, придавать направленный характер. Регуляторные процессы:

Задача познавательных процессов – правильно отразить свойства предметов. Презентировать субъекту объективную картину мира. Познавательные процессы:

Восприятие – презентирует мир в виде чувственных образов.

Память –сохраняет и перерабатывает материал предыдущих опытов.

Внимание – обеспечивает избирательную направленность нашего поведения и психической деятельности

Мышление – создает образ мира, ориентируясь на сущность – это проницательный познавательный процесс.

Творчество и воображение – создание моделей будущего мира, а не наличного.

 

Восприятие является специализированным процессов.

А память или внимание можно назвать свойством остальных процессов. Это сквозные процессы.

 

 

Психика – свойство присущее только живым существам.

Психика – это свойство живых тел, начиная с некоторого уровня своей организации отвечать субъективными состояниями на воздействие окружающей среды, отражать их.

Объективное отражение реальности характерно даже для неживой природы.

Субъективная реальность – это идеальная модель окружающего мира и самого себя. Отличие субъективной реальности от объективной состоит в его обратимости, т.е. способности к обратимым преобразованиям.

Обратимость позволяет примерить варианты своего поведения.

Главная функция психики «идеальная» примерка поведения, подгонка поведения к реальным условиям.

Психика необходима, если нужна активность для приспособления к окружающей среде.

Чем выше активность деятельности, тем сложнее психические процессы.

 

 

 

Данные, полученные в работах французской психологической школы легли в основу психологической концепции сознания, разработанной Леонтьевым.

Леонтьев считал, что сознание возникло исторически в ходе развития социального общества. Это значит, что сознание присуще только человеку и то, начиная с некоторого уровня его развития. Как филогенетического (развитие вида), так и онтогенетического (развитие особи).

Сознание возникло как психический механизм, обеспечивающий взаимопонимание и единство деятельности людей.

Функции сознания:

Отражение
Регулирование
Рефлексия
Креативная функция
Духовная функция

Первая функция сознания – отражение связи между собственными действиями и их результатом и общим, единым для всех результатом деятельности – мотивом. Например, совместная охота в первобытном мире.

Она предполагала разделение функций. Люди делились на загонщиков и охотников. Групповая охота велась цепью. Загонщики гнали дичь на цепь охотников. Задача загонщиков приобретала смысл только в контексте.

Первоначально сознание возникло как соотнесение смысла своего действия в контексте общей деятельности.

Сознание как механизм совместной деятельности очень быстро обнаружил свою эффективность. И очень быстро распространилось на все виды деятельности. Т.е. сознание включилось в регуляцию всех видов деятельности человека.

Акира Куросава «Легенды о Нарояме» - отражение столкновения первобытного сознания и современной морали.

Структура сознания

В работах Леонтьева раскрыта структура сознания позволяющая ему выполнять различные функции. Сознание включает в себя:

- значение

- личностный смысл

- чувственная ткань.

Значения представляют собой систему. Имеют социальное происхождение. Усваиваются человеком в готовом виде и являются результатом социального опыта. Устойчивы и фиксированы в определенных формах (например, в языке). Ребенок усваивая слова одновременно обнаруживает, что каждое слово имеет значение и относится к классу предметов, связанных по сути. Для ребенка слово имеет номинативную функцию (имя предмета).

Работа это – ряд функций выполняемых с какой-то конкретной целью и приводящих к желаемому результату.

Понятие – единство значение и обобщение. За словом стоит целый класс предметов, объединенных по конкретному признаку.

Значение - способ объединения предметов по четкому признаку.

Объем понятия - совокупность предметов, которые обладают фиксированным значением признаком.

Значение является основным базовым компонентом сознания. Он обеспечивает единства взгляда людей на одну ситуацию независимо от их мотивов и эмоций.

Значение – это ставший фактом индивидуального сознания социально выработанный и фиксированный в языке способ отношения к событиям и предметам.

Личностный смысл – лично мотивированный способ отношения к значениям. Личностный смысл является продуктом индивидуальной истории в отношении значения. Это субъективный компонент сознания. В то время как значение – объективный.

В каждом сознании значения смысла могут быть не только согласованными но и противоположными.

Чувственная ткань – относительно поздний компонент сознания – осознанная картина мира.

а) порождается в практическом взаимодействии с внешним предметным миром как непосредственное впечатление от него; б) она служит материалом, из которого строятся сознательные, предметные («значимые») образы; в) она выполняет функцию свидетельствования о внешней реальности, функцию «придания реальности сознательной картине мира».

 

Главным свойством и результатом развития сознания является способность воспринимать мир и относиться к нему независимо от актуальной мотивации и эмоций.

Важным свойством сознания является полифония или диалогичность сознания.

Сознание – это внутренний диалог сопоставления различных позиций, разных точек зрения внутри одной личности.

 

29/09

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Виды психических процессов. Познавательные и регуляторные процессы | На основе идей Жане Выготским была создана теория основ развития психики
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 273; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.