В основе всех эмоций лежит 10 базовых. Эти 10 –детерминанты поведения, они означивают, оценивают происходящее, участвуют в процессе адаптации.
Побуждение и оценка слиты. Для каждой из базовых характерна своя система побуждений, каждая имеет свой нейрофизиологический компонент, нервно-мышечный (мимика) и феноменологический (переживания) компоненты.
Гипотеза обратной связи в этой теории сильно представлена. Некий внешний стимул воздействует на кору и лимбические структуры. Возникает импульс, кот передается в гипоталамус. Нейрофизиологич определяет экспрессию – то есть в этот момент определяется какое будет у человека выражение лица. далее идет обратная связь на сенсорную кору. В норме, если человек не подавляет выражение лица то в порождении эмоций участвует обратная связь – субъективное переживание эмоции это есть результат корковой интеграции обратного афферентного импульса от выражения лица. если подавляет – формируется желание как-то выразить эмоцию, но понимает что этого делать нельзя, импульс подавляется от гипоталамуса на кору. Но и в этом случае появляется переживание по причинам:
не всем удается подавить выражение лица (есть микроизменения, незаметные для окружающих)
когда есть опыт подачи соответствующих команд, импульс идет сразу на кору, исключая внешнюю петлю.
Базовые эмоции:
Каждая выполняет определенную адаптивную реакцию, уникальные побуждения, специфическое выражение.
интерес волнения. Это повышенное внимание, любознательность, увлеченность. Мотивирует обучение, успех, выполняет ф-ции облегчает соц.жизнь, способствует формированию социальных уз людей и проч.
радость. Сопровождается чувством уверенности, собственной значимости. Это побочный продукт достижений. Устанавливает эмоциональные отношения, формирует эмоциональные привязанностью включение в соц.структуру. повышает устойчивость к фрустрации. Приводит к релаксации. Защита от гонки за успехом.
удивление. Мимолетное состояние. Выполняет ф-ю освобождения нервной системы от следов прежних эмоций. Направляет когнитивные процессы не что-то новое.
страдание, горе, печаль. Горе – чел падает духом, одиночество, снижение контактов с другими, жалость к себе. Сплачивает людей, укрепляет семейные связи. Астенические эмоции, понижают уровень активации, замедляют психич деятельность. Позволяет оглянуться назад, переоценить что-то, интегрировать прошлый опыт. Чел вызывает сочувствие у других и получает поддержку о окружающих. Мотивационная ф-я – побуждает делать более прочные связи с другими, откликаться на проблемы других. Формирование механизмов эмпатии.
гнев (5-6-7: враждебная триада, для встречи с противником и победы над ним.) – мобилизует энергию для самозащиты, подавляет страх, мобилизует, помогает даже слабому существу защищаться, мотивирует на борьбу.
отвращение. Мотивирует к «избавлению от».
презрение. Связано с ощ. превосходства, холодная эмоция, ведет к дегуманизации противника.
страх – мобилизует человека но не к нападению а к бегству. В эволюционном отношении более полезен чем в наше время, т.к. сейчас она по большей части вредна для человека.
стыд. Проявление потребности чел в соц связях. Мотивирует спрятаться, исчезнуть, чувство бездарности, собственной плохости. Нр конфуз при людях.
вина. Возникает в сходных ситуациях, но включается еще собственная ответственность. Нарушение каких-то морально этических норм, правил.
У каждой фундаментальной эмоции уникальный паттерн переживаний, уникальная экспрессия. Из них формируются все остальные сложные эмоции. Нр тревожность: страх горе гнев и др.
Отечественные теории:
Теории физиологические: Анохина и Симонова.
Анохин: акцент на роли эмоции в эволюции. Эмоция – физиологич состояние организма кот имеет ярко выраженную субъективную окраску. Э. возникает для приспособления живого организма. Важная роль при адаптации. Интегральных характер эмоций:
интегральность оценки в эмоции – обобщенная оценка хорошо-плохо.
интеграция всех ф-ций организма. Эмоции готовят тело к действию. Они мобилизуют организм. Интегральность реагирования. Организм реагирует весь в целом.
Существует 2 формы существования потребности:
поисковое поведение, потребность не опредмечена. Переживание беспокойства. Эта эмоция – знак существования потребности, ищущей свой предмет.
этап удовлетворения потребности. Эмоции здесь нужны для того чтобы оценивать на сколько успешно удовлетворилась потребность. Для этого существует сложный механизм в организме: до того как потребность удовлетворилась формируется эталон каким должно быть поведение, механизм оценки на сколько будет удовлетворена потребность: акцептор действия. Оценка будущего действия. Там заложены результаты действия, параметры и проч. Когда он сформируется – идет эфферентный импульс в мышцы. Когда действие осуществится включается механизм оценки успешности, формируется афферентный сигнал. Определенные результаты презентируются в акцептор действия. Афферентный интеграл сличается с параметрами и эмоция возникает как результат сличения – если совпали то положительная, не совпали – отрицательная. Эмоция закрепляет правильность какого-то действия. Либо снова формируется новая система команд для коррекции.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление