Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тоталитаризм Петра и новая политика в отношении воспитания отношения к государству и к труду (службе)

Петр хотел утвердить мощь единого, организованного как часы, государства. Государство было поставлено на место, которое в древнерусской культуре занимала Церковь. Петр стремился ввести религию служения государству. Он был уверен, что во имя государственных целей, можно пренебречь моральными нормами. Известный поэт Максимилиан Волошин писал:

«Великий Петр был первый большевик,

Замысливший Россию перестроить, склонениям и нравам вопреки,

За сотни лет, к её великим далям. Он, как и мы. Не знал других путей,

Опричь указа, казни и застенка,

К осуществленью правды на земле».

Требования абсолютной службы государству, при игнорировании традиционных нравственных ценностей и попустительстве аморальности во имя интересов государства обернулось казнокрадством, хищениями, доносами и интригами. Например. Петр ввёл новую профессиональную группу прибыльщики, которые должны были выискивать источники государственных доходов, изобретать налоги. Прибыльщики все кончили свою жизнь под судом, обвиняемые в растрате. Первый прибыльщик-дворецкий боярина Шереметьева ввёл гербовый налог и стал директором департамена торговли и промышленности, затем архангельским вице-губернатором и умер под судом по обвинению в казенных растратах. Вводили налоги за брак, зп рождение, за баню и все кончали на скамье подсудимых.

Чиновничество Петра отличалось казнокрадством. Это называлось-кормиться от дел.. император как то слушал в Сенате о казнокрадстве, сильно рассердился и сказал генерал-прокрору Ягужинскому:»Напиши именной указ, что, есликто столько украдет, что можно будет купить веревку, то будет повешен.. Ягужинский ответил:»Государь.неужели вы хотите остаться императором- один, без служителей и подданных. Мы все воруем с тем только различием, что один больше и приметнее, чем другой. Обер-фискал Нестеров, которым было похищено из казны 300 000 рублей, был пожалован при назначении многими поместьями, чтобы не воровал.

18 крупнейших советников юстиции и финансов были наказаны батогами и отрубанием головы. Зв взяточничество и казнокрадство пребывали под судом и следствием почти все из наиболее видных сотрудников Петра. «Все играли в закон, как в карты».

Борясь за брадобритие и короткие кафтаны, Петр поощрял доносы (фискальство).(Поймав бородача, можно было вести его к коменданту, или воеводе для взимания штрафа. А половину получить за привод. Доносили на не явившихся на службу.

Чтобы человек превратился в инструмент, управляемый государством, необходимо закрепить каждого за определенным местом в служебной иерархии и тогда требовать и вознаграждать за конкретную службу. Петр переписывался с Лейбницем и тот писал ему, что государство должно быть как часы, где каждый на своем месте и все сцеплены общей работой. Руководствуясь этой идеей, Петр ввёл «Табель о рангах» (1722г.). Что означало это в плане воспитания? Складывалась психология служилого сословия, вводился принцип регулярности.

Петр пытался построить правильное государство, с регламентированной жизнью по правилам и точным, однолинейным отношениям.

С одной стороны,«регулярность» постоянно размывалась живой жизнью, не мирящейся с механическим единообразием, с другой стороны -перерождалась в реальность бюрократическую. Дух бюрократизма, словно выпущенный из бутылки, наполнил всю систему чиновничьей службы. Образ «человека в футляре»- в истоке был порожден механической регламентацией, внесенной в организацию государственной службы Петром.

Мысль законодателя при создании табеля о рангах была трезвой - люди должны занимать должности, согласно способностям и вкладу в дело.

Все службы были поделены на воинскую (сухопутная, морская, гвардия), статскую и придворную. Всего 14 классов. В военной службе все 14 чинов имели право наследственного дворянства, в статской- с 8. В дальнейшем чин получения наследственного дворянства повышался.(Хлестаков имел 14 чин, выдавал себя за чиновника4 класса).

В дальнейшем разделилось- наследственное –столбовое дворянство и личное, не передаваемое по наследству (с 14- по 9 чин). Личный дворянин был освобожден от телесных наказаний, подушного оклада и рекрутской повинности. Но он не мог этого передать детям, не имел права владеть крестьянами, участвовать в дворянских собраниях. Военная служба считалась преимущественно дворянской, статская не считалась благородной, кроме, дипломатической.

Табель о рангах создавало военно-бюрократическую машину государственного управления. Чиновник, зависящий от жалования и чина, оказывался в России наиболее надежным слугой государства. Поэтому П. Каптерев писал об учителях гимназий: «слуги царёвы».

Чины оказывали большое влияние на все отношения в обществе (замужество, круг общения и т.д.). По чинам давали лошадей на почтовых станциях, по чинам в 18 веке слуги носили блюда. В провинции и в 19 веке. Чин определял этикет в письмах. По чинам в 18 веке можно было строить частные особняки(проект утверждался в соответствии с чином).

Петр изменил характер школьного образования. Главная особенность его преобразования –подчинение школы государству. Он писал, что школы должны готовить специалистов «на потребу государству». Отсюда – обучение рассматривалось как служба государству, а уклонение от обучения как уголовное преступление, наказание за которое не учитывало возраст (батогами и плетьми). Учитель и ученик становились государственными чиновниками. Учитель профессионал-проводник государственной политики, контролируемый, управляемый, ученик-объект государственных интересов, заданных государственных стандартов. Школа- служба -самая капитальная идея Петра в отношении образования.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
История образования и воспитания в 18 веке | Обучение в школах
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1124; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.