Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История образования и воспитания в 18 веке

 

Социокультурная ситуация в первой половине 18 века. Эпоха Петра 1.

 

Основные направления изменения характера культурного развития:

- культура приобретает светский характер;

-государство подчиняет своему контролю все социально культурные институты, усиливается полицейские функции государства;

-изменяется темп развития;

-культура становится открытой и усиливается влияние Запада;

-в культуре возникают рационалистические и прагматические ориентации;

- культура утрачивает единство, которое зиждилось на единстве ценностей православия;

- меняется быт и досуг (в основном насильственно);

-принижаются национальные традиции и обычаи.

 

1. Утверждение светского направления развития культуры и состояние религиозного сознания.

Петровские реформы в отношении церкви получили определение как третий кризис русской духовности. Петр упраздняет управление церковью патриархом и учреждает в 1721 Святейший Правительствующий Синод как высший государственный орган церковно-административной власти Российской империи, заменявшим собой патриарха в части общецерковных функций и внешних сношений.

Согласно Основным Законам Российской империи, Синод определялся как «соборное, обладающее в русской православной церкви всеми видами высшей власти и состоящее в сношениях с заграничными православными церквами правительство, чрез которое действует в церковном управлении верховная самодержавная власть, его учредившая».

У церкви не остается самостоятельного и независимого круга дел. Государство все дела считает своими. Государственное попечение о церкви оборачивалось мучительным гонением.

Члены Святейшего Синода назначались императором; представителем императора в Святейшем Синоде был Обер-прокурор Святейшего Синода. Члены Синода при вступлении в должность приносили верноподданническую присягу и провозглашали Монарха и Государя «крайним судиею Духовно сей коллегии». Много монастырей было закрыто.. Духовенство в России с петровской эпохи становится «запуганным сословием» и опускается в социальные низы. И в дальнейшем русское церковное сознание долгое время развивается под этим двойным торможением: «административным приказом и внутренним испугом»(Г.Флоровский). Государь указом повелел, чтобы духовный отец открывал следователю грехи, сказанные на исповеди. Духовные семинарии и церковные школы были единственно налаженной сетью школ, так как образование предшествующей эпохи было церковным. Петр реорганизует это образование, превращает их в школы, где богословие преподают лишь в последнем классе, а до этого они носят общеобразовательный характер.(В1750 г было открыто 26 семинарий). Учение рассматривалось как служба, повинность и семинаристы убегали, их разыскивали, приводили силой, даже в кандалах. Всё преподавание велось на латыни. В 1798 была духовно-школьная реформа. Киевская и казанская семинарии были преобразованы в Академии. В Московской Академии было увеличено преподавание светских предметов и новых языков.

Все школы, создаваемые Петром, приобретут светский характер, в них не будет преподаваться Закон Божий.

Требования брадобрития, короткого кафтана воспринимались как антихристианские. Стоглавый Собор осудил брадобритие. Шутейные соборы и кощунственное поведение Петра 1 оскорбляли верующих. В народе Петра воспринимали как антихриста и безбожника. В то же время письма Петра свидетельствуют о несомненном религиозном чувстве. Он не пренебрегал обязанностями христианина. Но его поворот к светской культуре, хотя и был казалось заранее подготовлен, был осуществлен грубо, жестоко, унизительно и деструктивно для развития культуры. Религиозное сознание 18 века съёживалось, сжималось, укрывалось в молчание.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Використання в результаті земельної реформи | Тоталитаризм Петра и новая политика в отношении воспитания отношения к государству и к труду (службе)
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 471; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.