Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Становление российской исторической науки




Принципы и методы изучения истории

Принцип историзма предполагает изучение всех явлений и процессов во взаимосвязи друг с другом и с теми условиями, в которых они происходили (с конкретной исторической обстановкой)

Принцип научной объективности

Сравнительно-исторический метод - метод, с помощью которого выявляется общее и особенное в исторических явлениях путем сопоставления различных исторических ступеней развития одного или разных сосуществующих явлений.

Проблемно-хронологический метод

Историко-типологический метод – классификация исторических явлений, событий, объектов.

Системный метод анализ целых общественно-исторических систем, раскрытие внутренних механизмов их функционирования. Как система может рассматриваться любое явление.

Моделирование исторических ситуаций

Историки также используют общенаучные методы (синтез, индукция, дедукция, описание, измерение, объяснение) и специальные методы других наук.

 

Трудности в изучении истории:

-тесная связь истории с политикой,

-невозможность воочию наблюдать события прошлого,

-неоднократная субъективизированность исторического знания,

-незавершенность исторического процесса.

 

Сведения о прошлом содержались в устных преданиях, былинах, сагах, с появлением письменности информацию стали записывать; появились летописи, хроники, жития святых.

Долгое время исторические труды не являлись в полном смысле научными произведениями, поскольку материал, который в них давался, не подвергался анализу.

В X в. началось русское летописание. Основателем русской исторической школы считается древнерусский историк и публицист, монах Киево-Печерского монастыря Нестор. В начале XII в. он написал летописный свод «Повесть временных лет», которая стала первой летописью Киевского княжеского дома, соединившая в себе документы, отрывки византийских хроник и литературных произведений. В XV в. и особенно в XVI в. появляются новые формы исторических произведений – исторические повести, хронографы, степенные книги.

Становление истории как науки началось в России в XVIII в. с таких имен, как А. Манкиев, В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов, М. Щербатов. Главное в содержании истории страны они связывали с царской самодержавной властью, которая придавала развитию российского общества поступательный характер. Но они отмечали и отличие российского общества от западного.

Родоначальником российской исторической науки считается видный государственный деятель, сподвижник Петра Великого Василий Никитич Татищев (1686-1750). В.Н. Татищев подготовил первую публикацию исторических источников («Русская правда», Судебник 1550 г.); составил первый русский энциклопедический словарь «Лексикон русский»; подготовил первый обобщающий труд по истории России «История Российская с самых древнейших времен» (описал события до 1577 г.). Татищеву принадлежит первая периодизация истории России: 1). Государство единовластия (862-1132), 2). Нарушение единовластия (1132-1462), 3). Восстановление единовластия (с 1462 г.). В.Н. Татищев положил начало «дворянской» исторической школе, к которой принадлежали в дальнейшем Щербатов, Болтин, Карамзин.

 

Николай Михайлович Карамзин (1766-1826) – крупнейший русский дворянский историк. В начале XIX в. был самым образованным человеком в стране. Александр I поручил ему написать историю России – 12-ти томную «Историю государства Российского» (до 1611 г.). Карамзин первым расположил материал по княжествам и царствиям. В истории России он выделял три этапа: 1). Древнейшая Русь (от Рюрика до Ивана III), 2). Средняя Русь (от Ивана III до Петра I), 3). Новая Русь (от Петра I до Александра I).

Его концепция официально поддерживалась государством. Славянофилы считали Карамзина своим духовным отцом.

 

Сергей Михайлович Соловьев (1820-1879) – представитель либерального направления в исторической науке. Вся жизнь его была связана с Московским университетом, где он прошел путь от студента до ректора. Академик Санкт-Петербургской Академии Наук. Он написал «Историю Российскую с древнейших времен» в 29 томах (до 1775 г.). В наше время она издана в 18 томах. Соловьев представлял общество как целостный организм, который развивается объективно, а не по субъективной воли сильной личности (монарха). Он указывал на общие черты развития России и Западной Европы, но видел и самобытность России. Под его влиянием работали В.О. Ключевский, С.Ф. Платонов и др.

 

Василий Осипович Ключевский (1841-1911) -академик истории и древностей русских, почетный академик по разряду изящной словесности. Его научный труд – «Курс русской истории» в 9 томах (до 1860-х гг.). Решающей силой исторического процесса он считал не государство, а социальные, экономические и культурные факторы. Ключевский предложил новую периодизацию истории России: 1). VIII - XIII вв. – Русь Днепровская, городовая, торговая. 2). XIII – первая половина XV вв. – Русь Верхневолжская, удельно-княжеская, вольно-земледельческая. 3). Вторая половина XV – начало XVII вв. – Русь Великая, Московская, царско-боярская, военно-земледельческая. 4). 1613 – 1861 гг. – новый период русской истории.

 

После Октябрьской революции 1917 г. наступил кризис в исторической науке. На несколько лет история исчезла из учебных программ. Вновь ее стали изучать только в 1930-е гг. Основой исторической науки в СССР стал «Краткий курс ВКП(б)», редактированный лично Сталиным.

Советская историография – особый научно-политический феномен, гармонично вписанный в систему тоталитарного государства и приспособленный к обслуживанию его идейно-политических потребностей.

Особенности советской исторической науки:

1) наличие официальной концепции исторического развития, одобренной КПСС и правительством;

2) господство формационного подхода, отсутствие альтернативных подходов;

3) необъективность, подбор фактов, наличие «белых пятен»;

4) отсутствие свободного доступа к источникам, литературе;

5) «железный занавес», отсутствие для советских ученых возможностей совместно с западными коллегами участвовать в разработке новых направлений исследований. Это стало причиной отставанияотечественной науки от западной; многие проблемы оставались неизученными; а после распада СССР наступил методологический кризис в исторической науке.

Выдающиеся советские историки: Е.В. Тарле, М.М. Покровский, Б.Д. Греков, М.Н. Тихомиров, А.А. Зимин, Б.А. Рыбаков, И.Я. Фроянов, Р.Г. Скрынников, А.М. Сахаров.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 4258; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.