Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формационный подход

Методологические подходы и теории изучения прошлого

Методология – система наиболее общих принципов, положений и методов, составляющих основу той или иной науки.

 

 

К. Маркс, Ф. Энгельс, 19 век

Социально-экономическая формация – исторически определенный тип общества. Главным признаком формации является способ производства.

Способ производства – это производительные силы (рабочая сила, орудия и предметы труда) и производственные отношения (экономические отношения между людьми в процессе производства, определяют социальную структуру общества).

Смена способов производства приводит к смене формаций. Весь исторический процесс понимается как смена общественно-экономических формаций, таким образом, главный фактор развития – экономика. Переход осуществляется революционным путем. Экономической основой социальной революции является конфликт между новыми производительными силами и старыми производственными отношениями. Революция приводит к смене господствующего класса (рабовладельцы, феодалы, буржуазия, пролетариат). Победивший класс создает предпосылки для формирования нового типа формации: базис + надстройка.

 

Маркс и Энгельс называли 5 формаций – поступательных ступеней в развитии человеческого общества:

· Первобытнообщинная

· Рабовладельческая

· Феодальная

· Капиталистическая

· Коммунистическая (1 фаза - социализм)

 

Сильные стороны:

Эта концепция позволяет на основе четких критериев создать четкую модель всего исторического развития.

История человечества предстает как объективный, закономерный, поступательный процесс, от низших форм к высшим.

Ясны движущие силы этого процесса.

Ясны основные этапы исторического процесса.

Недостатки:

Предполагает однолинейный характер исторического развития (в России не было рабовладельческой и почти не было капиталистической формации; 5 формаций типичны только для Европы).

Жесткая привязка исторических явлений к экономическим отношениям. Человеку – основному субъекту истории отводится второстепенная роль.

Абсолютизация роли конфликтных отношений. Все рассматривается через призму классовой борьбы. Социальные конфликты неизбежны, но они не играют решающей роли в общественной жизни.

ФП содержит элементы социального утопизма (неотвратимость наступления эры коммунизма – достижение человечеством царства Божия на земле).

 

В советской исторической науке формационный подход был господствующим. Историки изучали в большей степени социально-экономические процессы, классы и сословия, классовую борьбу, революции.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Становление российской исторической науки | Теория модернизации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 197; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.