Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культ и культура




Столп и утверждение истины. Письмо 12ое «Ревность». П.Флоренский

«Философия культа», опубликована в журнале «Символ» №6, 1991г.

По словам самого Флоренского, руководящей темой его культурно-исторических воззрений является «отрицание культуры как единого во времени и в пространстве процесса с вытекающим отсюда отрицанием эволюции и прогресса культуры».

Это утверждение связано с представлением Флоренского о неизменности, надвременности и безусловности религиозной веры, которая лежит в основе культуры и определяет не только ее особенности, но и сам факт существования. Т.е. Флоренский рассматривая культуру как развивающееся явление духовной жизни человечества, характеризуя ее особенности в конкретные исторические эпохи, отказывается от идеи поступательного движения культуры. Он предлагает рассматривать 2 типа культуры, они ритмически сменяют друг друга. Этими типами являются: средневековый тип и возрожденческий. Он характеризует признаки того и другого. Средневековый тип: органичность, объективность, конкретность, самособранность. Возрожденческий: раздробленность, субъективность, отвлеченность, поверхностность.

Первый тип складывается на основе безусловного начала, веры и культа.

 

26.11.12

Ренессансный тип характеризуется механистически деятельностным характером, полным погружением во внешний мир, этому культурному типу соответствует личность – плагиат. Она появляется там, где сосредоточением внимания бывает «Я». Истина в таком случае неизбежно делается одним из средств процветания этого «Я». Важным для такой личности становится не то, что нечто есть истина, а важно то, что это «Моя» истина => неизбежно стремление личности выдавать всякую истину за «Свою».

Средневековый тип характеризуется символическим характером. Т.е. эта культура призвана олицетворить, выразить высшую ценность, т.е. истину абсолютную. Она созерцательна и органична. Примерами такого рода культуры являются древнеегипетская, эллинская классика. Этому типу культуры соответствует свой тип личности – «псевдоэпиграф» (свое выдает за чужое). «Переходя от произведений к их творцам и далее к людям вообще, надо иметь ввиду, что люди, принадлежащие к данному типу культуры, сосредоточены на находящейся вне их истине, их мало интересует, чья именно истина, а когда они углубляются в сознании об этой истине, приходят к мысли, что истина вообще не может быть чьей-нибудь, она является сознанием соборным». Так возникает псевдоэпиграф – условное отнесение познания к любому лицу, но только не к себе. Из этого вырастает и нравственная спутница псевдоэпиграфа – скромность.

Связь между эпохами осуществляется не непосредственно, а через одну. Эпохи средневековые (ночные) связаны между собой непосредственно, хотя они и разделены эпохами ренессансного типа (дневными). Существует непосредственная связь между древним Египтом, классической Грецией, европейским средневековьем с одной стороны. И между крито-микенской культурой, эллинизмом и Возрождением с другой.

Эти ночные и дневные культуры существуют как бы параллельно, осуществляя в человеческой истории 2 различных проекта, и воспитывая разные 2 типа личностей: плагиатов и псевдоэпиграфов.

Символизм - всеобщая черта культуры. Несимволической культуры быть не может. Но в смене культурных эпох существует некоторый, достаточно ощутимый ритм, т.е. идет пульсация.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 432; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.