Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ценности

Ценность непременно связана с понятием идеалов. Идеал дает нам картину мира не таким, каков он есть, а таким, каким он должен быть согласно нашим желаниям. Т.е. окружающую человека действительность человек начинает рассматриваться с т.з. ее значения для человека. Такой подход получил название аксиологического. Раздел философского знания, в котором осмысливается природа, сущность, роль значимых явлений называется аксиологией. Вся история философского знания имеет дело с оценочными отношениями, стремлением выявить наиболее значимое для человека.

Эта задача различным образом решалась на разных исторических этапах развития.

Античность. Демокрит задается вопросом, откуда берутся добро, справедливость, прекрасное. Сам же и отвечает: добро, справедливость, прекрасное – это всегда проявление естественного порядка вещей. Поэтому блага, полезное, красивое – это то, что соответствует природе. А зло, безобразное – то, что ей противно. Если мы хотим что-то оценивать, мы должны следовать требованиям естественного. Что является велением природы? Есть показатель, который безошибочно отличает добро от зла. Им является наша способность испытывать либо наслаждение, либо страдание.

Будет ли счастлив человек, следующий своим страстям, удовольствиям? Наслаждения могут обратиться злом. Не всякое удовольствие должно принимать, а только то, что связано с прекрасным.

Надо ввести понятие меры. Нужно всегда брать золотую середину, это и будет мерой. Обращение к природе как критерию ценности не дает положительного результата.

Средневековье. В эту эпоху должное просто провозглашается как то, что не от мира сего. Сам Иисус говорит, что он пришел не от мира сего. Он провозглашает личность человека как высшую ценность. Человек слаб, зачастую ничтожен, иногда склонен к блуду, но всегда к нему нужно относится как к высшей ценности. Христианство провозглашает без ссылок на природу на то, что есть, на науку, человеческое в человеке. Смысл этому миру задается источником, который по ту сторону этого мира. Т.е. ценность как и Иисус Христос не от мира сего, а от сверхъестественного, из которого и придут судить этот мир. Сам этот мир не есть ни самодостаточное, ни самоценное.

Новое время. Буржуазные просветители в это время в некотором смысле, апеллируя к разуму, возвращаются к Демокриту. Человек для них – это не только творение Бога, но, прежде всего, создание и часть природы. Он естественное существо, все, что он делает, к чему стремится, все это вполне можно объяснить из законов природы, т.е. научно. Даже таинственная свобода означает не что иное, как следование необходимым законам естественного хода вещей, естественной человеческой природы. Мы не свободны, когда пытаемся действовать вопреки природе.

В данное время проблема ценностей связывается с пользой разумного общества. Кроме этого, все вопросы о добре, зле, прекрасном надо изучать научно, опираясь на разум и на трезвый расчет, т.е. никакой мистики. Все имеет свою ценность. Некоторые подороже стоят.

У буржуазных просветителей ценности просто провозглашаются. Имеет место разрыв между тем, что есть (природой), и тем, что должно быть.

Ценности определяются буржуазным расчетом.

Кант И. критикует буржуазных просветителей. Отбирает надежду на то, что при помощи науки, через изучение природы можно обосновать ценности. Его интересует вопрос, откуда и как возникает представление о долге, и почему человек вообще способен следовать долгу даже вопреки своей непосредственной пользе. Он говорит: значит в человеке, кроме естественного, должно быть еще какое-то начало. Совсем неверно, что свобода есть следование необходимости. Если бы это было так, то в этом случае, человек не несет никакой ответственности за свои поступки. Даже если он поступит добродетельно, это не будет его заслугой, т.к. к этому его вынудили обстоятельства. Кант заявляет, что в этом мире действуют жесткие причины и следствия, не места для свободы. Но это означает, что свобода есть состояние не этого, а какого-то другого мира.

В человеке, кроме естественного, должно быть еще иное начало. Человек – двойственное существо. Нельзя доказать с научной т.з. наличие Бога, души. Но мы вынуждены их допустить, чтобы была возможна мораль. Кант идет от идеала.

 

10.12.12

В новейшей философии (Ницше, экзистенциалисты) также остро стоит вопрос о ценностях. С т.з. новейшей философии Кант прав, когда показывал, что в этом мире нет места свободе и что из этого мира невыводимы высшие ценности. Но он не прав, когда утверждает, что есть что-то еще, кроме этого мира. Мир, который перед нами, единственный и другого нет. Смерть не есть переход в другое состояние, в потусторонний мир, смерть – переход в ничто, в небытие. Но если из этого мира ценности невыводимы, а другого мира нет, то все высшие ценности – Бог, красота, добро, истина, не имеют какой-то объективной основы, эти ценности произвольны. Мв сами смертные, несовершенные люди, своими поступками и действиями на свой страх и риск устанавливаем эти ценности, поэтому несем ответственность за свой выбор. Мы свободны в том смысле, что нам не на кого опереться в своем выборе. Бога нет, поэтому все дозволено. Человек обречен на свободу, поэтому только он отвечает за все, что он делает. Ему не на кого свалить ответственность за свои поступки, ни на законы природы, истории, физиологию, ни на Бога.

Современная т.з. М.Мамардашвилли, когда философия рассуждает о человеке, она всегда имеет в виду не эмпирического человека, философия ориентируется на некоторого возможного человека – он сам устанавливается в пространстве собственного усилия. Именно за этим возможным человеком со времен древнейшей философии закреплены высшие блага, красота, истина. Если пользоваться выражением Ницше, он стоит по ту сторону человеческого, слишком человеческого. Этот человек соразмерен не с отдельным поступком, не с отдельными причинами, обстоятельствами, он соразмерен с космосом, миром в целом, со всей бесконечной цепью причин и следствий. В этом выходе на соприкосновение с миром в целом, человек выступает как ценностное существо, как нечто должное. Никакая наука не поможет человеку в ситуации, когда он сам должен принимать решение. в поступках нравственности человек преодолевает тупик, в котором застревает наука.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Уровни символического познания и творчества в сфере культуры | Ценность и оценка
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 216; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.