Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура финансовых отношений бюджетных организаций




Принципы организации финансов бюджетных учреждений

Сущность бюджетного учреждения

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ, бюджетное учреждение – это организация, созданная органами государственной власти РФ, субъектов РФ, а также органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или функций некоммерческого характера и финансируемая из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.

Статус бюджетной организации имеет только организация, обладающая одновременно следующими признаками:

1) в качестве учредителей бюджетной организации должны выступить органы государственной власти РФ, субъектов РФ, органы местного самоуправления;

2) в качестве цели создания бюджетная организация в учредительных документах должны быть определены исключительно функции некоммерческого характера;

3) бюджетная организация должна финансироваться из федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, муниципального бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда;

4) основой финансового планирования бюджетной организации является смета доходов и расходов.

Бюджетные организации могут классифицироваться по ряду признаков:

1. В зависимости от выполняемых ими функций (т.е. по роду деятельности) бюджетные организации могут подразделяться в соответствии с функциональной классификацией расходов бюджета и, соответственно, финансируемые по разделам бюджетной классификации, например:

- государственное управление и местное самоуправление, к которым относятся счетная палата РФ, Министерство финансов РФ и т.п.

- судебная власть, в том числе Конституционный суд, Высший Арбитражный суд и т.п.

- международная деятельность, посольства и представительства за рубежом.

2. В зависимости от источника финансирования бюджетные организации могут быть разделены на следующие группы:

- финансируемые за счет средств федерального бюджета;

- финансируемые за счет средств бюджетов субъектов РФ;

- финансируемые за счет средств местных бюджетов.

3. По источникам формирования средств бюджетные организации могут быть разделены на две группы:

- бюджетные организации, оказывающие платные услуги и, соответственно, имеющие собственные источники средств;

- бюджетные организации, не оказывающие платные услуги, и не имеющие собственных источников средств.

Роль финансов бюджетных учреждений определяется тем, что именно через бюджетные организации осуществляется реализация и обеспечение функций государства.

 

Главными особенностями финансов бюджетных учреждений являются:

1. Исключительно тесная связь с бюджетом, из которого финансируется основная часть расходов бюджетных организаций.

Финансы бюджетных организаций находятся в гораздо более тесной связи и взаимозависимости с общественными (централизованными) финансами, чем другие звенья финансовой системы. Таким образом, любое изменение в бюджете в первую очередь отражается на финансах бюджетных организаций. Недополучение средств бюджетом приводит и к недофинансированию расходов бюджетных организаций.

2. Бюджетные организации могут предоставлять определенные платные услуги, формируя часть своих финансовых ресурсов за счет собственных доходов.

Эта особенность позволяет отнести бюджетные организации к хозяйствующим субъектам.

3. Отсутствие самостоятельности в расходовании средств.

Поскольку бюджетные организации в основном находятся на бюджетном финансировании, осуществляется жесткий контроль со стороны государства за экономным и рациональным расходованием выделенных бюджетных ассигнований. Это отличает государственные учреждения от коммерческих структур, для финансов которых характерен принцип самостоятельности в распоряжении финансовыми ресурсами.

Указанные особенности определили следующие принципы организации финансов бюджетных учреждений:

1. Целевое использование выделенных и самостоятельно заработанных средств. Полученные из бюджета или самостоятельно заработанные средства бюджетные организации могут использовать исключительно на те цели, которые предусмотрены в смете.

2. Жесткое разграничение бюджетного финансирования и самостоятельно заработанных средств. Обе группы средств хранятся на отдельных счетах, на каждую из групп составляется отдельная смета по их расходованию, по каждой из групп составляется самостоятельная отчетность.

3. Бюджетный иммунитет. Иммунитет бюджетов – это правовой режим, при котором обращение взыскания на бюджетные средства осуществляется только на основании судебного акта.

4. Контроль со стороны государственных органов и органов местного самоуправления за целевым и рациональным расходованием средств.

Для учета и контроля движения денежных средств бюджетные организации открывают лицевые счета в органах Федерального Казначейства. Лицевые счета бюджетных организаций по источнику зачисляемых средств делятся на два вида:

- лицевые счета по учету финансирования из федерального бюджета;

- лицевые счета по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, осуществляемой бюджетными организациями.

Отличительной особенностью бюджетных организация является то, что они не имеют права самостоятельно заключать с банками договор банковского счета для открытия счетов по учету бюджетного финансирования. Бюджетные средства зачисляются на единый счет федерального казначейства, с которым непосредственно и работают банки.

Бюджетные организации представляют платежные документы в федеральное казначейство, которое после проверки передает их банкам (в основном ЦБ РФ) для исполнения. Казначейство также получает от банка подтверждение о приеме расчетных документов к обработке, выписки по счетам. Наличные средства бюджетные организации получают непосредственно в банке, но по чековой книжке, выданной структурами Федерального казначейства. Оставшиеся неиспользованными средства федерального бюджета или федеральных внебюджетных фондов бюджетная организация сдает в кассы банка.

Размещение бюджетных средств на банковских депозитах и получение вследствие этого дополнительных доходов, передача средств в доверительное управление не допускаются (за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ). Предоставление банком кредитов и ссуд бюджетным организациям запрещено в законодательном порядке.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ практически все бюджетные организации как ведущие, так и не ведущие предпринимательскую деятельность вовлекаются в круг плательщиков налога на прибыль и налога на добавленную стоимость. Прибыль бюджетной организации определяется как превышение доходов от реализации товаров, работ, услуг над соответствующими им расходами. При отсутствии у бюджетной организации предпринимательской деятельности налог должен быть уплачен с возможной прибыли, полученной в результате превышения внереализационных доходов над внереализационными расходами.

Целевое и рациональное использование средств бюджета находится под особым контролем государства. Для этого на Федеральном уровне созданы специализированные контрольные органы: Счетная палата РФ, федеральное казначейство, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора. На региональном уровне к органам контроля относятся контрольно-счетные палаты субъектов РФ, контрольно-ревизионные управления финансовых органов субъектов РФ. За финансами бюджетных организаций также осуществляют контроль федеральные министерства, которые контролируют использование бюджетных средств нижестоящими получателями.

Формами финансового контроля со стороны контролирующих органов выступают ревиз ия и проверка.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 883; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.