Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. Арт-терапевтический процесс




При всем многообразии направлений, форм и технологий арт-терапевтической работы, необходимыми компонентами арт-терапевтического процесса являются три фактора: фактор художественной экспрессии, фактор психотерапевтических отношений и фактор вербальной обратной связи. Несмотря на комплексное воздействие вышеуказанных факторов воздействия, ключевым и специфическим является первый, опосредующий воздействие остальных.

Фактор художественной экспрессии.

Фактор связан с выражением чувств, потребностей и мыслей клиента посредством его работы с различными изобразительными материалами.

Художественная экспрессия представляет собой развернутый во времени акт, включающий несколько этапов:

1) этап подготовки (настройки) к изобразительной деятельности;

2) этап непосредственного отреагирования чувств («выплескивание чувств») и потребностей с минимальным осознанием клиентом психологического содержания изобразительной продукции;

3) этап трансформации хаотичной художественной экспрессии в более сложную изобразительную продукцию с постепенным осознаванием клиентом ее психологического содержания.

Разные люди проходят данные этапы с различной скоростью, что обусловлено как внутренними, так и внешними факторами. На наш взгляд, довольно образно представлена модель процесса художественной экспрессии А.Эренцвейгом, который выделял также три фазы:

1. «Шизоидная» - проекция фрагментарных частей «Я» художника на материал изображения.

2. «Маниакальная» - активизация процесса «бессознательного сканирования», с помощью которого обнаруживается «скрытый порядок» изображения, который существует в бессознательном художника, происходит взаимопроникновение художественного образа и личности творца.

3. «Депрессивная» - вторичный пересмотр и оценка произведения. В целом, изобразительный процесс представляется совокупностью переходов от состояния «океанической недифференцированности» и регресса к состоянию фокусированного сознания, позволяющему сформировать эстетический гештальт.

Представители различных арт-терапевтических школ по-разному обосновывают влияние художественной экспрессии. Ряд авторов связывают художественную экспрессию с инфантильными, регрессивными проявлениями психики, подчеркивая иллюзорность символообразования. Другие, наоборот, видят в ней прогрессивные и творческие проявления психической жизни.

Классический психоанализ рассматривает изобразительное творчество как частный аспект сублимации, связанной с трансформацией инстинктивного импульса в художественно-образное представление. З.Фрейд предполагал, что создание символических образов в изобразительном творчестве – проявление относительно примитивного психического механизма. Символ является результатом иллюзорного совмещения предмета инстинктивной потребности со свойствами внешних объектов. Если символ включается в первичные психические процессы, его содержание отрывается от свойств внешних объектов, что способствует лишь кратковременному снятию психического напряжения (невротики, дети). Если символы включены во вторичные психические процессы, то их содержание привязывается к системе внешних объектов, что ведет к осознанию человеком своих потребностей и повышению адаптивности.

К.Г.Юнг считал, что изобразительное творчество является внутренней потребностью, особого рода инстинктом, который превращает человека в инструмент выражения опыта коллективного бессознательного. Символообразование – универсальный способ психической экспрессии, который используется на различных этапах психического развития. Посредством символообразования происходит взаимовлияние личного и коллективного бессознательного.

К. Юнг полагал, что, обладая емким содержанием, символы не могут быть истолкованы однозначно. Более приемлемой формой работы с ними является взаимодействие клиента с заложенными в них энергиями путем ее выражения в образах, а также такое обсуждение образов, которое предполагает исследование множества скрытых в них значений. К. Юнга также рассматривал повышенный интерес клиента к художественно-эстетической стороне собственной творческой деятельности как препятствие для успешной работы.

Влияние К. Юнга на арт-терапевтов остается весьма значительным. Одна из юнгианских аналитиков, И. Чампернон, подчеркивала: «Более 25 лет назад я пришла к убеждению в том, что слова, в частности, прозаическая речь, являются слишком сложным способом для передачи наших наиболее глубоких переживаний. Для меня стало очевидным, что визуальные, звуковые и пластические образы — это наиболее подходящий способ для передачи тех чувств и представлений, которые вряд ли можно выразить каким-либо иным способом» (цит. по А.И.Копытин, 2001; с.98).

Представления о символическом мышлении имели также большое значение в психоаналитической теории объектных отношений (М. Кляйн, Д. Винникотт и др.). Так, по мнению М. Кляйн, символическое мышление — основа любого таланта. Соотнесение внешних объектов со своими переживаниями и фантазиями позволяет ребенку осваивать предметный мир, а художнику — творить. Она пишет, что «символы не только являются основой фантазирования и сублимации, но благодаря им также развивается способность субъекта к взаимодействию с внешним миром» (цит. по А.И.Копытин, Б.Корт, 2007; с.25).

Д. Винникотт рассматривает различные формы символического мышления как основу для формирования культурного опыта, а также предпосылку для развития подлинного «Я». Здоровая психическая конституция, основанная на подлинном «Я», по его мнению, характерна для тех субъектов, которые способны к свободному использованию символических образов в качестве инструментов связи фантазии и реальности, что позволяет этим субъектам вести интересную, насыщенную, творческую жизнь.

По мнению М.Милнер, изобразительное творчество ведет к трансформации и освоению новых форм психического опыта. Происходит взаимодействие тела и сознания, что запускает спонтанные процессы психической саморегуляции. Данные наблюдения подтверждаются множеством клинических данных (А.И.Копытин, 2001).

Образ в арт-терапии (Д.Шаверьен) является не просто результатом проекции, но и тем средством, которое опосредует взаимодействие субъективного и объективного опыта. Между художником и образом устанавливаются определенные отношения, которые характеризуются переносом и художественный образ становится средством воплощения аффектов. Д.Шаверьен также считает символообразование основным механизмом, на основе которого строится процесс коммуникации. Хотя художественные символы отличаются от «научных символических систем», они также способны опосредовать процессы познания, обеспечивая связь внутр енней и внешней — объективной реальности.

Можно выделить две группы образов: «диаграмматические образы», являющиеся результатом деятельности сознания и представляющие собой в основном фигуративные изображения (знаки) и «воплощенные образы», заключающие в себе аффекты и их энергию, оказывающие особое воздействие на авторов (талисманы). Последние максимально аутентичны и связаны с внутренней реальностью художника.

Проведенные в последние годы нейропсихологические исследования и изучение зрительного восприятия позволяют по-новому взглянуть на терапевтическую и регулятивную функции символической экспрессии. В частности, графическая деятельность характеризуется активацией максимального числа клеток коры больших полушарий головного мозга, что позволяет запускать «механизм создания новой мысли» (Ю.М.Лотман, цит.по Н.Н.Николаенко, 2007, с.8), а именно интерференцию знаковых систем правого и левого полушарий, характерную для творческого процесса. Причем, творческий импульс в виде неосознаваемых зрительных образов задается именно правым полушарием, а последующее переосмысление и оформление связано с межполушарным взаимодействием и включением всех уровней языка левого полушария.

Символические образы характеризуются наличием целого набора значений, по своему содержанию они менее специфичны и более «размыты», чем речевая экспрессия, позволяя в емкой, лаконичной форме выражать комплексные представления и передавать сложный опыт. Выражение чувств посредством символических образов в тесной связи с изобразительной деятельностью, способно приводить к катарсису, даже если содержание изобразительной продукции и смысл переживаний в процессе ее создания человеком не осознаются.

Явное преобладание левополушарных форм познавательной активности в традиционном обучении приводит к подавлению функций правого полушария, и как следствие, к снижению творческого потенциала личности, эмоциональной вялости, отсутствию непосредственного интереса, нравственной незрелости (Н.Н.Николаенко, 2007). Кроме того, при поражении правого полушария наблюдаются грубое нарушение восприятия себя и мира на фоне измененного переживания пространства и времени, неспособность выделить главное в воспринимаемых объектах, расставить приоритеты.

Любая мыслительная деятельность, протекающая как на сознательном, так и на бессознательном уровнях (интуиция), осуществляется как в понятийной, так и в визуальной, символической форме (Р.Арнхейм, 1994). С нейропсихологической точки зрения понятно, почему люди во многих случаях могут получать доступ к ресурсам информации лишь посредством образов. Вышесказанное подчеркивает особое значение арт-терапии в комплексном развитии здоровой личности и необходимость включения арт-технологий в процесс обучения.

Таким образом, художественная экспрессия представляет собой сложный динамический процесс, своеобразие которого во многом определяет его психотерапевтические эффекты.

Иногда художественная деятельность не связана с символообразованием, а скорее с сенсорной стимуляцией, развитием моторики, выходом «сырых аффектов», развитием навыков контроля над материалами. (А.И.Копытин, 2002).

Фактор психотерапевтических отношений.

Специфика психотерапефтических отношений в арт-терапии – их опосредованность изобразительной продукцией. В данном контексте особенно важны требования к специалисту, ведущему арт-занятия.

Функции арт-терапевта: 1) создание атмосферы высокой терпимости и безопасности, необходимой для свободного самовыражения клиента; 2) структурирование и организация деятельности клиента, формирование системы правил, фокусировка внимания клиента на изобразительной работе; 3) установление с клиентом эмоционального резонанса (раппорта), необходимого для обмена чувствами, образами, идеями; 4) использование интервенций с целью оказания эмоциональной поддержки, помощи в осознании содержания изобразительной продукции (А.И.Копытин, 2002).

В развитии психотерапевтических отношений можно выделить стадии, связанные со стадиями художественной экспрессии. Перенос и контрперенос проявляются и создаются не только посредством эмоциональных реакций, но и посредством изобразительной продукции. Художественные образы могут «удерживать» связанные с переносом чувства, делая их доступными для осознания.

В арт-терапевтической работе перенос и контрперенос осуществляются по трем основным каналам коммуникации: клиент – материал (продукт) изобразительной деятельности; клиент – психотерапевт; психотерапевт – материал (продукт) изобразительной деятельности клиента.

Материал (продукт) изобразительной деятельности клиента приобретает особую значимость как дополнительный фактор переноса и контрпереноса. Он становится и специфической областью для проекции переживаний клиента, с одной стороны, и для проективной идентификации психотерапевта с переживаниями клиента, с другой стороны, что может иметь как положительные, так и отрицательные последствия для арт-терапевтического процесса.

В последние годы при описании механизма возникновения контрпереноса в арт-терапевтической литературе используется понятие проективной идентификации. Оно относится, прежде всего, к тем чувствам арт-терапевта, которые отражают содержание переживаний клиента.

«Психотерапевтическое пространство» — основная «арена» взаимоотношений клиента и психотерапевта, — не является ни закрытым для влияний извне, ни нейтральным. Оно выступает в качестве одного из элементов систем более высокого порядка. Создаваемая клиентом художественная продукция тоже выступает частью этих систем. Она не только отражает содержание бессознательного, но и является результатом взаимодействия клиента с социумом и культурой.

Психотерапевтические отношения невозможно рассматривать в отрыве от той системы этических норм и установок, которые их регулируют и являются одним из факторов создания безопасного психотерапевтического пространства. На сегодняшний день в тех странах, где арт-терапия признана в качестве самостоятельной дисциплины, арт-терапевты ориентируются на специальные кодексы этических норм и принципов профессиональной деятельности




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2392; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.