Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фактор интерпретации и вербальной обратной связи




Цель обратной связи – помочь клиенту в осознании содержания своего внутреннего мира и его связи с системой отношений с внешним миром. Это - «интервенции, направленные на смыслообразование», позволяющие переводить информацию с эмоционального на когнитивный уровень, сто помогает переходу от непосредственного отреагирования своих чувств и потребностей в поведении к более сложным формам деятельности, связанным с художественным творчеством (А.И.Копытин, 2001).

Большинство арт-терапевтов воздерживаются от прямых интерпретаций, поскольку данные интерпретации блокируют активность клиента в осознании содержания внутреннего опыта; есть риск навязывания собственного видения. Приветствуются открытые вопросы, поскольку они выступают в качестве стимулятора исследовательской активности клиента.

Интерпретации всегда в той или иной мере субъективны, что не позволяет использовать жесткие интерпретационные схемы в работе с клиентами. Однако, творческие, личностно окрашенные интерпретации позволяют по-новому увидеть известные вещи и создать интересные метафоры, помогающие пересмотреть привычные представления. Особенно ценными являются обратные связи участников арт-терапевтической группы друг другу. Различные оценки одной и той же ситуации расширяют возможности понимания, позволяют увидеть то, что ранее не замечалось.

В большинстве случаев при проведении обсуждения изобразительной продукции клиентов современные арт-терапевты предлагают им свои интерпретации скорее в форме психологических гипотез, нежели в качестве истины в последней инстанции. Чем более широкий круг связанных с работой и процессом ее создания ассоциаций клиента и информации об особенностях его развития и системе его отношений попадет в поле зрения в ходе обсуждения, тем более корректными будут эти гипотезы.

«Очень важно показать клиенту, что с образами можно взаимодействовать иначе, чем просто пытаться объяснить их скрытое содержание. Важно показать, что на образы можно реагировать творчески, используя их в качестве исходного материала и стимула для создания новых образов, позволяя им раскрывать свою созидательную энергию, то есть фактически «интерпретируя» символическую творческую экспрессию посредством творческой же экспрессии» (А.И.Копытин, Б.Корт, 2007; с.54).

Метод активного воображения К. Юнга показывает, как можно работать с образами и реагировать на них вербально и невербально, понимая при этом, что интерпретация представляет собой творческий акт и выступает составной частью динамического взаимодействия с образами. Подобное проникновение в созданные образы позволяет клиенту получить для себя новый, удивительный опыт. Признавая ценность феноменологического исследования образов в процессе интерпретации, желательно не спешить с приписыванием образам определенных значений. «Отказ от поспешного нахождения психологической нагрузки образов может выступать методом, помогающим раскрывать множество более глубоких, скрытых в них смыслов и активизировать их исцеляющие энергии» (А.И.Копытин, Б.Корт, 2007; с.56).

При организации вербальной обратной связи целесообразно использовать три канала получения информации:

1) Телесные ощущения. Детальное рассматривание изобразительной продукции и прослушивание текста, ее сопровождающего, пожжет вызывать целый спектр телесных реакций: изменение дыхания и сердцебиения, боль (часто, головная), спазм, чувство легкости, «утраты тела» и др. Видение данных симптомов и знание их психологического значения существенно расширяет возможности интерпретации и самостоятельного поиска клиентом решения интересующих его вопросов. Так, клиентка, исследовавшая причины возникновения ее хронического насморка, в процессе арт-терапии почувствовала «приятный холод», тонус в мышцах и облегчение симптомов. В связи с чем, она вполне естественно для себя начала проводить процедуры закаливания и обливания холодной водой, что до этого ей просто не приходило в голову. В результате через некоторое время она почувствовала улучшение состояния здоровья.

2) Эмоции. Знание информационной роли эмоций в психической жизни человека также позволяет углубить понимание арт-терапевтической продукции клиентами. Видение того, какие эмоции вызывает его произведение у окружающих, позволяет автору решить ряд задач социализации и скорректировать собственное поведение.

3) Ассоциации – наиболее понятный и привлекательный способ осуществления обратной связи. Ассоциации могут возникать как у самого автора, так и у «зрителей», что расширяет возможности интерпретации визуального образа и способствует возникновению инсайтов. В качестве ассоциаций участники рассказывают притчи, читают поэтические тексты или просто играют в игру «на что это похоже?», что превращает обратную связь в творческую многоплановую коммуникацию. При этом ассоциации, на наш взгляд, наиболее легко воспринимаются участниками группы, работы которых анализируются в настоящий момент.

 

Этапы арт-терапевтического процесса.

1. Подготовительный этап.

На подготовительном этапе происходит моделирование системы психотерапевтических отношений, определение информационных, энергетических и материальных ресурсов данной системы, целеполагание.

Данный этап включает в себя: первую встречу с клиентом, получение от него первичных данных и определение показаний для арт-терапии.

Важно разъяснить клиенту содержание, особенности и правила арт-терапевтической работы, ознакомить с «техникой безопасности». Прояснить степень регламентации работы, а также важность спонтанного самовыражения, а не техники выполнения визуальных образов.

На первом же этапе целесообразно заключение психотерапевтического контракта, который регламентирует основные цели и содержание арт-терапевтической работы, ее продолжительность, взаимные обязательства сторон и возможные дополнительные условия. Оговариваются также условия хранения художественной продукции и право собственности клиента на собственные работы.

Атмосфера арт-кабинета должна располагать к доверию и открытости, создавать ощущение защищенности. Не рекомендуется размещать на стенах работы клиентов. Позиция арт-терапевта – мягкая и недирективная. Важно предоставить клиенту возможность знакомства с изобразительными материалами.

2. Основной этап включает в себя два подэтапа.

2.1. Формирование системы психотерапевтических отношений и начало изобразительной деятельности клиента.

На данном этапе устанавливаются прочные психотерапевтические отношения за счет, в первую очередь, установления эмоционального резонанса между клиентом и арт-терапевтом. Происходит расширение спектра форм взаимодействия между участниками арт-процесса, а также способов спонтанного самовыражения.

К возможным проблемам на данном этапе можно отнести: сопротивление изобразительной деятельности («я не умею рисовать»), высокую тревогу, а также яркое непосредственное отреагирование негативных чувств, которое выражается в действиях деструктивного характера.

Для преодоления выше обозначенных трудностей арт-терапевту необходимо: поддерживать атмосферу терпимости (за счет высокой эмпатии и недирективной позиции), структурировать поведение и изобразительную деятельность клиента, фасилитировать эмоциональную экспрессию клиента посредством «присоединения», а также усиливать эмоциональный резонанс с клиентом, в том числе посредством обмена чувствами, ассоциациями, идеями.

В ходе психотерапевтического взаимодействия арт-терапевт выдвигает и проверяет гипотезы о причинах и механизмах имеющихся у клиента проблем и трудностей (диагностика), выявляет индивидуальные особенности, которые учитывает при планировании последующих занятий.

2.2. Укрепление и развитие психотерапевтических отношений и наиболее продуктивная изобразительная деятельность клиента.

На данном этапе происходит создание основного арт-продукта, а также осознание его психологического содержания. Это – кульминационный этап работы. В качестве иллюстрации рассмотрим метод, представленный М. Бетенски (феноменологический подход) (М.Бетенски, 2002). Под руководством арт-терапевта клиенты, не обученные никакому из искусств, учатся смотреть на продукты своего изобразительного творчества и видеть в них свои внутренние переживания, направляющие их руки в процессе творчества.

Продукт творчества является феноменом со своей собственной структурой и участники арт-терапии учится видеть все, что содержит данный продукт. Необходимо, чтобы участник абсолютно точно вербально описывал структуру своей художественной работы и связал ее с внутренним опытом. Важно, чтобы клиент самостоятельно нашел ответ на вопрос: «Что это означает в моей жизни и каковы мои дальнейшие действия?».

Часто клиенты безмолвно уходят во взаимодействие со своим творческим самовыражением. На этом этапе они демонстрируют сосредоточение, целеустремленность, вовлеченность, возбуждение, изобретательность, обнаружение проблем, и иногда их решение.
Так осуществляется «феноменологическое интуитивное познание»: визуальное представление; дистанцирование; процесс рассматривания, направленный на достижение интенционального видения.
Возникновение любых связей между элементами художественной работы и внутренним опытом личности является актом интеграции.
3. Завершающий этап (терминация) является логическим продолжением тех процессов, которые были запущены на предыдущих этапах работы и которые в конечном итоге приводят к достижению определенных психокоррекционных результатов. Данный этап можно также рассматривать как период подведения итогов.

Психолог и клиент должны стремиться к тому, чтобы момент завершения психокоррекции был ими согласован и чтобы арт-терапевтический процесс не прекращался в одностороннем порядке. Очевидно, что преждевременный выход клиента из арт-терапевтического процесса может нанести ему вред.

Основные задачи психолога на завершающем этапе арт -терапевтического процесса:

1) создание условий для выражения клиентом своихчувств и потребностей, а также структурирование и организация при этом его поведения и деятельности;

2) продолжение «диалога» с клиентом, необходимогодля его дистанцирования от прошлого опыта, осознания имсвоих переживаний и оценки результатов арт-терапии;

3) фокусирование внимания клиента на себе и своих внутренних ресурсах, необходимое для укрепления его личныхграниц, увеличения межличностной дистанции и укрепления веры в свои силы;

4) привлечение внимания клиента к системе его социальных отношений, с тем чтобы подготовить его к встречес новыми трудностями и использованию новых моделей поведения.

 

 

Раздел II. Арт-терапия в работе психолога.

Тема 1. Диагностические аспекты арт-терапии.

Изобразительная творческая деятельность рассматривается в арт-терапии изначально как терапевтический процесс. Вместе с тем зарубежные и отечественные специалисты подчеркивают значительный диагностический потенциал творческой продукции участников арт-терапевтической работы, которая позволяет выразить внутренние, глубинные переживания, увидеть яркую индивидуальность личности.

Личность, в свою очередь, характеризуется как сложное, динамическое, пластичное образование, которое склонно к непрерывным изменениям её составляющих. Исследование этих процессов далеко не всегда поддается формализации, так как затрагивает разные характеристики психической деятельности, включая сферы сознательного и бессознательного. Поэтому диагностика требует привлечения соответствующих системных и нелинейных по своей природе процедур.

В арт-терапии диагностический и собственно терапевтический процессы протекают одновременно посредством спонтанного творчества. В результате, легче устанавливаются эмоциональные, доверительные коммуникативные контакты между сторонами, включенными в диагностический процесс.

Основной диагностический материал – изобразительная продукция. В какой-то мере это сближает арт–терапию с проективными рисуночными тестами. Некоторые авторы даже выделяют в качестве самостоятельной разновидности – проективную арт–терапию.В других публикациях отмечается принадлежность арт-терапии к группе экспрессивных проективных методов. Вместе с тем арт–терапия – это более глубокий феномен.

Арт–терапевтическая интерпретация работ не является самоцелью и не сводится к количественному и качественному анализу формальных элементов, хотя основы такой работы присутствуют. Приоритетные формальные составляющие – размер, форма, цвет, а также другие аспекты и способы символического выражения средствами изобразительного творчества.

Арт–терапевтическая диагностика невозможна в отсутствие клиента. Вместо независимой интерпретации формальных признаков рисунка психолог опирается на систему значений и ассоциаций самого автора, использует разнообразные речевые стратегии, отслеживает особенности его мимики, движений, невербальной звуковой экспрессии и других реакций.

Необходимо отметить и то, что арт-терапевтическая интерпретация в отличие от проективных графических методов сопровождается обратной вербальной связью, основанной на рефлексии самого «художника», побуждающей его к самостоятельному осознанию содержания внутреннего мира. Приоритетны ориентиры на собственные ассоциации автора изобразительного продукта, его невербальное поведение и вербальную экспрессию.

Поскольку арт-терапия представляет собой процесс динамической коммуникации с помощью символического языка образов, ключевым моментом являются принципы интерпретации символической экспрессии, сформулированные представителями аналитического направления (А.И.Копытин, Б.Корт, 2007).

1.Принцип детализации требует учета не только общей структуры, но и деталей образа, включая его цветовые, связанные с использованием конкретных оттенков и их сочетаний, а также фактурные характеристики. Учитываются все детали: расположение элементов изображения на листе, размер изображения, особенности линии, используемые изобразительные материалы и их физические и символические свойства, отсутствующие детали образа и т. д.

2.Необходимость учета контекста, в котором происходит формирование образов и их воплощение в продуктах изобразительной деятельности: внутренние и внешние факторы, например, степень психологической защищенности клиента, его мировоззрения, стадии психотерапевтического процесса и др. Контекст анализа также может быть расширен за счет принятия во внимание того, какие сны снились клиенту в последнее время, фантазировал ли он, занимался ли какой-либо творческой деятельностью и каково было ее содержание.

3.Важность феноменологического исследования, которое может проявляться в чувственном «проникновении» в образ, созерцании работы, при котором внимание также направлено на телесные ощущения, эмоциональные и ассоциативные реакции на работу. Феноменологическое исследование по возможности должно быть достаточно глубоким и всесторонним и предполагать концентрацию на деталях.

4.Признание многозначности (содержательной поливалентности) образов, в особенности, если они имеют символический характер. Данный принцип предполагает исследовательскую позицию арт-терапевта в процессе совместного с клиентом раскрытия возможных значений образов и использования целого набора гипотез, позволяющего рассмотреть разные варианты психологического толкования изобразительной продукции. Один и тот же образ может включать несколько «слоев» значений. Некоторые значения образа будут связаны с биографическим материалом, то есть с прошлыми или текущими событиями в жизни клиента, и отражать связанные с актуальными для него отношениями проблемы и возможные способы их разрешения. Другие же значения могут раскрывать более глубокий слой психического, в том числе, перинатальный и трансперсональный опыт и проявления архетипов коллективного бессознательного.

5.Вскрытие проблемного психологического материала с одновременным вниманием к проявленным в работе внутренним ресурсам автора. Кработам клиента следует отнестись как к символическому выражению того «лекарства», которое не привносится в его психику извне, но создается ею же самой через творчество.

В рамках курса студенты знакомятся с диагностическим потенциалом арт-терапии на примере метода «Мандала». Подробно описание метода представлено в работе, выполненной под редакцией А.И.Копытина, Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала» (2011).

Работа осуществляется в два этапа: создание индивидуальных мандал и собственно диагностическая работа, осуществляемая в парах и микрогруппах. Для корректного осуществления диагностики с учетом обозначенных выше принципов важно присутствие «наблюдателей».

«Мандала» в переводе с санскрита означает круг или центр. Так на Тибете называются циркулярные изображения, отражающие буддистскую картину мира, отношения человека с духовной реальностью. Во многих культурах круг является символом единства и целостности. Как изобразительная техника Мандала – это рисунок в круге.

В качестве инструмента психологической интеграции и оценки к анализу рисунков в круге впервые стал обращаться К. Юнг, который предположил, что проявляющиеся в сновидениях, фантазиях и рисунках клиентов круглые или сферические образы могут отражать особенности процесса индивидуации с характерными для него фазами. Использование мандал в арт-терапевтической практике и психологических исследованиях тесно связано с работой группы американских арт-терапевтов, возглавляемых Дж. Келлог.

Перед началом работы целесообразно обсудить свое отношение к символике круга, используемой в разных культурах. На первом этапе участники обозначают на листах формата А3 контуры круга карандашом и открыть краски. Далее ведущий предлагает принять удобную позу, расслабиться, сфокусироваться на дыхании. Начало создания мандалы может быть связано с образом, который проецируется некоторыми участниками на поверхность листа, а может быть связано со спонтанным движением руки. Рекомендуется рисовать сразу красками.

В процессе рисования важно обращать внимание на телесные ощущения, эмоциональные реакции и ассоциации, спонтанно возникающие по ходу работы и просто «позволять им быть». На создание мандалы отводится 40 минут. В конце важно дать название полученному изображению. После окончания работы участники обязательно делятся эмоциями, ощущениями и ассоциациями (вербальная обратная связь). Дома рекомендуется сделать запись в рефлексивном дневнике.

На этапе диагностики (второй этап) основной задачей является детальный анализ изображений в круге с учетом существующих критериев. Обращаем внимание на следующие особенности:

1. Общая композиция и цветовая гамма.

2. Наличие центра и границ; цвет, форма, структура, последовательность изображения.

3. Асимметрия.

4. Признаки стадий «Большого круга Мандалы».

5. Анализ используемых символов.

Подобная работа довольно трудоемка и может занимать до 1,5часов. Результаты обсуждаются в группе. Особое внимание необходимо уделить поиску ресурсов индивидуальных мандал, которые обнаружены в ходе работы.

 

 

Тема 2.Арт-терапевтический тренинг.

Современное использование арт-технологий в групповой работе базируется на методологии групповой арт-терапии. Д.Уоллер пишет о двух основных моделях интерактивной арт-терапии – групп - интерперсональной и групп-аналитической (А.ИКопытин, 2006; К.Рудестам, 2006).

Интерперсональная модель базируется на теоретических разработках С.Салливена, Б.Ратигана и М.Эйвлайна, И.Ялома и др. и связана с фундаментальным представлением о том, что взаимодействие человека с окружающими формирует характерные поведенческие паттерны, являющееся предметом исследования и изменений в групповом процессе. Осознание человеком собственных реакций на других людей в ситуации "здесь и сейчас" выступает отправной точкой коррекции. Особую роль приобретают обратные связи и их принятие. Готовность участников группы брать ответственность за свои чувства и их желание менять собственное поведение являются дополнительными условиями достижения изменений.

Аналитическая модель групповой арт-терапии тесно соприкасается с теорией групповой аналитической терапии. Данная модель в большей степени учитывает прошлый опыт участников, уделяя внимание в «здесь и сейчас» феномену переноса. Ведущий планирует работу с учетом преодоления сопротивления участников группы.

Групповая арт-терапия: - позволяет развивать ценные социальные навыки;

- связана с оказанием взаимной поддержки членами группы и позволяет решать общие проблемы;

- дает возможность наблюдать результаты своих действий и их влияние на окружающих;

- позволяет осваивать новые роли и проявлять латентные качества личности;

- повышает самооценку и ведет к укреплению личностной идентичности.

Групповая арт-терапия отличается от индивидуальной тем, что меньше зависит от арт-терапевта; предполагает демократичную атмосферу, связанную с равенством прав и ответственности участников группы; требует от участников группы определенных коммуникативных навыков и способности адаптации к групповым нормам; требует от арт-терапевта опыта групповой психокоррекционной работы.

Арт-терапевтическая группа – это система отношений, которая отличается открытостью и способностью к саморазвитию и обладает такими системными свойствами как наличие информационных каналов обратной связи, способности к целеполаганию и др. Основными элементами арт-группы являются: участники, создаваемые визуальные образы и ведущий (арт-терапевт). Визуальные образы выполняют функцию инструментов внутрипсихической разноуровневой коммуникации.

Арт-терапия — полифункциональный метод психокоррекционной, групповой работы, способствующий изменению и развитию индивидуально-психологических особенностей и особенностей межличностных отношений человека. Он может применяться в целях психопрофилактики, психокоррекции и обучения. При выборе конкретных арт-терапевтических методик необходимо учитывать целевые установки группы и ее предыдущий опыт. Наиболее подробно структура и методология арт-тренинга представлена в работе Н.Е.Пурнис «Арт-терапия в развитии персонала» (2008). Арт-терапевтический модуль складывается из трех этапов: введение, или «разогрев»; основная часть; заключительный этап, что соответствует этапам арт-терапевтического процесса. Программа арт-терапевтического тренинга может состоять из различных блоков упражнений, имеющих свои цели и задачи. Наиболее часто используются в тренингах сопровождения персонала следующие тематические блоки: развитие «Я концепции», развитие коммуникативных процессов, развитие креативности, развитие эмпатии, развитие эмоциональной устойчивости, развитие рефлексии (Н.Е.Пурнис, 2008). В методическом тренинге мы отталкивались от задачи познакомить с различными способами работы: индивидуальная с последующим обсуждением в группе, работа в парах, групповая. Универсальность ряда арт-техник позволяет участникам работать практически с любыми личными задачами, в том числе, не озвучивая их в группе. На наш взгляд, для арт-тренингов, глубинных, по своей природе, важно чтобы степень самораскрытия регулировалась самими участниками.
Арт -терапевтические техники, приемы и упражнения легко осваи­ваются и без труда воспроизводятся специалистами, используются в процессе обучения, встраиваются в психопрофилактические, психокоррекционные системы. Подробные перечни техник и упражнений, используемых в групповой арт-терапии, с изложением основ методологии даны в работах Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой (2003), Н.Е.Пурнис (2005, 2008), В. Л. Кокоренко (2005), А. И. Копытина (2008, 2010), Л.Д.Лебедевой (2008).. Ведущему арт-тренингов важно помнить о возможных побочных эффектах: 1. Психотические переживания участников (от чрезмерно яруих эмоциональных реакций до галлюцинаций). 2. Нарушения поведения (особенно, в подростковых группах). 3. Эстетическое вздутие: восторг от красоты визуального образа мешает воспринимать его психологическое содержание. Свойственно лицам с истероидным радикалом. 4. Обострение соматических реакций. 5.Дереализация – восприятие мира в сказочном свете, эйфория. Побочные эффекты арт-тренингов возникают в случае нарушения «техники безопасности». Основное – выход за временные рамки, несоблюдение перерывов для отдыха и релаксации, сто приводит к переутомлению. Максимальное время арт-тренинга – 8 академических часов в день при условии, что у участников нет другой интеллектуальной нагрузки. Блоки тренинга, включая обсуждения и обратную связь – не более 1,5 астрономических часов. Перерывы – минимум 15 минут, во время которых не рекомендовано стихийное обсуждение процесса. Согласно регламенту, в конце каждого занятия группа занимается активной уборкой помещения, что способствует возвращению в реальность. Еще одна из причин побочных эффектов – незнание анамнеза участников группы и подбор упражнений, провоцирующих чрезмерно болезненные переживания, которые более уместно было бы отреагировать в режиме индивидуальной работы. Не рекомендуется использовать в малоизвестных группах в качестве материалов глину, а также техники перформанса, маски. Важно обратиться к личной ответственности взрослых участников группы за экологию собственного состояния и своевременно сообщать о соматической симптоматике в процессе ведущему, что позволяет внести своевременные коррективы в тренинговый процесс. Опыт автора показывает, что в 100% случаев обращений по поводу ухудшения самочувствия в процессе работы, состояние удается скорректировать довольно быстро. Так, основная причина головных болей на начальном этапе арт-тренингов в методических группах – старательная попытка понять и проинтерпретировать художественную экспрессию (и не только свою, но и соседа). Осознание, что визуальный образ невозможно понять с помощью линейных логических схем приводит не только к снятию симптомов в тренинге, но и часто к уменьшению головных болей в обычной жизни участников. Наиболее часто используемым упражнением в арт-тренинге является создание коллажей. Коллаж - «искусство клееных картинок» (от французского слова «соllаjе» — наклеивать). К достоинствам данной техники относятся следующие: · в большинстве случаев не вызывает сопротивления; · результаты информативны; · не требует изобразительных способностей; изготовление коллажа помогает преодолеть си­туативную тревожность человека и робость, связанную с отсутствием «художественного таланта» и умений; · большие диагностические возможности; · возможна экологичная реконструкция; если какая-то деталь коллажа перестала устраивать, ее можно заменить и переклеить. · многовариантность тем. Коллаж — это наклеивание или прикрепление какого-либо материала (ткани, бумаги, газетных вырезок) на плоскость таким образом, чтобы получилась композиция или картина. Иногда коллаж дополняют рисунком, живописью, словами и фразами. Для коллажа подходят самые разные материалы: бумага (гофрированная, папиросная, чертежная, оберточная, старые открытки, газеты, салфетки, обои), ткань (хлопок, шерсть, фланель, шелк, кружево), мягкие материалы (перо, вата, кусочки меха), грубые материалы (стальная стружка, наждак, губка). Можно использовать и другие предметы. Основной материал — иллюстра­ции из глянцевых журналов, календарей, еженедельников, любых изданий с картинками и фотографиями. В нашем курсе мы используем классический вариант коллажа, для которого необходимы следующие материалы: лист формата А3, глянцевые журналы, ножницы, клей. Можно предложить использовать краски для итоговой прорисовки фона, что делает композицию более законченной для некоторых участников. Работа делится на три этапа, после чего обязательно обсуждение полученных визуальных композиций. Время каждого этапа фиксировано. Первоначально участникам предлагается групповое обсуждение общей темы коллажа для настройки на работу. Рекомендуемая тема «Моя реальность, планы и мечты» довольно широка и универсальна для различных групп. Первый этап – подбор образов и предварительная раскладка композиции (30-40 минут). Здесь необходимо настроится на правополушарную работу и выбирать образы из журналов на основе эмоционального отклика, который они вызывают, а не на основе логических умозаключений. Задача участников – выбирать «максимально вдохновляющие картинки и надписи», а затем раскладывать их на листе, опираясь только на чувство внутренней гармонии. На данном этапе приклеивание неприемлемо. Рекомендуется начинать работу медленно, не торопясь, в соответствии с этапами художественной экспрессии. Контакты между участниками группы не приветствуются. Второй этап – перерыв (3-5минут). Разглядывание множества картинок в течение длительного времени приводит к некоторому утомлению, и для завершения работы необходимо переключение и отдых. Во время перерыва важно выйти из аудитории, пройтись по коридору, прислушаться к своему самочувствию. Общаться с коллегами также не рекомендуется. Третий этап – оформление коллажа (20 минут). После перерыва важно посмотреть «свежим взглядом» на раскладку картинок и внести соответствующие коррективы (около 70% участников меняет композицию после перерыва, находит более удачные для себя способы оформления). В итоге работы рекомендуется дать название полученному коллажу. Минимум 10% участников группы не укладывается в отведенные временные рамки, поскольку увлечены творческим процессом. Важно понимать, что превышение лимита времени чревато эмоциональным перегоранием и утомлением. Рекомендуется завершить работу согласно принципу Оккама – не преумножайте сущности сверх необходимого – и помнить о возможности доделать работу дома. Если соблюдаются все правила создания коллажа, участники получают высоко позитивный эмоциональный опыт, сохраняют свои произведения и используют их в дальнейшем для поддержания ресурсного состояния. Данное упражнение целесообразно проводить на завершающем этапе тренинга, поскольку оно логично способствует процессам терминации.  
Список литературы: 1. Богданович В. Новейшая арт-терапия. О чем молчат искусствоведы.- М.: Золотое сечение, 2008. – 224с. 2. Копытин А.И. Практическая арт-терапия: лечение, реабилитация, тренинг. – М.: Когито-центр, 2008. – 288с. 3. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб.: Речь, 2008 – 256с. 4. Пурнис Н.Е. Арт-терапия в развитии персонала. – СПб.: Речь, 2008 – 176с. 5. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии. – СПб.: Речь, 2010 – 336с.   Дополнительная литература 6. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. – М.: Прометей, 1994 – 352с. 7. Арт-терапия. Диалог: Россия-Великобритания. – М.: Островитянин, 2008 – 292с. 8. Арт-терапия в эпоху постмодерна / Под. ред. А.И.Копытина. – СПб.: Речь, 2002 – 224с. 9. Арт-терапия – новые горизонты / Под. ред. А.И.Копытина. – М., 2006 10. Бетенски М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии. –М.:Эксмо-пресс, 2002. – 253с. 11. Бузда А. Арт-терапия. Йога внутреннего художника – М.: АСТ, Астрель, 2002. – 288с. 12. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1988. 13. Дженнингс С. Сны, маски, образы. Практикум по арт-терапии. – М.: Эксмо, 2003 – 380с. 14. Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала» / Под. ред. А.И.Копытина. – СПб.: Психотерапия, 2011 – 144с. 15. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по креативной терапии. – СПб.: Речь, 2003. – 390с. 16. Кокоренко В.Л. Арт-технологии в подготовке специалистов помогающих профессий – СПб.: Речь, 2005 – 101с. 17. Корт Б., Копытин А.И. Техники аналитической арт-терапии. Исцеляющие путешествия. – М.: ИПиКП, 2007 – 144с. 18. Копытин А.И. Арт-терапия женских проблем. – М.: Когито-центр, 2010 – 270с. 19. Копытин А.И. Основы арт-терапии. – Спб.: Лань, 1999. – 252с. 20. Копытин А.И. Руководство по групповой арт-терапии. – СПб.: Речь, 2003 21. Копытин А.И. Системная арт-терапия. – СПб.: Речь, 2001 – 224с. 22. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. – СПб.: Речь, 2002 – 366с. 23. Копытин А.И. Тренинг коммуникации. Арт-терапия. – М.: Изд-во Инст-та Психотерапии, 2006 – 96с. 24. Малкиоди К. Палитра души. Преображающая сила искусства: путь к здоровью и благополучию. – М.: София, 2004. – 272 с. 25. Николаенко Н.Н. Психология творчества: Учебное пособие / Под.ред. Л.М.Шипицыной. – СПб.: Речь, 2007 -277с. 26. Платонова О.В. Арттерапия в художественном музее. – СПб.: СпецЛит, 2000. – 144с. 27. Пурнис Н.Е. Арт-терапия. Аспекты трансперсональной психологии. – СПб.: Речь, 2008, 208с. 28. Пурнис Н.Е., Арт-терапия. Искусство архитектуры. Практикум. – СПб.: Соларт, 2005 29. Рудестам К. Групповая психотерапия. – СПб.: Питер, 2006. – 377с. 30. Серов В.Н. Цвет культуры: психология, культурология, физиология. – СПб.: Речь, 2004. – 672с.  
 
 
 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2988; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.