КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Фактор интерпретации и вербальной обратной связи
Цель обратной связи – помочь клиенту в осознании содержания своего внутреннего мира и его связи с системой отношений с внешним миром. Это - «интервенции, направленные на смыслообразование», позволяющие переводить информацию с эмоционального на когнитивный уровень, сто помогает переходу от непосредственного отреагирования своих чувств и потребностей в поведении к более сложным формам деятельности, связанным с художественным творчеством (А.И.Копытин, 2001). Большинство арт-терапевтов воздерживаются от прямых интерпретаций, поскольку данные интерпретации блокируют активность клиента в осознании содержания внутреннего опыта; есть риск навязывания собственного видения. Приветствуются открытые вопросы, поскольку они выступают в качестве стимулятора исследовательской активности клиента. Интерпретации всегда в той или иной мере субъективны, что не позволяет использовать жесткие интерпретационные схемы в работе с клиентами. Однако, творческие, личностно окрашенные интерпретации позволяют по-новому увидеть известные вещи и создать интересные метафоры, помогающие пересмотреть привычные представления. Особенно ценными являются обратные связи участников арт-терапевтической группы друг другу. Различные оценки одной и той же ситуации расширяют возможности понимания, позволяют увидеть то, что ранее не замечалось. В большинстве случаев при проведении обсуждения изобразительной продукции клиентов современные арт-терапевты предлагают им свои интерпретации скорее в форме психологических гипотез, нежели в качестве истины в последней инстанции. Чем более широкий круг связанных с работой и процессом ее создания ассоциаций клиента и информации об особенностях его развития и системе его отношений попадет в поле зрения в ходе обсуждения, тем более корректными будут эти гипотезы. «Очень важно показать клиенту, что с образами можно взаимодействовать иначе, чем просто пытаться объяснить их скрытое содержание. Важно показать, что на образы можно реагировать творчески, используя их в качестве исходного материала и стимула для создания новых образов, позволяя им раскрывать свою созидательную энергию, то есть фактически «интерпретируя» символическую творческую экспрессию посредством творческой же экспрессии» (А.И.Копытин, Б.Корт, 2007; с.54). Метод активного воображения К. Юнга показывает, как можно работать с образами и реагировать на них вербально и невербально, понимая при этом, что интерпретация представляет собой творческий акт и выступает составной частью динамического взаимодействия с образами. Подобное проникновение в созданные образы позволяет клиенту получить для себя новый, удивительный опыт. Признавая ценность феноменологического исследования образов в процессе интерпретации, желательно не спешить с приписыванием образам определенных значений. «Отказ от поспешного нахождения психологической нагрузки образов может выступать методом, помогающим раскрывать множество более глубоких, скрытых в них смыслов и активизировать их исцеляющие энергии» (А.И.Копытин, Б.Корт, 2007; с.56). При организации вербальной обратной связи целесообразно использовать три канала получения информации: 1) Телесные ощущения. Детальное рассматривание изобразительной продукции и прослушивание текста, ее сопровождающего, пожжет вызывать целый спектр телесных реакций: изменение дыхания и сердцебиения, боль (часто, головная), спазм, чувство легкости, «утраты тела» и др. Видение данных симптомов и знание их психологического значения существенно расширяет возможности интерпретации и самостоятельного поиска клиентом решения интересующих его вопросов. Так, клиентка, исследовавшая причины возникновения ее хронического насморка, в процессе арт-терапии почувствовала «приятный холод», тонус в мышцах и облегчение симптомов. В связи с чем, она вполне естественно для себя начала проводить процедуры закаливания и обливания холодной водой, что до этого ей просто не приходило в голову. В результате через некоторое время она почувствовала улучшение состояния здоровья. 2) Эмоции. Знание информационной роли эмоций в психической жизни человека также позволяет углубить понимание арт-терапевтической продукции клиентами. Видение того, какие эмоции вызывает его произведение у окружающих, позволяет автору решить ряд задач социализации и скорректировать собственное поведение. 3) Ассоциации – наиболее понятный и привлекательный способ осуществления обратной связи. Ассоциации могут возникать как у самого автора, так и у «зрителей», что расширяет возможности интерпретации визуального образа и способствует возникновению инсайтов. В качестве ассоциаций участники рассказывают притчи, читают поэтические тексты или просто играют в игру «на что это похоже?», что превращает обратную связь в творческую многоплановую коммуникацию. При этом ассоциации, на наш взгляд, наиболее легко воспринимаются участниками группы, работы которых анализируются в настоящий момент.
Этапы арт-терапевтического процесса. 1. Подготовительный этап. На подготовительном этапе происходит моделирование системы психотерапевтических отношений, определение информационных, энергетических и материальных ресурсов данной системы, целеполагание. Данный этап включает в себя: первую встречу с клиентом, получение от него первичных данных и определение показаний для арт-терапии. Важно разъяснить клиенту содержание, особенности и правила арт-терапевтической работы, ознакомить с «техникой безопасности». Прояснить степень регламентации работы, а также важность спонтанного самовыражения, а не техники выполнения визуальных образов. На первом же этапе целесообразно заключение психотерапевтического контракта, который регламентирует основные цели и содержание арт-терапевтической работы, ее продолжительность, взаимные обязательства сторон и возможные дополнительные условия. Оговариваются также условия хранения художественной продукции и право собственности клиента на собственные работы. Атмосфера арт-кабинета должна располагать к доверию и открытости, создавать ощущение защищенности. Не рекомендуется размещать на стенах работы клиентов. Позиция арт-терапевта – мягкая и недирективная. Важно предоставить клиенту возможность знакомства с изобразительными материалами. 2. Основной этап включает в себя два подэтапа. 2.1. Формирование системы психотерапевтических отношений и начало изобразительной деятельности клиента. На данном этапе устанавливаются прочные психотерапевтические отношения за счет, в первую очередь, установления эмоционального резонанса между клиентом и арт-терапевтом. Происходит расширение спектра форм взаимодействия между участниками арт-процесса, а также способов спонтанного самовыражения. К возможным проблемам на данном этапе можно отнести: сопротивление изобразительной деятельности («я не умею рисовать»), высокую тревогу, а также яркое непосредственное отреагирование негативных чувств, которое выражается в действиях деструктивного характера. Для преодоления выше обозначенных трудностей арт-терапевту необходимо: поддерживать атмосферу терпимости (за счет высокой эмпатии и недирективной позиции), структурировать поведение и изобразительную деятельность клиента, фасилитировать эмоциональную экспрессию клиента посредством «присоединения», а также усиливать эмоциональный резонанс с клиентом, в том числе посредством обмена чувствами, ассоциациями, идеями. В ходе психотерапевтического взаимодействия арт-терапевт выдвигает и проверяет гипотезы о причинах и механизмах имеющихся у клиента проблем и трудностей (диагностика), выявляет индивидуальные особенности, которые учитывает при планировании последующих занятий. 2.2. Укрепление и развитие психотерапевтических отношений и наиболее продуктивная изобразительная деятельность клиента. На данном этапе происходит создание основного арт-продукта, а также осознание его психологического содержания. Это – кульминационный этап работы. В качестве иллюстрации рассмотрим метод, представленный М. Бетенски (феноменологический подход) (М.Бетенски, 2002). Под руководством арт-терапевта клиенты, не обученные никакому из искусств, учатся смотреть на продукты своего изобразительного творчества и видеть в них свои внутренние переживания, направляющие их руки в процессе творчества. Продукт творчества является феноменом со своей собственной структурой и участники арт-терапии учится видеть все, что содержит данный продукт. Необходимо, чтобы участник абсолютно точно вербально описывал структуру своей художественной работы и связал ее с внутренним опытом. Важно, чтобы клиент самостоятельно нашел ответ на вопрос: «Что это означает в моей жизни и каковы мои дальнейшие действия?». Часто клиенты безмолвно уходят во взаимодействие со своим творческим самовыражением. На этом этапе они демонстрируют сосредоточение, целеустремленность, вовлеченность, возбуждение, изобретательность, обнаружение проблем, и иногда их решение. Психолог и клиент должны стремиться к тому, чтобы момент завершения психокоррекции был ими согласован и чтобы арт-терапевтический процесс не прекращался в одностороннем порядке. Очевидно, что преждевременный выход клиента из арт-терапевтического процесса может нанести ему вред. Основные задачи психолога на завершающем этапе арт -терапевтического процесса: 1) создание условий для выражения клиентом своихчувств и потребностей, а также структурирование и организация при этом его поведения и деятельности; 2) продолжение «диалога» с клиентом, необходимогодля его дистанцирования от прошлого опыта, осознания имсвоих переживаний и оценки результатов арт-терапии; 3) фокусирование внимания клиента на себе и своих внутренних ресурсах, необходимое для укрепления его личныхграниц, увеличения межличностной дистанции и укрепления веры в свои силы; 4) привлечение внимания клиента к системе его социальных отношений, с тем чтобы подготовить его к встречес новыми трудностями и использованию новых моделей поведения.
Раздел II. Арт-терапия в работе психолога. Тема 1. Диагностические аспекты арт-терапии. Изобразительная творческая деятельность рассматривается в арт-терапии изначально как терапевтический процесс. Вместе с тем зарубежные и отечественные специалисты подчеркивают значительный диагностический потенциал творческой продукции участников арт-терапевтической работы, которая позволяет выразить внутренние, глубинные переживания, увидеть яркую индивидуальность личности. Личность, в свою очередь, характеризуется как сложное, динамическое, пластичное образование, которое склонно к непрерывным изменениям её составляющих. Исследование этих процессов далеко не всегда поддается формализации, так как затрагивает разные характеристики психической деятельности, включая сферы сознательного и бессознательного. Поэтому диагностика требует привлечения соответствующих системных и нелинейных по своей природе процедур. В арт-терапии диагностический и собственно терапевтический процессы протекают одновременно посредством спонтанного творчества. В результате, легче устанавливаются эмоциональные, доверительные коммуникативные контакты между сторонами, включенными в диагностический процесс. Основной диагностический материал – изобразительная продукция. В какой-то мере это сближает арт–терапию с проективными рисуночными тестами. Некоторые авторы даже выделяют в качестве самостоятельной разновидности – проективную арт–терапию.В других публикациях отмечается принадлежность арт-терапии к группе экспрессивных проективных методов. Вместе с тем арт–терапия – это более глубокий феномен. Арт–терапевтическая интерпретация работ не является самоцелью и не сводится к количественному и качественному анализу формальных элементов, хотя основы такой работы присутствуют. Приоритетные формальные составляющие – размер, форма, цвет, а также другие аспекты и способы символического выражения средствами изобразительного творчества. Арт–терапевтическая диагностика невозможна в отсутствие клиента. Вместо независимой интерпретации формальных признаков рисунка психолог опирается на систему значений и ассоциаций самого автора, использует разнообразные речевые стратегии, отслеживает особенности его мимики, движений, невербальной звуковой экспрессии и других реакций. Необходимо отметить и то, что арт-терапевтическая интерпретация в отличие от проективных графических методов сопровождается обратной вербальной связью, основанной на рефлексии самого «художника», побуждающей его к самостоятельному осознанию содержания внутреннего мира. Приоритетны ориентиры на собственные ассоциации автора изобразительного продукта, его невербальное поведение и вербальную экспрессию. Поскольку арт-терапия представляет собой процесс динамической коммуникации с помощью символического языка образов, ключевым моментом являются принципы интерпретации символической экспрессии, сформулированные представителями аналитического направления (А.И.Копытин, Б.Корт, 2007). 1.Принцип детализации требует учета не только общей структуры, но и деталей образа, включая его цветовые, связанные с использованием конкретных оттенков и их сочетаний, а также фактурные характеристики. Учитываются все детали: расположение элементов изображения на листе, размер изображения, особенности линии, используемые изобразительные материалы и их физические и символические свойства, отсутствующие детали образа и т. д. 2.Необходимость учета контекста, в котором происходит формирование образов и их воплощение в продуктах изобразительной деятельности: внутренние и внешние факторы, например, степень психологической защищенности клиента, его мировоззрения, стадии психотерапевтического процесса и др. Контекст анализа также может быть расширен за счет принятия во внимание того, какие сны снились клиенту в последнее время, фантазировал ли он, занимался ли какой-либо творческой деятельностью и каково было ее содержание. 3.Важность феноменологического исследования, которое может проявляться в чувственном «проникновении» в образ, созерцании работы, при котором внимание также направлено на телесные ощущения, эмоциональные и ассоциативные реакции на работу. Феноменологическое исследование по возможности должно быть достаточно глубоким и всесторонним и предполагать концентрацию на деталях. 4.Признание многозначности (содержательной поливалентности) образов, в особенности, если они имеют символический характер. Данный принцип предполагает исследовательскую позицию арт-терапевта в процессе совместного с клиентом раскрытия возможных значений образов и использования целого набора гипотез, позволяющего рассмотреть разные варианты психологического толкования изобразительной продукции. Один и тот же образ может включать несколько «слоев» значений. Некоторые значения образа будут связаны с биографическим материалом, то есть с прошлыми или текущими событиями в жизни клиента, и отражать связанные с актуальными для него отношениями проблемы и возможные способы их разрешения. Другие же значения могут раскрывать более глубокий слой психического, в том числе, перинатальный и трансперсональный опыт и проявления архетипов коллективного бессознательного. 5.Вскрытие проблемного психологического материала с одновременным вниманием к проявленным в работе внутренним ресурсам автора. Кработам клиента следует отнестись как к символическому выражению того «лекарства», которое не привносится в его психику извне, но создается ею же самой через творчество. В рамках курса студенты знакомятся с диагностическим потенциалом арт-терапии на примере метода «Мандала». Подробно описание метода представлено в работе, выполненной под редакцией А.И.Копытина, Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала» (2011). Работа осуществляется в два этапа: создание индивидуальных мандал и собственно диагностическая работа, осуществляемая в парах и микрогруппах. Для корректного осуществления диагностики с учетом обозначенных выше принципов важно присутствие «наблюдателей». «Мандала» в переводе с санскрита означает круг или центр. Так на Тибете называются циркулярные изображения, отражающие буддистскую картину мира, отношения человека с духовной реальностью. Во многих культурах круг является символом единства и целостности. Как изобразительная техника Мандала – это рисунок в круге. В качестве инструмента психологической интеграции и оценки к анализу рисунков в круге впервые стал обращаться К. Юнг, который предположил, что проявляющиеся в сновидениях, фантазиях и рисунках клиентов круглые или сферические образы могут отражать особенности процесса индивидуации с характерными для него фазами. Использование мандал в арт-терапевтической практике и психологических исследованиях тесно связано с работой группы американских арт-терапевтов, возглавляемых Дж. Келлог. Перед началом работы целесообразно обсудить свое отношение к символике круга, используемой в разных культурах. На первом этапе участники обозначают на листах формата А3 контуры круга карандашом и открыть краски. Далее ведущий предлагает принять удобную позу, расслабиться, сфокусироваться на дыхании. Начало создания мандалы может быть связано с образом, который проецируется некоторыми участниками на поверхность листа, а может быть связано со спонтанным движением руки. Рекомендуется рисовать сразу красками. В процессе рисования важно обращать внимание на телесные ощущения, эмоциональные реакции и ассоциации, спонтанно возникающие по ходу работы и просто «позволять им быть». На создание мандалы отводится 40 минут. В конце важно дать название полученному изображению. После окончания работы участники обязательно делятся эмоциями, ощущениями и ассоциациями (вербальная обратная связь). Дома рекомендуется сделать запись в рефлексивном дневнике. На этапе диагностики (второй этап) основной задачей является детальный анализ изображений в круге с учетом существующих критериев. Обращаем внимание на следующие особенности: 1. Общая композиция и цветовая гамма. 2. Наличие центра и границ; цвет, форма, структура, последовательность изображения. 3. Асимметрия. 4. Признаки стадий «Большого круга Мандалы». 5. Анализ используемых символов. Подобная работа довольно трудоемка и может занимать до 1,5часов. Результаты обсуждаются в группе. Особое внимание необходимо уделить поиску ресурсов индивидуальных мандал, которые обнаружены в ходе работы.
Тема 2.Арт-терапевтический тренинг. Современное использование арт-технологий в групповой работе базируется на методологии групповой арт-терапии. Д.Уоллер пишет о двух основных моделях интерактивной арт-терапии – групп - интерперсональной и групп-аналитической (А.ИКопытин, 2006; К.Рудестам, 2006). Интерперсональная модель базируется на теоретических разработках С.Салливена, Б.Ратигана и М.Эйвлайна, И.Ялома и др. и связана с фундаментальным представлением о том, что взаимодействие человека с окружающими формирует характерные поведенческие паттерны, являющееся предметом исследования и изменений в групповом процессе. Осознание человеком собственных реакций на других людей в ситуации "здесь и сейчас" выступает отправной точкой коррекции. Особую роль приобретают обратные связи и их принятие. Готовность участников группы брать ответственность за свои чувства и их желание менять собственное поведение являются дополнительными условиями достижения изменений. Аналитическая модель групповой арт-терапии тесно соприкасается с теорией групповой аналитической терапии. Данная модель в большей степени учитывает прошлый опыт участников, уделяя внимание в «здесь и сейчас» феномену переноса. Ведущий планирует работу с учетом преодоления сопротивления участников группы. Групповая арт-терапия: - позволяет развивать ценные социальные навыки; - связана с оказанием взаимной поддержки членами группы и позволяет решать общие проблемы; - дает возможность наблюдать результаты своих действий и их влияние на окружающих; - позволяет осваивать новые роли и проявлять латентные качества личности; - повышает самооценку и ведет к укреплению личностной идентичности. Групповая арт-терапия отличается от индивидуальной тем, что меньше зависит от арт-терапевта; предполагает демократичную атмосферу, связанную с равенством прав и ответственности участников группы; требует от участников группы определенных коммуникативных навыков и способности адаптации к групповым нормам; требует от арт-терапевта опыта групповой психокоррекционной работы. Арт-терапевтическая группа – это система отношений, которая отличается открытостью и способностью к саморазвитию и обладает такими системными свойствами как наличие информационных каналов обратной связи, способности к целеполаганию и др. Основными элементами арт-группы являются: участники, создаваемые визуальные образы и ведущий (арт-терапевт). Визуальные образы выполняют функцию инструментов внутрипсихической разноуровневой коммуникации.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 3126; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |