Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы для подготовки к занятию. Практическое занятие 9




Практическое занятие 9.

Тема 5. Развитие психологии в XIX-XX веках

Предпосылки возникновения методологического кризиса. Становление и развитие новых психологических школ. Структурализм. Функционализм. Вюрцбургская школа. Французская психологическая школа. Описательная психология. Развитие отраслей психологии: психология развития, этническая психология, социальная психология, дифференциальная психология. Становление Бихевиоризма и теория Уотсона. Становление и развитие гештальтпсихологии. Психоанализ и его развитие в XX веке. Новые направления психологии во второй половине XX века. Общая характеристика гуманистической психологии: теория Маслоу; теоретическая и психотерапевтическая концепция Роджерса, Франкла. Генетическая и когнитивная психология.

 

1. Становление и развитие новых психологических школ. Структурализм (Эдуард Титченер (1867-1927) – ученик В. Вундта). Выделение элементов психики и законов, по которым они объединяются в структуры. Основной метод психологии – интроспекция.

2. Функционализм. Изучение динамики психических процессов и факторов, обуславливающих их ориентацию на определенную цель. Европейский функционализм: Франц Брентано (1838-1917) – австрийский ученый и его классификация форм актов сознания: акты «представливания», акты суждения, акты эмоциональной оценки; Христиан Эренфельс (1859-1932) – понятие гештальт качеств на основе исследования восприятия музыкальных мелодий. Американский функционализм: Уильям Джеймс (Джемс, 1842-1910) – основатель первой американской психологической лаборатории. Учение о потоке сознания и его основных свойствах: динамизм сознания и селективность сознания. Открытие двух детерминант сознания – внимания и привычки. Структура эмпирической личности Джеймса: физическая, социальная и духовная.

3. Вюрцбургская школа (1896г.) и её основатель Освальд Кюльпе (1862-1915), ученик В. Вундта: экспериментальное изучение мышления. Немецкий психолог Карл Бюлер (1879-1963): принятие задачи – главный фактор, определяющий процесс мышления. Введение нового понятия установки, определяющей ход мышления.

4. Французская психологическая школа. Жан Мартен Шарко (1825-1893): разработка методов психотерапии, душа Шарко, использование гипноза при лечении истерии. Основные стадии гипноза: каталепсия, летаргия, сомнамбулизм. Теодюль Рибо (1839-1916) – основатель эмпирической психологии, Общества физиологической психологии (1885), издатель журнала «Философское обозрение», разработчик метода «естественного эксперимента» для исследования психики нормальных людей, исследователь памяти, внимания, воображения. Закон обратного развития памяти (или закон прогрессивного расстройства памяти. Пьер Жане (1859-1947) – продолжатель исследований Т. Рибо. Исследование восприятия, внимания, памяти, соотношения сознательного и бессознательного в психике. Пьер Жане – основатель «психологии образа действия». Структура поведенческого акта (три этапа). Родоначальник французской социологической школы (изучения социальных контактов) Эмиль Дюркгейм (1858-1917) и его последователи. Люсьен Леви-Брюль (1857-1939) – французский психолог, философ и этнограф. Его работы «Первобытное мышление» (1922), «Первобытная душа» (1927). Теория о двух типах мышления – первобытном («пралогическом», дологическом) и логическом. Габриэль Тард (1843-1904). Основные факторы социальных связей личности: подражание, изобретение (инновации), оппозиция (противодействие инновациям). Достижения французских ученых: предметом психологии – бессознательное, коллективная психика, человек как результат культурно-исторического развития. В психологию привнесены новые методы: клинический и кросскультурный.

Основные понятия: структурализм, интроспекция, функционализм, гештальт, сознание, внимание, привычки, личность, мышление, установка, детерминизм, задача.

 

Домашнее задание: Разработка и представление дидактических спектаклей (сказка, экскурсия судебное, заседание и т. д.). При создании спектакля использовать формы и приемы работы творческой прессы, к примеру, интервью, рекламу, репортаж, «к барьеру».

Темы для спектаклей:

1. «Парад» научных парадигм в психологической науке.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 491; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.