Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тарифа для Великого княжества Финляндского




В XI-XIII вв. интенсивно развивались торговые отношения Руси с Францией, Северной и Южной Германией, Италией, Польшей, Чехией, Моравией, Швецией, Венгрией и другими странами Европы, а также со странами Востока.

Торговля играла в жизни древних народов важную роль. Не являлись исключением и славянские племена. Через их земли протекали полноводные судоходные реки, а значит, проходили удобные торговые пути, позволявшие вести товарообмен с населением Причерноморья, Прибалтики, Приазовья.

ВВОЗ - Из Европы в Русь ввозились бронзовые чаши, утварь, художественные изделия из серебра, богемского стекла, мрамор, предметы роскоши, пряности, краски, фрукты, серебряная монета. Из Византии везли драгоценные ткани (паволоки), иконы, церковную утварь.

ВЫВОЗ - Традиционными предметами русского вывоза были мед, воск, меха, изделия из металла (украшения, висячие «русские» замки и др.). Вывозились также лен и льняное полотно («русская ткань»), серебряные ювелирные изделия, кольчуги, икра, моржовая кость и изделия из нее. Исследователи полагают, что важным объектом русского вывоза на рынки Востока были рабы-пленники (челядь).

Важнейшим направлением торговых связей Киевской Руси стала торговля с богатейшим государством Средневековой Европы – Византией. Обеспечение благоприятных условий для торговли в Константинополе (Царьграде) было целью многочисленных военных походов русских князей против Византийской империи. Основные условия русской торговли в Царьграде регламентировались договорами 907, 911, 944, 970 годов.

В обычаях русско-византийской торговли было предоставление привилегий купцам – за счет византийского правительства они обеспечивались жильем, пропитанием, баней, продовольствием и снаряжением на обратную дорогу, освобождались от берегового права[1], приобретали ценнейшие товары царских мастерских, золототканые изделия и ткани. В то же время существовал ряд запретов и ограничений, в частности, запрет зимовать в Царьграде, необходимость поручительства князя, удостоверенная личной печатью, ограничение на количество дорогих товаров с обязательным их клеймением и др. Историки полагают, что соотношение между привилегиями и ограничениями зависело от конкретных внешнеполитических обстоятельств, в которых заключался договор. Так, договор 907 г., заключенный после успешного похода князя Олега, улучшал условия русской торговли в Византии. И, напротив, договор 944 г., заключенный после неудачного похода Игоря Святославича, лишал русских купцов ряда привилегий.

Вторым направлением торговли с государствами Европы была русско-балтийская торговля, центром которой стал Великий Новгород, а главными партнерами – купцы немецких, готских и ливонских городов, объединившихся в XIII веке в Ганзейский союз.

В отличие от торговли с Византией, русско-ганзейская торговля велась в самом Новгороде. Иноземные купцы размещались на территории собственной фактории (Двор Св. Петра), где находились жилые помещения и склады товаров. Внутренняя жизнь ганзейской общины регулировалась принятыми в ганзейских городах нормами обычного права, закрепленными в особом судебнике (skra). Однако их торговая деятельность подчинялась законам и обычаям Великого Новгорода.

Новгородцы предоставляли особые льготы иноземным купцам – освобождали от берегового права, разрешали проживать на территории Новгорода, контролировать качество некоторых товаров, например, воска; имущество умершего купца возвращалось родственникам. Однако в Новгороде, можно предположить, как и в других русских землях, действовали нормы обычного права, получившие название «гостиного права» (от русского гость – купец) и ограничивавшие торговую деятельность иностранцев. Им, в частности, запрещалось торговать в розницу и между собой; покупать товары у крестьян и ремесленников в обход русских купцов; приезжать в город произвольными маршрутами; пользоваться собственными измерительными средствами (весы, гири, аршины, бочки и проч.). Существование этих запретов свидетельствует о тенденции раннего городского протекционизма, характерного для европейского средневековья.

Киевскую Русь по праву называли в Европе «гардарикой» (то есть, страной городов). В каждом городе учреждалось официальное место для торга, совершать торговые операции за его пределами строго запрещалось. Обложение торговых операций совершали мытники (мытчики), именно так назывались древнейшие таможенники на Руси. Исследователи из Украины возводят это название к упоминаемым в Новом Завете мытарям (сборщикам податей). Любопытно, что это историческое название сохранилось в Украине и по сей день – там таможенное дело называется «мiтна справа» [2]. То есть, наиболее древней пошлиной, сведения о которой сохранились в письменных источниках, был мыт (или мыто), именно от нее образовано название «мытник».Первоначально слово «мыт» в русском языке означало место, где останавливались возы и суда с товарами. Впоследствии так стали называть основную проезжую пошлину, которая взималась за провоз товара. Мыт собирали с нагруженных товарами возов или судов. Его платили только торгующие люди, а не все, проезжающие через заставы. Мытная пошлина сохранилась во всех русских землях и после наступления периода феодальной раздробленности (XII-XIII вв.).

В России это название было утеряно в годы монголо-татарского ига – именно от основной торговой пошлины «тамги», введенной монголо-татарами, пошли названия «таможня» (место, где взыскивалась тамга), «таможник» (тот, кто взыскивает пошлину).

Первоначально мытники размещались на торгах, о чем свидетельствует, в частности, существовавшая в Москве до конца XVII века Мытная изба - одно из крупнейших таможенных учреждений российского централизованного государства. К XII в. дополнительно к городским мытницам появились мытные заставы, установленные по проезжим дорогам, на мостах и переправах через реки. Поэтому в более позднее время мытная пошлина изменила свое значение и стала обозначать проезжую пошлину. Из этого следует, что таможенное дело в древнейший период истории могло осуществляться в двух основных формах – путем обложения сделок купли-продажи, а также путем обложения товаров при пересечении таможенных барьеров (мостов, перевозов, таможенных застав).

В Киевской Руси не существовало письменных источников права, регулировавших таможенные правоотношения. Хотя в ст. 37 и 39 Пространной редакции Русской Правды[3] фигурирует мытник, нормы, содержащиеся в них нельзя считать собственно нормами таможенного права, поскольку регулируемые этими нормами отношения выходят за пределы предмета таможенного права. В них лишь указывается возможность опираться на показания мытника при рассмотрении частно-правовых споров о праве собственности. Вместе с тем, из содержания этих статей следует важная роль таможенного оформления сделки купли-продажи: фактически она удостоверяла совершение сделки, свидетельство одного мытника в споре о праве собственности приравнивалось к показаниям двух обычных свидетелей (видоков).

Из-за отсутствия прямых письменных источников (актов письменного законодательства, материалов делопроизводства и юридической практики) древнейший период истории таможенного дела на Руси исследователи реконструировали, опираясь на косвенные источники – летописи, княжеские грамоты, документы частно-правового характера.

Таким образом, период с X по XV вв. в древнерусской истории отмечен зарождением особого направления государственной деятельности – таможенного дела, которое имело целью наполнение государственной казны. Для решения этой задачи и для регулирования возникающих в связи с этим общественных отношений начинает формироваться таможенное право, оформляется его источниковая база, первоначально как совокупность правовых обычаев. По мере постепенного усиления центральной власти наметилась тенденция к переходу от обычно-правового регулирования к законодательному.

Формирование централизованного государства на рубеже XI-XVI веков привело к качественным изменениям в организации таможенного дела. Именно в Московском централизованном государстве впервые возник государственный механизм как организованная система государственных органов с определенной структурой и компетенцией. Появились высшие, центральные и местные органы государственной власти, начали формироваться регулярные вооруженные силы и правоохранительная система. Это повышало потребность государства в денежных средствах, важнейшим источником которых было таможенное обложение.

Начало формированию единой системы таможенных учреждений было положено в ходе реформ Ивана Грозного. В 1551 г. в Московском государстве впервые появились бюрократически оформленные таможенные учреждения. Это было связано с проведением земской реформы, в ходе которой были учреждены органы местного управления – избы. Были созданы земская, губная, съезжая и таможенная избы, которые в своей совокупности организовали систему органов управления на уровне уезда.

Таможенная изба являлась местным органом финансового управления, она организовывала все косвенное обложение на уровне уезда, а ее деятельность регулировалась особым нормативным актом – уставной таможенной грамотой. Кроме таможенных сборов на нее возлагался контроль над другими статьями казенного дохода – питейным (кружечным), банным, свадебным сборами. По всем этим направлениям деятельности таможенная изба ежегодно предоставляла отчетные документы – таможенные книги – в курирующий приказ.

Первоначально таможни замыкались не на один центральный орган управления (приказ), а на их совокупность – территориальные приказы (например, Сибирский, Казанский, Посольский), а наиболее важные таможни на Приказ Большого прихода. Пусть и в такой несовершенной форме, но начали формироваться связи внутри таможенной системы, что положило начало ее организационному становлению. Завершен этот этап был в 1680 г., когда впервые все таможни были замкнуты на единый центральный орган финансового управления – Приказ Большой Казны (где-то аналогичное современному Министерству финансов). Именно эту дату можно считать началом ведомственного оформления таможенного дела.

 

Вопрос 2б) Становление российской таможенной системы в XVII–XVIII вв.

Итак, применительно к XVII веку можно говорить об оформлении таможенной системы, основными элементами которой стали: приказ территориального управления (впоследствии Приказ Большой казны) – таможенная изба – гостиный двор (место, где непосредственно осуществлялось таможенное оформление). Сегодня мы с вами применяем термин «таможенные операции».

Оформление централизованного государственного механизма впервые поставило задачу организации прохождения государственной службы. Первой попыткой решения этого вопроса стала передача таможен на откуп, случаи которой зафиксированы еще в конце XV в.

Государство, чтобы не нести расходы по содержанию таможенных учреждений, передавало право сбора пошлин на определенном государственном торгу частным лицам при условии уплаты ими определенной суммы, которая могла вноситься как авансовый либо как итоговый платеж. Именно это обстоятельство предопределило длительную, вплоть до конца XVIII в., историю откупов в России. На откуп отдавались не только таможенные, но и другие государственные сборы – питейный, банный, проезжий, мостовой и т.п. Значение этого способа укомплектования таможенных учреждений в разное время было неодинаково: на отдельных этапах он являлся ведущим, на других считался вспомогательным, неоднократно делались попытки его полной отмены. Вместе с тем, этот способ, передача таможен на откуп, продолжал существовать в разных политических и исторических условиях, что позволяет признать его важным феноменом в истории российского таможенного дела.

Заинтересованность правительства в длительном сохранении откупов вполне понятна – при отдаче сбора пошлин на откуп оно не только избавлялось от расходов на содержание соответствующего аппарата, но и получало чистый доход. Но здесь возможно отметить один очень серьезный минус - отсутствие государственного контроля над формированием личного состава переданных на откуп таможен противоречило тенденции к централизации управления.

Уже в ходе земской реформы Ивана Грозного была сформирована первая модель службы на местах – верная служба, при которой к выполнению обязанностей в местных органах власти в порядке государственной повинности привлекались представители посадского населения. «Верная служба» осуществлялась на безвозмездной основе в течение одного календарного года. Верная служба получила широкое распространение в таможенном деле и практиковалась в течение двухсот лет с 1555 по 1753 г., в XVI-XVII вв. для укомплектования таможенных изб, а до середины XVIII в. – внутренних таможен.

А вот здесь обращаю ваше особое внимание (речь идет о наших первых коллегах, таможенниках прошлого) - вступление в должность верных таможенников сопровождалось определенной процедурой, на первом этапе которой они в присутствии избравшего их населения приносили присягу в том, что будут старательно и бескорыстно собирать таможенную и кабацкую прибыль, не ссужать никому таможенные и кабацкие доходы (здесь уже просматриваются элементы противодействия коррупции, это термин нашего времени). Так как процедура принесения присяги в те времена сопровождалась целованием креста, присягнувшие лица получили название целовальников, а сам текст присяги – крестоприводной записи. Возглавляли таможенную избу таможенные головы, так же избиравшиеся на один год.

Введение верного способа укомплектования таможен позволило государству создать альтернативу откупным таможням, которые функционировали без прямого государственного контроля. Это дает основание говорить о зарождении в Московском централизованном государстве таможенной службы как службы государственной. Верные таможенники по своему положению фактически уже являлись чиновниками низшего звена финансового управления.

В таможенном деле Московского государства еще долго существовали пережитки удельных времен. Многие исследователи отмечают, что в течение XV-XVI вв. политически централизованное государство в экономическом отношении представляло собой сеть еще недостаточно связанных между собой рынков. Бывшие удельные княжества, превращенные в уезды единого государства, еще долгое время сохраняли атрибуты прежней независимости. Границы уездов с точки зрения перемещения товаров напоминали границы между государствами с присущими им таможенными ограничениями. В преодолении этой разобщенности и создании единого экономического пространства большую роль сыграла таможенная реформа 1653-1667 гг., проводившаяся в правление царя Алексея Михайловича.

Первым шагом в этом направлении стал Именной указ (Царская Уставная грамота) от 25 октября 1653 г., известный как Торговый устав. Он установил на всей территории Московского государства единый порядок взимания и величину торговых пошлин – все прежние пошлины заменялись единой рублевой пошлиной в размере 10 денег[4] (или 5 копеек), («Деньга» это была мелкая монета достоинством 0,5 копеек) Так как рублевая пошлина исчислялась от размера объявленной таможенной стоимости товара, она относилась к так называемым ценовым или адвалорным пошлинам (от франц. «ad valorum» – от цены). Одновременно с введением единой рублевой пошлины отменялись все сковывавшие передвижение товаров проездные и проплавные пошлины за исключением перевоза и мостовщины на Оке и Волге. Из пошлин, взимавшихся на гостином дворе, осталась только «анбарщина», но пользование амбарами не было обязательным, поэтому эта пошлина не отягощала торговых людей. (Пользование амбарами в те времена ассоциируется со складами временного хранения в настоящее время). Таможенным головам и целовальникам предписывалось не просто фиксировать в таможенных книгах каждый факт купли-продажи и уплаты пошлин (а здесь что мы узнаем? – начало отчетности, статистики), таможенным головам и целовальникам предписывалось также выдавать торговым людям выписи (выписки) за подписью и таможенной печатью («за руками и печатями»). Предъявление подобных выписей позволяло контролировать правильность и полноту взимания таможенной пошлины. Закрепленные в Торговом уставе порядок и нормы таможенного обложения получили название первой в истории России таможенной реформы.

Отражением процесса централизации таможенного дела стало появление общерусского таможенного законодательства. Первыми законодательными актами в этой сфере стали уставные таможенные грамоты. Они исходили от центральной власти и адресовались таможенникам, выполнявшим обязанности по сбору «на веру» таможенных пошлин, а также откупщикам, монастырям и частным лицам, в пользу которых отчуждался доход от сбора отдельных пошлин. Центральная власть регламентировала, какие пошлины, с каких товаров, в каких размерах и каким способом брать. Создавалась, таким образом, своеобразная система региональных тарифов.

В появившейся к середине XVII века в Московском государстве четко определились тенденции к централизация таможенного дела, о чем свидетельствует содержание главы X Соборного уложения (1649 г.) «О мытах, о перевозех, и о мостах». В ней категорически запрещалось устанавливать новые мыты там, где их «исстари не бывало»; принуждать к пользованию мостами и переправами, т.е. к уплате мостовщины (например, запрещалось скалывать лед вдоль берегов с целью сделать их неприступными и тем заставить торговых людей проезжать по мосту или переправе). К нарушителям применялись штрафные санкции вплоть до конфискации имущества.

Вершиной таможенного законодательства второй половины XVII в. стал Новоторговый устав, утвержденный Алексеем Михайловичем 22 апреля 1667 г. В отличие от Торгового устава, представлявшего собой таможенную грамоту, Новоторговый устав был первым настоящим уставом, в котором весь материал был постатейно систематизирован. Большая их часть из 94 статей посвящена регулированию торговли в Архангельске, который к началу XVII века превратился в основной торговый порт российского государства, через который шла торговля иностранными товарами. Содержание Новоторгового устава позволяет сделать вывод о том, что в середине XVII в. государство начинает более активно вмешиваться во внешнеторговую деятельность, постепенно формируется механизм регулирования не всей торговли вообще, а именно внешней торговли. Об этом свидетельствуют и особенности обложения ввозных и вывозных товаров – для весчих (взвешиваемых) ввозных и вывозных товаров устанавливалась пошлина в размере 4 % от продажной цены, с прочих товаров – 5 % пошлина. Впрочем, иностранцев поражали российские таможенные порядки, позволявшие вовсе не платить пошлину в случае, например, покупки товаров в портовых и приграничных городах за наличные деньги.

В Новоторговом уставе впервые была законодательно закреплена система таможенного оформления и контроля, включавшая в себя предоставление росписи товарам, проведение таможенного досмотра, предоставление купцам выписи с отметкой об уплаченных пошлинах.

Главным средством защиты интересов русского купечества, закрепленным в Новоторговом уставе, были ограничения для торговой деятельности иностранцев (то, что сегодня практикуется как защита российских производителей). Им, в частности, запрещалось торговать друг с другом, вести розничную торговлю, их торговая деятельность ограничивалась Архангельском, Псковом, Новгородом, Смоленском (т.е. пограничными городами); при попытке провоза товаров в Москву или в другие внутренние города с них взыскивалась дополнительная проезжая пошлина за весь привезенный товар «по гривне с рубля золотыми и ефимками[5]» («гривна» - 10 копеек, а «ефимкой» в XVII в. называли немецкую серебряную монету (талер)), так что размер пошлины фактически повышался до 28 % и др. Новоторговый устав был первым законодательным актом в сфере таможенного дела, с содержанием которого ознакомились русские и иностранные купцы. Статьи, регламентирующие торговлю иностранцев, объединенные в так называемый «Устав торговле» из 7 статей, были переведены на иностранные языки и доведены до иностранного купечества через Посольский приказ.

Введением в действие Новоторгового устава была завершена таможенная реформа, а с ней и централизация таможенного дела в Московском государстве. Выработанные в Уставах 1653 и 1667 гг. принципы взимания и размеры пошлин просуществовали вплоть до отмены внутренних таможен в середине XVIII в. С принятием Торгового (1653 г.) и Новоторгового (1667 г.) уставов таможенная политика Российского государства получила единую законодательную основу.

 

XVIII век вошел в историю России как век европеизации. Преобразования в сфере таможенного дела стали неотъемлемой частью реформ первой четверти XVIII века (реформы Петра Великого). С ними связана дальнейшая централизация системы управления таможенным делом. Управление сборами от внешней торговли теперь сосредоточилось в едином органе – Коммерц-коллегии. Внутренние таможенные пошлины, так же как вся внутренняя торговля и торговый суд для русских купцов сосредоточивались в Камер-коллегии.

Изменения коснулись и организации таможенной службы. В обществе постепенно распространилась мысль о том, что «содержать таможенных служителей без жалования опасно для таможенных сборов»[6].

В период 1724 по 1731 г. формировалась новая модель таможенного учреждения, предназначенного для государственного регулирования внешней торговли. Таможнями нового типа стали портовые и пограничные таможни, укомплектовывавшиеся на штатной основе. Самое первое штатное расписание было составлено в 1724 г. для Санкт-Петербургской портовой таможни, оно включало штат из 154 человек. Все они должны были получать фиксированное жалованье, размер которого зависел от занимаемой должности. В штатное расписание были включены должности таможенного инспектора, таможенного контроллера, пакгаузного инспектора, стемпельмейстера, вагмейстера, гавенмейтера, бухгалтера, кассира, канцеляристов и подканцеляристов. Самую многочисленную группу служителей составляли досмотрщики.

Наиболее важные должности могли занимать лишь кадровые чиновники, имевшие высокие классные чины по Табели о рангах (с XIV по VIII). Постепенно были разработаны штатные расписания для всех звеньев таможенной системы.

В эпоху петровских реформ в России появляются первые таможенные тарифы. Первый российский таможенный тариф 1724 г. имел явно протекционистскую направленность, т.е. выражал стремление власти оградить отечественный рынок от проникновения иностранных товаров в интересах отечественного производителя. Однако проводимая правительством Петра Первого таможенная политика была направлена не cтолько на защиту национального рынка, сколько на достижение активного баланса внешней торговли. Именно этим объясняется разброс величины пошлин от 0 до 75 % от стоимости.

Их величина с иностранных товаров напрямую зависела от состояния внутреннего производства – чем больше в России производилось товаров данного вида, тем более высокой была ввозная пошлина на их импортные аналоги. И напротив, чем меньше отечественный производитель удовлетворял потребности внутреннего рынка, тем меньшей была взимавшаяся пошлина вплоть до разрешения беспошлинного ввоза. Этот принцип составления тарифа получил название арифметического и был в той или иной степени характерен для всех тарифов XVIII века.

На процесс европеизации таможенного дела оказали большое влияние европейские заимствования и прежде всего шведские таможенные уставы.

К концу XVIII века таможенное дело приобрело свое современное содержание. Благодаря реформе середины века в России сложилась единая таможенная территория, на которой действовала общий порядок таможенно-тарифного регулирования, единая система таможенных учреждений, национальное таможенное законодательство, развившееся под влиянием иностранных заимствований и национальной законодательной техники.

 

Вопрос 2. Досовецкий период развития таможенного дела в России (XIX – начало ХХ вв.)

 

XIX век в истории российского государства традиционно называют веком реформ и контрреформ. Но это и век промышленного переворота, век экономического прогресса, связанного с огромными переменами в социально-экономической жизни страны после отмены крепостного права и последующих за этим Великих реформ. Все изменения в социальной и экономической жизни государства непременно вели к появлению новых тенденций и явлений в развитии таможенного дела.

Особенностью развития таможенного дела в Российской империи в XIX веке стала борьба двух тенденций в таможенной политике – протекционистской и фритредерской, что ярко проявилось в таможенно-тарифном регулировании.

В XIX веке в России был принят и самый либеральный (таможенный тариф (1819 г.), который, по мнению современников, «убил русскую промышленность»[7] и самый протекционистский таможенный тариф (1891 г.), который завершил переход России к протекционизму

Переход к политике умеренного протекционизма связан с именем министра финансов Е.Ф. Канкрина (1823-1844 г.), который считал необходимым избегать доведения протекционизма до крайности. При нем главный упор в таможенной политике при сохранении охранительной системы (прямой запрет на ввоз некоторых товаров) был сделан на защиту «протекционистских и фискальных интересов». В полной мере такой подход был реализован в тарифе 1822 г., в котором иностранные пищевые продукты, производство которых в ближайшее время было невозможным, но которые были крайне необходимыми, а также сырье, отсутствующее в России разрешалось ввозить беспошлинно; низкие таможенные пошлины устанавливались на товары, производство которых находилось в зачаточном состоянии и со временем могло развиться; высокими пошлинами облагались предметы роскоши, товары не первой необходимости, а также те товары, производство которых при разумном покровительстве можно наладить внутри страны; запрещен ввоз товаров, составляющих или могущих составить конкуренцию отечественному производителю[8].

Дальнейшее совершенствование таможенно-тарифного механизма сопровождалось либерализацией пошлинного обложения, что нашло внешнее закрепление в таможенных тарифах 1850, 1857 и 1868 гг.

Основные направления таможенной политики, существующие и по сей день – фритредерство и протекционизм – сложились в XIX веке под влиянием новых экономических идей. Фритредерство (от англ. free trade - свободная торговля) – присутствовало как тенденция в таможенной политике почти всех государств, но как система сложилось лишь в Великобритании к середине XIX века. Переход такого экономического гиганта как Великобритания к свободе торговли усилил стремление других государств защитить свои рынки от конкуренции английских товаров с помощью высоких таможенных пошлин. В числе других государств во второй половине XIX века к протекционизму окончательно перешла и Россия.

Первый шаг в этом направлении был сделан введением в 1877 г. так называемой «золотой пошлины» (исчисление ввозной пошлины в золотой валюте), что в конечном итоге давало почти 50-процентное увеличение ввозных пошлин. В 1880-е годы происходило дальнейшее увеличение ввозных пошлин на некоторые группы товаров (например, железо, чугун, сталь). Тем самым создавались стимулы к развитию промышленной деятельности. Россия добилась значительных результатов в развитии внешней торговли.

В 1850-1870-е годы торговые трактаты на основах наибольшего благоприятствования были заключены с Францией, Англией, Бельгией, Австро-Венгрией, Италией, Швейцарией, Перу, Испанией (сегодня – РНБ). К концу1850-х годов XIX века относится интенсивное развитие «азиатской торговли» и прежде всего торговли с Китаем. Объемы российско-китайской сухопутной торговли неуклонно возрастали. С середины XIX в. Также активно развивалась торговля России с Японией. Центром российско-японской морской торговли стал порт Нагасаки.

К концу XIX столетия по основным экономическим показателям Россия вышла на 5-е место в мире!!! Ее экономической прогресс сопровождался окончательной победой протекционистского направления в таможенной политике.

Самым значительным событием в истории российского протекционизма можно назвать принятие в 1891 г. нового таможенного тарифа, известного как «менделеевский» по имени возглавлявшего тарифную комиссию Д.И. Менделеева. Его сторонники отстаивали разумный, побудительный протекционизм, при котором повышенными пошлинами защищаются только наиболее способные к развитию отрасли промышленности. Однако при окончательной выработке тарифа возобладала идея запретительного, сплошного протекционизма, при котором обеспечивалась защита даже тех производств, которые не только не были в достаточной мере развиты, но и не могли быть развиты в ближайшее время.

При составлении (менделеевского) Тарифа 1891 г. была применена новая структура. Менделеевский тариф 1891 г. состоял:

- из тарифа по европейской торговле;

- тарифа по азиатской торговле (применялся только к товарам азиатского происхождения);

(Отличительной особенностью Тарифа по европейской торговле были самые высокие ставки ввозных пошлин. Из 530 пунктов тарифа, действовавшего до 1890 г., пошлины были повышены по 270 пунктам. В основе Тарифа по азиатской торговле лежали пошлины с цены товара, применяемые только к товарам азиатского происхождения. Значительным был круг товаров, пропускаемых беспошлинно. К ним, например, относились все китайские товары, за исключением запрещенных к привозу хлебных вина и водки и облагаемых пошлиной чая и серебра).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 647; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.059 сек.