Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Такая структура таможенной службы просуществовала до 1917 г




Исследователи отмечают, что существование в Тарифе 1891 г. трех связанных между собой тарифов – европейского, азиатского и финляндского – позволяют сделать вывод о дифференцированном подходе к выработке таможенной политики, наиболее отвечающей интересам государства.

Окончательный переход к политике протекционизма поставил Россию перед необходимостью урегулирования вопросов таможенно-тарифных взаимоотношений с развитыми странами. Возникший из-за таможенных тарифов конфликт с Германией вошел в историю как таможенная война 1893-1894 гг. и завершился подписанием российско-германского торгового договора и введением в действие Конвенционного тарифа. Стороны соглашались на обоюдное понижение пошлин.

В конце XIX в. Россия имела положительный внешнеторговый баланс. Основным показателем эффективности таможенной политики России в конце XIX - начале XX в. можно считать постоянный рост таможенных доходов. В течение XIX века шел процесс формирования системы таможенных учреждений, отвечающей новому этапу развития государства и экономики страны.

В период с 1802 по 1810 гг. в Российской империи была проведена министерская реформа, в ходе которой существовавшие с петровских времен коллегии были заменены министерствами.

Новые органы власти строились на принципиально новых организационных принципах единоначалия и личной ответственности, при этом имели жесткую внутреннюю структуру.

В ходе реформы центрального управления не мог не затрагиваться вопрос о ведомственном подчинении таможенных учреждений. Реформа в данном направлении проводилась постепенно. Хотя министерства были учреждены еще в 1802 г., вплоть до 1811 г. сохранялась Коммерц-коллегия как орган, возглавлявший таможенную систему.

В дальнейшем таможенные учреждения России были подчинены Министерству финансов, внутри которого для непосредственного руководства таможенным делом было создано Таможенное отделение Департамента внешней торговли.

В 1864 году Департамент внешней торговли был преобразован в Департамент таможенных сборов, на который отныне возлагалось заведование таможенным и карантинным делом на территории империи. Управление отдельными отраслями таможенного дела осуществлялось через структурные подразделения департамента – столы.

Управление таможенными учреждениями было выстроено на основе строгой системы. Следующим за Департамент звеном таможенной системы стали таможенные округа – органы регионального управления, начальники которых подчинялись непосредственно директору Департамента.

(Количество округов в разные годы могло меняться и насчитывало от 11 до 15. В составе таможенных округов действовали таможни (главные складочные, первого, второго и третьего класса), таможенные заставы, таможенные посты, переходные пункты).

Ведущим правовым актом в системе таможенного законодательства оставался Таможенный устав. Первый в истории России Таможенный устав 1755 г. действовал свыше шестидесяти лет (!!!), в этом его уникальность, так как в дальнейшем аналогичные акты принимались не реже, чем один раз в тридцать лет.

Второй Таможенный устав 1819 г. был принят в правление императора Александра II в период наибольшей либерализации таможенной политики России.

Важнейшее значение в развитии таможенного законодательства имел таможенный устав 1857 г., в котором была закреплена система таможенных учреждений и управления ими.

Принятый в условиях окончательного перехода к активному протекционизму Таможенный устав 1892 г. установил общий порядок регулирования Европейской и Азиатской торговли.

Последний таможенный устав Российской империи был принят в 1910 г. Его нормы фактически действовали до принятия в 1924 г. первогосоветского Таможенного устава СССР.

Изменения в системе российского таможенного законодательства в период с 1905 по 1917 гг. непосредственно связаны с изменениями, происходившими в российском государстве и праве под влиянием революционных событий 1905-1907 гг. Разделение высшей государственной власти и начало формирования отдельных ее ветвей привело к возникновению новых законодательных форм.

В ходе первой русской революции впервые в российской юриспруденции появился закон как самостоятельная законодательная форма. В качестве примера можно привести законы от 28 и 29 июня 1914 г., впервые официально разрешившие женщинам поступать на службу в таможенные учреждения, как в местные таможни, так и в центральный аппарат Департамента таможенных сборов. При этом женщины пользовались равными правами с мужчинами, занимающими аналогичные должности и получали такую же зарплату. Однако существовало жесткое ограничение, не позволяющее женщинам занимать высшие руководящие должности – они могли дослужиться лишь до VIII классного чина. (Для сравнения: чтобы стать управляющим таможней в конце XIX в. необходимо было дослужиться до VI классного чина, директором Департамента таможенных сборов – до IV классного чина Табели о рангах).

Таким образом, на завершающем этапе истории Российской империи таможенное дело активно развивалось, в это время окончательно определен статус таможенной службы как службы государственной, и как уже было сказано, впервые к несению этой службы стали привлекаться женщины. Таможенная система стала играть важную роль в механизме Российской империи.

Вопрос 3.

а) Особенности советского периода управления таможенной деятельностью.

б) Создание и развитие российской таможенной системы в постсоветcкий период (конец XX – XXI вв.)

вопрос 3а) Особенности советского периода управления таможенной деятельностью.

Новый период в истории таможенного дела России связан с крушением российской монархии и становлением советского государства. Приоритеты новой власти неизбежно сказались на содержании и функциях таможенной службы.

Развитие таможенного дела в советском государстве определялось государственной монополией внешней торговли, при которой единственным продавцом и покупателем товаров становилось государство. Экономической основой нового курса стала национализация промышленности и фактическая ликвидация частной собственности на средства производства. Переход к монополии внешней торговли осуществлялся в течение 1918-1920 гг. на основе декретов советской власти.

Решение ввести новую законодательную форму – декрет – было принято с целью отграничить законодательные акты новой власти от дореволюционного законодательства. Под декретом понимается небольшой по объему законодательный акт учредительного характера.

Первые декреты нормативные акты советской власти в области таможенного дела – декрет СНК РСФСР от 29 октября 1917 г. «О порядке ввоза и вывоза товаров» и постановление СНК РСФСР от декабря 1917 г «О порядке выдачи разрешения на ввоз и вывоз» – закрепляли исключительное право Отдела внешней торговли Наркомата торговли и промышленности РСФСР на выдачу такого разрешения, все документы, выданные ранее царским и Временным правительством, объявлялись недействительными.

Декретом СНК РСФСР от 22 апреля 1918 г. «О национализации внешней торговли» устанавливалось, что все торговые сделки по покупке и продаже всякого рода продукции с иностранными государствами и отдельными торговыми предприятиями за границей производятся от лица Российской республики специально на то уполномоченными органами. Всеми вопросами внешней торговли ведал Народный комиссариат торговли и промышленности (НКТиП РСФСР), который в 1920 г. был преобразован в Наркомат внешней торговли (НКВТ РСФСР). В ведение НКТиП (впоследствии НКВТ) передавался Департамент таможенных сборов, переименованный в Главное управление таможенного контроля (ГУТК РСФСР), а с 1920 г. – в Главное таможенное управление (ГТУ НКВТ РСФСР).

Впервые в истории развития внешнеэкономических связей России государство стало выступать на внешнем рынке единственным продавцом и покупателем товаров, в его руках сосредоточилась монополия внешней торговли и валютная монополия.

В декабре 1922 г. был подписан Договор об образовании Союза советских социалистических республик (СССР), в который РСФСР вошла одним из субъектов – республик. СССР территориально в значительной степени приближался к границам Российской империи (в него постепенно на положении равноправных субъектов вошли бывшие «национальные окраины» Российской империи – Азербайджан, Грузия, Армения, Белоруссия, Украина, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Латвия, Литва, Эстония). Уже при создании Советского Союза внешняя торговля и регулировавшее ее таможенное дело были определены в качестве предмета исключительного ведения Союза. Это означает, что все решения по этим вопросам принимались на уровне Союза едиными федеральными структурами. Республиканские и местные органы власти не имели права вмешиваться в деятельность таможенных учреждений.

Таким образом, становление таможенной системы советского государства происходило на принципиально новых организационных принципах, чем в Российской империи. Первые годы советской власти отмечены важными изменениями в таможенной системе государства.

Переход к монополии внешней торговли изменил содержание всех сфер таможенного дела и в первую очередь механизма таможенно-тарифного регулирования.

Первые советские таможенные тарифы были приняты в 1922 г. на основе дореволюционного таможенного тарифа. Это были тарифы по Европейской привозной и Европейской вывозной торговле. Оба тарифа носили ярко выраженный либеральный характер – общей тенденцией было поощрение импорта для удовлетворения потребностей развивающейся промышлености и сельского хозяйства. Еще более либеральным оказался тариф 1924 г., предоставлявший льготный режим таможенного обложения товаров, необходимых для развития сельскохозяйственного производства (машины, оборудование, полуфабрикаты). Более либеральным по сравнению с ним был третий советский таможенный тариф 1927 г. Общий же уровень таможенных пошлин в сложный период преодоления экономической разрухи (1922-1927 гг.) не превышал 4,6 %.

Вопросами применения тарифа к товарам, разработкой новых и изменением старых списков разрешенных и запрещенных товаров, подготовкой заключений по проектам торговых договоров, конвенций, а также законодательства по вопросам таможенно-тарифного регулирования занимался созданный в феврале 1922 г. Таможенно-тарифный комитет (ТТК), действовавший сначала при Совнаркоме, а затем при НКВТ СССР (Наркомат внешней торговли).

Более сложным был тариф 1930 г., известный как свод тарифов СССР и действовавший до начала 60-х годов.

Особенностью нормативной базы деятельности советских таможенных органов в первые годы советской власти было то, что декреты регламентировали лишь самые общие таможенные вопросы. В тех случаях, когда в законодательстве существовал пробел, таможенные органы руководствовались Таможенным Уставом 1910 г. в части, не противоречащей принципам советской власти.

Прежней осталась на первых порах и структура таможенных органов. Согласно Временному положению о местных таможенных органах, принятому в марте 1922 г., сохранились таможенные округа: Петрозаводский, Западный, Сибирский, Туркестанский, Семипалатинский, Южный, Украинский, Закавказский. В декабре 1922 г., после завершения гражданской войны на востоке страны, был образован Дальневосточный таможенный округ (ДВТО) с центром в Чите.

В 1924 г. был принят первый кодифицированный акт в сфере таможенного дела – Таможенный устав СССР.

А в 1928 г. был принят первый в истории России Таможенный кодекс. Главную задачу таможенных органов он определял как фактический контроль за соблюдением государственной монополии внешней торговли.

Усиление административно-командных методов управления в 1930-е годы распространилось и на сферу таможенного дела. Общей тенденцией развития таможенного дела в этот период стало снижение его роли в регулировании внешней торговли.

В начале 1930-х годов был введен ускоренный пропуск через границу отдельных грузов и централизованный порядок расчетов по таможенным пошлинам за эти грузы. Упрощение в оформлении привело к изменениям в таможенной системе – ликвидировались таможенные склады для временного хранения экспортных и импортных грузов, сокращалось количество таможен и таможенных постов, сократился штат таможенных служащих.

Одновременно упрощалась система управления таможенными органами..Сложившаяся система таможенных органов просуществовала почти без изменений до 1980-х годов.

В конце 1930-х годов сформировалась административно-командная модель управления, при которой таможенная политика потеряла свой самостоятельный характер. Основные ее положения отражены и во втором советском Таможенном кодексе СССР, принятом в 1964 г. В нем функции таможенных органов максимально упрощены и сведены к контролю над соблюдением монополии внешней торговли и деятельности по борьбе с контрабандой.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1252; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.