Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 30. Основные условия морского страхования




Морское страхование характерно для страхования внешнеэкономических рисков. В круг вопросов морского страхования входят страхование морских судов каско (корпуса и оснастки перевозочных и других плавсредств), страхование карго (транспортное страхование грузов), страхование судовладельцев. Широкое распространение в последние годы контейнерных перевозок привело к выделению в самостоя­тельный вид страхование контейнеров.

Страхование судов каско — вид морского страхования, обеспечивающий страховую защиту судовладельцев и иных лиц, имеющих отношение к эксплуатации судов, в случае нанесения ущерба, гибели принадлежащих им или иным образом юридически связанных с ними судов либо нанесе­ние иного ущерба их имущественным интересам в связи с эксплуатацией судов.

В практике страхования судов применяются различные условия страхового покрытия, объединяющие определенную группу рисков. Различают английский (Институт лондон­ских страховщиков) и континентальный (в том числе рос­сийский) подходы к страхованию, которые характеризуются тем, что на континенте судовладельцу достаточно проде­монстрировать факт убытка, тогда как в английской прак­тике он должен разъяснить, вследствие воздействия какого застрахованного (т.е. включенного в договор страхования) риска возник убыток. В связи с этим классификация вклю­чаемых в договор страхования рисков является более совер­шенной в английской практике.

Английские (стандартные условия) различают две груп­пы рисков:

· риски, не связанные с человеческим фактором, т.е. не зависящие от воли судовладельца: различные навига­ционные опасности, в том числе затопление судна в шторм, посадка на мель; взрыв, пожар; пиратство; пред­намеренный выброс имущества за борт; землетрясение, извержение вулкана, удар молнии; происшествие при погрузочно-разгрузочных работах или бункеровке; унич­тожение судна, являвшегося потенциальным источником загрязнения окружающей среды, по приказу властей;

· риски, связанные с человеческим фактором, которые мог бы предотвратить судовладелец: взрыв котлов, полом­ка валов, скрытые дефекты оборудования или корпуса; небрежность членов команды, ремонтников или фрахтователей; мошенничество со стороны членов команды; столкновения с летательными аппаратами, доками или портовым оборудованием.

Если судовладелец докажет, что убыток возник вслед­ствие одной из причин первой группы, то дальнейшего расследования практически не требуется. Если же страхо­вой случай отнесем ко второй группе, то убытки судовла­дельца будут возмещены, только если будет доказано, что не имели место недосмотр или небрежность со стороны судовладельца, менеджера или руководящих сотрудников берегового аппарата судовладельческой компании. Капи­тан, члены команды или лоцманы не относятся к этой ка­тегории (хотя в российском варианте договоров приняты формулировки, согласно которым понятие «судовладелец» распространяется и на капитана судна). Последствия их не­досмотра или небрежности покрываются страхованием. Каждый подобный ущерб изучается страховщиками на предмет наличия или отсутствия вины судовладельца и иных лиц.

Ставка страховой премии при страховании каско судов чаще всего выражается в процентах от страховой суммы по договору, но зависит не столько от страховой суммы, сколько от размеров, чина и возраста судна, районов плавания, вре­мени года, характера груза и т.п. Размер ставки страховой премии обычно обратно пропорционален размеру франши­зы, уровни которой в разных странах различны и зависят от стоимости и типа судна.

Договор морского страхования грузов заключается на основании письменного заявления страхователя, в котором должны быть указаны: точное наименование груза, род упа­ковки, число мест, масса груза, номера и даты коносамента или других перевозочных документов; наименование, год постройки, флаг и тоннаж судна; способ размещения груза (в трюме, на палубе, навалом и т.д.); пункты отправления, перегрузки и назначения груза; дата отправки судна, стра­ховая сумма груза, условия страхования.

Эти требования в той или иной модификации соответ­ствуют стандартным условиям Института лондонских стра­ховщиков.

Рассмотрим кратко эти условия.

Условие с ответственностью за все риски является наиболее широким, хотя буквально не покрывает «все рис­ки». Из этих условий исключаются повреждение и гибель груза от всякого рода военных и пиратских действий, конфис­кации, ареста или уничтожения груза по требованию влас­тей (эти риски могут быть застрахованы дополнительно); риски радиации, умысла и грубой неосторожности страхо­вателя или его представителей, нарушения правил перевоз­ки и хранения грузов, несоответствия упаковки; влияние трюмного воздуха или особых свойств груза, огня или взры­ва, если без ведома страховщика на судно одновременно с грузом были погружены взрывные вещества; недостачи гру­за при целости наружной упаковки (недовложения); повреж­дение груза грызунами, червями, насекомыми; замедления в доставке груза и падения цен.

Условие страхования с ответственностью за частную аварию в отличие от первого варианта имеет твердый пере­чень рисков, по которым страховщик несет ответственность, но объем ответственности страховщика здесь меньше. Из ответственности по этому условию также исключаются рис­ки, которые не покрываются условием «Все риски».

Условие страхования без ответственности за повреж­дения, кроме случаев крушения — по составу страховых слу­чаев, при которых подлежат уплате убытки, и по совокуп­ности исключений и страхового покрытия в целом совпада­ет с условиями ответственности за частную аварию. Разни­ца состоит в том, что по последнему условию страховщик в обычных условиях несет ответственность только в случае полной гибели всего или части груза, а за повреждения гру­за отвечает лишь в случае какого-либо происшествия (кру­шения) с транспортным средством.

При всех трех приведенных условиях страхование воз­мещает убытки и расходы по общей аварии, необходимые и целесообразно произведенные расходы по спасению груза и по уменьшению убытка.

Страхование контейнеров имеет определенную специ­фику. Объектом страхования являются сами контейнеры, как емкости для помещенных в них грузов, и в этом каче­стве являются частью судна, однако они предназначены для последующего снятия с судна в местах перевалки и пере­возки грузов на других средствах транспорта или для скла­дирования и, следовательно, не могут быть застрахованы на условиях страхования судов. Их страхование осуществ­ляется по специальным договорам страхования, заключае­мым обычно на стандартных английских условиях. Объем страхового покрытия при этом может быть различным. Стра­хование контейнеров может быть произведено как на усло­виях от всех рисков, так и на более узких условиях, покры­вающих риск гибели контейнеров, выпадающую на контей­неры долю в общей аварии, расходы по спасанию контейне­ров, предотвращению и сокращению убытков.

При страховании контейнеров на условиях от всех рис­ков страховщик принимает на себя ответственность в преде­лах обусловленных лимитов за риски их полной гибели и повреждения в течение периода страхования, включая пере­возку контейнеров на палубе.

Страховщик не несет ответственности за естественный износ или постепенное ухудшение качества контейнеров, а также за их гибель, повреждения и возможные расходы, вызванные задержкой рейса.

При страховании контейнеров на других условиях, кото­рые принято сокращенно называть «от полной гибели», воз­мещаются только убытки от гибели контейнеров, а также выпадающая на контейнеры доля по общей аварии; расхо­ды по спасению контейнеров и предотвращению или умень­шению убытков, подлежащих оплате по условиям страхо­вания. Затраты на ремонт контейнеров (кроме случаев об­щей аварии) по данному условию страхования возмещению не подлежат. В остальном оба вида условий совпадают.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1170; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.