Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пифагорейцы и право




Понятие справедливости

Тема 6. Справедливость и несправедливость.

1. Понятие справедливости. 2. Платон об избавлении от несправедливости в диалоге «Горгий». 3. Гегель о генезисе неправа. 4. Возможность справедливости. 5. Устранение справедливости. 6. Дело Христа.

Письменные задания:

1) Философская вариация по Гегелю. Взять параграф из «Философия права» Гегеля и написать свой вариант дополнения и примечания.

Устные задания:

1) Установить справедливости какой-либо войны (в соответствии с принципами справедливой войны).

2) По схеме Д. Ролза предложить российский вариант модели справедливости («как…?», условий, принципов).

3) Критика процессуальной модели устранения несправедливости П. Рикера: что не так? что упущено? особенности устранения несправедливости в других отраслях права?

Справедливость – главная категория в области права, ибо само понятие юстиции тождественно в русском языке понятию справедливости. В ряде стран (например, в Польше) министерство юстиции прямо именуется на родном языке "министерством справедливости".

Архаическое представления о справедливости связывается со стремлением к восстановлению нарушенной из-за неправильных действий гармонии целого: под словами "правда", "справедливость" понимается восстановление нарушенного равновесия.

Справедливый человек и справедливое общество суть такие, которые могут найти меру в распределении благ, которая устраивает всех и на которую получено согласие тех, на чью долю выпадает больше тягот.

В арабо-мусульманс­кой философии справедливость понимается как «воздание должно­го» или «отход от ложного в пользу истинного»; наделение различных противоборствую­щих сторон причитающейся им долей. В применении к человеку «справедливость» определяется в большинстве случаев как преобладание «добрых» поступков над «малыми» грехами при условии несовершения «великих» грехов.

Соотношение между:

- ролью отдельных людей (классов) в жизни об-ва и их социальным положением,

- между деянием и воздаянием (преступлением и наказанием),

- достоинством людей и его вознаграждением,

- правами и обязанностями.

Несоответствие между тем и др. оценивается моральным сознанием как несправедливость.

Справедливость есть способ отношения че­ловека к другому лицу, опосредованный отношением к благам, на которые они оба претендуют Формула справедливости: пропорция между четырьмя членами, где соотношение лиц А и В такое же, каково соотношение полу­чаемых ими благ а и б.

Поселившийся в одном из греческих городов южной Италии, Кротоне, Пифагор пользовался такою известностью, как мудрец, что жители этого города, страдавшее от постоянных раздоров между аристократами и демократами, обратились к нему с просьбою выработать им государственное устройство. Пифагор создал религиозно - философский союз, в котором получила научное и политическое образование молодежь, призванная править впоследствии государством. Жизнь молодых людей была построена на дорийских принципах. Членам союза внушалось глубокое уважение к законом и отвращение к анархии.

Рассматривая справедливость, как число равнократное, или воздаяние равное за равное, пифагорейцы понимали наказание, как возмездие. Суд относится к преступнику, как преступник отнесся к потерпевшему

Чис­ла 1, 2, 3 и 4 образовывали Тетрактис. Вступительная клятва в П. гласила: "...Клянусь именем Тетрактис, нис­посланной нашим душам. В ней источник и корни веч­но цветущей Природы...". В П. природа состояла из "четверок": четырех геометрических элементов (точка, линия, поверхность, тело) и четырех материальных эле­ментов (земля, воздух, огонь, вода)

«Полагая отличительным признаком справедливости эквивалентность и равенство и находя это свойство в числах, они определяли справедливость как первое квадратное число... Этим числом одни считали четыре, так как это первый квадрат,... а другие — девять, так как это первый квадрат нечетного числа трех, умноженного на самого себя»

По этому поводу Аристотель позднее писал: "Итак, Пифагор начал говорить о добродетели, но неправильно. Дело в том, что, возводя добродетели к числам, он создавал ненадлежащее учение о добродетелях. Ведь справедливость не есть число, помноженное само на себя».

Отмечается сходство акусм (правил) учения Пифагора и сакральных норм основатель римского сакрального права — царя Нума Помпилия. Одной из главных его акусм было одобрение «верности отеческим обычаям и установлениям» («упавшее не поднимать», «не прикасаться к белому петуху», «хлеб не разламывать», «воздерживайся от бобов»). «Как пифагорейцы внушали... приносить в жертву небесным богам четное число животных, а подземным — нечетное, причем смысл каждого из этих наставлений от толпы утаивался, так и смысл иных законов, идущих от Нумы, остается скрытым...».

Законы XII таблиц – ter tabulae quaternae, т.е. «трижды по четыре таблицы». Четверка олицетворяла саму справедливость. Тройка – начало, середина и конец. Особое отношение к цифре три проявляется во многих нормах XII таблиц — это и троекратная манципация сына, и право трех ночей, и казнь несостоятельного должника в третьи нундины и т.д. В такой интерпретации понятна характеристика римскими писателями XII таблиц как начала и конца справедливости.

Внешние успехи Кротона, приписанные его новой организации, способствовали распространению пифагорейских принципов среди других городов Великой Греции. Но пренебрежение интересами народа вызвало крушение пифагорийской политической системы около 500 года, когда всюду стали выступать демократические тенденции.

Ученик Пифагора Эмпедокл прославился своим учением о равенстве сословий




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 540; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.