КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Виды общей справедливости
Аристотель о справедливости «Справедливое по отношению к другому есть, собственно говоря, равенство» (Аристотель)». Проблема состоит в сочетании равенства и неравенства. Согласно Аристотелю, «одни полагают, что если они будут равны относительно, то они должны быть равны и вообще, другие, признавая себя относительно неравными, притязают на такое же неравенство во всех отношениях».
3. Платон об избавлении от несправедливости в диалоге «Горгий» Встретив софиста Горгия, участники диалога выясняют, каким искусством он занимается. Он говорит, что это красноречие – способность убеждать словом и судей в суде, и советников в Совете, и народ в Народном собрании, да и во всяком ином собрании граждан. Владея такою силой, ты и врача будешь держать в рабстве, и учителя гимнастики, а что до нашего дельца, окажется, что он не для себя наживает деньги, а для другого – для тебя, владеющего словом и уменьем убеждать толпу. Его предмет – справедливое и несправедливое Далее в диалоге Полом, обсуждается вопрос, почему преступник несчастен.
Все справедливое прекрасно. А раз прекрасное, то и благое. Кто карает по заслугам, карает справедливо. Он творит справедливость. Тот, кого карают, страдает по справедливости. Стало быть, наказание – благо для того, кто его несет. Поступать несправедливо – второе по размеру зло, а совершить несправедливость и остаться безнаказанным – из всех зол самое великое и самое первое, ибо безнаказанность укореняет зло. Человек становится лучше душою, если его наказывают по справедливости. Наказание освобождает от величайшего зла – от испорченности, омрачающей души. Безобразнее всего несправедливость и испорченность души. Безобразнейшее причиняет либо самое большое страдание, либо самый большой вред, либо, наконец, то и другое сразу. Она мучительнее всего. Быть несправедливым (а также невоздержным, трусливым, невежественным) больнее, чем страдать от бедности или недуга. Избегающий наказания не лечится, страшась, словно малый ребенок, боли, которую причиняют огонь и нож. Он, видимо, просто не знает, что такое здоровье и крепость тела. Боль, причиняемую наказанием, они видят, а к пользе слепы и даже не догадываются, насколько более жалкая доля постоянная связь с недужной душою. Возмездие вразумляет и делает более справедливым. Нужно остерегаться, как бы не совершить какую-нибудь несправедливость. А совершив ее – нужно по доброй воле идти скорее туда, где нас ждет наказание – к судье, все равно как к врачу, нужно спешить, чтобы болезнь несправедливости, застарев, не растлила душу окончательно и безнадежно. Не скрывать проступка, а выставлять на свет, пусть провинившийся понесет наказание и выздоровеет. О боли же не думать вовсе; и если проступок твой заслуживает плетей, пусть тебя бичуют, если оков – пусть заковывают, если денежной пени – плати, если изгнания – уходи в изгнание, если смерти – умирай, и сам будь первым своим обвинителем, и своим, и своих близких, и на это употребляй красноречие, чтобы преступления были до конца изобличены, а виновные избавились от величайшего зла – от несправедливости. Если надо причинить зло врагу (главное, чтобы не в ответ на обиду) нужно всеми средствами, и словом, и делом, добиваться, чтобы он остался безнаказанным и к судье не попал. Если же все-таки попадет, надо подстроить так, чтобы враг твой благополучно избегнул наказания. Лучше всего – никогда (пусть живет вечно, оставаясь негодяем!) Итак, заключает Сократ: «…чинить несправедливость опаснее, чем терпеть, …И если первое благо – быть справедливым, то второе – становиться им, искупая вину наказанием». Предлагает идти путем справедливости. Несправедливость, в широком смысле, это какое-либо противоречие правосудию. Права сохранялись и уважались вплоть до арифметических равенства. Мало простого покаяния и извинения. Нарушенный баланс должен быть восстановлен, иначе несправедливость останется. Поэтому должны быть извинения за оскорбление, опровержение за клевету, компенсация за моральный ущерб, возмещение за воровство и т.д. Не является вредом то, на что человек дал свое согласие. Иными словами, есть права, от которых человек может отказаться, и когда он этого не сделает, он не сможет жаловаться, что был лишен их. Но, человек должен знать последствия своих действий и не должен быть жертвой обмана. Во-вторых, согласие, которое он дает, должно быть добровольным, т.е. не под дулом пистолета или крайней необходимости. Наконец, право должно быть таким, что его в последствии можно вернуть.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 482; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |