КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Учение о справедливом праве Рудольфа Штаммлера (1856–1938)
Необозримой вереницей тянутся права и законы народов. Здесь въ пестрой массе они проходятъ передъ нашими глазами многообразною, вечно изменчивой толпой. Задача ставится вовсе не такъ, чтобы извлекать понятіе «права» изъ нагроможденнаго перечисленія особой юридической практики; всякій отдельный «правовой» фактъ представляетъ особое примененіе общаго понятія «права» и потому для собственнаго установленія логически предполагаетъ его.. Ест. право: соответствуетъ природе (то какъ ирирода ч е л о в е к а, то какъ природа п р а в а). Гуго Гроцій взялся установить таким образом общепризнанную основу права. Но природа человека усматривалась в различных качествах: стремление к общительности (Гроцій), страх одного перед другим (Гоббс), инстинктъ самохраненія всего живого и на естественную безпомощность человека, которая должна приводить его къ побеждающей эту последнюю общественности (Пуфендорф). стремленіе человека къ возможно долголетней и счастливой жизни (Томазій). Это различіе указаній продолжается вплоть до новаго времени, где ссылка на «человеческую природу» играетъ свою роль преимущественно въ соціалистической литературе. «Природа права» значитъ то же, что сущность.(договор, воля). Ошибка опытовъ, сделанныхъ въ періодъ просвещенія, заключалась скорее въ способе исполненія, такъ какъ они проектировали законченную книгу права съ неподвижнымъ содержаніемъ. Это невозможно. Содержаніе права направлено на регулированіе человеческаго совместнаго поведенія, которое направлено на удовлетвореніе потребностей. Все, что относится къ человеческимъ потребностямъ и способу ихъ удовлетворенія, подчинено постоянному измененію. Не существуетъ ни одногоположенія права, которое по своему положительному содержанію оставалось бы безусловно неизменным. Для исторической теоріи права не существуетъ самостоятельнаго критическаго изученія содержанія права. Правовой порядокъ представляетъ не что иное, какъ неизбежно созданное народнымъ духомъ общее убежденіе, и надъ этимъ последнимъ не существуетъ никакой дальнейшей инстанціи. Въ крайнемъ случае его можно не понять и выдавать за право нечто такое, что совершенно не соответствуетъ указанному признаку. И обманъ чувствъ и дурная по содержанію воля возникаютъ путемъ исторически необходимаго процесса. Задача добыть справедливое по содержанию право Право – общение свободно волящих людей. Понятие права. Это понятие как раз и обозначает регулирование совокупного действия. Оно представляется вместе с тем, как воление, направленное на преследование общих целей со стороны связанных ими людей. П р а в о стремится действовать формально, как самовластное воление. Оно заявляет притязание к господству над подчиненными праву, независимо от их согласия. Оно само определяет, кто ему подчинен, когда вступает кто-либо в союз или должен быть удален из него. Правовое регулирование имеется в том случае. если предписывающий стремится также и сам быть связанным установленным им правилом; оба должны быть связанными обязанностью по отношению к этому волению, и пока оно существует для подчиненнаго, оно также должно существовать и для того, кто его установил Ненарушимость права. «Право» есть ненарушимое самовластное регулирование социальной жизни людей. Сущность права требует, чтобы установленное им ненарушимо и неизменно сохранялось и осуществлялось, согласно содержанию его воления. Право во время своего действия должно поддерживать это притязание на ненарушимость, потому что оно вместе с его самовластным упорядочением является общим условием для закономернаго строения общественноии жизни, для справедливаго социальнаго волени Правовой порядок и социальное хозяйство стоят в отношении друг друга, как обусловливающая форма и определенный материал социальной жизни. Нельзя представить себе никакого правового порядка, который не связывал бы людей между собою, а «связывать» —значит соединять людей под общими целями. Право повсюду является не чем иным, как формальным способом, путем которого люди должны сообща вести борьбу за существование. Содержание каждаго правового порядка, выступающаго в истории, можно разложить на два класса: справедливое и несправедливое право. Всякое установленное право, по понятию своему, есть попытка быть справедливым правом. Доказательство: смысл права формально выражается в притязании на самовластное действие, его воление в этом направлении представляет автократически распоряжающееся предписание. Уполномочность этой самовластности заключается в том, что она является необходимым условием закономернаго строения социальной жизни. Отсюда следует, что право вступило бы в противоречие с своими основными условиями, если бы чуждалось стремления к справедливому волению. Действующее несправедливое право и привести его в исполнеше, в иолном повиновении и с особой осторожностыо. Систематическое соображение с возможной справедливостью права и его методическое проведение в критическом самосознании вовсе и совершенно не приучает к отступлению и отказу от действующего несправедливого права попранием действующего, но несправедливого права. Не борьба за известное право потому только и в том объеме, как оно существует, является для принципиально обоснованнаго воления человека заветной обязанностью, но только материально оправдываемое право может служить здесь основой. Добросовестно хотеть справедливого права — в этом заключается примиряющее разрешение согласного с долгом поставления цели. В идеальном ожидании постоянного уменьшения того раздвоения, которое мы только что подвергли обсуждению, в постоянно увеличивающемся и более верном проявлении справедливаго нрава и заключается социальный прогресс. Юрист-техник не обязан устанавливать чего-либо, что является справедливым по безусловному закону правды и добра, но должен лишь выяснить и доказать, чего положительно хотели и хотят другие люди, условно устанавливая цели.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 331; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |