Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Специальное программное обеспечение

Специальное программное обеспечение представляет собой совокупность программ, используемых для решения определенного класса задач.

К специальному СПО относятся такие программы как, 1С-бухгатерия, 3D-max, Консультант+, и многие другие. Как правило специальное программное обеспечение предназначено для поддержки принятия решения должностным лицом. А именно выбора из устоявшейся базы данных оптимального (способа) метода решения, на основе разработанного и опробованного алгоритма.

Специальное программное обеспечение разделяется на два класса: общего и функционального назначения. Программы общего назначения реализуют экономико-математические и статистические методы, используемые при решении функциональных задач управления, а также методы организации и ведения базы данных. Программы функционального назначения реализуют функции управления и типовые алгоритмы обработки данных в АСУП.

Специальное программное обеспечение - это часть разрабатываемого при создании конкретной АСУ программного обеспечения, включающая программы реализации управляющих, информационных и вспомогательных функций (обеспечение заданного функционирования технических средств системы, проверка правильности ввода информации, контроль за работой системы и т.п.); оно разрабатывается на базе и с использованием программ общего программного обеспечения.

Специальное программное обеспечение содержит следующие основные функциональные программы: сглаживания (фильтрации) сигналов датчиков; обнаружения выхода параметров за допустимые пределы; вычисления технико-экономических показателей работы технологических агрегатов; определения опасных (предаварийных, аварийных) ситуаций на объекте управления; вычисления управляющих воздействий; оптимизации технологического процесса.

Специальное программное обеспечение разработано на проблемно-ориентированном языке высокого уровня ПОСРЕДНИК, состоящем из следующих операторов: формирования и предъявления информации, используемых для организации предъявления информации на экране дисплея; управления, необходимых для обозначения точек приема информации и шагов диалога; сбора статистики, применяемых для сбора статистических данных о ходе процесса контроля; распознавания ответов, предназначенных для описания методов распознавания ответов студента на предполагаемые вопросы; ветвления, осуществляющих выбор необходимого пути ведения контроля. Они являются основным механизмом организации ведения персонального диалога. Специальное программное обеспечение представляет собой набор программ, предназначенных для решения конкретных задач по типовым схемам для всех функциональных подсистем АСУ.

Иными словами специальное программное обеспечение представляет собой совокупность программ, используемых для решения определенного класса задач.

Из специального программного обеспечения системы выделена основная часть (ядро), которая обеспечивает работу системы с функциями опроса, первичной обработки информации и непосредственного цифрового управления. Модули этой части программного обеспечения оформлены как ОЗУ-резидентные. Это позволило использовать систему в моменты отказа дисков и значительно повысило ее надежность в целом. Все диск-резидентные программы позволяют представлять результаты расчетов на видеотерминалах. Поэтому продолжительность реализации диск-резидентных модулей складывается из затрат времени на обращение к диску, считывание с диска собственно вычислительных процедур и выдачу результатов на видеотерминал.

К специальному программному обеспечению относятся также специфические программы, составляющие основу информационно-справочной и информационно-поисковой систем.

Существенную долю специального программного обеспечения составляют алгоритмы и программы принятия решений. В большой организационной системе, с одной стороны, имеются участки, где изменения ситуации требуют быстрого реагирования и принятия решений с целью эффективного управления.

Все программы специального программного обеспечения должны быть совместимы как между собой, так и с общим программным обеспечением. При разработке прикладного программного обеспечения особое место занимает требование модульности, которое заключается в том, что задача разбивается на ряд модулей. Модули не просто служат основой для построения программного обеспечения, но и сами могут быть разбиты на более мелкие модули.


Заключение

 

Доцент кафедры математики и информатики

к.т.н. А.Симаков

 


дополнительный материал по теме лекции для самостоятельного изучения

материал касается информационных технологий и использования оных в профессиональной деятельности

Технология — это комплекс научных и инженерных знаний, реализованных в приемах труда, наборах материальных, технических, энергетических, трудовых факторов производства, способах их соединения для создания продукта или услуги, отвечающих определенным требованиям. Поэтому технология неразрывно связана с машинизацией производственного или непроизводственного, прежде всего управленческого процесса. Управленческие технологии основываются на применении компьютеров и телекоммуникационной техники.

Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, информационная технология — это комплекс взаимосвязанных, научных, технологических и инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием. Их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы. Сами информационные технологии требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники. Их введение должно начинаться с создания математического обеспечения, формирования информационных потоков в системах подготовки специалистов.

Информационная технология управления

Целью информационной технологии управления является удовлетворение информационных потребностей всех без исключения сотрудников фирмы, имеющих дело с принятием решений. Она может быть полезна на любом уровне управления.

Эта технология ориентирована на работу в среде информационной системы управления и используется при худшей структурированности решаемых задач, если их сравнивать с задачами, решаемыми с помощью информационной технологии обработки данных.

Информационная технология управления идеально подходит для удовлетворения сходных информационных потребностей работников различных функциональных подсистем (подразделений) или уровней управления фирмой. Поставляемая ими информация содержит сведения о прошлом, настоящем и вероятном будущем фирмы. Эта информация имеет вид регулярных или специальных управленческих отчетов.

Для принятия решений на уровне управленческого контроля информация должна быть представлена в агрегированном виде, так, чтобы просматривались тенденции изменения данных, причины возникших отклонений и возможные решения. На этом этапе решаются следующие задачи обработки данных:

• оценка планируемого состояния объекта управления;

• оценка отклонений от планируемого состояния;

• выявление причин отклонений;

• анализ возможных решений и действий.

Информационная технология управления направлена на создание различных видов отчетов.

Регулярные отчеты создаются в соответствии с установленным графиком, определяющим время их создания, например месячный анализ продаж компании.

Специальные отчеты создаются по запросам управленцев или когда в компании произошло что-то незапланированное. И те, и другие виды отчетов могут иметь форму суммирующих, сравнительных и чрезвычайных отчетов.

В суммирующих отчетах данные объединены в отдельные группы, отсортированы и представлены в виде промежуточных и окончательных итогов по отдельным полям.

Сравнительные отчеты содержат данные, полученные из различных источников или классифицированные по различным признакам и используемые для целей сравнения.

Чрезвычайные отчеты содержат данные исключительно (чрезвычайного) характера.

Использование отчетов для поддержки управления оказывается особенно эффективным при реализации так называемого управления, но отклонениям. Управление по отклонениям предполагает, что главным содержанием получаемых менеджером данных должны являться отклонения состояния хозяйственной деятельности фирмы от некоторых установленных стандартов (например, от ее запланированного состояния). При использовании на фирме принципов управления по отклонениям к создаваемым отчетам предъявляются следующие требования:

• отчет должен создаваться только тогда, когда отклонение произошло

• сведения в отчете должны быть отсортированы по значению критического для данного отклонения показателя;

• все отклонения желательно показать вместе, чтобы менеджер мог уловить существующую между ними связь;

• в отчете необходимо показать, количественное отклонение от нормы.

Основные компоненты

Входная информация поступает из систем операционного уровня. Выходная информация формируется в виде управленческих отчетов в удобном для принятия решения виде. Содержимое базы данных при помощи соответствующего программного обеспечения преобразуется в периодические и специальные отчеты, поступающие к специалистам, участвующим в принятии решений в организации. База данных, используемая для получения указанной информации, должна состоять из двух элементов:

1) данных, накапливаемых на основе оценки операций, проводимых фирмой;

2) планов, стандартов, бюджетов и других нормативных документов, определяющих планируемое состояние объекта управления (подразделения фирмы).

2.3 Выбор вариантов внедрения информационной технологии в фирме

При внедрении информационной технологии в фирму необходимо выбрать одну из двух основных концепций, отражающих сложившиеся точки зрения на существующую структуру организации и роль в ней компьютерной обработки информации.

Первая концепция ориентируется на существующую структуру фирмы. Информационная технология приспосабливается к организационной структуре, и происходит лишь модернизация методов работы. Коммуникации развиты слабо, рационализируются только рабочие места. Происходит распределение функций между техническими работниками и специалистами. Степень риска от внедрения новой информационной технологии минимальна., так как затраты незначительны и организационная структура фирмы не меняется.

Основной недостаток такой стратегии - необходимость непрерывных изменений формы представления информации, приспособленной к конкретным технологическим методам и техническим средствам. Любое оперативное решение “вязнет” на различных этапах информационной технологии.

К достоинствам стратегии можно отнести минимальные степень риска и затраты.

Вторая концепция ориентируется на будущую структуру фирмы. Существующая структура будет модернизироваться.

Данная стратегия предполагает максимальное развитие коммуникаций и разработку новых организационных взаимосвязей. Продуктивность организационной структуры фирмы возрастает, так как рационально распределяются архивы данных, снижается объем циркулирующей по системным каналам информации и достигается сбалансированность между решаемыми задачами.

К основным ее недостаткам следует отнести:

существенные затраты на первом этапе, связанном с разработкой общей концепции и обследованием всех подразделений фирмы;

наличие психологической напряженности, вызванной предполагаемыми изменениями структуры фирмы и, как следствие, изменениями штатного расписания и должностных обязанностей

Достоинствами данной стратегии являются:

рационализация организационной структуры фирмы;

максимальная занятость всех работников;

высокий профессиональный уровень;

интеграция профессиональных функций за счет использования компьютерных сетей.

Новая информационная технология в фирме должна быть такой, чтобы уровни информации и подсистемы, ее обрабатывающие, связывались между собой единым массивом информации. При этом предъявляются два требования. Во-первых, структура системы переработки информации должна соответствовать распределению полномочий в фирме. Во-вторых, информация внутри системы должна функционировать так, чтобы достаточно полно отражать уровни управления.

1.1 Режимы обработки данных

При проектировании технологических процессов ориентируются на режимы их реализации. Режим реализации технологии зависит от объемно-временных особенностей решаемых задач: периодичности и срочности, требований к быстроте обработки сообщений, а также от режимных возможностей технических средств, и в первую очередь ЭВМ. Существуют: пакетный режим; режим реального масштаба времени; режим разделения времени; регламентный режим; запросный; диалоговый; телеобработки; интерактивный; однопрограммный; многопрограммный (мультиобработка).

Пакетный режим. При использовании этого режима пользователь не имеет непосредственного общения с ЭВМ. Сбор и регистрация информации, ввод и обработка не совпадают по времени. Вначале пользователь собирает информацию, формируя ее в пакеты в соответствии с видом задач или каким-то др. признаком. (Как правило, это задачи неоперативного характера, с долговременным сроком действия результатов решения). После завершения приема информации производится ее ввод и обработка, т.е., происходит задержка обработки. Этот режим используется, как правило, при централизованном способе обработки информации.

Диалоговый режим (запросный) режим, при котором существует возможность пользователя непосредственно взаимодействовать с вычислительной системой в процессе работы пользователя. Программы обработки данных находятся в памяти ЭВМ постоянно, если ЭВМ доступна в любое время, или в течение определенного промежутка времени, когда ЭВМ доступна пользователю. Взаимодействие пользователя с вычислительной системой в виде диалога может быть многоаспектным и определяться различными факторами: языком общения, активной или пассивной ролью пользователя; кто является инициатором диалога - пользователь или ЭВМ; временем ответа; структурой диалога и т.д. Если инициатором диалога является пользователь, то он должен обладать знаниями по работе с процедурами, форматами данных и т.п. Если инициатор - ЭВМ, то машина сама сообщает на каждом шаге, что нужно делать с разнообразными возможностями выбора. Этот метод работы называется “выбором меню”. Он обеспечивает поддержку действий пользователя и предписывает их последовательность. При этом от пользователя требуется меньшая подготовленность.

Диалоговый режим требует определенного уровня технической оснащенности пользователя, т.е. наличие терминала или ПЭВМ, связанных с центральной вычислительной системой каналами связи. Этот режим используется для доступа к информации, вычислительным или программным ресурсам. Возможность работы в диалоговом режиме может быть ограничена во времени начала и конца работы, а может быть и неограниченной.

Иногда различают диалоговый и запросный режимы, тогда под запросным понимается одноразовое обращение к системе, после которого она выдает ответ и отключается, а под диалоговым - режим, при которым система после запроса выдает ответ и ждет дальнейших действий пользователя.

Режим реального масштаба времени. Означает способность вычислительной системы взаимодействовать с контролируемыми или управляемыми процессами в темпе протекания этих процессов. Время реакции ЭВМ должно удовлетворять темпу контролируемого процесса или требованиям пользователей и иметь минимальную задержку. Как правило, этот режим используется при децентрализованной и распределенной обработке данных.

Режим телеобработки дает возможность удаленному пользователю взаимодействовать с вычислительной системой.

Интерактивный режим предполагает возможность двустороннего взаимодействия пользователя с системой, т.е. у пользователя есть возможность воздействия на процесс обработки данных.

Режим разделения времени предполагает способность системы выделять свои ресурсы группе пользователей поочередно. Вычислительная система настолько быстро обслуживает каждого пользователя, что создается впечатление одновременной работы нескольких пользователей. Такая возможность достигается за счет соответствующего программного обеспечения.

Однопрограммный и многопрограммный режимы характеризуют возможность системы работать одновременно по одной или нескольким программам.

Регламентный режим характеризуется определенностью во времени отдельных задач пользователя. Например, получение результатных сводок по окончании месяца, расчет ведомостей начисления зарплаты к определенным датам и т.д. Сроки решения устанавливаются заранее по регламенту в противоположность к произвольным запросам.

1.2 Способы обработки данных

Различаются следующие способы обработки данных: централизованный, децентрализованный, распределенный и интегрированный.

Централизованная предполагает наличие. При этом способе пользователь доставляет на ВЦ исходную информацию и получают результаты обработки в виде результативных документов. Особенностью такого способа обработки являются сложность и трудоемкость налаживания быстрой, бесперебойной связи, большая загруженность ВЦ информацией (т.к. велик ее объем), регламентацией сроков выполнения операций, организация безопасности системы от возможного несанкционированного доступа.

Децентрализованная обработка. Этот способ связан с появлением ПЭВМ, дающих возможность автоматизировать конкретное рабочие место.

Распределенный способ обработки данных основан на распределении функций обработки между различными ЭВМ, включенными в сеть. Этот способ может быть реализован двумя путями: первый предполагает установку ЭВМ в каждом узле сети (или на каждом уровне системы), при этом обработка данных осуществляется одной или несколькими ЭВМ в зависимости от реальных возможностей системы и ее потребностей на текущий момент времени. Второй путь - размещение большого числа различных процессоров внутри одной системы. Такой путь применяется в системах обработки банковской и финансовой информации, там, где необходима сеть обработки данных (филиалы, отделения и т.д.). Преимущества распределенного способа: возможность обрабатывать в заданные сроки любой объем данных; высокая степень надежности, так как при отказе одного технического средства есть возможность моментальной замены его на другой; сокращение времени и затрат на передачу данных; повышение гибкости систем, упрощение разработки и эксплуатации программного обеспечения и т.д. Распределенный способ основывается на комплексе специализированных процессоров, т.е. каждая ЭВМ предназначена для решения определенных задач, или задач своего уровня.

Интегрированный способ обработки информации. Он предусматривает создание информационной модели управляемого объекта, то есть создание распределенной базы данных. Такой способ обеспечивает максимальное удобство для пользователя. С одной стороны, базы данных предусматривают коллективное пользование и централизованное управление. С другой стороны, объем информации, разнообразие решаемых задач требуют распределения базы данных. Технология интегрированной обработки информации позволяет улучшить качество, достоверность и скорость обработки, т.к. обработка производится на основе единого информационного массива, однократно введенного в ЭВМ. Особенностью этого способа является отделение технологически и по времени процедуры обработки от процедур сбора, подготовки и ввода данных.

Общее программное обеспечение (ОПО) предназначено для подготовки, отладки и организации исполнения программ, а также тестирования комплексов. Общее программное обеспечение включает в себя: испытательные программы, средства программирования, управляющие программы и операционные системы, средства работы с данными.

Общее программное обеспечение обычно называют системой программного обеспечения (СПО), которая разрабатывается и поставляется совместно с комплексом технических средств заводом-изготовителем.

Общее программное обеспечение способствует эффективному использованию возможностей КТС, предназначено для обслуживания той или иной модели ЭВМ и не связано с конкретным ее применением при решении задач системы. ОПО разрабатывается одновременно с процессом проектирования и выпуска самой ЭВМ.

Общее программное обеспечение - это часть программного обеспечения АСУ ТП, представляющая собой совокупность программ, необходимых для функционирования собственно вычислительного комплекса вне зависимости от особенностей АСУ и конкретного набора выполняемых ею функций.

Общее программное обеспечение образуется из компонентов базового программного обеспечения отдельных компьютеров, входящих в состав сети, и включает в себя операционные системы, системы автоматизации программирования и системы технического обслуживания. [9]

Общее программное обеспечение должно позволять осуществлять настройку компонентов специального программного обеспечения и дальнейшее развитие программного обеспечения конкретной системы без прерывания процесса ее функционирования. Следует предусмотреть защиту уже сгенерированной и загруженной части программного обеспечения от случайных изменений. [10]

Общее программное обеспечение - это часть программного обеспечения АСУ ТП, представляющая собой совокупность программ, необходимых для функционирования собственно вычислительного комплекса вне зависимости от особенностей АСУ и конкретного набора выполняемых ею функций. [11]

Общее программное обеспечение поставляется в комплекте со средствами вычислительной техники. [12]

Общее программное обеспечение представляет собой операционную систему ДИСПАК, дополненную рядом диалоговых систем общего назначения. При этом обеспечивается функционирование трехмашинного комплекса, связь вычислительных машин осуществляется через общее поле внешней памяти. [1]

Общее программное обеспечение поставляется в комплекте с вычислительной техникой и представляет собой совокупность организующих служебных и транслирующих программ, программ отладки и диагностики, библиотеки стандартных программ. [2]

Общее программное обеспечение состоит из программ, являющихся обязательными для организации любого вычислительного процесса на конкретной ЭВМ. [3]

Общее программное обеспечение состоит из системных программ, тестовых и диагностических. [4]

Общее программное обеспечение, в практике называемое операционной системой (ОС), повышает производительность вычислительной системы тремя способами: за счет помощи оператору при вводе заданий в режиме пакетной обработки, состоящей в совмещении ввода с выполнением ранее введенных заданий; за счет перераспределения ресурсов машины между различными заданиями и программами при мультипрограммном режиме, целью которого является сведение простоев ресурсов к минимуму; и, наконец, за счет средств рационального выполнения трудоемких операций ввода - вывода и отладки программ. [5]

Общее программное обеспечение АСУТП поставляется в комплекте со-средствами вычислительной техники. [6]

Общее программное обеспечение системы дает возможность работать в следующих режимах функционирования ВК: подготовка программ, мультипрограммная работа в реальном масштабе времени, профилактический контроль и поиск неисправностей. В его состав входят средства автоматизации программирования (транслятор и редактор), управляющая и организующая системы, интерпретирующая система и библиотека стандартных подпрограмм, а также программные средства для контроля и диагностики состояния вычислительного комплекса. [7]

Единое общее программное обеспечение представляет собой совокупность программных средств, необходимых для эффективного функционирования всех моделей данного семейства ЭВМ и облегчающих пользователю постановку и решение задач. В состав единого программного обеспечения входят программы, координирующие, работу устройств в ЭВМ, трансляторы с алгоритмических языков, стандартные программы вычисления часто встречающихся функций, тесты для проверки исправности устройств ЭВМ. [8]

Общее программное обеспечение КИМС предназначено для организаций и контроля вычислений в различных режимах работы, управления работой периферийных устройств, регистрации информации в процессе моделирования л автоматизации наиболее трудоемких этапов разработки и отладки программ. Для рассматриваемого примера в его состав входят штатное программное обеспечение ЭВМ БЭСМ-6 (например, операционная система НД-70), типовой диспетчер периферийной ЭВМ. Кроме того, используется система автоматизации программирования и отладки ЯУЗА-6. Операционная система периферийной ЭВМ управляет внешними устройствами, терминалами и линиями связи, синхронизирует доступ к этим элементам. [9]

Общее программное обеспечение ЭВМ включает системы программирования с соответствующими алгоритмическими языками, операционную систему, осуществляющую общую организацию процесса обработки информации и связь ЭВМ с пользователем, комплекс программ для наладки, контроля и диагностики неисправностей устройств машины в процессе ее работы. [10]

Обычно общее программное обеспечение реализуется исходя из широких возможностей его использования в самых различных применениях. [11]

Общее программное обеспечение телеобработки операционной системы представлено двумя методами доступа и рядом программных средств технологического назначения, таких, как дистанционный ввод заданий, разделение времени, графический метод доступа и др. На базе методов доступа фирмой ИБМ. Применительно к устройствам серии 3270 это системы ВИДЕО (VIDEO / 370) и ДАННЫЕ (DATA / 360), а также уже упомянутые системы ИМС и КИКС, которые, кроме дисплеев ИБМ-3270, поддерживают другие типы устройств. [12]

Общим программным обеспечением является математическое обеспечение, состоящее из программ, которые являются необходимыми для организации вычислительного процесса на данной ЭВМ. В него входят различные управляющие, обрабатывающие и диагностические программы. Совокупность управляющих и обрабатывающих программ называется операционной системой вычислительной машины. [13]

Наладка общего программного обеспечения (ОПО) производится организацией-разработчиком программного обеспечения или заводом-поставщиком средств вычислительной техники. [14]

Модификация общего программного обеспечения заключается в доработке стандартного обеспечения, в использовании системы муль-титерминальной обработки СИТО (разработки Института проблем управления) и применения специализированного программного обеспечения - универсальной системы информационного обслуживания (базы данных), структура которой приведена ниже. [15]

Отдел общего программного обеспечения предназначен для обеспечения всех ИВС, проектируемых отделением, разработками в области программных средств общего назначения, а также для обеспечения единой дисциплины программирования в отделении с использованием однотипных программных средств. [1]

Основу общего программного обеспечения составляют операционные системы (ОС), которые предназначены для организации рационального вычислительного процесса. Эти системы планируют очередность выполнения вычислительных работ, распределение вычислительных ресурсов, контроль и управление процессом обработки данных. Операционные системы современных ЭВМ обычно не являются полностью сформированными и замкнутыми системами. Они, как правило, представляют собой некоторое начальное ядро, библиотеку процедур и средства генерации которые позволяют по специальному заданию спроектировать нужный и эффективный вариант ОС. При этом учитываются особенности и ограничения технического комплекса и специфика проектируемой автоматизированной системы. Нужный вариант операционной системы проектирует специалист со стороны разработчика, называемый системным программистом. [2]

Описанию общего программного обеспечения АСУ ХП посвящены первые два раздела данной главы; в последующих двух разделах рассмотрены унифицированные решения первого и второго рангов, относящиеся к специальному ПО. [3]

К общему программному обеспечению относится совокупность программ, описаний и инструкций, предназначенных для автоматизации трудоемких технологических этапов разработки алгоритмов и программ, а также для организации и контроля вычислительного процесса на машине во время ее функционирования. [4]

К общему программному обеспечению относятся управляющие и обрабатывающие программы, описания и инструкции, обеспечивающие автоматизацию трудоемких технологических этапов разработки алгоритмов и программ, а также организацию и контроль вычислительного процесса на машине безотносительно, в известных пределах, к решаемым задачам. [5]

К общему программному обеспечению относится совокупность программ, описаний и инструкций, предназначенных для автоматизации трудоемких технологических этапов разработки алгоритмов и программ, а также для организации и контроля вычислительного процесса на машине во время ее функционирования. [6]

К общему программному обеспечению относится комплекс программ, обеспечивающий автоматизацию разработки программ и организацию экономичного вычислительного процесса на ПЭВМ безотносшелъно к решаемым задачам. Специальное программное обеспечение представляет собой совокупность программ решения конкретных задач пользователя. [7]

Под общим программным обеспечением, или общими программными средствами, подразумеваются программы организации вычислительного процесса, системы функционального контроля процессов, системы автоматизации программирования и отладки. Таким образом, в состав общего программного обеспечения выделяется совокупность ПС, не связанных непосредственно с решением конкретных целевых задач управления, однако существенно влияющих на эффективность разработки и функционирования АСУ. Объем общего программного обеспечения может значительно превышать объем специального. Основные целевые задачи, решаемые функциональными программами в сложных системах, весьма разнообразны и теснейшим образом связаны с конкретными задачами каждой системы. Однако для многих управляющих систем можно выделить ряд типичных функциональных задач, для решения которых созданы специальные теоретические дисциплины и методы решения соответствующих задач. [8]

В общем программном обеспечении с позиций автоматизированных систем особый интерес представляют системы автоматизации программирования. Система автоматизации программирования состоит из языка программирования, являющегося средством задания для ЭВМ нужных действий по реализации математических моделей и алгоритмов решения задач АСУ, и соответствующих каждому языку трансляторов, обеспечивающих преобразование программ на внутренний язык ЭВМ. [9]

На базе общего программного обеспечения разрабатываются локальные и комплексные программы функционального обеспечения для решения конкретных аналитических задач. [10]

Основные элементы общего программного обеспечения обычно поставляются вместе с персональной ЭВМ. К ним относятся операционные системы (ОС) и оболочки, программные средства ведения баз данных, программные средства организации диалога, а также программы, расширяющие возможности ОС. [11]

Описанные компоненты общего программного обеспечения тесно взаимосвязаны. Невозможно, например, обеспечить длительное надежное функционирование АСУ ХП без учета особенностей программ системы контроля и диагностики в процессе генерации операционной системы реального времени; с другой стороны, система функционального контроля предъявляет специальные требования к размещению данных и программ в памяти, позволяющие повысить устойчивость системы к сбоям и отказам. Таким образом, при разработке всех составных частей общего ПО необходимы комплексный, системный подход и максимально возможная унификация. Наиболее полно идеи системного подхода к унификации проявились при создании АСПО - агрегатной системы программного обеспечения вычислительных комплексов М-7000, СМ-1 и СМ-2, которую можно рассматривать как систему унифицированных решений по компоновке общего программного обеспечения конкретных АСУ ТП. АСПО представляет собой совокупность пакетов программных модулей, каждый из которых обеспечивает генерацию определенных компонентов ПО, оптимально настроенных на заданную конфигурацию технических средств и требования конкретного применения. [12]

Комплекс элементов общего программного обеспечения определяется типом используемой ЭВМ. [13]

На базе общего программного обеспечения разрабатываются локальные и комплексные программы функционального обеспечения для решения конкретных аналитических задач. [14]

В составе общего программного обеспечения обычно поставляется некоторый набор средств, используемых при генерации операционной системы. [15]

Какой состав имеет общее программное обеспечение САПР. [1]

Комплекс ИВК-20 имеет обширное общее программное обеспечение, обладает возможностью видоизменения и наращивания периферийного оборудования и программного обеспечения. Комплекс применяется самостоятельно или является базой для построения многомашинных иерархических измерительно-вычислительных систем. [2]

В данном разделе описывается общее программное обеспечение ВЦКП, структура и организация которого являются одной из наиболее характерных черт ВЦКП, отличающих его от ВЦ индивидуального назначения. Общее ПО должно быть единым, унифицированным для всех ВЦКП независимо от ведомственной принадлежности. [3]

Приведенное выше разделение средств общего программного обеспечения управляющих ЭВМ на отдельные компоненты является в некоторой степени условным. Так, средства контроля правильности записи программ на входных языках, используемые в системе автоматизации программирования, являются, строго говоря, одним из элементов системы отладки, так как позволяют обнаруживать ряд синтаксических и формализуемых семантических ошибок в программах. Кроме того, средства корректировки программ, входящие в состав системы отладки, фактически выполняют ряд функций системы автоматизации программирования и поэтому их можно рассматривать как одну из специфических компонент этой системы. [4]

Для профессионального использования в различных сферах деятельности квалифицированными пользователями компьютера используются приложения специального назначения. К ним относятся системы компьютерной графики, системы автоматизированного проектирования (САПР), бухгалтерские программы, компьютерные словари, системы автоматического перевода и др.

Все большее число пользователей использует обучающие программы для самообразования или в учебном процессе. Прежде всего, это программы обучения иностранным языкам, программы-репетиторы, тесты по различным предметам и так далее.

Прикладные информационные технологии рыночной экономики

Для поддержки новых хозяйственных механизмов должны быть разработаны адекватные рыночным отношениям НИТ. В частности, в современных условиях изменениям подвергаются банковская и инвестиционная деятельность, совершенствуется налогообложение, появляются новые виды управленческой деятельности и субъекты рынка, что требует эффективных прикладных информационных технологий.

Банковские системы. Развитие и совершенствование банковских структур порождает потребность в новых услугах финансовых учреждений. Децентрализация банковской системы ведет к принципиально новой организации, требующей разработки концепции комплексной информатизации отдельных учреждений для повышения эффективности их собственного функционирования, а также для взаимодействия между собой, с ЦБ РФ и с зарубежными партнерами. Банковские информационные технологии должны обеспечивать достаточную оперативность при организации расчетов. Кроме того, эта сфера банковской деятельности наиболее трудоемка, содержит большой объем вычислений и характеризуется как рутинная.

Применение имитационного моделирования для построения банковских технологий - один из наиболее перспективных подходов к решению стратегических проблем. Банкир может имитировать финансовые показатели банка, оценивать эффективность и последствия принимаемых решений и таким образом определять свою политику на финансовом рынке. К этому направлению тесно примыкает разработка экспертных систем, ориентированных как на клиентов банка, так и на банковских специалистов.

Чрезвычайно важным вопросом информатизации банковской деятельности остается организация связи между банками России. Существующая бумажная технология обычно требует 2-3 дней для перевода денег. При этом задержка может быть обусловлена как самой формой организации расчетов, так и состоянием коммуникаций. Внедрение НИТ может способствовать выходу из этого кризиса. Поскольку самостоятельно разрабатываемые и модернизируемые программные комплексы стоят слишком дорого, усиливается роль организаций, специализирующихся в области банковских технологий и способных решать банковские проблемы комплексно. Появившиеся продукты, называемые “банковскими платформами”, дающие, с точки зрения единой унифицированной функциональной базы, общее решение всех банковских задач, будут определять стандарты качества и функциональные возможности автоматизированных систем обработки банковской информации.

Биржевые технологии. Опыт показал, что проектирование биржевых компьютерных комплексов - это логически сложная, трудоемкая и длительная по времени работа, требующая высокой квалификации всех участвующих в ее выполнении специалистов. Проектирование таких комплексов традиционно основывается на интуиции, экспертных оценках, дорогостоящих экспериментальных проверках функционирования комплекса и практическом опыте. Кроме того, с ростом числа пользователей биржевой технологии усиливается роль высокой производительности ее функционирования, которая существенно зависит от идеологии проектирования.

Внедрение современных биржевых информационных технологий в практику должно способствовать повышению экономической эффективности работы биржи за счет расширения сферы ее деятельности по регионам страны, ускорения оборачиваемости оборотных средств, вовлечения в биржевой процесс массовых поставщиков, посредников и покупателей, обеспечения возможности активного совершения не только крупномасштабных, но и средне- и мало масштабных сделок в массовом количестве, автоматизации трудоемких и продолжительных рутинных процессов, сбора н анализа заявок от брокерских фирм на покупку-продажу компьютерным способом, проведения автоматизированных торгов (расчет курса, заключение сделок, оформление торговых контрактов и проведение клиринговых расчетов) по единым правилам, обеспечивающим защиту интересов инвестора, равные права всех участников торгов и т.п.

Технологии менеджмента. В условиях рынка новым содержанием наполняются все процедуры производственного менеджмента. Любое производство связано с потоками как внутренней, так и внешней информации. Среди многообразия поступающих сведений менеджеру для принятия решения нужны лишь строго определенные, а все остальные представляют собой информационный шум. Кроме того, большая часть информации возникает не там, где в ней нуждаются, поэтому для успешного решения возникающих задач большое значение приобретает умение преодолеть эту дистанцию. Разрешение проблемы коммуникации оказывает влияние на скорость поступления информации и ее своевременность, что способствует более эффективной работе предприятия. Этот далеко не полный круг проблем выявляет необходимость построения специальной управляющей информационной системы, которая способствует их оптимальному решению. В настоящее время существует два основных подхода к построению таких систем. Это МIS-системы (Management Information Systems), которые к нужному моменту времени в "наиболее удобной форме с учетом общепринятого принципа экономичности предоставляют необходимую для менеджера информацию о прошлом, настоящем и будущем в соответствии с возникшей ситуацией. Второй подход базируется на DSS-системах (Decision Support Systems), которые ориентированы на интеллектуальное обеспечение процессов принятия решений и ставят своей целью поддержку принимаемых решений.

Принцип избирательного распределения информации предполагает систематизацию информации в соответствии со следующими требованиями:

информация должна соответствовать уровню управления, что выражается в ее укрупнении и уплотнении при продвижении от нижнего к верхнему уровню;

информация должна отвечать характеру менеджмента и соответствовать совокупности целей управления, т.е. для каждого уровня управления предоставляется информация, позволяющая выполнить все функции процесса управления. Например, на стадии анализа используются не только текущие, но и прошлые и прогнозные данные, выполняется сравнение фактических величин с плановыми и выявляются причины возникших отклонении.

Технологии маркетинга. Комплексное изучение информационных потоков маркетинга требует анализа крупных массивов сведений коммерческого и статистического характера. Маркетинговая информационная технология - это совокупность процедур и методов, предназначенных для организации перспективных и текущих маркетинговых исследований.

Налоговые информационные системы. Преобразование налоговой системы вызывает необходимость в модификации, а порой и в кардинальной перестройке соответствующих информационных технологий. Поскольку налоговая система современной России не имеет аналогов, то в решении проблемы информатизации деятельности налоговых служб не приходится рассчитывать на заимствование зарубежной программно-математической продукции. Поэтому, если для реализации официальной налоговой политики и созданы эффективные технологии сбора и обработки необходимой информации, то такая политика, какой бы удачной и перспективной она ни была, обречена на неуспех. Идеологам реформ, желающим путем справедливого распределения налогового бремени стимулировать производство и накопление капитала, необходимо четко представлять возможности НИТ.

Среди главных направлений концепции информатизация налоговой системы целесообразно выделить:

создание единой комплексной информационно-аналитической системы, предназначенной для обслуживания налоговых служб;

разработку современной коммуникационной сети, обеспечивающей информационный обмен как внутри системы, так и с внешними объектами;

подготовку кедров в новой информационной среде.

В качестве основных принципов информатизации налоговых служб предложены:

комплексность и системность информатизации, ее подчиненность решению задач, стоящих перед налоговой службой в настоящее время и на перспективу;

активность в обеспечении информационных потребностей пользователей;

поэтапность и преемственность в проведении информатизации;

распределенность хранения и обработки информации;

совместимость общесистемных и специализированньк банков данных по входу, выходу и базовым задачам;

предоставление пользователю удобного доступа к информации в пределах его компетенции; одноразовый ввод информации и многократное, многоцелевое ее использование; обеспечение требуемой конфиденциальности информации

Специальное программное обеспечение включает пакеты прикладных программ (ППП), каждый из которых представляет собой комплекс взаимоувязанных программных средств для решения определенного класса задач или выполнения определенной совокупности функций для широкого круга пользователей. Особенностью ППП является то, что их можно легко приспособить к условиям конкретного пользователя и к различной конфигурации ЭВМ.

Специальное программное обеспечение представляет собой совокупность программ решения конкретных задач из различных сфер применения, реализованных в виде пакетов прикладных программ. [9]

Специальное программное обеспечение позволяет реализовать следующие функции: формирование заданий на запуск полотна в производство; оптимальную загрузку оборудования; определение очередности запуска полотна в производство; контроль времени простоев оборудования; контроль состояния технологического оборудования; учет расхода веществ и красителей; расчет доз материалов и уровня растворов; расчет оптимальных режимов обработки полотна в красильных аппаратах; управление режимами обработки полотен в красильных аппаратах; контроль общецеховых параметров. Перечисленные функции могут быть реализованы в виде отделочных программных модулей. [10]

Специальное программное обеспечение включает в себя программы для решения специализированных производственных и научных задач. Оно функционирует под управлением операционной системы и состоит из дополнительных программ к общему программному обеспечению. [11]

Специальное программное обеспечение включает в себя программы первичной обработки информации (ПОИ) и потребительские программы, реализующие выполнение функций АСУ. Для большей гибкости система строится с унификацией внешних связей между отдельными ее компонентами. Программы ПОИ используют ряд таблиц или списков, в которых содержатся исходные данные, необходимые для работы отдельных программных модулей, обрабатывающих эти таблицы. Данные в таблицах легко доступны для изменений. [1]

Специальное программное обеспечение дополняет ОПО в части специфического использования ЭВМ и предназначено для реализации алгоритмов, свойственных тем или иным экономическим задачам и системе в целом. [2]

Специальное программное обеспечение представляет собой совокупность программ решения конкретных задач из различных сфер применения ЭВМ. Эти программы используются систематически для обеспечения практической производственной, научной или административной деятельности органов управления. [3]

Специальное программное обеспечение составляют алгоритмы и программы, предназначенные для решения задач конкретной системы управления. Оно состоит из пакетов программ, подключаемых в операционной системе и обеспечивающих функционирование ЭВМ или комплекса машин как некоторой специализированной системы переработки информации. [4]

Специальное программное обеспечение создается на основе экономического анализа системы, в результате которого точно очерчиваются рамки будущей системы. Исчерпывающее и точное описание системы позволяет снизить стоимость разработки специального программного обеспечения и сократить сроки его создания. Описание системы базируется на понимании требований функциональной подсистемы управления и ее экономической сущности. Принимаются во внимание такие факторы, как состав и объем исходных и результативных данных, характеристики документов, технические характеристики устройств вычислительных машин, возможности и ограничения пакетов прикладных программ, стандарты общего программного обеспечения и другие факторы. [5]

Специальное программное обеспечение представляет собой совокупность программ решения конкретных задач из различных сфер применения. Оно состоит из пакетов прикладных программ и прикладных программ пользователей, создаваемых для решения конкретных задач с учетом конкретных особенностей деятельности предприятия или организации. [6]

Специальное программное обеспечение предназначено для максимального удовлетворения пользователей программами часто решаемых задач и, соответственно, содержит прикладные программы пользователя, ориентированные на специфику его предметной области. [7]

Специальное программное обеспечение (СПО) создается пользователем и предназначено для автоматизации выполнения всех функций, возложенных на ЭВМ, Применительно к разработке АСУ ЭП - это автоматизация расчетов и ис-чледоааний систем управления электроприводами. [8]

Специальное программное обеспечение включает пакеты прикладных программ (ППП), применяемых для автоматизации определенной экономико-математической модели АСУП. [9]

Специальное программное обеспечение АСУТП разрабатывается на базе и с использованием программ общего программного обеспечения. [10]

Специальное программное обеспечение АРМ обычно состоит из уникальных программ и функциональных пакетов прикладных программ. Именно от функционального ПО зависят вид, содержание и конкретная специализация АРМ. Учитывая, что специальное ПО АРМ в конечном счете определяет область применения автоматизированных рабочих мест, состав решаемых пользователем задач, оно должно создаваться на основе инструментальных программных средств диалоговых систем, ориентированных на решение конкретного класса задач со схожими функционально-технологическими особенностями обработки информации. [11]

Специальное программное обеспечение ОАСУ включает проблемно-ориентированные пакеты и системы прикладных программ решения конкретных задач или типов задач функциональных подсистем для обеспечения практической, производственной, научной и административной деятельности объекта управления. Специальное программное обеспечение позволяет упростить и ускорить разработку отдельных задач в подсистемах АСУ. [12]

Встроенное специальное программное обеспечение предусматривается изготовителями оборудования, и используется при подготовке прикладного программного обеспечения. [13]

Специальное программное обеспечение ОАСУ включает: интегрированные системы приема информации, ведения нормативно-справочного фонда (НСФ), ведения базы данных, диалоговую систему обработки информации, унифицированные ППП обработки информации. [14]

Специальное программное обеспечение ННБ включает следующие программы. [1]

Специальное программное обеспечение машинной графики включает программы и подпрограммы формирования и преобразования изображений, генерации дисплейного кода и обработки дисплейного файла, а также опознавания и идентификации вводимых изображений. В отличие от аппаратурных средств программные средства обладают большой гибкостью и могут по желанию пользователей в значительной мере модифицироваться и развиваться. Определенной модификации могут подвергаться и аппаратные средства с учетом широкого использования различных интегральных схем. [2]

Специальное программное обеспечение данной системы включает в себя программы обслуживания инициативных заявок, ПОИ и расчета показателей (РП), формирования выходных массивов, а также программы, реализующие функции управления объектом. Программное обеспечение строится в виде нескольких трехуровневых систем: модуль - программа - комплекс программ. [3]

Специальное программное обеспечение машинной графики включает программы и подпрограммы формирования и преобразования изображений, генерации дисплейного кода и обработки дисплейного файла, а также опознавания и идентификации вводимых изображений. В отличие от аппаратурных средств программные средства обладают большой гибкостью и могут по желанию пользователей в значительной мере модифицироваться и развиваться. Определенной модификации могут подвергаться и аппаратные средства с учетом широкого использования различных интегральных схем. [4]

Специальным программным обеспечением [47] называют совокупность программ, позволяющих реализовать функции АСУТП. Разработка специального программного обеспечения весьма длительна и требует больших затрат труда и материальных ресурсов. Поэтому обычно его разрабатывают для некоторого класса технологических объектов с возможностью настройки на конкретные параметры объекта без изменения программ. [5]

В специальное программное обеспечение входят дополнительные программы к общему ПО, функционирующие под управлением операционной системы. К дополнительным относятся программы для решения производственных и научных задач. [6]

Алгоритм специального программного обеспечения полностью определяется производственно-экономическими факторами; программная же их реализация во многом зависит от особенностей обработки информации на ЭВМ. [7]

Состав специального программного обеспечения в значительной степени Определяется особенностями конкретной АСУ. Оно включает полный набор программ решения различных управленческих задач, предусмотренных проектными материалами по основным функциональным подсистемам (см, гл. [8]

Пакеты специального программного обеспечения, представляющие собой средства опосредованного взаимодействия оператора и технологического процесса. [9]

Использование специального программного обеспечения изменяет подход к - проектированию профиля, КНБК и оперативному управлению процессом проводки направленной скважины. [10]

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Прикладное программное обеспечение | Поняття майстерності у тоталітарному та демократичному суспільстві
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 64380; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.147 сек.