КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос. Ощущение и восприятие как основа чувственного познания
План Работа с конспектом 1. Ощущение и восприятие как основа чувственного познания 2. Память как основа рационального познания
Ощущение- это ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Физиологическая основа ощущений является действие ________________________________
Составьте схему «Виды ощущений»:
Это нужно знать. Средние значения абсолютных порогов ощущений разных органов чувств.
Определите, о каких свойствах ощущений идет речь в примерах: 1. При виде лимона у многих людей выделяется слюна и ощущается вкус кислого. _________________________________________________________________________
2. Когда человек начинает носить жесткие контактные линзы, они ему очень мешают, но со временем он перестает их ощущать. ________________________________________
3. Почему человек не ощущает пылинок, падающих ему на лицо?____________________
__________________________________________________________________________
4. Человек не замечает тиканья часов в комнате. Почему?___________________________ __________________________________________________________________________
5. Если люди обычно видят в радуге лишь 7 цветов, то китайские школьники, благодаря специальным упражнениям, видят в ней более 30 оттенков цветов._________________
6. Почему водители не обращают внимания на игрушки, висящие на лобовом стекле их машины?__________________________________________________________________
Для описания общих закономерностей (свойств) ощущений используются следующие понятия: синестезия, сенсибилизация, адаптация, порог чувствительности, последовательный образ и т.д. О каких закономерностях идет речь в приведенных примерах? 1) Встречаются случаи, когда при воздействии звуковых раздражителей у человека возникают зрительные образы. Способностью цветного слуха обладали, например, Н.А.Римский – Корсаков, А.Н. Скрябин и др._______________________________________________________ __________________________________________________________ 2) Попадая из полутемной комнаты в ярко освещенное пространство, мы бываем сначала ослеплены и не способны различать вокруг какие-либо детали. Только через некоторое время становится возможным нормально видеть. __________________________________________ __________________________________________________________ 3) Глаз художника различает значительно меньшие изменения величины предмета, чем доступно «нехудожникам»._________________________ ________________________________________________________ 4) Зрительные, температурные, вкусовые, болевые ощущения не сразу исчезают после того, как перестает действовать раздражитель, а продолжаются некоторое время._______________________________ __________________________________________________________ 5) По отношению к каждому органу чувств существует минимальная величина раздражителя, которая в данных условиях способна вызвать едва заметно ощущение. __________________________________________________________
Восприятие – это _________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Все, что воспринимает человек, он воспринимает как фигуру на фоне. Посмотрите внимательно на рисунки и прокомментируйте, что является фигурой, а что фоном.
Заполните таблицу «Свойства восприятия».
Выберите правильный вариант ответа.
А. восприятия Б. ощущения В. представления Г. обобщение. 2. Минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение, - это порог ощущений: А. нижний абсолютный Б. дифференциальный В. временный Г верхний абсолютный. 3. Энтероцептивные, интероцепритвные, пропеоцептивные ощущения классифицируются по: А. месту расположения рецепторов Б. по контакту с раздражителем В. по модальности Г. по генетическому принципу. 4. Максимальная величина раздражителя, которую способен адекватно воспринимать анализатор, называется порогом ощущений: А. нижний абсолютный Б. дифференциальный В. временный Г верхний абсолютный. 5. Сенсорная недостаточность, которая может привести к потере ориентации, известна как: А. депривация Б. дереализация В. девальвация Г. деавтоматизация.
6. Изменение чувствительности для приспособления к внешним условиям известно как: А. синестезия Б. сенсибилизация В. адаптация Г. аккомодация. 7. Пример рисунка, который воспринимается то как ваза, то как два человеческих профиля, иллюстрирует закон: А. транспозиции Б. фигуры и фона В. константности Г. прегнантности. 8. Форма целостного, наглядно-образного психического отражения предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств – это: А. восприятия Б. ощущения В. представления Г. обобщение. 9. Целостность, константность, осмысленность – это: А. виды восприятия Б. свойства восприятия В. особенности восприятия Г. функции восприятия. 10. Восприятие есть процесс (результат) построения образа объекта: А. при опосредованном взаимодействии субъекта с этим объектом Б. при отсутствии воспринимаемого предмета В. при непосредственном взаимодействии с объектом Г. при отсутствии взаимодействия. Методика «Изучение зрительной темновой адаптации». Для изучения зрительной темновой адаптации нужно войти в темную комнату и включить секундомер. Как только начнете «видеть в темноте», т.е. различать контуры предметов в этом помещении, выключите секундомер.
Запишите время, потребовавшееся для темновой адаптации вашего зрения, т.е. для повышения зрительной чувствительности. _____________________
Память –это _________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Вставьте пропущенные слова, закончите предложение, выберите нужное слово: · Единовременное повторение заученного материала (более или менее) ____________________продуктивно для его запоминания, чем распределение таких повторений в течение определенного периода времени.
· Улучшение воспроизведения по прошествии некоторого времени (48-72 часа) называется _______________________________________________
· При запоминании длинного информационного ряда лучше всего воспроизводятся его начало и конец. Это явление называется ____________________________________
· Память у человека теряется и восстанавливается по одному закону (Т.Рибо): при потерях памяти в первую очередь страдают___________________________воспоминания при восстановлении памяти дело обстоит наоборот, сначала восстанавливаются наиболее _______________________ воспоминания, а затем наиболее __________________воспоминания.
Инструкция к заданию: выберите правильный вариант ответа.
А. наглядно-образная Б. феноменальная В. эмоциональная Г. словесно-логическая.
А. эмоциональной Б. произвольной В. долговременной Г. механической. 3. Явление самопроизвольного улучшения показателей запоминания по прошествии определенного времени после окончания заучивания называется: А. реминисценцией Б. интерференцией В. интериоризацией Г. экстериоризацией. 4. Два противоположных явления связывает ассоциация: А. по смежности Б. по сложности В. по контрасту Г. по смыслу. 5.Вид памяти, помогающий человеку запоминать умения, навыки, различные движения и действия – это: А. сенсорная Б. двигательная В. кратковременная Г. образная. 6. Быстрота запоминания, прочность сохранения, точность памяти – это: А. функции памяти Б. качества памяти В. формы памяти Г. особенности памяти. 7. Приемы, созданные специально для облегчения запоминания: А. мнемотехнические Б. логические В. ассоциативные Г. механические. 8. Вид памяти, основанный на запоминании по специальной установке: А. смысловая Б. произвольная В. механическая Г. кратковременная. 9. Инструкция: вставьте пропущенное слово: Забывание – процесс, заключающийся в невозможности ______________ ранее закрепленного в памяти материала.
Задание на рефлексию. После проведенных практических занятий в аудитории, запишите ваш личный объем памяти. Слуховая_____________________________ Зрительная______________________________ Образная_______________________________ Какой средний объем памяти (Закон Миллера)_______________________ Дайте обратную связь J Изменилось ли ваше мнение о себе? Почему?_______________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЭФФЕКТИВНОМУ ЗАПОМИНАНИЮ МАТЕРИАЛА. 1. Дозируйте материал по объему. Постарайтесь иллюстрировать запоминаемый материал примерами, а также устанавливать взаимосвязи между отдельными блоками информации. 2. Рационально распределяйте процесс запоминания материала во времени. 3. Попытайтесь воспроизвести запоминаемый материал без подсказок. 4. Попытайтесь систематизировать, классифицировать запоминаемый материал, составляя план для него с разбивкой на составные части с заглавиями и подзаголовками. 5. Используйте мнемотехнические приемы связывания запоминаемого материала с ранее усвоенной моделью, рифмой, схемой, образом и др. 6. Эмоционально насыщенный материал запоминается легче и лучше, чем эмоционально нейтральный.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 4079; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |