Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Определение спроса на ресурс




Как известно, чтобы определить спрос на любой товар необходимо устано­вить соответствие, или функциональную зависимость, между количеством то­вара, на которое предъявляется спрос (QD), и ценой товара Р при прочих рав­ных условиях, т. е. при неизменности остальных факторов, влияющих на QD. Поскольку для фирмы-производителя «Орион» ресурс А является товаром, то для определения спроса на ресурс мы должны установить, как функционально связаны цена ресурса РА и его QD А Оставим пока в стороне вопрос о том, какие факторы помимо цены РА и каким образом влияют на QDA (мы рассмотрим это чуть ниже), а просто будем полагать, что они остаются постоянными. Ограни­чимся также пока условием, что фирма «Орион» не в состоянии воздействовать на цену ресурса РА, т. е. приобретает ресурсы на совершенно конкурентном рынке факторов производства, Я предложение ресурса А для фирмы «Орион» абсолютно эластично.

Условие максимизации прибыли даёт возможность установить соотвествие PA и QDA. Действительно, если цена ресурса равна P1, то фирма “Орин” будет предъявлять спрос на ресурс А (изменяя таким образом MRP), пока не вы­полнится условие:

MRC1 = Р1 = MRP1

т. е. цена ресурса не сравняется с предельным продуктом в денежном выраже­нии. Если цена ресурса изменится до Р2, то фирма должна адекватно отреагиро­вать на это путем увеличения или уменьшения QDA, чтобы удовлетворить ра­венство:

Р2 = MRP2.

Таким образом, мы можем найти функциональную зависимость цены ре­сурса РА и его QDА, следовательно определить спрос на ресурс А.

Для любых других цен ресурса РА мы по таблице можем найти количество еди­ниц ресурса А, на которое фирма «Орион» будет предъявлять спрос, т. е. опреде­лить спрос фирмы на ресурс А. Например, если Ра = 50 руб., то фирма наймет 7 единиц ресурса А, при Ра = 30 руб. будут использоваться 9 единиц ресурса А, и т. д.

Проведенный выше анализ дает основание сделать вывод, что кривой спро­са фирмы «Орион» на ресурс А будет являться кривая MRP в координатах Ра и QDA На рис. 12.2 приведены кривые предельного продукта в денежном выра­жении (MRP), а также среднего продукта в денежном выражении (ARP), кото­рый исчисляется как средняя выручка на единицу ресурса.

Если цена ресурса А равна Р\ рублей, то фирма наймет QA единиц ресурса, чтобы предельная выручка MRP, связанная с продажей предельного продук­та, изготовленного последней Qa- й единицей ресурса, равнялась Р\, т. е. Pi = MRP a. Точно также при цене ресурса Р2 фирма «Орион» будет предъявлять спрос на Qb единиц ресурса, чтобы удовлетворить равенство P2 = MRPВ. Следо­вательно, каждая точка кривой MRP показывает, на какое количество ресурса А фирма «Орион» предъявит спрос при каждом значении цены ресурса РА, т. е. кривая MRP (чуть ниже мы покажем, что только «падающая» часть кривой MRP) представляет собой кривую спроса фирмы «Орион» на ресурс А.

На рис. 12.2 приведены кривые MRP и ARP. Кривой спроса на ресурс А бу­дет являться отрезок кривой MRP, расположенный ниже кривой ARP.

 

 

Какую максимальную цену может платить фирма за единицу ресурса? Вспомним выведенное ранее универсальное правило 1: фирма должна прекратить выпуск товара, если его цена становится ниже средних издержек на переменный фактор производства. Одна единица переменного ресурса А дает фир­ме продукт, выручка от продажи которого в расчете на единицу ресурса соста­вит величину ARP. Иными словами, если фирма «Орион» наймет Qa единиц ресурса А, то каждая единица ресурса в среднем принесет фирме выручку в раз­мере Рd. С другой стороны, наем одной единицы ресурса приносит увеличение средних издержек фирмы на переменный ресурс, которые в условиях неизмен­ных цен ресурсов (мы пока рассматриваем такую ситуацию) равняются цене ресурса. Логично тогда полагать, что фирма «Орион» до тех пор может закупать ресурс А, пока цена ресурса (средние издержки фирмы на ресурс) не превысит среднюю выручку, получаемую от использования единицы ресурса. То есть кривая спроса ограничена сверху величиной Pз (точка С на рис. 12.2).

Обратим внимание, что цене ресурса P2 соответствует и точка е на восходя­щей ветви кривой MRP. Почему же эта ветвь кривой MRP не может быть кри­вой спроса? Если бы фирма нанимала Qе единиц ресурса, то сложилась бы па­радоксальная ситуация: каждая единица нанимаемого ресурса приносит фирме выручку меньшую, чем фирма платит за единицу ресурса (все точки кривой MRP для Q < Qе лежат ниже Pi). С другой стороны, наем дополнительных еди­ниц ресурса по цене Р2 позволяет фирме увеличивать прибыль (кривая MRP при Q > Qe лежит выше P2). Поэтому фирма будет нанимать ресурс до тех пор, пока его количество не сравняется с величиной Qb. Отсюда следует окончатель­ный вывод: кривая спроса отдельной фирмы на ресурс представляет собой нис­ходящую ветвь кривой MRP, расположенную ниже кривой АRР.

Тот факт, что кривой спроса является нисходящая, а не восходящая ветвь кривой MRP можно обосновать математически. Нас интересует, при каком объеме нанятого ресурса фирма мак­симизирует прибыль. Как известно:

Если фирма нанимает QA единиц ресурса по цене РА (еще раз отметим, что согласно сделан­ному нами допущению цена ресурса не меняется по мере изменения Qa), то

TC=PA×QA

Для максимизации прибыли требуется выполнение двух условий:

1) чтобы первая производнаяdπ/dQA равнялась нулю, т.е.:

dπ/dQA=d(TR)/dQA-d(TC)/dQA=MRP-PA=0

2) чтобы вторая производная была меньше нуля, т.е.

 

Это и означает, что ветвь кривой MRP является ниспадающей.

 

Сделаем еще одно важное замечание. Тот факт, что спрос на экономиче­ские ресурсы носит производный характер, заставляет при оценке спроса на ресурс постоянно учитывать состояние как ресурсного рынка, так и рынка то­варов и услуг. Выше мы условились считать, что отдельная фирма не в состоя­нии влиять на цены ресурсов, т. е. полагаем, что отдельная фирма действует на совершенно конкурентном рынке факторов производства А. Как зависит спрос на ресурс А от состояния рынка товаров и услуг? Если фирма «Орион» действу­ет на совершенно конкурентном товарном рынке, то величина ее предельной выручки MR равняется цене товара Рх, т. е.

MR = Рх.

Тогда предельный продукт ресурса А в денежном выражении равен:

MRPa = Px ×MPa.

При цене ресурса равной Pi максимизация прибыли достигается, когда вы­полняется условие:

P1 = MRP1 = Рх × MP1

При изменении, предположим, увеличении цены ресурса до величины Р2 , это равенство нарушится. Поскольку цена товара Рх остается неизменной, равенство Р2 = Рх ×МР2 удовлетворится только в том случае, если возрастет величина МР2. Но согласно закону уменьшающейся отдачи ресурса, это оз­начает, что количество используемого ресурса А сократилось. Значит, когда фирма реализует свою продукцию на совершенно конкурентном рынке то­варов и услуг, то сокращение количества ресурса, на которое предъявляется спрос, вызванное ростом цены ресурса, объясняется только действием зако­на уменьшающейся отдачи ресурса и, как следствие этого, изменением пре­дельного продукта MP.

Представим теперь, что фирма «Орион» действует на рынке товаров и услуг, который не является совершенно конкурентным. В этом случае значения MR не совпадают с ценой товара, и кривая MR имеет «падающий» характер. Это приводит к тому, что при несовершенной конкуренции условие максимизации прибыли имеет вид:

MRPА = MRА × МРА.

Когда цена ресурса А увеличится, то на величину MRPa окажет воздействие не только увеличение MP, но и рост MR. Так как в отличие от совершенной конкуренции, где цена товара оставалась неизменной, значения MR возраста­ют с ростом цены товара, то, чтобы при цене Р2 выполнилось равенство Р2 = MR2 • МР2 величина МР2 должна увеличиться на меньшее количество, чем в случае совершенной конкуренции. А это означает, что и сокращение QD ре­сурса Л при росте цены ресурса с величины P1 до Р2 будет меньше. Следователь­но, в условиях несовершенно конкурентного рынка товаров и услуг кривая спроса ни ресурс будет менее эластичная, более «крутая», чем кривая спроса на ресурс для фирмы, действующей на совершенно конкурентном рынке товаров и услуг.

Обратим внимание, что, реализуя товар на монопольном рынке товаров при цене ресурса 90 руб., фирма будет нанимать уже четыре, а не пять единиц ресур­са, как в условиях совершенно конкурентного рынка, а по цене Ра = 30 руб. — пять единиц, а не девять. То есть кривая спроса на ресурс для фирмы-монопо­листа менее эластичная, чем для фирмы, реализующей товар на совершенно конкурентном рынке.

Чтобы построить кривую рыночного спроса на ресурс А необходимо про­вести горизонтальное суммирование кривых спроса на ресурс отдельных фирм. При этом, однако, надо учитывать следующее: если фирмы действуют на совер­шенно конкурентом рынке товаров и услуг, то они реализуют товар по цене, не зависящей от объемов производства. Кривая спроса на ресурс каждой фирмы строится с учетом данного обстоятельства. Однако изменение цены ресурса, положим, ее увеличение, может привести к тому, что все фирмы отрасли сокра­тят спрос на ресурс, уменьшат предложение товара, в результате чего цена това­ра Рх возрастет. Изменения суммарного предельного продукта в денежном вы­ражении для отрасли будет происходить не только за счет роста предельного продукта МРх (что и обусловливает снижение количества нанимаемых единиц ресурса), но и ввиду повышения цены товара Рх. При этих условиях кривая спроса на ресурс отрасли будет менее эластичная и не явится результатом про­стого горизонтального суммирования кривых спроса отдельных фирм.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 632; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.