Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Факторы, определяющие спрос на ресурс




Зависимость спроса на экономические ресурсы от состояния рынка товаров и услуг заставляет нас при оценке ресурсного рынка постоянно учитывать ре­акцию покупателей, приобретающих изготовленные с использованием ресур­сов товары и услуги. Еще раз отметим, что даже феноменально производитель­ный ресурс не будет иметь применения, если с его помощью изготавливается товар, не пользующийся спросом. Значит, количество ресурса А, на которое предъявляется спрос, определяется состоянием как самого ресурсного рынка, так и рынка товаров и услуг.

Как следует из определения спроса на ресурс, фирма предъявляет спрос на ресурс А до тех пор, пока цена ресурса Ра не сравняется с его предельным про­дуктом в денежном выражении, т. е. пока не выполнится условие:

РА = MRP = MR × MP.

Иными словами, спрос на факторы производства зависит от величины пре­дельной выручки MR и предельного продукта MP. Значение предельного про­дукта MP является функцией только производительности данного ресурса, а предельная выручка MR изменяется под воздействием перемен в ценах това­ров, изготавливаемых с использованием ресурса А (так влияет товарный рынок на QD ресурса А). Кроме того, на QD ресурса А окажут воздействие цены на иные ресурсы (это уже влияние самого ресурсного рынка на QD ресурса А).

Следовательно, спрос на ресурс А будет зависеть от трех факторов:

а) производительности ресурса А;

б) цены на товар, производимый с использованием ресурса А;

в) цен на иные ресурсы.

Рассмотрим влияние этих факторов.

1. Производительность ресурса. Из табл. 12.1 видно, что при увеличении производительности ресурса А и росте значений предельного продукта MP вели­чины MRP повысятся, и кривая спроса на ресурс А сместится вправо, т. е. спрос на ресурс А повысится. Следовательно, производительность ресурса и спрос на него находятся в прямой зависимости: увеличение (уменьшение) производи­тельности ресурса А приводит к увеличению (уменьшению) спроса на ресурс А. Производительность ресурса А можно повысить разными путями, например улучшить технологические процессы, где используется ресурс А, изменить в луч­шую сторону качество ресурса А (предположим, обучить рабочих).

2. Цена товара, в производстве которого используется ресурс. Обратимся вновь к табл. 12.1 и посмотрим, что произойдет, если цена товара X упадет до 8 руб. Можно убедиться, что в этом случае значения MRP сократятся, и кривая спроса на ресурс А сместится вниз-влево, т. е. спрос на ресурс А уменьшится. Снижение или повышению цены товара Х зависит от изменений спроса на товар Х. Значит, спрос на товар Х и ресурс А, используемый в производстве товара X, изменяется в одном направлении — чем выше (ниже) спрос на товар X, тем выше (ниже) спрос на ресурс А.

3. Цены на иные ресурсы. Особый интерес представляет исследование влия­ния цен иных ресурсов на QD ресурса А. Дело в том, что в этом случае мы стал­киваемся с взаимодействием двух противоположных эффектов — эффекта за­мещения и эффекта выпуска. Степень влияния этих эффектов зависит от того, могут ли иные ресурсы заменять ресурс А или являются дополняющими А ре­сурсами. Рассмотрим сначала ресурсы-заменители. Пусть ресурс А становится относительно дешевле, т. е. цены на иные ресурсы возросли. Тогда каждая фирма будет стремиться заменить ресурсом А часть более дорогих ресурсов, увеличивая спрос на ресурс А (в этом проявляется эффект замещения), что приведет к снижению издержек и увеличению прибыли на единицу продукции. Стремясь максимизировать прибыль, фирма «Орион» расширит производство товара X и получит дополнительную выручку (доход). На эти дополнительные деньги она может приобрести в больших количествах и ресурс А, и иные ресур­сы (эффект выпуска). Изменение в конечном итоге спроса на ресурс А зависит от того, каким образом взаимодействуют эффекты замещения и выпуска: если при снижении относительной цены ресурса А они действуют в одном направле­нии, то спрос на ресурс А возрастет значительно. Если эффект выпуска и эф­фект замещения действуют в противоположных направлениях, то спрос на ре­сурс А может даже сократиться.

Пусть, например, фирма «Орион» использует рабочих и станки, причем эти ресурсы могут заменять друг друга. Если цена станков понизится, и фирма за счет этого увеличит доход, то она может нанять более квалифицированных ра­бочих, выплачивая им повышенную заработную плату, и сократить количество используемых станков, т. е. снижение цены ресурса вследствие обратного эф­фекта выпуска понизило спрос на ресурс.

Рассмотрим также два взаимодополняющих ресурса Л и В, для которых воз­можно только совместное применение, например химическое сырье и катали­затор. Если цена ресурса В повысится, то ресурс А станет относительно дешев­ле, чем ресурс В. Однако поскольку ресурс А не может заменить ресурс В (эф­фект замещения отсутствует), то в условиях повышения цены В фирма «Орион» сократит спрос на этот ресурс. А поскольку ресурс А может применяться только в паре с ресурсом В, то сократится спрос и на ресурс А (обратный эффект вы­пуска).

Подведем итог: спрос фирмы «Орион» на ресурс А возрастет и кривая спро­са на ресурс сместится вправо, если:

■ увеличится спрос на товар X, производимый с помощью ресурса А;

■ повышается производительность ресурса А;

■ цены на иные ресурсы-заменители повышаются и эффект замещения превосходит обратный эффект выпуска;

■ цены на иные ресурсы-заменители падают и обратный эффект выпуска превосходит эффект замещения;

■ цены на взаимодополняющие ресурсы падают.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2437; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.