Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория человеческого капитала

Двойная монополия на рынке труда

Уникальная ситуация складывается на рынке труда, когда единому проф­союзу, объединяющему работников отрасли, противостоит фирма-монопсонист. Иными словами, монополия предложения труда в лице профсоюзов стал­кивается с монополией спроса на труд в лице фирмы-монопсониста. Посколь­ку профсоюз всегда стремится повысить заработную плату своих членов, а фирма-монопсонист устанавливает заработную плату ниже равновесной, то реальный уровень заработной платы будет определяться степенью монополь­ной власти профсоюза и монопсонии. Сильный, организованный профсоюз, пользующийся поддержкой иных профсоюзов, способен добиться уровня зара­ботной платы, превышающей монопсонистический и даже равновесный уро­вень. Наоборот, крупная фирма-монопсонист в условиях разобщенного рабо­чего движения способна снизить ставки заработной платы ниже равновесной.

Как правило, в условиях двойной монополии профсоюзы и предпринима­тели стремятся заключить коллективные соглашения, которые представляют собой взаимный компромисс.

В современном мире разработка и развитие высоких технологий, внедрение компьютерной и информационной техники во все сферы хозяйственной жизни требуют наличия человеческих ресурсов новаторского типа, предполагают включение в производственный процесс творческих работников, способных быстро принимать адекватные решения в условиях интенсивных научно-тех­нических преобразований.

В период становления нового технологического базиса, формирования пост­индустриального общества непередовая технология является решающим фак­тором производства, а высокоразвитая инициативная рабочая сила. По мне­нию директора экономического центра Калифорнийского университета Дж. Кимбелла, главным ресурсом быстрого конкурентного развития современ­ной экономики являются новые технологические идеи, прежде всего высокая квалификация и творческая активность людей, способных эти идеи воплощать в жизнь. Кардинальные изменения, которые произошли в ходе НТР и особенно на ее втором этапе (с 70-х гг. XX в.), повлекли за собой разработку многих тео­рий, в том числе и теорию человеческого капитала. Последняя получила широ­кое общественное признание мировой экономической мысли, а основополож­ники данной теории (Г. Беккер, Т. Шульц) удостоены Нобелевской премии. Разработку теории человеческого капитала М. Боумен назвала революцией в экономической мысли.

Концепция человеческого капитала имеет большое значение для изучения проблем экономического роста, распределения доходов, рынка труда, инвестиций в систему образования, здравоохранения, экологии.

Теория человеческого капитала в ее современном виде явилась закономер­ным результатом генезиса мировой экономической мысли. Ученые постоянно стремятся познать тайну творческой силы человека, выявить ее наиболее ха­рактерные качества и свойства, оценить, измерить и дать количественную ин­терпретацию.

Многие ученые уделяли внимание производительным способностям чело­века: У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс, JT. Вальрас, Дж. М. Кларк, Ф. Лист, Г. Д. Маклеод, А. Маршалл, И. фон Тюнен, И. Фишер, У. Фарр, Дж. Уолш и др.

Формирование теории человеческого капитала как самостоятельной науч­ной концепции обусловлено теми коренными изменениями, которые происхо­дят в социальной и экономической жизни общества в эпоху научно-технической революции, когда производительный интеллектуальный потенциал человека становится решающим фактором общественного прогресса и экономического роста.

Акцент на человеческом капитале в современной экономике связан с раз­витием научно-технической революции, глубоким преобразованием в структу­ре производительных сил, качественным изменением характера и содержания труда. Роль умственного, интеллектуального труда в производстве постоянно возрастает.

В первой половине XX в. лидерство стран зависело главным образом от умения добиваться роста производительности физического труда.

Научные концепции организации труда и управления того времени исходи­ли из требований разделения труда на управленческий и исполнительский, преобладания подетальной специализации и жесткого операционного контро­ля производства. Традиционная технология, включая тейлоровский конвейер, основывалась на минимальном вмешательстве человека в устойчивые произ­водственные процессы. Технологические процессы позволяли широко приме­нять труд низкой квалификации, что приводило к экономии на издержках, свя­занных с наймом, обучением и оплатой рабочей силы.

Кардинальные изменения в технологическом базисе во второй половине XX в. способствовали развитию гибких производственных комплексов, робото­технике, наукоемкому производству, основанному на компьютерной технике и современных средствах связи, био-, лазерной и информационной техноло­гии. В связи с этим постоянно возрастает роль умственного, интеллектуального труда.

Современное производство требует от рабочих таких качеств, как высокое профессиональное мастерство, способность принимать самостоятельные ре­шения, толерантные навыки коллективного взаимодействия, ответственность за качество производимой продукции, творческий подход к выполняемому за­данию.

Высокой квалификации и специальных знаний требует не только производ­ство, но и обслуживание техники. Ошибки человека в результате низкой квали­фикации могут привести к большим потерям и нанести вред здоровью населения, экологии. Все это обусловливает повышение внимания к человеку как главному творческому фактору не только производства, но и всей жизни обще­ства. В современных условиях можно добиться конкурентных преимуществ в мировой экономике, как считают специалисты, только благодаря росту про­изводительности умственного, интеллектуального труда.

В основном формирование современной теории человеческого капитала и ее выделение в качестве самостоятельного течения мировой экономической мысли проходило в конце 50—начале 60-х гг. XX в.

Идея человеческого капитала уходит своими корнями в XVII в., когда родо­начальник классической политэкономии У. Петти впервые сделал попытку ко­личественно оценить производственные способности человека с точки зрения их роли в создании богатства. Он отмечал, что слава государя основывается на численности, искусности и трудолюбии народа. В своем труде «Политическая арифметика» он утверждал, что ценность основной массы людей равна двадца­тикратному годовому доходу, который они приносят. Стоимость каждого жите­ля Англии того периода, по его мнению, составляла в среднем 80 фунтов стер­лингов. Он подчеркивал, что богатство общества зависит от характера занятий людей, их способности к труду. У. Петти полагал, что взрослый стоит вдвое до­роже ребенка, а моряка приравнивал к трем крестьянам.

В XVIII в. эти идеи получили развитие в трудах А. Смита. В своем главном произведении «Исследование о природе и причинах богатства народов» он от­мечал, что решающая роль в создании богатства принадлежит работнику, его навыкам и развитым способностям. Он писал: «Увеличение производительно­сти полезного труда зависит прежде всего от повышения ловкости и умения ра­ботника, а затем от улучшения машины и инструментов, с помощью которых он работает». А. Смит относил производительные способности человека к эле­ментам капитала. Он подчеркивал: «Большую ловкость и умение рабочего мож­но рассматривать с той точки зрения, как и машины и орудия производства, которые сокращают или облегчают труд и которые хотя и требуют известных расходов, но возмещают эти расходы вместе с прибылью». В фонд восстанов­ления работником затраченной энергии А. Смит включал затраты на образова­ние, считая последнее одним из факторов, повышающих богатство страны. При этом А. Смит полагал, что именно государство должно обеспечивать обя­зательное образование всему населению. Критикуя платное образование, он подчеркивал, что государственная система образования способствует более вы­сокому развитию человека.

Некоторые экономисты, например Мак-Куллох, рассматривали в качестве капитала самого человека. Он утверждал, что между обычным и человеческим капиталом существует сходство. А инвестиции в человека должны обеспечить в течение будущей жизни доходность, аналогичную другим видам инвестиций, а также нормальную доходность, определяемую рыночной процентной став­кой.

Видный представитель неоклассического направления А. Маршалл считал более оправданным понятие персональный капитал по сравнению с человеческим. Персональный капитал, по его мнению, аналогичен вещест­венному, ибо он, как и последний, обеспечивает прибыль, а расходы на образо­вание, подготовку сходны с капитальными вложениями в машины, оборудова­ние.

Возрождение теории человеческого капитала приходится на вторую поло­вину XX в. Основоположником современной теории человеческого капитала считают Т. Шульца, который в начале 60-х гг. XX в. опубликовал статьи, посвя­щенные данной проблеме. Практически в то же время Г. Беккер написал ста­тью, а затем и работу, ставшую классической: «Человеческий капитал: теорети­ческий и эмпирический анализ».

В дальнейшем значительный вклад в теорию человеческого капитала вне­сли М. Блаут, Дж. Минцер, Ф. Уэлч, Б. Чизвик и др.

Формирование и развитие теории человеческого капитала происходило главным образом в рамках неоклассического направления. Теоретики данной концепции исходят из принципа рациональности человеческого поведения, максимизации полезности, использования предельных величин в анализе, ре­шения проблем заработной платы, производительности труда, неравенства на рынке труда, вопросов, связанных с инвестициями в систему образования, здравоохранения как на макро-, так и на микроуровне.

Основными исходными положениями в неоклассической теории человече­ского капитала являются следующие.

■ Все хозяйствующие субъекты имеют полную информацию.

■ И товарный рынок, и рынок труда являются конкурентными.

■ Рынки «расчищаются», т. е. в результате рыночной конкуренции уста­навливается равновесие.

■ Хозяйствующие субъекты вначале стремятся к максимизации полезно­сти (в виде заработной платы или прибыли), а затем — максимизации префе­ренций, предпочтений.

■ Фирмы будут нанимать работников до тех пор, пока затраты на послед­нюю единицу труда не будут равны предельному продукту этой последней еди­ницы труда.

■ Индивиды осуществляют вложения в человеческий капитал, который предопределяет производительность труда, а она, в свою очередь, — заработ­ную плату. Производительность, следовательно, зависит от квалификации, профессионализма, опыта, предприимчивости, ответственности и образова­тельного, интеллектуального уровня работника.

13.3.1. Человеческий капитал: сущность и виды

В экономической литературе существуют различные определения человече­ского капитала. Так, основоположник человеческого капитала Т. Шульц считал, что человеческим его называют потому, что эта форма становится частью человека, а капиталом является вследствие того, что представляет собой источ­ник будущих удовлетворений или будущих заработков, либо того и другого.

Э. Долан под человеческим капиталом понимает капитал в виде умствен­ных способностей, полученных через формальные обучение или образование, либо через практический опыт.

С. Дятлов, А. Добрынин и др. определяют человеческий капитал как «сово­купность всех атрибутивных качеств и свойств, производительных способно­стей и сил, функциональных ролей и форм, рассматриваемых с позиций сис­темной целостности и адекватных современному состоянию общества эпохи научно-технической и социально-информационной революции, включенных в систему рыночных отношений в качестве ведущего фактора общественного производства».

М. Критский трактует человеческий капитал «как всеобщую форму эконо­мической жизнедеятельности — итог исторического движения человеческого общества к современному состоянию».

В «Экономической энциклопедии» человеческий капитал определяется как «особый вид капиталовложений, совокупность затрат на развитие производст­венного потенциала человека, повышение качества и улучшение функциони­рования рабочей силы. В состав объектов человеческого капитала обычно включают знания общеобразовательного и специального характера, навыки, накопленный опыт».

Итак, человеческий капитал — это совокупность физических, умственных предпринимательских способностей человека, его знания, умения, навыки, профессионализм, опыт, используемые в производстве товаров и услуг и обес­печивающие получение дохода в будущем.

Соответственно, человеческий капитал не является простой совокупностью или запасом различных способностей, знаний, умения, опыта, которыми обла­дает человек. Важно отметить, что такая совокупность, во-первых, должна ис­пользоваться человеком в процессе производства товаров и услуг, и во-вторых, способствовать росту доходов работника. Кроме того, носителям человеческого капитала для получения более высоких доходов требуется осуществлять опре­деленные вложения в отдельные составляющие элементы этого капитала. В связи с этим функционирование человеческого капитала сопряжено с его формированием, накоплением, использованием.

В неоклассическом подходе к человеческому капиталу исходят из трактовки капитала американским экономистом И. Фишером. Он полагал, что к капита­лу относится все то, что может генерировать поток доходов в течение опреде­ленного периода времени. Поэтому запас благ, который накапливается и ис­пользуется в производстве не единовременно, а в течение длительного времени и обеспечивает прирост дохода, рассматривается как капитал. В соответствии с этим, способности человека, его знания, умение, опыт, навыки, признают специфической формой капитала, ибо они:

■ неотделимы от своего носителя;

■ требуют для своего формирования затрат как от самого человека, так и его семьи, предприятия, где трудится индивид, и общества в целом;

■ имеют свойство накапливаться;

■ обладают способностью «изнашиваться», устаревать;

■ способны обеспечить получение более высокого дохода в будущем в процессе производительного использования.

Человеческий капитал имеет общие и отличительные черты от физическо­го, вещественного капитала.

Общие черты:

1. Он представляет собой совокупность определенных свойств, способно­стей, которые используются в течение длительного времени.

2. Для его формирования, сохранения и роста требуются значительные ин­вестиционные затраты.

3. Человеческий капитал может физически и морально изнашиваться, из­менять свою стоимость.

Отличительные черты:

1. Человеческий капитал неотделим от его носителя — живой человече­ской личности.

2. Человеческий капитал в виде навыков и способностей является опреде­ленным запасом, т. е. может быть накапливаемым.

3. Использование человеческого капитала и получение прямых доходов контролируется самим человеком.

4. Человеческий капитал отличается от физического капитала по степени ликвидности

5. Функционирование человеческого капитала обусловлено индивидуаль­ными интересами и предпочтениями индивида, его материальной и моральной заинтересованностью, ответственностью, мировоззрением и общим уровнем культуры.

6. Вложения в человеческий капитал обеспечивают социальный эффект.

7. Инвестиционный период у человеческого капитала значительно длин­нее, чем у физического.

8. Человеческий капитал более мобилен.

Оценка человеческого капитала. Человеческий капитал, являясь сложной экономической категорией, характеризуется как качественной, так и количест­венной неопределенностью. Многие экономисты в разные периоды времени разрабатывали методы оценки человеческого капитала и вводили соответст­вующие понятия (ценность человека, стоимость труда, стоимость рабочей си­лы, стоимость человеческого капитала, стоимость жизни, стоимость образова­тельного фонда и т. п.).

Пои определении величины человеческого капитала используются натуральные (временные) и стоимостные методы измерения человеческого капитала. ла. Временные методы предполагают оценку человеческого капитала в человеко-годах обучения (чем выше уровень образования, тем большим объемом че­ловеческого капитала обладает индивид).

Среди стоимостных методов известны такие подходы, как капитализация заработка, цена производства, комбинированный метод и др.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Модели с профсоюзом | Инвестирование в человеческий капитал
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 3117; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.