КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Теория человеческого капитала
Двойная монополия на рынке труда Уникальная ситуация складывается на рынке труда, когда единому профсоюзу, объединяющему работников отрасли, противостоит фирма-монопсонист. Иными словами, монополия предложения труда в лице профсоюзов сталкивается с монополией спроса на труд в лице фирмы-монопсониста. Поскольку профсоюз всегда стремится повысить заработную плату своих членов, а фирма-монопсонист устанавливает заработную плату ниже равновесной, то реальный уровень заработной платы будет определяться степенью монопольной власти профсоюза и монопсонии. Сильный, организованный профсоюз, пользующийся поддержкой иных профсоюзов, способен добиться уровня заработной платы, превышающей монопсонистический и даже равновесный уровень. Наоборот, крупная фирма-монопсонист в условиях разобщенного рабочего движения способна снизить ставки заработной платы ниже равновесной. Как правило, в условиях двойной монополии профсоюзы и предприниматели стремятся заключить коллективные соглашения, которые представляют собой взаимный компромисс. В современном мире разработка и развитие высоких технологий, внедрение компьютерной и информационной техники во все сферы хозяйственной жизни требуют наличия человеческих ресурсов новаторского типа, предполагают включение в производственный процесс творческих работников, способных быстро принимать адекватные решения в условиях интенсивных научно-технических преобразований. В период становления нового технологического базиса, формирования постиндустриального общества непередовая технология является решающим фактором производства, а высокоразвитая инициативная рабочая сила. По мнению директора экономического центра Калифорнийского университета Дж. Кимбелла, главным ресурсом быстрого конкурентного развития современной экономики являются новые технологические идеи, прежде всего высокая квалификация и творческая активность людей, способных эти идеи воплощать в жизнь. Кардинальные изменения, которые произошли в ходе НТР и особенно на ее втором этапе (с 70-х гг. XX в.), повлекли за собой разработку многих теорий, в том числе и теорию человеческого капитала. Последняя получила широкое общественное признание мировой экономической мысли, а основоположники данной теории (Г. Беккер, Т. Шульц) удостоены Нобелевской премии. Разработку теории человеческого капитала М. Боумен назвала революцией в экономической мысли.
Концепция человеческого капитала имеет большое значение для изучения проблем экономического роста, распределения доходов, рынка труда, инвестиций в систему образования, здравоохранения, экологии. Теория человеческого капитала в ее современном виде явилась закономерным результатом генезиса мировой экономической мысли. Ученые постоянно стремятся познать тайну творческой силы человека, выявить ее наиболее характерные качества и свойства, оценить, измерить и дать количественную интерпретацию. Многие ученые уделяли внимание производительным способностям человека: У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс, JT. Вальрас, Дж. М. Кларк, Ф. Лист, Г. Д. Маклеод, А. Маршалл, И. фон Тюнен, И. Фишер, У. Фарр, Дж. Уолш и др. Формирование теории человеческого капитала как самостоятельной научной концепции обусловлено теми коренными изменениями, которые происходят в социальной и экономической жизни общества в эпоху научно-технической революции, когда производительный интеллектуальный потенциал человека становится решающим фактором общественного прогресса и экономического роста.
Акцент на человеческом капитале в современной экономике связан с развитием научно-технической революции, глубоким преобразованием в структуре производительных сил, качественным изменением характера и содержания труда. Роль умственного, интеллектуального труда в производстве постоянно возрастает. В первой половине XX в. лидерство стран зависело главным образом от умения добиваться роста производительности физического труда. Научные концепции организации труда и управления того времени исходили из требований разделения труда на управленческий и исполнительский, преобладания подетальной специализации и жесткого операционного контроля производства. Традиционная технология, включая тейлоровский конвейер, основывалась на минимальном вмешательстве человека в устойчивые производственные процессы. Технологические процессы позволяли широко применять труд низкой квалификации, что приводило к экономии на издержках, связанных с наймом, обучением и оплатой рабочей силы. Кардинальные изменения в технологическом базисе во второй половине XX в. способствовали развитию гибких производственных комплексов, робототехнике, наукоемкому производству, основанному на компьютерной технике и современных средствах связи, био-, лазерной и информационной технологии. В связи с этим постоянно возрастает роль умственного, интеллектуального труда. Современное производство требует от рабочих таких качеств, как высокое профессиональное мастерство, способность принимать самостоятельные решения, толерантные навыки коллективного взаимодействия, ответственность за качество производимой продукции, творческий подход к выполняемому заданию. Высокой квалификации и специальных знаний требует не только производство, но и обслуживание техники. Ошибки человека в результате низкой квалификации могут привести к большим потерям и нанести вред здоровью населения, экологии. Все это обусловливает повышение внимания к человеку как главному творческому фактору не только производства, но и всей жизни общества. В современных условиях можно добиться конкурентных преимуществ в мировой экономике, как считают специалисты, только благодаря росту производительности умственного, интеллектуального труда.
В основном формирование современной теории человеческого капитала и ее выделение в качестве самостоятельного течения мировой экономической мысли проходило в конце 50—начале 60-х гг. XX в. Идея человеческого капитала уходит своими корнями в XVII в., когда родоначальник классической политэкономии У. Петти впервые сделал попытку количественно оценить производственные способности человека с точки зрения их роли в создании богатства. Он отмечал, что слава государя основывается на численности, искусности и трудолюбии народа. В своем труде «Политическая арифметика» он утверждал, что ценность основной массы людей равна двадцатикратному годовому доходу, который они приносят. Стоимость каждого жителя Англии того периода, по его мнению, составляла в среднем 80 фунтов стерлингов. Он подчеркивал, что богатство общества зависит от характера занятий людей, их способности к труду. У. Петти полагал, что взрослый стоит вдвое дороже ребенка, а моряка приравнивал к трем крестьянам. В XVIII в. эти идеи получили развитие в трудах А. Смита. В своем главном произведении «Исследование о природе и причинах богатства народов» он отмечал, что решающая роль в создании богатства принадлежит работнику, его навыкам и развитым способностям. Он писал: «Увеличение производительности полезного труда зависит прежде всего от повышения ловкости и умения работника, а затем от улучшения машины и инструментов, с помощью которых он работает». А. Смит относил производительные способности человека к элементам капитала. Он подчеркивал: «Большую ловкость и умение рабочего можно рассматривать с той точки зрения, как и машины и орудия производства, которые сокращают или облегчают труд и которые хотя и требуют известных расходов, но возмещают эти расходы вместе с прибылью». В фонд восстановления работником затраченной энергии А. Смит включал затраты на образование, считая последнее одним из факторов, повышающих богатство страны. При этом А. Смит полагал, что именно государство должно обеспечивать обязательное образование всему населению. Критикуя платное образование, он подчеркивал, что государственная система образования способствует более высокому развитию человека.
Некоторые экономисты, например Мак-Куллох, рассматривали в качестве капитала самого человека. Он утверждал, что между обычным и человеческим капиталом существует сходство. А инвестиции в человека должны обеспечить в течение будущей жизни доходность, аналогичную другим видам инвестиций, а также нормальную доходность, определяемую рыночной процентной ставкой. Видный представитель неоклассического направления А. Маршалл считал более оправданным понятие персональный капитал по сравнению с человеческим. Персональный капитал, по его мнению, аналогичен вещественному, ибо он, как и последний, обеспечивает прибыль, а расходы на образование, подготовку сходны с капитальными вложениями в машины, оборудование. Возрождение теории человеческого капитала приходится на вторую половину XX в. Основоположником современной теории человеческого капитала считают Т. Шульца, который в начале 60-х гг. XX в. опубликовал статьи, посвященные данной проблеме. Практически в то же время Г. Беккер написал статью, а затем и работу, ставшую классической: «Человеческий капитал: теоретический и эмпирический анализ». В дальнейшем значительный вклад в теорию человеческого капитала внесли М. Блаут, Дж. Минцер, Ф. Уэлч, Б. Чизвик и др. Формирование и развитие теории человеческого капитала происходило главным образом в рамках неоклассического направления. Теоретики данной концепции исходят из принципа рациональности человеческого поведения, максимизации полезности, использования предельных величин в анализе, решения проблем заработной платы, производительности труда, неравенства на рынке труда, вопросов, связанных с инвестициями в систему образования, здравоохранения как на макро-, так и на микроуровне. Основными исходными положениями в неоклассической теории человеческого капитала являются следующие. ■ Все хозяйствующие субъекты имеют полную информацию. ■ И товарный рынок, и рынок труда являются конкурентными. ■ Рынки «расчищаются», т. е. в результате рыночной конкуренции устанавливается равновесие. ■ Хозяйствующие субъекты вначале стремятся к максимизации полезности (в виде заработной платы или прибыли), а затем — максимизации преференций, предпочтений. ■ Фирмы будут нанимать работников до тех пор, пока затраты на последнюю единицу труда не будут равны предельному продукту этой последней единицы труда. ■ Индивиды осуществляют вложения в человеческий капитал, который предопределяет производительность труда, а она, в свою очередь, — заработную плату. Производительность, следовательно, зависит от квалификации, профессионализма, опыта, предприимчивости, ответственности и образовательного, интеллектуального уровня работника. 13.3.1. Человеческий капитал: сущность и виды В экономической литературе существуют различные определения человеческого капитала. Так, основоположник человеческого капитала Т. Шульц считал, что человеческим его называют потому, что эта форма становится частью человека, а капиталом является вследствие того, что представляет собой источник будущих удовлетворений или будущих заработков, либо того и другого. Э. Долан под человеческим капиталом понимает капитал в виде умственных способностей, полученных через формальные обучение или образование, либо через практический опыт. С. Дятлов, А. Добрынин и др. определяют человеческий капитал как «совокупность всех атрибутивных качеств и свойств, производительных способностей и сил, функциональных ролей и форм, рассматриваемых с позиций системной целостности и адекватных современному состоянию общества эпохи научно-технической и социально-информационной революции, включенных в систему рыночных отношений в качестве ведущего фактора общественного производства». М. Критский трактует человеческий капитал «как всеобщую форму экономической жизнедеятельности — итог исторического движения человеческого общества к современному состоянию». В «Экономической энциклопедии» человеческий капитал определяется как «особый вид капиталовложений, совокупность затрат на развитие производственного потенциала человека, повышение качества и улучшение функционирования рабочей силы. В состав объектов человеческого капитала обычно включают знания общеобразовательного и специального характера, навыки, накопленный опыт». Итак, человеческий капитал — это совокупность физических, умственных предпринимательских способностей человека, его знания, умения, навыки, профессионализм, опыт, используемые в производстве товаров и услуг и обеспечивающие получение дохода в будущем. Соответственно, человеческий капитал не является простой совокупностью или запасом различных способностей, знаний, умения, опыта, которыми обладает человек. Важно отметить, что такая совокупность, во-первых, должна использоваться человеком в процессе производства товаров и услуг, и во-вторых, способствовать росту доходов работника. Кроме того, носителям человеческого капитала для получения более высоких доходов требуется осуществлять определенные вложения в отдельные составляющие элементы этого капитала. В связи с этим функционирование человеческого капитала сопряжено с его формированием, накоплением, использованием. В неоклассическом подходе к человеческому капиталу исходят из трактовки капитала американским экономистом И. Фишером. Он полагал, что к капиталу относится все то, что может генерировать поток доходов в течение определенного периода времени. Поэтому запас благ, который накапливается и используется в производстве не единовременно, а в течение длительного времени и обеспечивает прирост дохода, рассматривается как капитал. В соответствии с этим, способности человека, его знания, умение, опыт, навыки, признают специфической формой капитала, ибо они: ■ неотделимы от своего носителя; ■ требуют для своего формирования затрат как от самого человека, так и его семьи, предприятия, где трудится индивид, и общества в целом; ■ имеют свойство накапливаться; ■ обладают способностью «изнашиваться», устаревать; ■ способны обеспечить получение более высокого дохода в будущем в процессе производительного использования. Человеческий капитал имеет общие и отличительные черты от физического, вещественного капитала. Общие черты: 1. Он представляет собой совокупность определенных свойств, способностей, которые используются в течение длительного времени. 2. Для его формирования, сохранения и роста требуются значительные инвестиционные затраты. 3. Человеческий капитал может физически и морально изнашиваться, изменять свою стоимость. Отличительные черты: 1. Человеческий капитал неотделим от его носителя — живой человеческой личности. 2. Человеческий капитал в виде навыков и способностей является определенным запасом, т. е. может быть накапливаемым. 3. Использование человеческого капитала и получение прямых доходов контролируется самим человеком. 4. Человеческий капитал отличается от физического капитала по степени ликвидности 5. Функционирование человеческого капитала обусловлено индивидуальными интересами и предпочтениями индивида, его материальной и моральной заинтересованностью, ответственностью, мировоззрением и общим уровнем культуры. 6. Вложения в человеческий капитал обеспечивают социальный эффект. 7. Инвестиционный период у человеческого капитала значительно длиннее, чем у физического. 8. Человеческий капитал более мобилен. Оценка человеческого капитала. Человеческий капитал, являясь сложной экономической категорией, характеризуется как качественной, так и количественной неопределенностью. Многие экономисты в разные периоды времени разрабатывали методы оценки человеческого капитала и вводили соответствующие понятия (ценность человека, стоимость труда, стоимость рабочей силы, стоимость человеческого капитала, стоимость жизни, стоимость образовательного фонда и т. п.). Пои определении величины человеческого капитала используются натуральные (временные) и стоимостные методы измерения человеческого капитала. ла. Временные методы предполагают оценку человеческого капитала в человеко-годах обучения (чем выше уровень образования, тем большим объемом человеческого капитала обладает индивид). Среди стоимостных методов известны такие подходы, как капитализация заработка, цена производства, комбинированный метод и др.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 3117; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |