КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Инвестирование в человеческий капитал
Инвестированию в человеческий капитал присущи специфические особенности, ибо оно связано с процессом вложений в живую личность человека, в развитие его способностей и навыков, в поддержание адекватного уровня трудоспособности индивида. Данный вид инвестирования характеризуется также тем, что вложения в человеческий капитал одновременно осуществляются государством, самим человеком, его семьей, предприятиями. Инвестиции в человеческий капитал представляют собой расходы как самого человека, так и предприятия и государства для формирования, поддержания, воспроизводства и повышения этого вида капитала. Подобные затраты объективно необходимы, ибо при их отсутствии не может быть сформирован качественный человеческий капитал, отвечающий требованиям хозяйственной жизни. «Инвестиции в человеческий капитал, — пишут К. Макконелл и С. Брю, — это любое действие, которое повышает квалификацию и способности и, тем самым, производительность труда рабочих. Затраты, которые способствуют повышению чьей либо производительности, можно рассматривать как инвестиции, ибо текущие расходы или издержки осуществляются с тем расчетом, что эти затраты будут многократно компенсированы возросшим потоком доходов в будущем»1. Сторонники теории человеческого капитала по-разному характеризуют структуру инвестиций в человеческий капитал. По мнению одного из основоположников теории, Г. Беккера, инвестиции в человеческий капитал предполагают затраты на: ■ получение образования; ■ поддержание здоровья, медицинские услуги; ■ мобильность, поиск работы; ■ воспитание детей; ■ поиск информации о ценах, доходах, заработной плате. Другой специалист в области человеческого капитала, Дж. Кендрик классифицировал эти инвестиции как вещественные и невещественные. К вещественным он относил затраты, связанные с физическим формированием и развитием человека. К невещественным — расходы на общее образование, специальную подготовку, расходы на медицинские услуги, перемещение рабочей силы. Дж. Кендрик подчеркивал особенность невещественных инвестиций. Он отмечал, что несмотря на их «неосязаемый характер эти затраты, умножая знания и опыт людей, способствуют повышению производительности инвестиций и капитала, воплощенных в людях». К. Макконнелл и С. Брю рассматривают три вида инвестиций в человеческий капитал: ■ расходы на образование, в том числе общее и специальное, переподготовку на предприятии; ■ расходы на здравоохранение, включающие затраты на профилактику, медицинские услуги, диетическое питание, улучшение жилищных условий; ■ расходы на мобильность рабочей силы, чтобы мигрировать из мест с относительно низкой производительностью в места с более высокой производительностью и, соответственно, с более высокими ставками заработной платы. В целом же инвестиции в человеческий капитал подразделяются на: ■ вложения в образование и повышение квалификации, переподготовку; ■ вложения в поддержание здоровья, трудоспособности, медицинское обслуживание; ■ вложения, связанные с поиском информации и трудоустройством, территориальным перемещением рабочей силы. Школьное образование, обучение на рабочем месте, укрепление здоровья, увеличение объема информации об экономике, отмечает основопол ожнник теории человеческого капитала Т. Шульц, являются инвестиционной деятельностью, развивающей человеческий капитал. Среди названных видов инвестирования практически все сторонники концепции человеческого капитала выделяют инвестиции в образование и повышение квалификации работников. Это оправданно. Человеческий капитал как созидательный и производительный ресурс формируется в процессе получения различных видов образования. Исследования проблем инвестирования в систему образования и переподготовки представляют интерес как с теоретической, так и с практической точки зрения. В условиях значительных изменений характера труда под воздействием НТР требуется непрерывное обновление знаний (знания устаревают каждые 20 месяцев), соответственно вопросам повышения квалификации и переподготовки кадров придается большое значение. Так, на фирме IBM, годовые расходы на повышение квалификации работников составляют 750 млн долл., АТТ — 1,3 млрд долл., «Ксерокс» — 220 млн долл. Наряду с повышением требований к общеобразовательному и профессиональному уровню работников в современных условиях возрастают требования и к здоровью носителя человеческого капитала. Состояние здоровья в теории человеческого капитала рассматривается как капитал, включающий две части — наследственную и благоприобретенную. В течение жизни человека осуществляется износ этого вида капитала, и со смертью происходит полное обесценение фонда здоровья. Инвестиции, связанные с профилактикой здоровья, медицинскими услугами, поддержанием здорового образа жизни, диетическим питанием, занятиями спортом, рекреативными мероприятиями, способствуют замедлению деструктивного процесса, увеличению срока использования и повышению качества человеческого капитала. Функциональная задача инвестиций в здравоохранение отличается от вложений в образование: если инвестиции в образование генерируют новый качественный уровень человеческого капитала, то инвестиции в здравоохранение в основном способствуют восстановлению и поддержанию созидательных способностей человека. Подобные инвестиции оказывают существенное воздействие на формирование человеческого капитала будущего поколения рабочей силы. Самой распространенной формой инвестирования в здоровье носителя человеческого капитала является медицинское страхование, как самим работникам, так и работодателями. Расходы западных фирм на поддержание трудоспособности работников постоянно растут. Многие западные ученые отстаивают идею об устойчивой взаимосвязи между состоянием здоровья и уровнем образования. Работники с высоким уровнем образования, как правило, используют более рационально свой капитал здоровья, разумнее пользуются медицинскими услугами, ведут более здоровый образ жизни, занимаются различными видами спорта. Уровень образования, продолжительность жизни входят составной частью наряду с ВВП на душу населения в так называемый индекс человеческого развития, который используется международными организациями для международных сопоставлений уровня развития разных стран. Эксперты Всемирного Банка включают человеческий капитал в состав национального богатства страны. По оценкам специалистов, в середине 90-х гг. XX в. человеческий капитал составлял 76% от общего объема национального богатства в Северной Америке, 74% — в Западной Европе, 50% — в России. В теории человеческого капитала значительное место отводится проблеме эффективности инвестирования в человеческий капитал. Эта проблема носит не только теоретический, но и практический характер. Сторонники человеческого капитала справедливо полагают, что чем выше объем и качество человеческого капитала, тем выше его продуктивность. Оценка продуктивности человеческого капитала осуществляется с помощью предельного продукта в денежном выражении. При оценке эффективности инвестиций в человеческий капитал используется тот же инструментарий, что и в целом для оценки отдачи реальных инвестиций. При рассмотрении инвестиций в образование обычно исходят из числа лет обучения. По мнению специалистов, данный показатель не является адекватным, так как существуют флуктуации в качестве образования, что не отражается при измерении объёма человеческого капитала и его эффективности. Важными факторами, воздействующими на отдачу человеческого капитала, которые пока еще не получили должной оценки в исследованиях, являются религиозный фактор, а также нравственность, карьеризм, тщеславие. Отдельные авторы при оценке эффективности человеческого капитала выделяют индивидуальную и общественную нормы отдачи от инвестирования в человеческий капитал. Если индивидуальная норма отдачи предполагает результативность вложений в объем и качество человеческого капитала для его носителя, то общественная — для всего общества. Государство несет различные виды расходов на систему образования, здравоохранения, рынок труда, регулирование взаимоотношений работодателей и наемных работников. В свою очередь, эффект от подобных вложений выражается в снижении уровня безработицы, росте заработной платы, возрастании налоговых поступлений, снижении преступности, в формировании более благоприятных и комфортных условий для подрастающего поколения и соответственно более высокого качества человеческого капитала. Используя такой показатель как общественная норма отдачи человеческого капитала, экономисты обосновывают необходимость создания общественных фондов, повышения государственных расходов на образование, здравоохранение, мобильность рабочей силы. Так, К. Макконнелл и С. Брю утверждают, что размер государственных субсидий на систему образования должен определяться на основе величины социальной выгоды. Другой исследователь данной проблемы М. Блауг сделал вывод о том, что увеличивать инвестиции в человеческий капитал государство должно тогда, когда общественная норма отдачи превышает индивидуальную. (В США общественная норма отдачи рассчитывается с 1939 г., а индивидуальная — с 1970 г.) Он также выступил с идеей введения образовательных ваучеров для малообеспеченных семей. Теория человеческого капитала отражает новый подход к проблемам заработной платы. Сторонники данной концепции показывают, что в основе заработной платы лежат также затраты на образование, медицинские услуги, мобильность, поиск информации о рабочих местах. В рамках данной концепции обосновывается необходимость увеличения инвестиций в систему подготовки и переподготовки кадров, здравоохранение, экологию, культуру в целях обеспечения роста и повышения качества человеческого капитала. Последнее предопределяет инновационный характер развития экономики. В последнее время делается акцент на исследование интеллектуального капитала (Т. Стюард, И. Бонтис, Л. Эдвинсон, К. Свейби, А. Брукинг и др.), его воздействие на формирование конкурентных преимуществ организации.
Глава 14
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1552; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |