Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инвестирование в человеческий капитал

Инвестированию в человеческий капитал присущи специфические особен­ности, ибо оно связано с процессом вложений в живую личность человека, в развитие его способностей и навыков, в поддержание адекватного уровня тру­доспособности индивида. Данный вид инвестирования характеризуется также тем, что вложения в человеческий капитал одновременно осуществляются го­сударством, самим человеком, его семьей, предприятиями.

Инвестиции в человеческий капитал представляют собой расходы как само­го человека, так и предприятия и государства для формирования, поддержания, воспроизводства и повышения этого вида капитала.

Подобные затраты объективно необходимы, ибо при их отсутствии не мо­жет быть сформирован качественный человеческий капитал, отвечающий тре­бованиям хозяйственной жизни.

«Инвестиции в человеческий капитал, — пишут К. Макконелл и С. Брю, — это любое действие, которое повышает квалификацию и способности и, тем са­мым, производительность труда рабочих. Затраты, которые способствуют по­вышению чьей либо производительности, можно рассматривать как инвести­ции, ибо текущие расходы или издержки осуществляются с тем расчетом, что эти затраты будут многократно компенсированы возросшим потоком доходов в будущем»1.

Сторонники теории человеческого капитала по-разному характеризуют структуру инвестиций в человеческий капитал. По мнению одного из осново­положников теории, Г. Беккера, инвестиции в человеческий капитал предпо­лагают затраты на:

■ получение образования;

■ поддержание здоровья, медицинские услуги;

■ мобильность, поиск работы;

■ воспитание детей;

■ поиск информации о ценах, доходах, заработной плате.

Другой специалист в области человеческого капитала, Дж. Кендрик класси­фицировал эти инвестиции как вещественные и невещественные. К вещест­венным он относил затраты, связанные с физическим формированием и разви­тием человека. К невещественным — расходы на общее образование, специаль­ную подготовку, расходы на медицинские услуги, перемещение рабочей силы. Дж. Кендрик подчеркивал особенность невещественных инвестиций. Он отме­чал, что несмотря на их «неосязаемый характер эти затраты, умножая знания и опыт людей, способствуют повышению производительности инвестиций и капитала, воплощенных в людях».

К. Макконнелл и С. Брю рассматривают три вида инвестиций в человече­ский капитал:

■ расходы на образование, в том числе общее и специальное, переподго­товку на предприятии;

■ расходы на здравоохранение, включающие затраты на профилактику, медицинские услуги, диетическое питание, улучшение жилищных усло­вий;

■ расходы на мобильность рабочей силы, чтобы мигрировать из мест с от­носительно низкой производительностью в места с более высокой про­изводительностью и, соответственно, с более высокими ставками зара­ботной платы.

В целом же инвестиции в человеческий капитал подразделяются на:

■ вложения в образование и повышение квалификации, переподготовку;

■ вложения в поддержание здоровья, трудоспособности, медицинское об­служивание;

■ вложения, связанные с поиском информации и трудоустройством, тер­риториальным перемещением рабочей силы.

Школьное образование, обучение на рабочем месте, укрепление здоровья, увеличение объема информации об экономике, отмечает основопол ожнник теории человеческого капитала Т. Шульц, являются инвестиционной деятель­ностью, развивающей человеческий капитал.

Среди названных видов инвестирования практически все сторонники кон­цепции человеческого капитала выделяют инвестиции в образование и повы­шение квалификации работников. Это оправданно. Человеческий капитал как созидательный и производительный ресурс формируется в процессе получения различных видов образования.

Исследования проблем инвестирования в систему образования и перепод­готовки представляют интерес как с теоретической, так и с практической точки зрения.

В условиях значительных изменений характера труда под воздействием НТР требуется непрерывное обновление знаний (знания устаревают каждые 20 месяцев), соответственно вопросам повышения квалификации и переподго­товки кадров придается большое значение. Так, на фирме IBM, годовые расхо­ды на повышение квалификации работников составляют 750 млн долл., АТТ — 1,3 млрд долл., «Ксерокс» — 220 млн долл.

Наряду с повышением требований к общеобразовательному и профессио­нальному уровню работников в современных условиях возрастают требования и к здоровью носителя человеческого капитала. Состояние здоровья в теории человеческого капитала рассматривается как капитал, включающий две час­ти — наследственную и благоприобретенную. В течение жизни человека осуще­ствляется износ этого вида капитала, и со смертью происходит полное обесце­нение фонда здоровья. Инвестиции, связанные с профилактикой здоровья, ме­дицинскими услугами, поддержанием здорового образа жизни, диетическим питанием, занятиями спортом, рекреативными мероприятиями, способствуют замедлению деструктивного процесса, увеличению срока использования и по­вышению качества человеческого капитала.

Функциональная задача инвестиций в здравоохранение отличается от вло­жений в образование: если инвестиции в образование генерируют новый каче­ственный уровень человеческого капитала, то инвестиции в здравоохранение в основном способствуют восстановлению и поддержанию созидательных спо­собностей человека. Подобные инвестиции оказывают существенное воздейст­вие на формирование человеческого капитала будущего поколения рабочей си­лы.

Самой распространенной формой инвестирования в здоровье носителя че­ловеческого капитала является медицинское страхование, как самим работни­кам, так и работодателями. Расходы западных фирм на поддержание трудоспо­собности работников постоянно растут.

Многие западные ученые отстаивают идею об устойчивой взаимосвязи ме­жду состоянием здоровья и уровнем образования. Работники с высоким уров­нем образования, как правило, используют более рационально свой капитал здоровья, разумнее пользуются медицинскими услугами, ведут более здоровый образ жизни, занимаются различными видами спорта.

Уровень образования, продолжительность жизни входят составной частью наряду с ВВП на душу населения в так называемый индекс человеческого раз­вития, который используется международными организациями для междуна­родных сопоставлений уровня развития разных стран. Эксперты Всемирного Банка включают человеческий капитал в состав национального богатства стра­ны. По оценкам специалистов, в середине 90-х гг. XX в. человеческий капитал составлял 76% от общего объема национального богатства в Северной Амери­ке, 74% — в Западной Европе, 50% — в России.

В теории человеческого капитала значительное место отводится проблеме эффективности инвестирования в человеческий капитал. Эта проблема носит не только теоретический, но и практический характер.

Сторонники человеческого капитала справедливо полагают, что чем выше объем и качество человеческого капитала, тем выше его продуктивность. Оцен­ка продуктивности человеческого капитала осуществляется с помощью пре­дельного продукта в денежном выражении. При оценке эффективности инве­стиций в человеческий капитал используется тот же инструментарий, что и в целом для оценки отдачи реальных инвестиций.

При рассмотрении инвестиций в образование обычно исходят из числа лет обучения. По мнению специалистов, данный показатель не является адекватным, так как существуют флуктуации в качестве образования, что не отражается при измерении объёма человеческого капитала и его эффективности. Важными факторами, воздействующими на отдачу человеческого капитала, кото­рые пока еще не получили должной оценки в исследованиях, являются религиозный фактор, а также нравственность, карьеризм, тщеславие.

Отдельные авторы при оценке эффективности человеческого капитала вы­деляют индивидуальную и общественную нормы отдачи от инвестирования в че­ловеческий капитал. Если индивидуальная норма отдачи предполагает резуль­тативность вложений в объем и качество человеческого капитала для его носи­теля, то общественная — для всего общества. Государство несет различные виды расходов на систему образования, здравоохранения, рынок труда, регули­рование взаимоотношений работодателей и наемных работников. В свою оче­редь, эффект от подобных вложений выражается в снижении уровня безрабо­тицы, росте заработной платы, возрастании налоговых поступлений, снижении преступности, в формировании более благоприятных и комфортных условий для подрастающего поколения и соответственно более высокого качества чело­веческого капитала.

Используя такой показатель как общественная норма отдачи человеческого капитала, экономисты обосновывают необходимость создания общественных фондов, повышения государственных расходов на образование, здравоохране­ние, мобильность рабочей силы. Так, К. Макконнелл и С. Брю утверждают, что размер государственных субсидий на систему образования должен определять­ся на основе величины социальной выгоды.

Другой исследователь данной проблемы М. Блауг сделал вывод о том, что увеличивать инвестиции в человеческий капитал государство должно тогда, ко­гда общественная норма отдачи превышает индивидуальную. (В США общест­венная норма отдачи рассчитывается с 1939 г., а индивидуальная — с 1970 г.) Он также выступил с идеей введения образовательных ваучеров для малообес­печенных семей.

Теория человеческого капитала отражает новый подход к проблемам зара­ботной платы. Сторонники данной концепции показывают, что в основе зара­ботной платы лежат также затраты на образование, медицинские услуги, мо­бильность, поиск информации о рабочих местах. В рамках данной концепции обосновывается необходимость увеличения инвестиций в систему подготовки и переподготовки кадров, здравоохранение, экологию, культуру в целях обес­печения роста и повышения качества человеческого капитала. Последнее пре­допределяет инновационный характер развития экономики. В последнее время делается акцент на исследование интеллектуального капитала (Т. Стюард, И. Бонтис, Л. Эдвинсон, К. Свейби, А. Брукинг и др.), его воздействие на фор­мирование конкурентных преимуществ организации.

 

Глава 14

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Теория человеческого капитала | Ключевые слова. ■ Основные источники дохода на микроуровне
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1508; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.