Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос №1. Общая характеристика

Взяточничество.

Служебный подлог.

Халатность.

Превышение должностных полномочий.

Злоупотребление должностными полномочиями.

Общая характеристика.

Вопрос №7. Утрата документов, содержащих государственную тайну.

Объективная сторона:

1) Действие или бездействие (нарушение установленных правил обращения с содержащими государственную тайну документами, а равно с предметами, сведения о которых составляют государственную тайну). Под документами и предметами понимаются печатные и рукописные документы, схемы, планы, чертежи, фотографии, различного рода приборы и устройства, если они в себе заключают государственную тайну. Для состава данного преступления необходимо установить то положение приказа или тот пункт инструкции, который нарушило лицо в обращении с предметом, документом, составляющим государственную тайну. Выход документов, предметов из правомерного владения лица внешне проявляется в виде похищения, потери, оставление по забывчивости в таком месте, где с ним может познакомиться постороннее лицо.

2) Последствия: 1) утрата и 2) наступление тяжких последствий. Уничтожение документов или предметов состава утраты не образует, т.к. это исключает возможность ознакомления с ними посторонних лиц.

3) Причинная связь между указанными действиями и тяжкими последствиями. Тяжесть последствий зависит от того, обнаружен ли утраченный документ, в каком объеме и какие сведения разглашены, установлен ли получатель информации и как она может быть использована им. Причинен ли реальный вред военной, внешнеполитической, экономической безопасности, разведывательной и контрразведывательной, оперативно-розыскной деятельности.

 

Субъективная сторона: неосторожность.

Субъект: лицо, имеющее доступ к государственной тайне.

 

Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

 

 

Должностные преступления или преступления против интересов гос. службы – это деяния, посягающие на нормальную регламентированную законом деятельность публичного аппарата управления, совершенные должностными лицами этого аппарата с использованием служебного положения, а также лицами, осуществляющими функции публичного аппарата управления по специальному поручению. Это преступления лиц, которые вследствие официально предоставленных им властными структурами полномочий по управлению (в широком смысле, включающем деятельность законодательную, исполнительно-распорядительную и судебную) находятся в особом положении как к органам, предоставившим им эти полномочия, так и по отношению к гражданам, подчиненным управлению.

Социальная сущность поступков лиц, состоящих на государственной или муниципальной службе, и лиц, выполняющих соответствующие управленческие функции в различных общественных организациях, коммерческих структурах далеко не одинакова.

Первые злоупотребляя предоставленными им публичной властью полномочиями, посягают на интересы государственной службы, нарушают нормальную деятельность гос. аппаратов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также аппарата органов местного самоуправления, подрывают их авторитет, что в итоге приводит к ослаблению государственной власти. Это определяет особый правоохраняемый объект и необходимость выделения преступных деяний таких лиц в самостоятельную главу УК.

УК дифференцировал ответственность лиц, состоящих на государственной службе или на службе в органах местного самоуправления и иных служащих. Таким образом, в УК существую 2 главы: глава 23 – преступление против интересов службы в коммерческих и иных организациях, помещена в раздел преступления в сфере экономики и глава 30 – преступления против гос. власти, интересов гос. службы и службы в органах местного самоуправления. Отличительной чертой преступления против государственной власти, гос. службы…является то, что они совершаются специальными субъектами, т.е. лицами, характеризующимися определенными особенностями, по сравнению с общим субъектом: это работники самих государственных органов, государственных учреждений или ОМСУ. К должностным лицам как к субъектам ответственности за преступления против государственной власти…относятся 2 категории субъектов:

1) Лица постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти

2) Лица постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в гос. органах, ОМСУ, государственных и муниципальных учреждениях, вооруженных силах РФ

Особенность представителей власти – они в пределах своей компетенции наделены правом предъявлять требования и принимать решения обязательные для исполнения гражданами или предприятиями, организациями, учреждениями, независимо от их ведомственной принадлежности и подчиненности.

Деятельность представителя власти строится на взаимоотношениях с лицами, не находящимися в его служебном подчинении, обладают властными полномочиями по отношению к неопределенному кругу лиц.

В числе лиц временно или по специальному полномочию осуществляющих функции представителя власти можно назвать: присяжных заседателей, представители общественности, в соответствии с законом официально привлекаемых к осуществлению властных полномочий по борьбе с преступностью или выполняющих различные надзорные функции.

 

Лица постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в гос. органах, ОМСУ, государственных и муниципальных учреждениях, вооруженных силах РФ характеризуются наличием у них организационно-распорядительных или административно-хозяйственных полномочий в самих гос.органах…

Под организационно-распорядительными обязанностями – деятельность по осуществлению руководства трудовым коллективом, участком работы, производственными функциями отдельных работников (отбор и расстановка кадров, планирование работы, организация труда подчиненных).

Под административно-хозяйственными обязанностями – функции по управлению или распоряжению имуществом, установления порядка его хранения, переработки, реализации, обеспечение контроля за этими операциями.

Своеобразие объекта на которые посягают преступления в рамках данной главы определило, что субъектами их совершения являются лица, выполняющие названные функции только в гос.органах, ОМСУ, государственных муниципальных учреждениях, вооруженных силах, но не в общественных объединениях, ГУП и МУП.

Не являются субъектами преступления те работники, которые выполняют сугубо профессиональные или технические обязанности. Если наряду с осуществлением этих обязанностей на данного работника в установленном порядке возложено и исполнение организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, то в случае их нарушения он может нести ответственность за должностное преступление.

Возложение на работника полной материальной ответственности за сохранность вверенных ценностей не может служить основанием для признания его субъектом преступления. Необходимо чтобы наряду с этим лицо выполняло так же функции по управлению или распоряжению им.

Прием зачетов и экзаменов, выставление по ним оценок это деятельность, имеющая организационно-распорядительный характер, т.к. от результатов экзаменов зависит возможность поступления в учебное заведении, право обучающегося продолжать учебу, получать стипендию, свидетельство об окончании. Преподаватель совершивший злоупотребление в связи с наличием у него таких прав и обязанностей несет ответственность как должностное лицо.

Непосредственный объект – нормальная работа отдельного звена гос. аппарата или государственного или муниципального учреждения.

Объективная сторона: совершение его благодаря занимаемому виновным лицом должностному положению. Сущность его – совершение лицом таких действий, которые оно могло совершить единственно благодаря служебному положению, т.е. вследствие того что лицо занимает определенную должность в системе гос. аппарата. И осуществление ее связано с такими полномочиями, наличие которых делает возможным посягательство на нормальную работу. По общему правила должностные преступления возможны только тогда, когда речь идет о совершении деяния в сфере служебной деятельности должностным лицом и формально в пределах тех полномочий, которые на него возложены. Однако учитывать вид преступления. Так получение взятки чаще всего предполагает совершение действий в пределах полномочий по службе виновных лиц, но могу быть совершены вне их. В последнем случае виновные используют свое служебное положение в широком смысле, свой служебный авторитет, связи и возможности, существующие благодаря занимаемому должностному положению, чтобы повлиять на поведение других лиц.

Превышение должностных полномочий.Наличие основного вида данного состава определяется рамками служебной компетенции, однако не виновного лица, а того лица или органа в чью компетенцию входит совершение действия.

Наличие особо квалифицированного вида превышения, своим начальным моментом имеет сферу компетенции виннового лица, а потом совершает уже такие действия, которые не связны с его компетенцией.

Совершение деяния вопреки интересам государственной службы. Совершение действия или бездействия, которое препятствует правильной работе тех или иных звеньев государственного аппарата, осуществляется не на основе и не во исполнение закона. Когда оно противоречит как общим задачам и требованиям, так и тогда когда оно нарушает установленные принципы и методы работы. Этот признак охраняется и в случаях совершения должностным лицом таких действия, которые продиктованы ложно понимаемыми интересами ведомства или организации.

Наступление вредных последствий ст.285, 285.1, 285.2, 286, 288, 293 предусматривают последствия в качестве обязательного признака состава.

В ст. 285, 286, 288 фигурируют указания на последствия в виде существенного нарушения прав и интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Вред может выражаться в причинении не только материального, но и иного вреда. При решении вопроса о том является ли вред существенным, следует учитывать степень отрицательного влияния противоправных деяний на работу организаций, характер и размер ущерба, число потерпевших граждан, тяжесть причиненного им морального, физического, имущественного вреда.

В ст.285.1, 285.2 последствия указаны в качестве крупного размера. Это сумма, превышающая 1,5 млн. руб., особо крупный размер – 7 млн. руб.

В ст.293 – халатность – последствия в виде причинения крупного ущерба – сумма, превышающая 100 тыс. руб., ч.2 – ТВЗ или смерть, ч.3 – смерть 2 или более лиц.

Причинная связь между поведением должностного лица по службе и наступившими последствиями. Важно установить, что деяние винного совершено в силу служебного положения и вопреки интересам службы:

а) Предшествовала по времени наступлению одного из указанного в законе последствия

б) Явилось главной и непосредственной причиной их наступления

в) С необходимостью причинило данные последствия

Субъективная сторона: большинство должностных преступлений характеризуется умышленной виной, только для халатности характерна неосторожная форма вины. В ст.285, 292 наличие специального мотива – корыстная или иная личная заинтересованность.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос №6. Разглашение государственной тайны (ст.283 УК) | Ст.285. Злоупотребление должностными полномочиями
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 494; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.