Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. Историческая периодизация развития техники и закономерности техники. 9 страница

И действительно, в полном соответствии с данным методологическим принципом и социально-философской установкой социологическая концепция Д.Белла различает три основные исторические состояния (или три стадии развития) человеческого общества: доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное. Доиндустриальная стадия в общественно-историческом процессе характеризуется весьма низким уровнем развития индустрии, а, стало быть, и малым объемом ВНП. Большинство стран Азии, Африки и Латинской Америки находятся на данной стадии. Страны же Европы, а также США, Япония, Канада и некоторые другие страны находятся на разных этапах индустриального развития. Что же касается постиндустриального общества, то это общество нынешнего XXI столетия, хотя некоторые сторонники указанной теории полагают, что оно уже начало складываться в последние десятилетия XX столетия, а то и раньше.

Важнейшим признаком постиндустриального общества, согласно Д.Беллу, является преобладание таких сфер хозяйственной деятельности, как экономика услуг, производство информации и духовное производство в целом. Поэтому в социальной структуре этого общества подавляюще преобладают именно те слои населения, которые заняты в этих конкретных сферах. Их доля в общей массе трудоспособного населения достигает здесь примерно 90%, между тем как доля занятых в промышленности и сельском хозяйстве составляет, соответственно, менее 10% и менее 1% указанной массы. Постиндустриальная стадия развития общества характеризуется также сокращением продолжительности рабочего дня, снижением рождаемости и фактическим прекращением роста народонаселения, существенным повышением «качества жизни», интенсивным развитием «индустрии знания» и широким внедрением наукоемких производств. Ее главной особенностью в политической сфере, по мнению Д.Белла, являются отделение управления от собственности, плюралистическая демократия и «меритократия». Стоящий тогда на позиции «теории деидеологизации», он полагал, что меритократия как важнейший компонент постиндустриального развития представляет собой принципиально новый способ управления обществом,

поскольку отправляющая властные функции прослойка (т.е. меритократы), будучи полностью свободными от идеологии и политики, более не действуют в узких интересах определенного класса (например, капиталистов), а служит всему обществу. Это, в частности, означает, что в постиндустриальном обществе, которое фактически понимается Д.Беллом, в общем и целом, как простая трансформация капитализма под непосредственным воздействием современной научно-технической революции, окончательно устраняются все классовые антагонизмы, затухают социальные конфликты и полностью прекращается классовая борьба.

В «Предисловии к изданию 1976 года» своего указанного выше труда Д.Белл выделил 11 «черт» постиндустриального общества. Эти «черты» суть следующие:

·«центральная роль теоретического знания»:

·«создание новой интеллектуальной технологии»;

·«рост класса носителей знания»;

·«переход от производства товаров к производству услуг »:

·«изменения в характере труда» (если раньше труд выступал как взаимодействие человека с природой, то в постиндустриальном обществе он становится взаимодействием между людьми);

·«роль женщин» (в постиндустриальном обществе женщины впервые получают «надежную основу для экономической независимости»);

·«наука достигает своего зрелого состояния»;

·«ситусы как политические единицы» (раньше «были классы и страты, т.е. горизонтальные единицы общества,... однако для постиндустриальных секторов более важными узлами политических связей могут оказаться ситусы» (от лат. слова «situ» — «положение», «позиция») «или вертикально расположенные социальные единицы...»);

·«меритократия»:

·«конец ограниченности благ»;

·«экономическая теория информации».

К сказанному необходимо, однако, добавить, что в своих более поздних работах Д.Белл несколько отходит от «теории деидеологизации» и концепции строгого технологического детерминизма, поскольку в этих работах он допускает правомерность рассмотрения идеологии (в частности, религии) в качестве консолидирующего общество начала, а свои взгляды на технику как фактор общественно-исторического процесса уточняет с позиции некоего «аксиологического детерминизма».

Различные варианты «теории постиндустриального общества» были впоследствии предложены А. Тоффлером, Дж.К. Гэлбрейтом, У. Ростоу, Р.Ароном, З.Бжезинским, Г. Каном и другими. Так, например, американский социолог и футуролог Алвин Тоффлер полагает, что постиндустриальное общество представляет собой некую «Третью волну», которую человечество проходит в своем историческом развитии. Всего, по его мнению, оно проходит три «волны» на протяжении всей своей истории.

Первая из этих «волн» — аграрная — продолжалась почти 10 тысяч лет.

«Вторая волна» — это индустриально-заводская форма организации общества, которая на завершающем этапе своего существования и развития дает «потребительское общество» и «массовый» тип культуры.

И, наконец, «Третья волна», которая берет свое начало в середине пятидесятых годов XX столетия в США, отличается, прежде всего, созданием турбореактивной авиации и космической техники, компьютеров и компьютерной технологии. В социальном плане она характеризуется подавляющим преобладанием так называемых «белых воротничков» (т.е. научно-технических работников) над «синими воротничками» (рабочими), прекращением классового противостояния и устранением социальных антагонизмов, а в политическом — установлением подлинной демократии.

И чтобы составить себе более или менее отчетливое представление о том, насколько утопичным является предложенный А. Тоффлером вариант развития современного общества, можно указать хотя бы на предлагаемый им путь ликвидации безработицы. Так, не затрагивая устоев современного капиталистического общества, он предлагает навсегда покончить с данным постоянным «спутником» капитализма и, на самом деле, производимым им социальным злом путем официального признания в качестве социально значимого (а, следовательно, и адекватно оплачиваемого государством) личного труда людей, направленного на удовлетворение их собственных нужд и потребностей (например, на воспитание своих детей, строительство и благоустройство своего жилища, выращивание для себя на своем земельном участке овощей, фруктов, скота и т.д.). Таких людей он называет «протребителями» или «сопроизводителями», так как они в своем лице объединяют одновременно и производителей, и потребителей.

Исходя из этого, можно полагать, что экономика «Третьей волны» — это, скорее, экономика потребления, а не обмена. Поэтому наши представления о труде, восходящие к Адаму Смиту и Карлу Марксу, безнадежно, по мнению А. Тоффлера, устарели. Эти представления, воспринимающие труд как выражение и воплощение эксплуатации (или разделения труда и отчуждения, как предпочитает выражаться сам А. Тоффлер), несомненно,

«были верны в свое время. Но они подходили к традиционному индустриализму, а не к новой системе, которая развивается сейчас».

В данной системе, воплощающей собой «Третью волну» «формы дегуманизированного труда прекращают свое существование», Здесь же формируется новый тип труда и, соответственно, появляется новый тип рабочего. Так, если труд во «Второй волне» носил «грубый», (т.е. подневольный) и «монотонный» характер, поскольку был более выгодным компаниям (прибыльным) именно в такой форме, то в «Третьей волне» он перестает быть таковым.

«Компании Третьей волны, — уверяет А.Тоффлер, — не увеличивают свои прибыли посредством выжимания пота из своих рабочих. Они достигают своей цели не тем, что делают труд более тяжелым, а тем, что работают более умело. Потогонная система не оправдывает себя так, как это было когда-то».

Следовательно, труд в «Третьей волне» становится желаемым и творческим актом и здесь, на заключительной (постиндустриальной) фазе развития общества, в целом формируется «новый набор ценностей». Все это «требует совершенно нового типа рабочих».

Рабочий «Третьей волны» не является более объектом подневольного и механического труда. Он, напротив, участвует в принятии решения и становится независимым субъектом творческого, по своей сути, процесса.

«...Рабочий Третьей волны более независим, более изобретателен и не является более придатком машины»,— довольно категорично заявляет А. Тоффлер.

Итак, ни о какой эксплуатации или отчуждении рабочего в «Третьей волне» в принципе не может быть и речи. Если в характеристике «Второй волны» мы еще находим у А. Тоффлера слабый намек на них в виде разговора о «грубости» труда, «выжимании пота» и «давлении на рабочего», то в «Треьей волне» они даже в столь мягкой и завуалированной форме полностью отсутствуют. Следовательно, с наступлением и развитием «Третьей волны» все указанные признаки вместе с характеризуемой ими традиционной формой труда как бы сами собой отпадают, а рабочий без каких-либо изменений основ существующего общественного строя, словно по мановению волшебной палочки, трансформируется из подневольного работника в свободного творца, а, стало быть, и полностью эмансипируется в социально-экономическом отношении.

Однако, спустя полвека после объявленного А. Тоффлером наступления эры так называемой «Третьей волны» (напомним, что «Третья волна», как он считает, стартовала в 50-е годы XX столетия в США) и, исходя из реалий сегодняшнего дня, мы не можем не высказать ряд замечаний по поводу его вышеприведенных и других размышлений, которые он обнародовал чуть более двух десятилетий тому назад.

(1) Во-первых, не видно, чтобы капитализм при уже наступившей, якобы, «Третьей волны» каким-либо образом изменил свою природу, а сами капиталисты и их компании перестали преследовать и ревностно охранять свои классовые интересы. Как раз наоборот, ничуть не меняя общего вектора своего движения, капитал и сегодня стремится к максимальной для себя выгоде, к наибольшей прибыли. Поэтому вряд ли можно согласиться с А.Тоффлером в том, что «разумные компании уже не стремятся максимизировать прибыли». На самом же деле «разумными» с точки зрения капиталистического способа ведения хозяйственной деятельности следует признать лишь те компании, которые умеют и могут в кратчайший срок и с самыми минимальными издержками извлечь для себя наибольшую материальную пользу и преумножать свои богатства. Поэтому можно определенно сказать, что капитал, который не стремится к наибольшей выгоде и максимальной пользе (прибыли) является чем угодно, только не настоящим и преуспевающим капиталом. Не составляет никакого исключения в данном отношении и современный капитал, который, как и прежде, верно и усердно служит своему «желтому божеству». И тот факт, что он вынужден теперь реализовать эту главную свою цель и основное свое предназначение иными способами, существа дела не меняет. Бесспорно, конечно, что формы эксплуатации сегодня изменились.

Они стали более завуалированными и изощренными. Но это, в свою очередь, свидетельствует лишь о том, что сама эксплуатация в современном мире не теряет, а, напротив, полностью сохраняет свою силу и значение в качестве главного средства (источника) создания той части прибавочной стоимости, которая присваивается капиталистами в виде прибыли, а стало быть, и как основное условие существования и развития современного капиталистического общества. Поэтому с большой долей уверенности можно полагать, что если

«компании Третьей волны не увеличивают свои прибыли посредством выжимания пота из своих рабочих»,

т.е. если они и отказываются сегодня от потогонной системы труда, то они это делают далеко не из морально-этических побуждений, чтобы облегчить условия труда самих рабочих, не из желания следовать некоему принципу (императиву) социальной справедливости и, таким образом, построить более справедливый общественный порядок и, вообще говоря, не в силу каких-либо изменений хищнической природы самого капитализма, а просто потому, что указанная система становится теперь экономически невыгодной. Следовательно, отказ от такой формы эксплуатации как тактики «выжимания пота» (которая, кстати, сплошь и рядом еще применяется и в передовых капиталистических странах, уже в своем развитии вступивших, якобы, в полосу пресловутой «Третьей волны») в конечном счете обусловлен погоней за прибылью (которую А. Тоффлер так старательно пытается замаскировать), т.е сугубо экономической необходимостью, а не гуманистическими соображениями и мотивами. Производственные операции, требующие приложения физических (мускульных) усилий человека, просто стало намного выгоднее капиталу перепоручать теперь автоматам. Вот, собственно, почему он охотно теперь идет на:

а) полномасштабную автоматизацию производства, невзирая на то, что данный процесс сопряжен с массовыми увольнениями рабочих, а стало быть, с преумножением человеческих лишений, нищеты и страданий;

б) смену указанной тактики более эффективной в новых условиях формой эксплуатации, которую можно было бы фигурально назвать «выжиманием мозгов». Таким образом, можно сказать, что на современном информационном этапе научно-технической революции капиталу все более выгодным (прибыльным) становится использование интеллектуально насыщенного труда и поэтому спрос на высококвалифицированную рабочую силу, на технически грамотного (образованного) рабочего сегодня многократно возрастает.

(2) Во-вторых, сказанное никоим образом не означает принципиального изменения характера труда и его действительного превращения из принудительного, подневольного занятия в желательную, радостную (любимую) и творческую работу, как это фактически пытается представить и внушить нам в своих работах А. Тоффлер. Данный автор и в самом деле стремится создать некий идиллический образ труда и самого рабочего так называемой «Третьей волны».

Так, например, после своего посещения сборочной зоны компании «Силикон Вэлли» по производству компьютеров, он с нескрываемым восторгом отмечает:

«Физическая среда была чистой и удобной. Сборочный цех был светлым и радостным, рабочие места были разукрашены цветами, семейными фотографиями, различными памятными вещами. У рабочих были маленькие приемники и даже стереоаппаратура».

Кроме того, существенные изменения, по его мнению, происходят и в стиле (характере) самого труда, поскольку, как он подчеркивает,

«в отраслях Третьей волны речь идет по преимуществу об участии рабочих в принятии решений; об увеличении производства и обогащении...; о подвижном во временном отношении графике работы вместо жесткого; о таких сопутствующих преимуществах, когда рабочему дают возможность выбора, а не ставят его перед свершившимся фактом; о том, как поощрять творчеству, а не требовать послушания».

Читая все это, трудно избавиться от ощущения, что для трудящегося тоффлеровской «Третьей волны» работа чуть ли не становится настоящим праздником самоутверждения, постоянным источником глубокого самоудовлетворения. Между тем, опыт развития западного общества за те последние два десятилетия, что прошли с тех пор, как цитируемые слова были написаны А. Тоффлером, говорит как раз об обратном. Так, он, в частности, достаточно отчетливо показывает, что указанное ощущение является простой иллюзией и что никакой серьезной трансформации существо труда как одного из основных условий функционирования и развития современного капитализма не претерпевает. Исходя из данного опыта, можно с уверенностью констатировать, что современный рабочий на самом деле может радоваться разве только самому факту наличия у него работы. И это понятно. Ведь дамоклов меч безработицы по-прежнему постоянно висит над ним и он в любой момент может потерять работу и лишиться, таким образом, источника своего существования. Однако за пределами осознания им указанного факта труд вряд ли вызывает у него чувство внутреннего удовлетворения, хотя бы потому, что:

а) в своей трудовой деятельности он, как и прежде, принадлежит не себе, а другому человеку и в этом смысле он несомненно отчуждается от самого себя. Попытки же капитала позитивно и масштабно решить проблему отчуждения путем обращения самого рабочего в частного собственника (акционера) пока никаких положительных результатов не давали и вряд ли при сохранении основных параметров существования капиталистической системы хозяйствования когда-нибудь их дадут. Дело в том, что те немногие акции, в которые современный рабочий решает вложить свои скудные сбережения, не позволяют ему (за очень редким исключением) стать настоящим игроком на фондовом рынке. Номинально ставший после этого акционером, он фактически остается вне экономической игры, поскольку те немногие акции, которыми он владеет, не представляют ему никаких реальных шансов хоть как-то повлиять на процесс принятия решений в своем акционерном обществе и стать, таким образом, полноправным участником происходящих как здесь, так и в обществе в целом, экономических процессов.

Более того, те мизерные дивиденды, которые выпадают на долю его собственных акций, а также постоянно испытываемая им нужда и его неизменный страх перед завтрашним днем (безработицы) однозначно не позволяют ему иметь даже тень уверенности в том, что он на самом деле теперь работает не на других, а на самого себя и ничуть не избавляют его от тяжелого чувства обездоленности, безысходности и обреченности;

б) в указанной деятельности современный рабочий, как и раньше, пребывает в функциональной зависимости от машины (средства труда), которой он должен, по-прежнему, следовать и служить и которую обязан дополнить в качестве живого придатка. Нет, конечно, сомнений в том, что информационная техника вносит определенные коррективы в технологическую составляющую современного производства. Однако какими бы важными ни были данные изменения, они в любом случае существенно не сказываются на характере установившегося еще на этапе машинной техники отношения «человек-техника». Дело в том, что умственно ориентированный, интеллектуально насыщенный и потенциально «творческий» труд рабочего тоффлеровской «Третьей волны» сам по себе не может вывести его из состояния рабской зависимости от технического средства и обратить его в подлинного повелителя всего технолого-производственного процесса. Вместе с тем необходимо отметить и то, что в современном высокотехнологичном капиталистическом производстве разделение труда отнюдь не отменяется, а полностью сохраняясь, оно лишь видоизменяет свои формы. Так, например, диапазон выполняемых здесь отдельным рабочим различных в техническом плане действий заметно расширяется, ввиду чего его производственная деятельность в известной мере становится технически многофункциональной. Однако в пределах этой своей многофункциональной деятельности рабочий все равно обречен, в конечном итоге, на повторение определенных операций, на исполнение по большому счету одних и тех же действий. Следовательно, в условиях высокотехнологичного производства эпохи информационной техники, хотя монотонность и однообразие выполняемых рабочим производственных операций и заметно уменьшаются и видоизменяются, но полностью они не устраняются. Даже управление рабочим производственными процессами с помощью компьютеров и других «умных» машин не превращает его в свободного творца, поскольку в своей производственной деятельности он и в данном случае остается во власти как технических характеристик (возможностей) средства труда, так и других заданных условий и цели производства. Исходя из этого, вряд ли можно признать правомерным тезис А. Тоффлера о том, что

«рабочий Третьей волны... не является более придатком машины».

Подводя итог сказанному, можно придти к выводу о том, что в своей трудовой деятельности современный рабочий, по-прежнему, объективно лишен возможности самораскрытия и полностью реализовать себя и поэтому в ходе этой деятельности он никак не может испытывать ни радости самореализации, ни вдохновения, ни чувства самоудовлетворения.

(3) В-третьих, за пределами трудовой производственной деятельности современный капитал по-прежнему обрекает рабочего на узколокальное (одномерное) развитие. Так, будучи заинтересован в высокопрофессиональной рабочей силе, он вынуждает рабочего заниматься локальной профессиональной подготовкой и узкопрофильным образованием. Более того, полностью поглощая и целиком расходуя на собственные нужды все силы и время рабочего в течение трудового дня, он, практически, не оставляет ему никаких возможностей на самообразование, на приобретение и расширение знаний в далеких от его узкой специализации областях, на его духовный рост и приобщение к различным культурным ценностям. И в самом деле, 8-ми (или 7-ми) часовой рабочий день и недостаточно высокий уровень заработной платы лишают рабочего всяческих шансов на богатое всестороннее развитие. Поэтому для того, чтобы он мог всесторонне развиваться, ему необходимо обеспечить, по крайней мере, два следующих условия:

а) не более 2-х или 3-х часовой рабочий день,

б) высокая заработная плата, что бы он ни в тем не нуждался, мог достойно жить и содержать свою семью, а стало быть, и располагал достаточными финансовыми средствами для покупки книг, оплаты стоимости различных курсов, посещения театров, кино, концертных залов, музеев и т.д.

Однако удовлетворение обоих этих условий оказываются губительными для капитала, который, надо полагать, на добровольное «самоубийство» никогда не пойдет. Ввиду этого идея всестороннего развития рабочего (и не только его) как личности остается при капитализме «Третьей» или какой угодно «Другой волны» пустой незбыточной мечтой.

(4) В-четвертых, не оправдывается и прогноз А. Тоффлера о деколлективизации сознания рабочего «Третьей волны», который, якобы, уже не может быть рассмотрен более в качестве члена большого единого коллектива или объединения (профсоюза, класса и т.д.). А. Тоффлер, как известно, предрекал, что в противоположность фабричной системе, о которой в свое время говорил К.Маркс и при которой тысячи рабочих могли трудиться под одной крышей (что, несомненно, способствовало формированию у них чувства классовой солидарности и классового самосознания)

«во вновь появляющихся секторах экономики уже не нуждайтесь в тысячах рабочих, выполняющих единообразную, стандартизированную, повторяющуюся работу. В действительности система нуждается в инициативных, изобретательных, образованных и даже индивидуалистичных рабочих», которых уже «нелегко привлечь в профсоюзы» и которые предпочитают изобрести «свои собственные формы организации - более товарищеские, не столь нивелирующие...».

Здесь обращает на себя внимание странное стремление А. Тоффлера связать классовую солидарность рабочих с их стандартизированным трудом, с их единообразной рабочей силой.

Следовательно, не эксплуатация, которой подвергаются при капитализме рабочие, является подлинной причиной формирования у них классового самосознания и чувства классовой солидарности, а источником таковых, по его мнению, оказываются монотонность их труда, его однообразие. Поэтому там, где труд является нестандартизированным, инициативным и изобретательным, там непременно, якобы, появляется новый тип рабочего, который не обладает более коллективным сознанием и не страдает чувством солидарности. В свете этого А. Тоффлер считает возможным говорить о возникновении в современном западном обществе «двух различных рабочих классов». Более того, он полагает, что

«новые стили труда, новые ценности, новое разнообразие и индивидуализация прекрасно согласуются с демассификацией производства, потребления, коммуникаций и структуры семьи».

Между тем, ничего подобного в современном мире мы не наблюдаем. Как раз наоборот, сегодняшняя действительность свидетельствует о том, что число крупных предприятий, где сосредоточены и трудятся под одной крышей тысячи, десятки тысяч рабочих, ничуть не стало сегодня меньше, чем оно было во времена К.Маркса; что именно эксплуатация, которой подвергаются рабочие на данных и других капиталистических предприятиях по-прежнему сплачивает их, способствуя формированию и укреплению у них коллективного (классового) самосознания; что никакой реальной демассификации производства, потребления и коммуникаций на самом деле не происходит; что ни о каких двух, существующих в современном западном обществе, различных рабочих классах не может быть и речи (а так называемая «рабочая аристократия», которая существовала при капитализме и раньше, отдельного класса, как известно, не составляет); что рабочие в своей основной и подавляющей массе не отворачиваются сегодня от профсоюзов, а охотно вступают в них, не помышляя изобретать какие-то альтернативные «формы организации - более товарищеские, не столь нивелирующие» и т.д. Рабочие профессиональные профсоюзы, вопреки «пророчеству» А. Тоффлера, по сей день остаются самой массовой организацией рабочих, самым крупным их объединением, консолидирующим их усилия и деятельность по отстаиванию и защите своих социальных прав и классовых интересов. Мощные выступления рабочих профсоюзов нередко становятся «пусковым механизмом» экономических и политических кризисов, которые иногда приводят к падению правительств или же смене проводимых им курсов.

(5) В-пятых, сомнительным выглядит и тезис А. Тоффлера о том, что «дело обстоит не таким образом, что экономика направляет всю систему». Данным своим тезисом он не просто «ломится в открытую дверь», но и в очередной раз бьет мимо цели. Дело в том, что экономический материализм, против которого, как казалось бы, воюет здесь А. Тоффлер, уже довольно давно никем всерьез не принимается и поэтому его исходный постулат сегодня может вызвать разве только улыбку.

Что же касается марксизма (на который, как нетрудно догадаться, намекает своим указанным высказыванием А. Тоффлер), то он ничего общего с экономическим материализмом не имеет. Экономика, согласно К.Марксу, далеко не является единственным фактором, определяющим собой содержание и направленность общественно-исторического процесса. Помимо нее на жизнь общества, на социокультурную реальность и ее развитие оказывают активное (а порой и определяющее) влияние и другие общественные структуры и институты, такие, например, как политика, право, мораль, наука, религия и т.д. Более того, все эти структуры и институты не просто испытывают на себе влияние со стороны экономической структуры общества, но и, в свою очередь, оказывают на нее довольно активное воздействие. Следовательно, можно определенно сказать, что общественно-исторический процесс на самом же деле есть общий результат (итог) диалектического взаимодействия множества самых различных факторов и обстоятельств, среди которых экономические являются решающими лишь в конечном счете. И сегодня, надо полагать, отсутствуют какие-либо основания пересмотреть данное положение, отказаться от него или же ставить его под сомнение.

Итак, в футурологической концепции А. Тоффлера, в его учении о так называемой «Третьей волне» есть, как видим, много такого, что плохо согласуется с сегодняшней реальностью или прямо противоречит ей. Однако невзирая на это, он отнюдь не считает себя утопистом, поскольку полагает, что

«хорошее общество должно представлять максимальное разнообразие», между тем как «большинство утопистов и социалистов», согласно его мнению, «по-прежнему мыслят в терминах единообразия, присущего Второй волне».

5. Теория информационного общества.

Разновидностью «теории постиндустриального общества» выступает и учение о так называемом «информационном обществе», которое объявляет производство и использование информации основополагающим фактором социального прогресса, определяющим собой все параметры существования и характер развития общества. Таким образом, «технологический детерминизм» получает свою конкретизацию или трансформируется в некий «информационный детерминизм», развиваемый Г.М. Мак-Люэном, Е. Масудой и другими. Так например, канадский философ и социолог Герберт Маршал Мак-Люэн (1911-1980) еще в 1967 году выдвинул свое положение, согласно которому именно средства передачи информации, а, стало быть, средства общения и коммуникации вообще, являются основным, решающим фактором развития общества. «Вся суть, — говорил он, — в средстве общения». Поэтому неудивительно, что падение Древнего Рима он непосредственно связывал с вырождением колеса, дорог и производства бумаги, а английскую промышленную революцию XVIII столетия — с появлением дорог с твердым покрытием.

Естественно, что подобный подход в методологическом плане становится более правомерным и основательным именно в новом «постиндустриальном обществе», где, по мнению некоторых исследователей, формируется целостная «инфосфера», которая оказывается решающей и определяющей не только в структуре самой «техносферы», но и в структуре общества в целом. В связи с этим утверждается, что в информационном обществе появляется «четвертый» сектор экономики — «информационный», который сразу же захватывает лидерство и начинает доминировать над остальными тремя: промышленностью, сельским хозяйством и «сервисным сектором» (Д.Белл), т.е. сферой услуг. Отсюда делается вывод о том, что в данном обществе происходит окончательное вытеснение таких традиционных факторов общественно-экономического развития, как труд и капитал и их замена информацией и знанием. В свете этого Д.Белл считает возможным говорить даже об «информационной теории стоимости», поскольку полагает, что «именно знание, а не труд выступает источником стоимости».

Все это, по мнению теоретиков «информационного общества», приводит к существенному изменению социальной структуры. Так, согласно одному из них — японскому социологу Е. Масуде, ведущее место в структуре «информационного общества» будет принадлежать не дифферрен-цированным в классовом отношении так называемым «информационным сообществам», в которых системообразующим элементом выступает новый тип человека, названный им «homo intelligens» («человеком знающим» или «понимающим»). Следовательно, можно определенно сказать, что с точки зрения сторонников «теории информационного общества» информационный подход становится решающим и в плане понимания самого человека, который уже трактуется не иначе как субъект информационного процесса, как творец и носитель информации и знания. В свете этого становится понятным, почему А. Тоффлер в одной из своих последних работ говорит о трансформации пролетариата в «когнитариат» (от лат. слова «cognitio» — «знание»), т.е. в социальную прослойку — носительницу знаний.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 2. Историческая периодизация развития техники и закономерности техники. 8 страница | Тема 2. Историческая периодизация развития техники и закономерности техники. 10 страница
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 297; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.