КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы поиска идей инноваций
При поиске, планировании и реализации инноваций невозможно использовать высокоэффективный математический алгоритм. В ходе данной работы сталкиваются с массой проблем, требующих творческого разрешения: поиском идей новых продукций и технологий, разработкой их концепции, решением отдельных технических проблем, прогнозы для новых продуктов, разработка новой рекламной концепции и т.д. Поиск идей для решения этих проблем и задач не систематичен. Это означает, что возникающие задачи прорабатываются концептуально и методически не всегда по порядку, одна за одной, а интуитивно и случайно. Если инновационные проблемы не могут быть решены логическими средствами, в распоряжении имеется ряд правил поиска, или эвристических методов (эвристика – искусство найти), которые стимулируют ход индивидуальных мыслей или групповых процессов поиска и помогают преодолеть пассивное ожидание появления внезапной мысли. Успех поиска они, однако, не гарантируют. Для поиска идеи инновации наибольшей эффективностью обладают: 1. Метод проб и ошибок: последовательное выдвижение и рассмотрение всевозможных идей решения проблемы. При этом всякий раз неудачная идея отбрасывается, и взамен ее выдвигается новая. Правил поиска и оценки верной идеи нет, а есть субъективные критерии оценки, где существенную роль играет профессионализм и квалификация разработчика нового продукта. 2. Метод контрольных вопросов: – усовершенствованный метод проб и ошибок: по заранее составленному вопроснику задаются вопросы, каждый из них является пробой или серией проб. 3. Метод игр – моделирование процессов (экономических, технических, и т.п.) с любым количеством участников, каждый из которых стремится максимизировать некоторую функцию, подчиняясь набору определенных правил. 4. Метод написания сценариев инновации – упорядоченной во времени последовательности эпизодов по выбору инновационной политики, логически связанных между собой: подбирается коллектив для составления сценариев будущего развития процессов и выявления потенциальных последствий, которые могут при этом возникнуть; формируются специальные вопросы в виде таблицы. Сценарий всегда пишется с целью анализа будущей ситуации, который позволяет квалифицированно определить цели и задачи. 5. Метод мозгового штурма – коллективное генерирование идей (предложен в 1955 г. американцем Алексом Осборном): · в решении поставленной задачи участвуют 2 группы людей – генераторы идей и эксперты, но не более 6 чел, штурм – на 20 мин.; · при генерировании идей никаких ограничений нет; · самое главное – запрет на критику (это и слабость метода). Он предполагает следующие этапы: 1. – формирование группы участников «мозговой атаки» по численности и составу, наиболее продуктивная группа – 10-15 человек; 2. – составление проблемной записки группой анализа проблемной ситуации и включает описание метода и проблемной ситуации; 3. – генерация идей: каждый из участников имеет право выступать много раз. Критика предыдущих выступлений и скептические замечания не допускаются. Продолжительность штурма – не менее 20 минут и не более 1 часа в зависимости от активности участников; 4. – формирование перечня и систематизация идей: выделение признаков, по которым идеи могут быть объединены; объединение идей; 5. – реструктурирование (разрушение) систематизированных идей: каждая идея подвергается всесторонней критике группой высококвалифицированных специалистов (20-25 человек); 6. – оценка критических замечаний и составление списка практически реализуемых идей. Препятствующие факторы мозгового штурма: критика, которая заставляет человека стандартно мыслить и мешает другим высказывать нестандартные идеи, которые, чаще всего, и становятся объектом критики; официальность и формальность; поиск «правильных решений»; разъяснения и обоснования; пассивность клиента (заказчика). Успеху в появлении идей способствует: безопасная и открытая атмосфера; активное воображение и желание придумывать что-то новое; развитие, переработка и соединение высказанных идей; поиск аналогов обсуждаемой проблемы; активность клиента. 6. Обратный штурм: участники ищут недостатки новой идеи (продукта), устраняют их и выдвигают новые идеи. Разновидностью «мозговой атаки является «метод 635»: 7. Метод Дельфы – (Дельфы – греческий город, славившийся своими мудрецами–предсказателями будущего) многоуровневая процедура индивидуального анкетирования. Проводится индивидуальный опрос экспертов в форме анкет – вопросников. После каждого тура данные анкетирования дорабатываются, формируется коллективное мнение группы, выявляются и обобщаются аргументы в пользу различных суждений. Полученные результаты сообщаются экспертам с указанием расположения оценок, те выбирают варианты для дальнейшей обработки, могут корректировать оценки, объясняя при этом причины своего несогласия с коллективным суждением. Эта процедура может повторяться 3–4 раза. В результате и вырабатывается согласованное мнение относительно проблемы. Особенности метода «Дельфи»: А) анонимность экспертов, они неизвестны друг другу, их взаимодействие при заполнении анкет полностью исключается; Б) возможность использования результатов предыдущего тура опроса; В) статистическая характеристика группового мнения. 8. Метод теории решения изобретательских задач ТРИЗ (создан инженером Г.С.Альтшулером в конце 40–х годов) и др.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 856; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |