Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формулирование интересов: группы давления и комитеты политических действий

США

Политическая система США основана на Конституции 1787 года, ратифицированной в 1788 году и вступившей в силу в 1789 году. Это старейшая из действующих конституций.

Однако за время её существования в неё было внесено 27 поправок, последняя из которых введена в 1992 году. К числу важнейших относятся первые 10 (Билль о правах): 1 – свобода слова, 2 – право на оружие, 4 – от необоснованных арестов и обысков, 5 – наказание без суда, 6 – право на адвоката и публичный суд, 7 – на суд присяжных, 8 – против чрезмерных налогов и штрафов, 10 – все что не запрещено, разрешено. Другие: 14-я поправка – верховенство федеральных законов над штатными и запрещает нарушать свободы и права федеральной конституции, 13 – запрещает рабство, 15 – избирательные права неграм, 22 – ограничение срока президента двумя сроками.

Но несмотря на поправки, суть конституции не менялась, а потому конституция США самая долговечная и прочная в истории человечества.

Писаная Конституция США закрепила в себе три основных черты американской ПС – федерализм, разделение властей и судебный надзор.

США – первое в мире федералистское государство – с 1787 года. Исторически это было связано с тем, что необходимость диктовала создать более сильное правительство, чем конфедерация, но штаты отказывались входить в государство, не сохраняющее за ними их привелегий. А потому властные полномочия разделили между правительством и штатами, которые получили равное представительство. Но потом это стало осмысливаться как один из компонентов системы сдержек и противовесов – от тирании большинства. Федерализм – один из ярких вкладов США в мировой политический процесс, так как именно от США все остальные страны заимствовали эту модель.

В ведении федеральное правительства осталась оборона, иностранные дела, выпуск денег, регулирование торговли, выделение субсидий депрессивным штатам на социальные расходы (школы, дороги, пособия). Штаты могут от них отказаться, но если они их принимают, они должны следовать федеральным стандартам, определяющие, как эти средства должны распределяться и согласиться на федеральный мониторинг.

В смешанном подчинении – налоги, дефиниция преступлений и наказаний за них.

При этом, федеральное правительство не имеет право вмешиваться в компетенцию штата, если только штат не нарушает федеральное законодательство. И именно Верховный Суд решает, какие законы вправе принимать правительство федерации или штатов.

Второй фундаментальный принцип – разделение властей. Он закреплен в 6-й статье конституции. Согласно ей, ни один представитель одной ветви власти, не может совмещать пост в другой ветви власти. Так, например, если конгрессмен назначается представителем США в какой-то стране, он обязан сдать свое кресло. Это полная противоположность системе «слияния властей», каковая практикуется в парламентских демократиях. Лица, принадлежащие к разным ветвям, выбираются в разные временные периоды и на различные сроки.Члены Конгресса избираются прямым голосованием на два года, причем ограничений переизбрания не существует. Члены Сената – на 6 лет и тоже могут переизбираться, сколько угодно, но с условием, что 1/3 избирается заново или переизбирается каждый два года. Президент избирается коллегией выборщиков на 4 года и может занимать должность не больше двух сроков. Все федеральные судьи, включая членов Верховного Суда, назначаются президентом и утверждаются большинством Сената пожизненно, но могут быть сняты Конгрессом или уйти в отставку по собственному желанию.

Все три власти взамно сдерживают друг друга. Сенат может не утвердить кандидатуры, предлагаемые президентом или отказаться ратифицировать договоры, им заключенные. Обе палаты Конгресса могут предъявить президенту или членам Верховного Суда обвинение и добиться отставки. Последний раз такое обвинение было предъявлено в 1998 году против президента Билла Клинтона. Его обвиняли в том, что он солгал под присягой, отрицая связь с Моникой Левински. Однако по итогам голосования в 1999 году большинство сенаторов не признали его виновным ни в лжесвидетельстве, ни в препятствии правосудию. Они могут отклонить законопроекты президента, изменения в налогах, отменить сделанные назначения. Президент имеет право вето, для преодоления которого требуется 2/3 голосов, называет будущих верховных судей, отбирая их из обычных по принципу лояльности его политике. Верховный Суд имеет право отклонить любой законопроект, предложенный президентом или конгрессом, если он нарушает конституцию. Это решение отменяется только путем внесения поправки в конституцию или вердиктом нового состава Верховного Суда.

Как видно, в этой ситуации, чтобы провести какой-то курс, всем ветвям приходится сотрудничать, а потому американцы считают, что у них не разделение властей, а разделенная власть.

Третим принципом, отличающим США, как ПС, является судебный надзор. Это право судебного органа объявлять действие законодательной или исполнительной власти неконституционным. Им наделены абсолютно все суды США, даже низшей инстанции. Но последнее слово всегда остается за Верховным Судом. Подобный порядок – когда последнее слово в конституционных спорам принадлежит гражданскому суду – достаточно редко встречается.

Писаная Конституция США определяет многое, но не все. Остальное определяет ПК.

Одной из ключевых особенностей американской ПК является доверие людям, а не политикам.

    США   Британия   Франция   Германия   Италия  
Большинство избранных                      
Должностных лиц заслуживают доверия            
Избранным должностным лицам небезразлично, что                  
думают о них такие люди, как я          
Правительство в самом деле работает на благо народа            
Доверие правительству            
В среднем            

Американцы склонны доверять конкретным людям, а не правительственным институтам в целом, но при этом уровень гордости за страну составляет 80% и готовности за неё сражаться – 71%, тогда как у англичан это – 55% и 62%, а у немцев – 21% и 35%.

Это связано с тем, что американцы свято верят в свою страну, состоящих из здравомыслящих и надежных людей, но в то же время считают, что их правительство – это сборище карьеристов, которые стремятся только к тому, чтобы победить на выборах.

Второй особенностью ПК США является то, что американцы в большей степени, чем европейцы, считают, что они сопосбны повлиять на правительство.

Третьей – то, что в США роль идеологии играет значительно более скромную роль, чем в европейских странах.

    Активное   Признание   Причисление себя  
Страна   использование   существования/   к категории  
    идеологии   понимание категорий   «левое/правое»  
        «левое» и «правое»      
Германия        
Нидерланды        
Британия        
Швейцария        
Австрия        
Италия        
США      

Четвертой – убежденность в том, что каждый американец обладает неотъемлемыми правами и что наилучший способ их отстоять – это суд (не дожидаясь, пока они будут признаны ИВ и ЗВ, а, наоборот, через суд принудить их их соблюдать). Это удивляет всех, даже европейских, американистов и кажется им сутяжничеством. Отсюда колоссальная роль адвокатов, которую они играют в американском обществе. В США доля адвокатов составляет 1:440, тогда как в Японии – 1:10 000.

ПК формируется в результате политической социализации.

Она начинается с 3-4 лет. Дети, как правило, в первую очередь усваивают такие политические фигуры как президент и местный полицейский. В последнее время влияние родителей на политическую социализацию значительно снизилось по отношению к СМИ.

    США 1992   Великобритания 1989   Германия 1989   Франция 1989  
Телевидение        
Газеты        
Обсуждение                  
с другими                  
людьми          
Радио        
Иные          

СМИ в США бывают частные и государственные. Частные зависят от продажи рекламы. Государственные – 29% - прямые субсидии от правительств штатов и муниципалитетов, 22% - от взносов зрителей, 19% - от федерального правительства, 18% - от грантов частных предпринимателей, 12% - из фондов и других источников. Но государственных СМИ втрое меньше, а аудитория составляет всего 10%.

Политическое содержание СМИ, согласно первой поправке к Конституции, никак не регулируется правительством. Исключение – законы о клевете и дезинформации, если это заведомая ложь и если она сказана сознательно, а доказать и то, и другое – трудно.

Радио и ТВ должны получать каждые пять лет от Федеральной комиссии по коммуникациям лицензию. В частности, они обязуются предоставлять равные возможности для претендентов на выборные должности. Они свободны никому не предоставить времени, но раз они предоставили время одному – то должны предоставить время и его оппоненту – по тем же расценкам и примерно в то же время суток. Если в ходе выступления против оппонента сделан выпад в моральном плане, то оппоненту должно быть предоставлено бесплатное время чтобы ответить на обвинение.

Но это работает только для электронных СМИ. Это связано с доктриной дефицита. Печатная продукция ничем не ограничена, тогда как количество радио и телепередач ограничена частотой, которую надо регулировать.

Изменения в коммуникациях привели к радикальным изменениям в избирательных технологиях, которые часто называют «американизацией». До 1950-х годов избирательные кампаний состояли в основном в личных встречах партийных функционеров с избирателями. После – широко используются оплаченные видео-ролики, ток-шоу, теледебаты, применяются политтехнологи, которые измеряют эффективность рекламы и руководят кампанией, которые прошли школу не в партийных кабинетах, а в рекламных агенствах. Первые телевизионные дебаты были показаны на всю страну во время президентских выборов 1960 года. Эти методы широко заимствовали все остальные демократические страны.

Политическое участие. В Соединенных Штатах ниже, чем в какой либо другой демократической стране мира, кроме Швейцарии. Так, если с 1788 по 1850 год участие росло (до 80%), потом до 1916 года оставалось примерно на этом уровне, то потом начинает резко падать до ВМВ, потом поднимается до 1980 года (до 65%), а потом опять падает и остается на невысоком уровне до сих пор (49% на выборах 1996 года). На выборах в законодательные собрания ещё ниже. Это связано с представлением американцев о том, что результаты выборов на самом деле не имеют значения, вся система власти «заточена» против рядовых граждан и враждебна им, а потому нет никакого смысла об­ременять себя походом на избирательный участок. А также с тем, что для того, чтобы проголосовать, избирателю приходится самому себя вносить в списки, а это не каждый хочет делать, в других же странах это делают специальные чиновники «автоматически». Чтобы исправить этот недостаток, Конгресс США в 1993 году принял закон, который прозвали «Motor Voter», который обязывает правительства штатов регистрировать человека как избирателя одновременно с получением водительских прав, а также зарегистрироваться можно по почте и бланки регистрации можно было брать в ведомствах, занимающихся социальной защитой населения (выдающих пособия по безработице и т.д.). Но и после введения этого закона активность продолжала падать. Кроме того, на такой низкий показатель влияет то, что в америке число проголосовавших считается от общего числа совершеннолетних, даже если они не являются американскими гражданами, а не от общего числа зарегистрированных избирателей. Если учесть последний показатель, то на выборах 1996 года будет 86,8% (!) – на 11 месте вместо 23 (предпоследнего). Ещё одним объяснением низкой избирательной активности американцев является обилие выборов. Американские избиратели вынуждены голосовать гораздо чаще, чем избиратели любых других демократических стран (кроме Швейцарии). В обычных парламентских демократических странах избиратели голосуют на общенациональных выборах, на местных, а в федерациях – на уровне штата – всего 4-5 выборов за 4-5 лет. В США за 4-5 лет – несколько сотен раз. На общенациональном уровне – первичные президентские выборы, происходящих на съездах партий (праймериз), за выборщика, потом на первичных и всеобщих выборах в палату представителей, два раза за шесть лет – на выборах сенатора, на уровне штатов и муниципалитетов – также и первичные выборы, и всеобщие выборы, также большое число должностных лиц, которых в других странах назначают, - государственного секретаря штата, генерального прокурора, руководителей управлений финансов и образования, судей, членов местных школьных советов, директоров школ, членов санитарных и парковых комиссий и т.д. Все они проходят ту же процедуру – первичные выборы и всеобщие. А также множество референдумов (та же самая ситуация в Швейцарии). При этом вспоминается поговорка «хорошего - понемножку», и многие американцы, покидая избирательные пункты после 19-го за год голосования, вполне вероятно задаются вопросом: не следует ли несколько сузить безграничный простор в принятии избирательных решений?

Кроме голосования существует огромное количество других способов участия - работа на политически значимом посту или в партийных структурах; денежные пожертвования кандидатам, парти­ям или для реализации тех или иных начинаний; участие в пикетах, митингах и демонстрациях; посылка писем (в том числе по факсу и электронной почте) парламентариям своего округа; письма в газеты; участие в интерактивных теле- и радио- «ток-шоу»; пропаганда своих взглядов среди друзей и родственников; судебные иски должностным лицам и т.д. По исследованиям между странами, французы склонны в большей степени участвовать в демонстрациях и политических забастовках, тогда как американцы более склонны к предвыборной агитации и работе с группами граждан.

Ряд других исследований обнаружил, что наиболее распростра­ненными формами политического участия являются, по признанию американских граждан, голосование на выборах (53% опрошенных), последующее разъяснение своего выбора (32%), денежные пожертво­вания на проведение избирательной кампании (12%), наклеивание на задний бампер автомобиля политических лозунгов или символики (9%), участие в митингах, шествиях и демонстрациях (8%). Лишь 4% опро­шенных заявили о своем членстве в политическом клубе или о работе на ту или иную партию.

Для Америки, как и для других демократических стран, характерен разброс по уровню кандидатов на политические должности и изибирателей. В основном, кандидаты являются выходцы из среднего и высшего слоев. Это связано с суммой знаний и навыков (ораторские навыки, телегеничность), которые необходимо иметь кандидату, чтобы пройти отбор. Что касается федерального правительства и правительства штатов, то здесь ключевую роль играют экзамены, а продвижение по службе зависит от личных качеств. Только 1% назначений достигается политическим путем. В этом США схожи с другими демократическими странами.

Исключение – номинация кандидатов на выборную должность.

Они проходят три этапа:

1. Отбор кандидата – когда политические партии решают, кого следует выдвинуть в качестве эталона и в чью пользу следует организовать избирательную кампанию.

2. Номинация – когда власти решают, какие фамилии будут фигурировать в избирательных бюллетенях

3. Выборы.

В Европе кандидаты от партий выдвигаются лидерами и небольшой группой активистов, имеющих партийные билеты и платящих взносы (в Бельгии, Германии, Норвегии, Франции – члены партии определенного округа). Уникальность США – праймериз. Номинация кандидатов происходит непосредственным волеизъявлением граждан, причем отбор кандидатов регулируется на основании законов государства, а не партийной верхушкой. В 25 штатах праймериз закрытые – на них может голосовать только зарегистрированные члены данной партии. В 14 штатах – переходные праймериз – здесь избиратели могут до дня выборов не открывать свои партийные симпатии. В 9 штатах – открытые праймериз – где вообще отсутствует партийная регистрация и избиратели могут голосовать за кандидата любой партии и при этом не обнародовать свой выбор. А в 2 штатах – система общих праймериз, где избиратели могут не придерживаться единой партийной линии и голосовать за выдвинутые разными партиями кандидатуры на различные посты, также не сообщая о своих переходах и предпочтениях. Это делает выборы открытыми и позволяет участвовать в них намного большему числу людей, чем в других демократических странах – так как сами граждане могут выдвинуть любого кандидата и проголосвать за него. Даже выборщиков в президенты вначале выбирают на праймериз, а потом уже за них голосуют, а потом уже они голосуют за президента – тем самым в выборы президента вовлекается больше людей, чем в других странах.

В большинстве демократий разнообразные интересы формулируются политическими партиями. В США политические партии значительно слабее и разобщеннее, а потому ведущую роль играют комитеты политических действий и группы давления и лобби.

К КПД можно отнести любую группу, которая не входит в политическую партию, но затрачивает свои ресурсы на избирательные кампании. Они не выдвигают кандидатов, им безразлична его партийная принадлежность. Для них главное – оказать влияние на его политический курс. Такая практика действует в США примерно со времен Гражданской войны. Например, была известна «Антисалунная лига», основанная в 1893 году, поддерживавшая кандидатов от обоих партий, которые стремились принять поправку о запрете и продаже алкогольной продукции. Именно благодаря ей была принята XVIII поправка к Конституции – «сухой закон». Ещё одной влиятельной группой был Комитет политического образования, созданный при Американской федерации труда и конгрессе производственных профсоюзов, которые агитировали за кандидатов, которые поддерживали идеи организованного труда.

Наибольшего расцвета КПД достигли после 1974 года, после внесенных поправок в Закон о избирательных федеральных кампаниях. Эти поправки определили жесткий максимум на те суммы, которые можно отправлять в поддержку кандидатов или партий частным лицам и повысили лимиты коллективных пожертвований. Закон запрещал профсоюзам и корпорациям напрямую поддерживать партии, но зато не запрещал поддерживать КПД, а те имели право субсидировать избирательные кампании, что фонды образуются от перечислений частных лиц, а не от прямых перечислений со счетов профсоюзов и корпораций. Верховный Суд подтвердил ограничения на прямые пожертвования, но ограничения на пожертвования частных лиц или организаций в СМИ является нарушением свободы слова (первой поправки). Это привело к росту влияния КПД в избирательных кампаниях. Если в 1974 году на выборах действовало 608 КПД, то в 1994 году – 3954.

Каждый КПД должен зарегистрироваться в Федеральной избирательной комиссии и регулярно предоставлять отчет, какую сумму он внес в поддержку какого кандидата. Частные лица могут вносить в КПД не более 5 000 долларов в год и не более 25 000 – в поддержку всех кандидатов, партий и КПД. КПД может пожертвовать 5 000 долларов в год в пользу определенного кандидата на праймериз, и столько же – на выборах. Общая сумма на всех не лимитируется.

Однако президентские кампании в значительной степени финансируются из государственного бюджета, а потому КПД в основном проявляют активность на выборах в сенат и палату представителей. Эта доля составляет примерно 30%.

КПД делятся на три вида:

1. Преследующие узкоматериальные интересы: они финансируют кандидатов, которые помогут им обеспечить законодательную поддержку деятельности определенного предприятия. Например, корпорации «Кока-кола», «General Electric», «General Motors», профсоюзы «Американская федерация учителей», «Американская федерация служащих штатов, округов, муниципалитетов», или даже отраслей промышленности «Национальная ассоциация вещателей», «Эдисоновский электроинститут».

2. Поддерживающие кандидатов, которые будут отстаивать строго определенный и нематериальный вопрос: Национальная лига «право на выбор», Национальный комитет «Приверженности жизни» (против абортов), Национальная стрелковая ассоциация.

3. Идеологические: либеральные – политический комитет женщин Голивуда, Национальный комитет за эффективный конгресс, консервативные – Национальный консервативный КПД, Консервативный комитет «Победа».

Кроме выборов, КПД себя проявляют в лоббировании своих интересов в администрации. Раньше это делалось прямым подкупом деньгами или гарантией на трудоустройство после истечения депутатского мандата. Но сейчас такой строгий контроль, в том числе и со стороны СМИ, что это слишком рискованно. Поэтому основым методом является убеждение, что это послужит на благо избирателей, либо угроза, что будут финансировать его соперника на следующих выборах.

Другие методы – массовая политическая пропаганда, забастовки, бойкоты, ненасильственные акции гражданского неповиновения, а иногда и насильственные. Специфически американский метод – судебная тяжба по политическим мотивам.

Так, правозащитники при помощи судебных исков добились либерализации школьного образования в южных штатах, экологи успешно препятствовали строительству скоростных магистралей и плотин, вредных для окружающей среды, женские организации – опротестовали законы, запрещающие аборты и дискриминацию при приеме на работу. Такая практика – характерна для американской политической культуры.

КПД в Америке значительно сильнее подчас самих партий, которые организационно достаточно слабы. Так, например, Национальная организация женщин в 1980 году заблокировала всех кандидатов в демократической партии, которые выступали против поправки о равных правах женщин. А в 1984 году она заявила, что не будет поддердивать партийный список, если на пост вице-президента не будет выдвинута женщина (и добились своего). В 1996 году КПД «Список Эмили», которая поддерживала женские кандидатуры, потратила рекордную сумму на выборах 12, 5 млн. долларов (первое место по расходам среди КПД).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Политическая структура парламента | Партийная система
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 353; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.