Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цена ее виды


Каждый товар в зависимости от того, в какой форме он представлен на рынках, имеет свою цену.

Основу цен образует ценность товаров. Из сферы про­изв-ва продукты труда попадают в сферу обращения, где начинают действо­вать рыночные факторы. Они вызывают отклонения цены. В свою очередь цена воздействует на спрос и предложение товаров.

На цены как пропорции обмена сильное влияние оказывают методы их уста­новления, называемые механизмом ценообразования.

В эк. практике сформировались 2 осн. подхода к станов­лению цен: рыночный и затратный (производственный). При рыноч­ном способе определяющие факторы — конъюнктура рынка, спрос и предложе­ние товара. При затратном подходе в основу установления цены кладутся про­изводственные затраты, прежде всего трудовые, связанные с созданием товара.

Цены различаются по ряду признаков. В зависимости от масштаба торговых операций и вида продаваемого товара выделяют:

оптовые цены, по кот. продукция реализуется крупными партиями в ус­л. т.н. оптовой торговли;

розничные цены, по кот. товары продаются индивидуальным покупателям в относит. небольшом объеме;

тарифы (расценки) - цены, по кот. произв. оплата услуг, напр. за телефон, за стрижку.

По степени свободы цены делятся на:

жестко фиксированные, твердые цены, назначаемые органами ценообразо­вания. Изм. такой цены в к-л сторону преследуется по закону;

регулируемые цены. Их вел. регулируется госорганами, но это воздей­ствие ограниченно и чаще всего сводится к установлению верхнего предела цен на опр. группы товаров.

рыночные цены, свободные от непосредств. вмешательства гос. органов. Они формируются под воздействием конъюнкту­ры рынка, законов спроса и предложения. Переход от фиксированных гос. к свободным рыночным ценам называют либерализацией цен.

В эк. анализе исп. сопоставимые цены. Их исполь­зование актуально, напр., при изм. цен в процессе инфляции.

Все виды цен, определяемые посредством расчетов, называют расчетными. Ряд цен на товары и усл. фиксируется в виде прейскурантов, т.е. указателей цен. Такие цены называются прейскурантными.

В ходе осущ-ния планово-управленческих работ используются прогноз­ные и плановые цены. В эк-ке рыночного типа широко исп. прогнозные цены – на их осн. планируется деят. фирм, сост. Гос. планы-прогнозы (индикатив­ные планы).

Договорные цены – цены, вел. кот. определена предваряющим акт купли-продажи соглашением, документально зафиксированным контрактом м/у продавцами и покупателями.

Часто вид цены определяется типом рынка, на кот. она складывается. Вы­деляются биржевые, аукционные, комиссионные цены. Разл. уровень цен на однотипные товары в разных странах приводит к необходимости исп. мировых цен. Они представляют либо реально действующие на мировом рынке цены на товары данной группы, либо средние значения цен на одни и те же това­ры, установившиеся в разных странах и регионах. Мировые цены исчисляются в свободно конвертируемых валютах.
15. Сущность рынка и его функции

Рынок возникает на базе товарного произ-ва. Условиями и причинами его возникновения является общ-ое разделение труда, эк-ое обособление тов-го произ-ва, свободный обмен тов-ми и услугами, конкуренция. Рынок характеризует совокупность эк-их отношений по поводу купле-продаже тов-ов и услуг по ценам, установленным на основе взаимодействия спроса и предложения в результате конк-ции. Рынок характеризуется элементами: спрос, предложение, цена, кон-ция. Субъекты рынка: продавцы (производители), покупатели (потребители). Объекты рынка: товар и его модификации, деньги и их модификации. Принципы функц-ия рынка: свобода предпринимательской деятельности, свободная кон-ция, свобода перелива капитала, свобода ценообразования, автономность принятия решений, достоверность информации. Функции рынка: посредническая функция, ценообразующая, регулирующая, стимулирующая, информационная, санирующая (отчищающая). На рынке складывается определенная конъюнктура. Она определяется эк-ми показателями, характеризующими состояние рынка: соотношение спроса и предложения, уровень цен, емкость рынка, платежеспособность потребителей и т.д.
16. Структура и виды рынков

Структура рынка — это совокупность отдельных рынков в границах национальной эк-ки мирового хозяйства и его регионов, а также взаимодействие м/у ними. Классификация рынков: по формам собственности (частный, государственный, кооперативный); по объектам рыночного обмена (товарный, финансовый, р. рабочей силы); по организации рыночного обмена (розничный, оптовый, экспортный, импортный, госзакупки); по видам кон-ции (р. совершенной и несовершенной кон-ции); по факторам произ-ва (р. капитала, труда, земли); по степени законности (легальный, нелегальный); по географическому положению (местный, национальный, мировой); по субъектам (р. покупателей, продавцов, государственных учреждений). Деление р. на виды в определенной степени условно, т.к. один и тот же р. может иметь разные признаки. Структура товарного рынка: р. потребительских товаров (продовольственный, вещевой), р. услуг, средств производства, технологий, информации, научно-технических разработок и т.д. Рынок продовольственных товаров и средств производства делятся на узкоспециализированные рынки, которые представляются биржей. Структура финансового рынка: р. капитала, состоящий из р. кредитов и р. ценных бумаг; валютный р. Структура рынка труда: р. рабочей силы; р. рабочих мест.
17. Инфраструктура рынка. Биржа

Рыночная инфраструктура — это система предприятий и организаций, обеспечивающих движение тов-ов, услуг, цен. бумаг, раб. силы. Функции рыночной инфраструктуры: обеспечение участникам р-ых отношений реализации их экономических интересов; повышение оперативности и эффективности раб. р-ых субъектов; организационное оформление р-ых отношений; обеспечение форм экономического и юридического контроля. Основной функцией инфраструктуры р. является ф-ия, кот. позволяет связывать друг с другом все сферы общ-го произ-ва. Инфраструктура товарного рынка: представители тов-ых бирж, торговые дома, ярмарки, аукционы, рекламные бюро, лизинговые компании, антимонопольный комитет и т.д. Инфраструктура финансового рынка: банки, страховые компании, фондовая биржа, налоговая администрация, различные фонды. Инфраструктура рынка труда: биржа труда, центр занятости, коммерческие центры бизнеса, государственный фонд содействия предприним-ву, учебные заведения.

Биржа — это регулярно ф-рующий определенный оптовый р. однородных товаров, на кот. заключаются сделки купле-продаже крупных партий товара. Биржи бывают: специализированные (товарная, фондовая, валютная), узкоспециализированные (нефтяная, сахарная), универсальная. Товарная биржа — это особый вид действующего р., на кот. совершаются сделки по купле-продаже крупных партий сырьевых и продовольственных товаров. Функции товарной биржи: определение цен товаров на перспективу и обеспечение ценовой гласности; согласование фактического и планового спроса и предложения; страхование от колебания цен; котировка цен; установление стандартов на биржевые товары; разработка типовых контрактов; информационная деятельность и т.д. На бирже товар обычно отсутствует. Он покупается и продается согласно установленным стандартам и образцам. Сделки совершаются на основе типовых биржевых контрактах, которые регламентируют качество товара и сроки поставки. Продавец на бирже продает покупателю не товар, а документ, подтверждающий его право собственности на товар, т.е. биржевой контракт. Фондовая биржа — это р., на кот. ведется торговля ценными бумагами. На рынке ценных бумаг обращаются акции, облигации, векселя, сертификаты различного целевого назначения, казначейские билеты. Функции фондовой биржи: организация постоянного действия рынка ценных бумаг; мобилизация и концентрация свободных денежных ср-в; перераспределение прав собственности в акционерные общества; предоставление информации о курсах акций ведущих фирм.
18. Спрос, предложение и их факторы. Равновесная цена

Ценообразование на рынке складывается в зависимости от спроса и предложения. Спрос — платежеспособная потребность, т.е. сумма денег, кот. покупатель может заплатить за нужный товар. Спрос определяет, что покупать на рынке и в каком количестве. На стороне спроса деньги. На спрос оказывают влияние факторы: цены на товары и услуги, денежные доходы населения, потребительские вкусы, цена и полезность товарозаменителя, число потребителей на рынке, емкость рынка, потребительские ожидания. Главным фактором, оказывающим влияние на спрос, является цена. Покупатель предлагает цену спроса — это предельно макс. цена, за кот. он согласен купить товар, выше эта цена подняться не может, т.к. у покупателя нет больше денег. Между ценой товара и кол-ом покупаемых товаров существует определенное соотношение. Оно выражается законом спроса, отражающим функционир-ую зависимость спроса от цены. Закон: спрос = F (цена); зависимость обратная. Функция спроса состоит в покупке товара и объясняется действием эффекта дохода, действием эффекта замещения. Эффект дохода При более низкой цене потребитель может позволить себе купить большее кол-во данного продукта, не отказываясь от других товаров. Эффект замещения При более низкой цене у потребителя появляется стимул приобрести более дешевый товар вместо аналогичного. Предложение — то кол-во товаров и услуг, кот. производитель желает продать на рынке. Предложение показывает в каком кол-ве и какая продукция будет предъявлена на рынке в продаже и по каким ценам. На предложение оказывают влияние факторы: цены на продукцию, цены на ресурсы, налоги и дотации, технический прогресс, ожидаемые изменения цен, емкость рынка, число продавцов. Основным фактором, оказывающим влияние на предложение, является цена. Для производителя цена является тем стимулом, кот. оказывает влияние на объем производства. Между ценой и кол-вом предлагаемых в продаже товаров существует определенная зависимость, отраженная в законе предложения: появляется функциональная зависимость от цены. Эта зависимость прямая. На рынке наступает такой момент, когда спрос и предложение приходят в равновесие и устанавливается равновесная рыночная цена и равновесный объем производства. Равновесие характеризует такое состояние р. дан. тов-а, при кот. вся его масса, произведенная в расчете на данную цену, может быть продана. Равн-ая цена может подниматься и опускаться. Колебание спроса и предложения изменяют равн-ую цену и равн-ое кол-во товара на рынке. Это выражается в следующем: увеличение спроса вызывает как рост равн-ой цены, так рав-го кол-ва товаров. И наоборот. Если товар продается по цене ниже рав-ой, то возникает избыточный спрос, приводящий к дефициту товара. При ценах более высоких чем цена равн-ия появляются нереализованные излишки товаров.
19. Эластичность спроса и предложения и их факторы

Ценовая эластичность — степень чуткости потребителя к изменению цены. Ц. эл. спроса — изменение величины спроса под влиянием динамики цены. Относительная эл. спроса — кол-во спрашиваемой продукции изменяется под влиянием изменения цены. Относит. неэл. спроса — изменение цен не оказывает влияние на кол-во покупаемой продукции. Степень ценовой эл-ти или неэл-ти спроса измеряется при помощи коэффициента эл-ти спроса (Ed).Ed = % изменение спрашиваемой продукции / % изменение цены Коэффициент эл-ти спроса показывает на сколько % изменился размер спроса на товар в зависимости от изменения цены. Коэф-т эл-ти спроса > спрос эл-ти; = единичная эл-ть спроса; < неэл-ти. Факторы, оказывающие влияние на эл-ть: кол-во, качество, цена товарозаменителей; величена предельно возможных затрат, при покупке данного товара; фактор времени. Эл-ть предложения — изменение предложения в зависимости от изменения цен на предлагаемую в продаже продукцию. Коэффициент эл-ти предложения Ed = % изменения предлагаемой продукции / % изменения цены. Он показывает как изменится предлагаемое кол-во товара, если цена опустится или поднимется на 1%. Важнейшим фактором, оказывающим влияние на эл-ть предложения является кол-во времени, имеющийся в распоряжении произ-ля, чтобы отреагировать на данное изменение цен.
20. Сущность конкуренции и ее виды

К-ия — это соперничество м/у субъектами хоз. деятельности за лучшие условия произ-ва, купле-продаже товаров в целях получения наибольшей прибыли. К-ия выполняет ряд ф-ий: формирует цену; является ср-ом сбалансирования спроса и предложения; стимулирует снижение затрат произ-ва и повышение качества выпускаемой продукции; повышает эффективность произ-ва; осуществляет контроль над эк-ой силой каждого производителя. Основным условием конкурентной борьбы является представление на рынке конкурентно способной продукции. К-ая способность — это комплекс потребительских и ценовых характеристик товара, определяющих его успех на рынке над другими товарами. К-ия на рынке проявляется в различных видах, в основе кот. лежат различные критерии. 1.(степень развития) Совершенная к-ия — это свободная к-ия в условиях рынка, где существует предприниматели, способные диктовать к-ам условия произ-ва и сбыта товаров. Основные черты совершенной к-ии: наличие большого кол-ва мелких и средних предприятий; выпуск однородной стандартизированной продукции; доступность рыночной информации; свободный вход в рынок. В конце XIX-го — начале XX-го века произошла смена свободной к-ии монополистской (несовершенной). В основе этого процесса лежит появление нового явления в эк-ке — капитализма — возникновение монополий. Монополия — предприятие или группа предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, что позволяет контролировать и определять цены. Несовершенная к-ия — к-ия, ограниченная властью не множества произ-ей, а продавцов, диктующих условия произ-ва и сбыта товаров. Несовершенная к-ия привела к возникновению различных моделей рынка: 1) чистая монополия — модель р., контрол-го одним или несколькими монополистами; 2) монополистическая к-ия — модель р., при кот. большое число фирм производят похожую, но не полностью взаимозаменяемую продукцию; 3) олигополия — модель р., на кот. господствуют несколько фирм, производящие стандартизированные товары. 2.(структура) Внутриотраслевая к-ия — к-ия м/у предпринимателями одной отрасли за наиболее выгодные условия производства и сбыта товара. Межотраслевая к-ия — между предпринимателями различных отраслей за лучшие условия приложения капитала с целью получения наиболее высокой прибыли. 3.(методы) Ценовая к-ия — метод к-ой борьбы путем снижения цен. Неценовая к-ия — метод к-ой борьбы, кот. достигается не с помощью ценового превосходства, а путем достижения более высокого качества продукции, технического уровня производства, использование рекламы и т.д. Недобросовестная к-ия — к-ия с использованием запрещенных методов: эк-ий шпионаж; подделка продукции к-ов; распространение необъективной информации о товарах своих соперников; махинации с деловой отчетностью; подкуп и шантаж; физическое устранение своих к-ов.

 

21. Предприятие — основной субъект рыночной экономики

Предприятие — основное звено хоз-ва, где происходит соединение раб. силы со средствами произ-ва, производятся товары и услуги в целях удовлетворения потребностей. Каждое предприятие является юридическим лицом. Функции предприятия: произ-ая (технологическая); эк-ая; социальная; внешняя эк-ая. Черты предприятий: организационное единство (определенный коллектив); определенный комплекс средств произ-ва; абсолютное имущество; единоначалие в управлении; имущественная ответственность за результаты деятельности. Класс-ия предприятий: по формам собственности (индивидуальные, частные, коллективные, государственные, семейные, смешанные, арендные); по числу работников (малые, средние, крупные); по отраслевому признаку (с/х, промышленные, строительные, транспортные, торговые, связей, финансовые, инвестиционные, научно-исследовательские и др.); по организации финансового хоз-ия (единоличные, различные товарищества, хоз-ые общества). Каждое предприятие имеет свой жизненный путь, кот. оно проходит с момента своего возникновения, как юридическое лицо, до его закрытия: создание — развитие — кризис — сонация — банкротство — ликвидация.

 

22. Кругооборот и оборот капитала, производственные фонды

Каждое предприятие располагает определенным имуществом, кот. характеризует его физический капитал (фонды). Капитал — вся совокупность вещественных и денежных средств, используемых в производстве и обращении материальных благ. Кругооборот капитала — движение капитала из одной стадии в другую и возращение к первоначальной. Три стадии: 1.денежная (Д-Т деньги-товар-средства производства, рабочая сила); 2.производственная (ПТ', производство более ценного товара); 3.товарная Т'-Д'; Д'=Д+(дельта) Д (прибыль). Оборот капитала — кругооборот, кот. рассматривается не как отдельный акт, а как непрерывно повторяющейся процесс, отнесенный к единице времени. Время оборота капитала состоит из времени производства и времени обращения. Периоды времени производства капитала: время пребывания капитала в произ-ых запасах; раб. период; время перерывов в процессе труда; время воздействия естественных сил природы. Время обращения: время пребывания капитала в товарных запасах; время транспортировки; время реализации; время покупки новых партий средств производства.
23. Основной и оборотный капитал (производственные фонды). Физически и моральный износ. Амортизация

С точки зрения скорости оборотов капитала и способа перенесения стоимости на готовый продукт, капитал делится на основной — та часть производственного капитала, кот. обслуживает произ-во в течение многих произ-ых циклов, переносит свою стоимость по частям по мере износа, участвует в обороте всей своей стоимостью и почти не изменяет в процессе произ-ва своей натурально-вещественной формы (к основному капиталу относятся: машины, оборудование, транспортные средства и т.д.); оборотный — та часть произ-го капитала, кот. полностью потребляется в каждом произ-ом цикле, полностью переносит свою стоимость на готовую продукцию, обслуживает произ-во в течение одного произ-го цикла и участвует в обороте всей своей стоимостью и вещественно. К оборотному капиталу относятся: сырье, основные материалы, полуфабрикаты, топливо, электроэнергия и т.д. Физический износ основного капитала — утрата основным капиталом потребительских свойств в результате воздействия сил природы и использования основных фондов в процессе производства. Моральный износ — преждевременное старение основного капитала в результате развития науки и техники, внедрения в производство более эффек-ых ср-в, орудий труда машин, станков и т.д. В результате износа возникает необходимость обновления, замены основного капитала. Обновление осн. кап. при частичном износе возможно осуществить путем ремонта. Обновление при полном износе осуществляется путем реновации, т.е. полной заменой старого оборудования новым. Средства на ремонт и реновацию берутся из амортизационного фонда, кот. образуется за счет амортизационных отчислений. Амортизация — это стоимость износа оборудования, кот. переносится на готовую продукцию с целью возмещения стоимости отработанных фондов после окончания срока их службы. Норма амортизации: амортизационные отчисления за год/стоимость основного капитала 100% Для того, чтобы осн. кап. обновлялся в более короткий срок, используется ускоренная амортизация. Она состоит в том, что часть прибавочной стоимости без превращения ее в прибыль остается в амортизационном фонде для возмещения и расширения основного капитала. Это дает возможность предприним-ю капитализировать часть прибыли до уплаты налогов.
24. Сущность, виды и условия предпринимательства

Предпринимательство — самостоятельная инициативная деятельность по произ-ву тов-ов и услуг, связанная с риском и направленная на поиск вариантов наиболее эффек-го использования ресурсов, в целях получения прибыли. Субъекты предпр-ой деятельности: индивидуумы, мелкие собственники, арендаторы, кооперативы, фирмы, гос-во. Объекты: определенная деятельность. Черты пред-ва: эк-ая самостоятельность; эк-ая свобода в выборе деятельности; инициативность, творчество; мобильность, динамичность; риск и высокая степень ответственности; свободный наем раб. силы; сам-ое формирование программы предприятия; выбор поставщиков и потребителей; свободное распоряжение прибылью, после внесения необходимых платежей; создание новых экономических структур; ориентация на эффек-ть произ-ва и повышение качества продукции. Условия для сущ-ия и развития пред-ва: создание законодательной и нормативной базы; к-ый механизм хозяйствования; формирование элементов рыночной инфраструктуры; наличие стабильной кредитно-денежной системы; гос-ая поддержка пред-ва. Виды пред-ва: производственное — такой вид деятельности, в условиях кот. пред-ль осуществляет произ-во товаров и услуг; коммерческое — пред-во, в кот. определенную роль играют товарно-денежные и товарно-обменные операции; финансово-денежное — вид деятельности по купле-продаже валют и ценных бумаг; консультативное — вид деятельности по оказанию консультационных услуг. В зависимости от масштаба деятельности различают: индивидуальное производство, коллективное, корпоративное. Типы пред-ва: собственник, предприниматель-орендатор, менеджер.
25. Издержки производства и их виды. Закон убывающие отдачи

Издержки производства — затраты хозяйственных субъектов на производство и реализацию продукции. Существуют различные подходы к определенным видам издержек производства: 1. Марксистский В "Капитале" выделены два типа издержек производства: общественные издержки — те затраты живого и овеществленного труда, кот. несет общество на произ-во и реализацию продукции. Они образуют стоимость товара; издержки капитала — те затраты, кот. несет пред-ля на произ-во и реализацию продукции. 2. Неоклассический Виды издержек: внешние (явные) — затраты, связанные с приобретением пред-ем ресурсов со стороны; внутриние — затраты, связанные с использованием собственных ресурсов, они не отражаются в бухгалтерской отчетности; постоянные — издержки, кот. не меняются в зависимости от изменения объема произ-ва (орендная плата, страховые взносы, амортизационные отчисления, оклады управляющих) FC; переменные — издержки, кот. изменяются в зависимости изменения объема производства (затраты на сырье, материалы, топливо, энергию, заработную плату рабочих) VC; общие TC=FC+VC; средние — затраты в расчете на единицу продукции: средние постоянные AFC=FC/Q; средние переменныеAVC=VC/Q; общие средние ATC=TC/Q, ATC=AFC+AVC; предельные — затраты, связанные с производством еще одной дополнительной единицы продукции MC= TC/ Q. 3. Бухгалтерский. Закон убывающей отдачи: последовательное присоединение добавочных единиц переменных ресурсов (сырья, рабочей силы и т.д.) к фиксированным ресурсам (капитал, земля), начиная с определенного момента, приводит к уменьшению добавочного или предельного продукта, получаемого в расчете на каждую дополнительную единицу переменных ресурсов.
26. Понятие дохода. Структура доходов и источники их формирования.

Доход — доля каждой социальной группы отдельного индивидуума в произ-ом продукте. Доходы характеризуют уровень благосостояния, как отдельных граждан, так и населения страны. Виды доходов: номинальный — кол-во денег, полученных отдельными лицами за опред-ый период времени; располагаемый — номинальный доход за вычетом обязательных платежей и налогов; реальный — кол-во материальных благ и услуг, кот. можно приобрести на располагаемый доход. Источники дохода: 1)факторные доходы: земля — рента, капитал — %, труд — заработная плата; 2)денежные поступления по линии гос-ных программ помощи в виде выплат и льгот (пенсии, стипендии, пособия по безработице).3). поступления из финансовой сист. (% по депозитам,страховки…)

Основным фактором дохода, кот. получает нас-е, работающее по найму, является заработная плата, а также затраты труда, связанные с доходами типа зарплаты на предприятии, кооперативах, доходы от собственного домашнего хозяйства.
27 Теории, формы и системы зарплаты.

Осн факторным доходом, полученным населением, работающим по найму, явл з/п, а также с затратами труда связаны доходы типа з/п на предприятиях, кооперативах, доходы от собственного домашнего хоз-ва.

Сущ разл подходы к определению з/п.

Классическая ПЭК (марксизм): А. Смит, Д. Рикардо, К. Марк. Исходила из того, что в осн. з/п лежит стоимость товаров и услуг, необходимых для сущ-я работников. Внешняя з/п выступает как цена труда, однако труд не может быть объектом купли-продажи, т.к. он не сущ-т до покупки. Продается не труд, а рабочая сила. Раб сила покупается работодателем за то, что она в процессе производства создает не только эквивалент стоимости раб силы, но и прибавочную стоимость, безвозмездно присваиваемую работодателем. Если бы работодатель оплачивал работнику весь его живой затраченный труд, то не получал бы никакого дохода. З/п трактуется как любой заработок в денежном выражении по трудовому договору.

Ф-ии з/п:

1. воспроизводственная

2. стимулирующая

з/п имеет низшую и высшую границы. Низшая определяется физическими потребностями работника, т.е. представляет сумму жизненных средств на уровне физического минимума, кот. дает возможность человеку его способность к труду. Высшая учитывает кроме физических потребностей социальные и духовные.

Структура з/п:

· основная – зависит от рез-тов труда самого работника и определяется тарифными ставками, сдельными расценками и должностными скидками.

· Дополнительная – зависит от рез-тов хоз деят-ти коллектива предприятия или фирмы и выплачивается в виде премий, вознаграждений и др. поощрит. выплат.

Факторы, оказ. влияние на уровень з/п:

1. стоимость средств сущ-ия

2. уровень квалификации работника

3. различия по полу и возрасту

4. нац. различия

5. монополизация рынка труда

Формы з/п:

· повременная – устанавливает размер вознаграждения в зависимости от отработанного времени

· сдельная (поштучная оплата труда) – устанавливается в зависимости от объема выпущенной продукции.

Формы оплаты труда проявляются в системах. Система з/п – это конкуренция форм з/п.

o Повременная з/п имеет след. системы: простая и повременная

o Сдельная з/п имеет след. системы: прямая сдельная, сдельно-прогрессивная, опорная, сдельно-премиальная и др.

Уровни з/п устанавливаются с помощью тарифной системы, кот. включает: тарифно-квалификационные справочники, тарифные сетки, тарифные ставки.

З/п сущ. как номинальная, так и реальная. Номинальная з/п – плата в денежной форме, кот. получают работники за отработанное время или же за произведенный объем продукции. Реальная з/п – то кол-во мат. благ и услуг, кот. работник может приобрести за номинальную з/п.

Факторы, оказ. влияние на реальную з/п:

1. размер номинальной з/п

2.! цены на товары и услуги

3. размер налогов

Мин. з/п устанавливается с учетом след. факторов:

§ стоимость величины мин-го потребительского бюджета

§ общего уровня средней з/п

§ уровня производительности труда в обществе
28 Земельная рента. Цена земли.

Аграрные отн. – отн., связанные с собств. на землю, землепользованием и землевладением. Часть аграрных отн. сост. рентные отн. Рентные отн. –отн. м/у собственником земли и ее арендатором по поводу распределения прибыли. Субъекты аграрных отн. – фермеры, арендаторы земли, коллективные с/х предприятия, отдельные лица и гос-во. В настоящее время идет процесс создания фермерских хоз-в. В отл. от крест. хоз-в, фермерские осн. на исп. наемного труда.

Особенности аграрного произв-ва:

1. зависимость от природно-климатич. усл.

2. сезонный хар-р произв-ва

3. земля явл. одновременно и средством и предметом труда

4. часть произв-нного продукта исп. внутри хоз-ва

5. цены на с/х продукты определяются в соотв. с затратами труда на худших участках.

Теории земельной ренты: неоклассическая и марксистская.

Неоклассики определяют ренту как доход, приносимый ресурсом (землей), предложение кот. неэластично. Общее предложение земли в отл. от др. факторов относительно фиксировано природой и не может быть увеличено в ответ на более высокую цену или уменьшена в случае низкой цены. Это означает, что на рынке земли активен лишь спрос.

Неоклассики считают, что с/х рабочие получают в виде дохода предельный продукт последнего рабочего. Избыток над конечным предельным продуктом поступает в виде земельной ренты земельным собственникам.

Маркс рассм. земельную ренту в усл. кап-зма в след формах:

1. дифференцированная зем. рента

2. абсолютная зем. рента

3. монопольная

Причиной образования 5 явл. монополии на землю, как на объект хоз-ва. Следует различать дифф. ренту 1-ую, 2-ую.

По плодородию и местоположению земли условно можно разделить на 3 группы: лучшие, средние, худшие. Арендаторы, ведущие хоз-во на средних и лучших землях получают доп. доход в виде дифф. ренты 1. Условие возникновения дифф. ренты1 – это различие в плодородии и местоположении участков. Дифф. рента 1 получается как разница м/у ценой произв-ва, определяемой условием произв-ва на худшем участке и индивидуальной ценой произв-ва на лучших и средних участках.

Цена на с/х прод. опр. в отл. от пром. не средними усл. произв-ва, а усл. произв-ва на худших участках, т.к. лучших и средних земель недостаточно, чтобы удовлетворить потребности насел. в прод. питания. Поэтому в процесс произв-ва вовлекаются и худшие участки.

Усл. возникновения дифф. ренты 2 явл. добавочное вложение капитала в один и тот же участок, кот. повышает производит труда и урожайность этих участков. Поэтому, при добавочных вложениях капитала, худшие участки могут перейти в разряд средних, а средние – в разряд лучших.

Дифф рента1 связана с естеств. плодородием почвы, а дифф. рента2 – с эквивалентным плодородием (естеств. + искуств. плодородие). Дифф. рента 2 как и 1 дает сверхприбыль. Собственник земли получает за сданную в аренду землю арендную плату. Арендная плата, как правило, больше земельной ренты, т.к. она включает еще и амортизацию, и ссудный %.

Абсолютная рента. В с/х любой участок, независимо от плодородия и местоположения, приносит собственнику земли доход в виде арендной платы. Причиной образования арендной платы явл.: частичн. собственность на землю, кот. создает препятствия для включения с/х в межотраслевую конкуренцию, устанавливающую среднюю прибыль. Усл. образования абсолютной ренты стало более низкое органич. строение капитала в с/х, чем в пром. Поэтому рыночная стоимость с/х товаров оказывается выше общественной цены производства. Значит, вел. прибавочной стоимости, созданная с/х рабочими превышает среднюю прибыль. Эта разница м/у рыночной ценой на с/х товары и обществ ценой произв-ва и образует абсолютную ренту.

Монопольная рента. В осн монопольной ренты лежит монопольная цена, устанавливаемая на редкие виды продуктов и значительно превышающая их стоимость. Монопольная рента есть излишек рыночной цены над стоимостью.

Цена земли – капитализированная земельная рента. Земля – дар природы, она не создана трудом человека, а потому не имеет стоимости, однако служит объектом купли-продажи и, сл-но, имеет цену. Цена земли=(рента/ссудный процент)*100%.

С 2002г вступил в действие земельный кодекс, согласно кот. земля становится товаром и ее разрешено продавать с 2005г. Все с/х земли делятся по формам собственности на 3 группы: частная, коммунная, гос-ная.


29 Прибыль, ее виды и роль в рыночной эк-ке.

Цлелвой ф-ией работы кажд. фирмы явл. максимизация прибыли. Прибыль выступает оценочным показателем работы фирмы, критерием ее эффективности и производительности. Сущ. разл. подходы к теории прибыли.

Марксистский. Маркс рассм. прибыль как превращенную форму прибавочной стоимости или как реализованную прибылью стоимость. Прибавочная стоимость выступает как порождение всего капитала, как избыток стоимости над издержками произв-ва, принимает форму прибыли.

W=C+V+Т (прибавочная стоимость)

W=K+T

W=K+P (прибыль)

Норма прибыли P’=T/(C+V)*100%

Норма прибыли =P/(C+V)*100%

P=W-K

Масса прибыли равна P’*K

Факторы нормы прибыли (по Марксу):

1. норма прибавочной стоимости

2. скорость оборота капитала

3. органическое строение капитала (C/V)

4. экономия на постоянном капитале (С).

Неоклассическая концепция прибыли. Неоклассики рассм. два осн. вида прибыли: 1. бухгалтерская и. экономическая

Бухгалтерская прибыль трактуется как разница между валовым доходом и внешними (явными)издержками.

P (прибыль)=TR (валовой доход)-TC (общие издержки).

Эк. прибыль трактуется как разница м/у валовым доходом и всеми издержками осуществляемыми фирмами (внеш. и внутр.). Помимо названных видов прибыль выступает в таких формах, как валовая прибыль, нормальная прибыль, придельная прибыль, максимальная прибыль и др.

Ф-ии прибыли:

1. хар-ет эк. эффект полученный в рез-те деятельности предприятия

2. явл. гл. источником финансирования затрат на производственные и соц нужды предприятия

3. явл. источников формир. бюджетов разных уровней (от гос-ва и местный)

4. стимулирующая ф-ция прибыли, прибыль побуждает фирму расширять произв-ые мощности осущ-ять нововведение и снижать затраты

5. распределительная ф-ция, создание фонда денежных средств, обеспечивающих финансирование принятых к реализации программы. Общая схема распределения прибыли


Прибыль: 1первоочередные (налог на прибыль и % за кредит) 2 выплата дивидендов (акционерные предприятия) 3 чистая прибыль (фонд накопления, фонд потребления, резервный фонд).

Факторы, влияющие на величину прибыли: 1. снижение издержек (себестоимости) 2. повышение пр-ости труда 3. внедрение достижений НТП 4. повышение квалификации работников 5. снижение произ-ых и непроиз-ых потерь предприятий.

P=(прибыль)/(стоимость осн фондов и среднегодовая стоимость оборотных средств) * 100%

Роль прибыли в условиях рыночной эк-ки:

1. прибыль явл главной целью предпринимательской деят.

2. прибыль явл. осн. внутр источником формирования финансовых рес. предприятия

3. прибыль явл важнейшим источником удовлетворения соц потребностей

4. создает эк-ую базу развития гос-ва в целом

По мнению многих экономистов прибыль не всегда играет положительную роль.
30. Ссудный % и факторы, определяющие ставку ссудного %.

Собственники денежного капитала, банкира получают доход в виде ссудного %.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сущностьи ф-ии денег | Ссудный %- это форма прибыли, в которую получает денежный капиталист, отдавая деньги в суду
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 262; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.13 сек.