КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности малокомплектной школы
МАЛОКОМПЛЕКТНАЯ ШКОЛА Тема лекции № 19: Организация педагогического процесса в малокомплектной школе Понятие права и его основные признаки. Право – это совокупность правил поведения (норм) установленных или санкционированных и охраняемых его силой. Признаки: - 1. Общеобязательная нормативность (общеобязательная для всех) Нормы права распространяют свои действия на всю территорию гос-ва и на всех лиц в пределах данной территории. 2 – Выражение норм в законах и иных признаваемых гос-ом источников. (Зафиксировано на бумаге), 3 - 1. Понятие о малокомплектной школе. 2. Педагогический процесс в малокомплектной школе
Малокомплектная школа (МКШ) по определению Закона РК «Об образовании» - общеобразовательная школа с малым контингентом обучающихся, совмещенными классами-комплектами и со специфической формой организации учебных занятий. Дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства – это первая заповедь воспитания. Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающих энергию для преодоления трудностей, желания учиться. В.Л. Сухомлинский
Малокомплектная начальная школа – это школа без параллельных классов, с небольшим количеством учеников. В «Педагогическом энциклопедическом словаре» малокомплектной называется школа, насчитывающая менее 15 учеников. Появление этого типа школ у нас обусловлено неравномерностью расселения людей на территории страны. Раньше малокомплектные школы открывались только в небольших поселках, временных поселениях, городках, но в последнее время в связи с уменьшением рождаемости и значительной миграцией населения они появляются даже в больших населенных пунктах. Имеет место новое сочетание основной и средней школы с малокомплектной. Малочисленными становятся уже и средние школы, чему способствует нехватка учеников и учителей. Из 5 учеников формируется полноценный класс. Для 2–3 отдельный класс не открывают, а присоединяют к другому. Так же и с учителями: для 5 учеников в классе приглашается отдельный педагог, но для 7 учеников в школе это проблематично. Динамика развития сети малокомплектных школ неравномерная. В одних регионах число их уменьшается, в других возрастает. На этот процесс влияет и изменение структуры производства. Пока существует поселок, действует рудник, эксплуатируется магистраль, живет и школа. Малокомплектная школа отличается: 1) небольшим количеством учеников; 2) отсутствием параллельных классов; 3) увеличением затрат на обучение одного ученика. 4) неравномерной наполняемостью классов или отсутствием отдельных классов вовсе; 5) наличием классов, где вместе обучаются дети – ученики разных возрастов; 6) здесь работают один или два учителя; должности библиотекаря, завхоза, заведующего не предусмотрены. Их функции выполняют учителя; 7) учитель малокомплектной школы – не узкопрофильный специалист, а мастер на все руки: от глубокой профессиональной диагностики до ремонта помещения простираются его обязанности. Его школа – часто единственный очаг культуры в поселке – открыта всегда и для всех; 8) малокомплектные школы отличаются большим разнообразием: наличием в них 2–3 учеников и побольше – 40–50; в некоторых отсутствуют один или два класса; 9) у большинства таких школ слабая материальная база.
Еще не так давно на малокомплектную школу смотрели как на учебное заведение второго сорта, где трудно достичь высоких результатов обучения и воспитания. Сегодня многие специалисты склоняются к выводу, что и тут есть определенные преимущества. Главное – небольшое количество учеников в школе, малая наполняемость классов, что дает учителю прекрасную возможность организовать личностно-ориентированный учебно-воспитательный процесс, дойти до каждого ученика. Небольшой разновозрастный коллектив создает условия для воспитания и обучения младших старшими. Возможность детей разных возрастов общаться друг с другом, построение школы по модели семьи приводят к особым отношениям, которые в большой школе организовать очень непросто, в малой они возникают почти автоматически. Школа с 20–30 учениками напоминает большую семью. Отношения между педагогами и учениками здесь ближе и теплее, чем в больших коллективах. Поэтому нет случаев серьезного хулиганства и других правонарушений, характерных для больших школ. Каждого здесь знают и любят, все друг другу доверяют и помогают. Американский педагог, посетивший нашу малокомплектную школу, сравнил ее с элитарным учебным заведением. Только вот бюджет ее довольно скудный. Малокомплектная школа сталкивается с множеством специфических трудностей, обусловленных именно небольшим количеством учеников. Здесь нельзя в полную силу задействовать закономерности взаимообучения. Значительную часть знаний дети получают друг от друга, при этом лучше понимают материал, быстрее схватывают, без труда усваивают. В классах обязательно должны быть сильные ученики. Но если класс маленький, их может не оказаться и тогда учиться не у кого. Учитель, каким бы мастером он ни был, не способен восполнить этот пробел. Дифференцировать учеников по классам и способностям здесь тоже нельзя. Л. Байбородова, заведующая лабораторией проблем сельской школы Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского, на основе исследований приходит к заключению, что уровень учебной мотивации учеников малокомплектных школ довольно низкий, познавательные интересы их развиты гораздо слабее и соответственно ниже успеваемость. Эти особенности влекут за собой перестройку учебно-воспитательного процесса, требуют особой методики, ведь в педагогических училищах, колледжах, институтах и университетах студентов обычно обучают работать с полными классами или отдельными учениками. В малокомплектной школе такое невозможно. Даже группы, отвечающие всем требованиям, не всегда удается выделить. Нередко начинающему учителю приходится придумывать особые методы работы, чтобы максимально удовлетворить потребности школьников. Педагогические закономерности в условиях малокомплектной школы приобретают конкретный характер, методические рекомендации требуют творческого переосмысления и применения; отдаленность таких школ от методических центров ставит учителей перед необходимостью постоянного педагогического поиска. ...
Характерная особенность современных малокомплектных школ – их тесное сотрудничество с детскими дошкольными учреждениями. Хорошо зарекомендовали себя комплексы «школа-детский сад». Они открываются везде, где есть надлежащие социально-экономические и санитарно-гигиенические условия. Под общей крышей и единым руководством создается центр воспитания для всех детей дошкольного и младшего школьного возраста. Стратегию определяет педагогический совет, куда, кроме заведующего, входят учителя, воспитатели, методист, музыкальный руководитель, председатель родительского совета, представитель администрации населенного пункта. Сегодня в стране около 3 тыс. комплексов «школа-детский сад». Практика подтверждает, что слияние начальной малокомплектной школы с детским садом имеет ряд преимуществ: – учебно-воспитательный процесс планируется на длительную перспективу и осуществляется по единому плану; – создаются благоприятные условия для диагностики развития детей и оптимального управления этим процессом; – возникают разновозрастные детские объединения, где воспитание младших старшими дает положительные результаты; – экономятся средства, энергоресурсы; – полнее используется материальная база, оборудование; – равномерной становится нагрузка педагогов; – создаются благоприятные условия для медицинского контроля, профилактики заболеваемости; – устраняются сложности, связанные с переходом ребенка из детского сада в школу. Комплекс объединяет всех. Здесь проходят родительские собрания, читаются лекции, проводятся праздники, утренники, выставки, соревнования, конкурсы. Основной структурный компонент начальной малокомплектной школы – класс-комплект, руководимый одним педагогом-классоводом и состоящий из двух, трех или даже четырех классов. Возможные схемы соединения классов в комплекты: 1 и 2-й; 1 и 3-й; 2 и 3-й; 1, 2 и 3-й; 3 и 4-й; 1, 2, 3 и 4-й. Очень редки школы, где одновременно действуют учебные планы и программы для трех– и четырехлетнего обучения. Создавать классы-комплекты там еще труднее. Сложность работы учителя здесь в том, что ему ежедневно надо готовиться к 8-12 урокам, распределять внимание между двумя-тремя классами. Восхищение вызывают учителя, у которых дети трудятся в полную силу, а результаты обучения и воспитания не хуже тех, что достигаются в значительно лучших условиях. Усложняет работу и неравномерная наполняемость классов. В 1 классе, например, могут обучаться 2–3 ученика, во 2-м – 6–7, в 3-м – 11–12. На следующий год ситуация может измениться: в 1 класс придет 12–14 детей, 2-й и 3-й останутся без изменений. Это влечет за собой ежегодное изменение планов учебно-воспитательной работы. Однако не связанный работой в параллельных классах и жесткими сроками учитель начальной малокомплектной школы свободен в выборе темпа обучения. На первом плане у него – качество обучения и воспитания. Если детям трудно, он снижает темп, экономит время при выполнении более легких заданий. На качество обучения и воспитания работают современные методические находки учителей начальной малокомплектной школы. Здесь нет второгодников. Если ученик даже слабо усвоил программный материал, его все равно переводят в следующий класс. Пробелы в знаниях он ликвидирует, когда этот же материал будут проходить ученики младшего класса. Многократное повторение знаний, которое обеспечивает малокомплектная школа, – важный способ их упрочения. Эффективность работы начальной малокомплектной школы определяется общими и частными условиями. Первые определяют принципиальные возможности достижения высоких результатов учебно-воспитательного процесса, вторые связаны с организацией и проведением уроков, внеклассной и воспитательной работы (рис. 15). Общими условиями являются: – материальные (помещение, мебель, наличие пришкольного участка, технические средства обучения, учебные пособия, учебники и т.п.); – экономические (наличие денежных средств для оплаты энергоносителей и т.п.); – санитарно-гигиенические (соответствие учебных и других помещений определенным требованиям: освещение, температура, размер мебели и т.д.); – экологические (прежде всего место расположения школы); ...
Рис. 15. Общие и частные условия эффективности работы в малокомплектной школе – отдаленность школы (возможности приема телепрограмм, повышения квалификации учителей, методической и инспекторской помощи и т.д.); – квалификация учителей; – взаимодействие (с дошкольными учреждениями, средней школой, администрацией населенного пункта, родителями). Все эти условия мало зависят от учителей, но они задают те принципиальные возможности, которые определяют уровень работы школы, качество обучения и воспитания. Если в классе холодно, нет в достаточном количестве нужных книг, а из-за расположенного рядом шиферного завода трудно дышать, надеяться на высокое качество учебно-воспитательного процесса трудно. Однако учителя могут влиять на те условия, которые создают они сами. Все зависит от их добросовестного отношения к делу. К таким конкретным условиям относятся: – рациональное объединение классов в комплекты; – правильное составление расписания уроков; – выбор эффективных методов обучения, воспитания, правильное сочетание их в технологическом процессе; – определение наиболее целесообразной структуры урока в соответствии с поставленной целью; – оптимизация содержания урока; – правильное сочетание урочной и внеурочных форм учебно-воспитательной работы; – рациональное чередование самостоятельной работы учеников с работой под руководством учителя; – формирование у детей умения учиться и самостоятельно приобретать знания; – рациональное использование наглядности и слова на различных этапах изучения знаний, формирования умений; – научная диагностика развития, уровня обученности и воспитанности школьников; – систематический контроль знаний, умений, основанный на принципах гуманистической педагогики; – разумное руководство разновозрастными объединениями детей; – применение технических средств обучения; – использование личностно-ориентированного обучения и воспитания. При соединении классов в комплекты исходят из того, сколько: 1) классов; 2) в каждом из них учеников; 3) учителей в школе. Если в школе один учитель, вариантов нет: он объединяет все классы в один комплект. Если два-три учителя, они могут создавать комплекты, руководствуясь соображениями: а) равного числа учеников; б) личных наклонностей; в) педагогической целесообразности. Учитываются также: • сложность программы в каждом классе; • уровень подготовленности учеников; • опыт и квалификация педагога; • преемственность в работе (сохранить ее или, наоборот, не принимать во внимание); • нагрузка, которую имел классовод в предыдущем году; • размер классной комнаты и др.
В любых комбинациях классов есть свои плюсы и минусы. Например, если в один комплект соединены 1 и 3 классы, то в первом полугодии учитель вынужден больше внимания уделять 1 классу. А когда первоклассники начнут читать, он переключится на 3 класс. Такой комплект более предпочтителен: на каждом уроке почти половину времени третьеклассники смогут работать самостоятельно – ведь они уже достаточно овладели общеучебными и специальными умениями. Преимущество комплекта 1–2 в возможности проводить общие однотемные уроки. При этом лучше осуществляется преемственность обучения, удовлетворяется потребность учеников примерно одного возраста в общении. Один из наиболее очевидных недостатков комплекта – непроизвольное завышение требований в 1 классе и снижение во 2-м. Практически ученики обоих классов овладевают одной и той же программой на одном и том же уровне. Расписание уроков зависит от того, какие комплекты образованы. В смежных классах (1–2, 2–3, 3–4) целесообразно соединять одинаковые предметы. В комплектах 1–3, 2–4, 1–4 возможны другие сочетания. Здесь одинаковых предметов мало, поскольку учебные планы существенно отличаются. Составляя расписание, руководствуются установленными требованиями, которые в данном случае исключений не имеют. Учитываются прежде всего годовая, недельная и суточная динамика работоспособности детей. Последовательность уроков на протяжении недели и дня обусловливается физиологическими особенностями младших школьников. Наиболее продуктивные дни – вторник и среда, а уроки – второй и третий. В эти дни и часы в расписании должны стоять самые трудные предметы. На протяжении недели с помощью уроков, требующих меньших усилий от учеников – рисования, музыки (пения), физкультуры, труда, – учитель может управлять динамикой работоспособности, чтобы не допускать переутомления. Какие предметы целесообразно соединять в расписании – одинаковые или разные? Если объединить одинаковые, учителю легче планировать урок, переключать внимание учеников с одного вида занятий на другой, иногда проводить уроки на одну и ту же тему, в частности, уроки чтения, физкультуры, природоведения, труда, музыки и пения. Уроки чтения чаще всего объединяют с уроками языка. Проводить одновременно занятия по математике и языку в двух классах очень сложно. Начинающий учитель не сможет справиться с интенсивным управлением мыслительной деятельности учеников. Только в одном классе следует проводить уроки математики, языка, природоведения. Для всего комплекта целесообразно планировать уроки физкультуры, музыки и пения, труда, работу на пришкольном участке. Особого внимания требуют первоклассники. Еще в 60-е годы был предложен проект работы с ними в первом полугодии в режиме сокращенных уроков (В.П. Стрезикозин). Первые два урока по 30 мин проводятся для первоклассников отдельно. Следующие два по 40 мин – вместе с другими классами. Заключительные, если в них есть необходимость, по 35 мин. Со второго полугодия, когда первоклассники начинают работать самостоятельно, можно уменьшить время занятий с ними и обратить больше внимания на другой класс. Вот как будет выглядеть расписание для комплекта, в котором есть 1 класс (табл. 9). Таблица 9 Примерное расписание уроков в малокомплектной школе Даже самое совершенное расписание нуждается в коррекции на протяжении года. За это время происходят изменения, которые обязательно должны быть учтены. ...
Таким образом, начальная малокомплектная школа имеет свою специфику, которая влияет на организацию учебно-воспитательного процесса. Эффективность ее работы определяется рядом общих и частных условий. Особого внимания требует организация учебно-воспитательного процесса в классах-комплектах, при образовании которых учитываются: сложность программы; уровень подготовленности учеников; опыт и квалификация педагога; преемственность в работе и другие факторы. Творческий подход учителя к реализации общих педагогических закономерностей и правил – залог достижения высоких результатов.
Урок в малокомплектной школе
Урок – основная форма обучения и воспитания в малокомплектной школе. Как всегда, учитель ведет занятие с постоянным составом учеников и по установленному расписанию. Но класс – разновозрастный и предметов на одном уроке несколько. В этом основное отличие урока в малокомплектной школе, его преимущества и недостатки, сложности и особенности. Каждый урок в классе-комплекте – это фактически два-три урока в одном одновременно. Поэтому учитель: – вынужден 4–5 раз перестраиваться на работу то с одним, то с другим классом, не упуская из виду главную цель в каждом; – должен распределять время между классами так, чтобы достичь усвоения главного на уроке; – знает, как действовать, чтобы не нарушить логику познавательного процесса; – способен стимулировать восприятие новых знаний, их понимание, усвоение, запоминание детьми разного возраста и различного уровня подготовленности; – должен одновременно вести воспитательный процесс во всех классах; – прилагает усилия для формирования базисных компонентов образования: умения учиться, потребности в новых знаниях и т.д. Работа в классе-комплекте сложна не только для учителей. Для учеников она тоже представляет известные трудности и неудобства. Для особо одаренных детей – это уникальная возможность пройти курс начальной школы за 1,5–2 года. Все остальные должны научиться: • сосредоточиваться на выполнении своего задания; • не слушать объяснений учителя для другого класса; • не обращать внимания на картинки и другие материалы, предназначенные не им; • не слушать ответы учеников другого класса; • моментально перестраиваться, когда учитель обращается к ним.
Согласимся, это сложные умения, которые могут пригодиться в жизни, но овладеть ими не просто, приходится тратить много сил. И все же ученик вынужден это делать, ибо эффективность учения прямо зависит от его сосредоточенности. Поэтому учителя в классах-комплектах больше, чем в обычных, вынуждены уделять внимания умению школьников работать самостоятельно. Общие требования к уроку в начальной малокомплектной школе не отличаются от уже рассмотренных. В полном объеме сохраняются санитарно-гигиенические, психолого-физиологические, дидактические, воспитательные требования. Санитарно-гигиенические: оптимальный воздушный режим, правильное освещение, надлежащий температурный режим, чередование различных видов учебного труда, соответствие мебели возрастным и индивидуальным особенностям учеников. Психолого-физиологические требования вытекают из принципа природосообразности. Необходимо учитывать особенности анатомо-физиологического развития детей, заботиться о создании предпосылок для их психического, физического, социального развития. Дидактические требования основаны на закономерностях процесса познания и предполагают: создание движущей силы и ситуаций для действия; целенаправленное формирование мотивов обучения; организацию учебного процесса на логической основе; реализацию на уроке принципов обучения. Воспитательные требования обусловлены задачами всестороннего гармонического развития личности в соответствии с требованиями умственного, морального, трудового, физического и эмоционального воспитания. Реализация общих требований к уроку – главная забота учителя. Специфические требования, сформулированные выше, налагают дополнительные условия на организацию и проведение урока. При анализе уроков в классах с малым числом учеников и классах-комплектах выявлены такие типичные методические просчеты, как преобладание фронтальных форм организации деятельности школьников (что, как известно, ведет к перегрузкам), доминирование голоса и непрерывность речи учителя (даже в тех ситуациях, когда один из классов выполняет индивидуальную самостоятельную работу), недооценка и недостаточное владение методикой обучения школьников работе с учебниками и др. Структура уроков в начальной малокомплектной школе не отличается разнообразием. Практически все они однотипные, строятся в основном по схеме комбинированного урока: организация класса, повторение изученного, усвоение новых знаний, закрепление, задание на дом. Формы организации могут быть различными, но ведущих форм в основном две: 1) работа под руководством учителя и 2) самостоятельная работа учеников. В сумме они занимают около 80–90 % времени. Под руководством учителя и при его непосредственном участии осуществляются: • подготовительные упражнения; • объяснение нового материала; • инструктажи; • закрепление изученного; • диагностика уровня обученности; • контроль и коррекция усвоенных знаний, умений; • показ рациональных приемов применения знаний; • тематическое обобщение материала.
Основу самостоятельной работы составляют упражнения, которые должны выполнить ученики для усвоения знаний, умений, способов их применения. Значительное количество выполненных упражнений – преимущество, вытекающее из недостатков начальной малокомплектной школы. Не имея времени на подробное объяснение знаний, учитель предлагает ученикам осваивать их самостоятельно и очень скоро достигает успеха: дети малокомплектной школы выполняют работу лучше учеников полных классов. Больше других используются следующие формы организации усвоения новых знаний: 1) учитель объясняет материал, подкрепляет свое изложение наглядностью, а ученики усваивают и запоминают; 2) дети приобретают новые знания, умения в процессе поисковой деятельности, эвристической беседы, наблюдения, анализа, сравнения фактов под руководством учителя; 3) овладевают новыми способами деятельности по образцу и по аналогии; 4) усваивают новые знания, умения самостоятельно по программированным учебникам, алгоритмическим предписаниям. Структура урока в комплекте, состоящем из двух классов, может быть примерно такой (табл. 10). Теоретически без ограничений в начальной малокомплектной школе могут использоваться все общие методы обучения. Таблица 10 Структура урока Их применение корректируется возрастом и специфическими особенностями работы в классах. Широкое распространение получили словесные методы – рассказ, объяснение, беседа, инструктаж; наглядные – иллюстрация, демонстрация, самостоятельные наблюдения учеников; практические – упражнения, опытническая работа; работа с книгой. Многие учителя применяют элементы программированного, проблемного, компьютерного обучения с их особыми методами. В классах-комплектах методы обучения имеют обычные функции: мотивационную, учебную, развивающую, воспитательную, организационную, но к ним предъявляются повышенные требования. Например, на этапе восприятия нового материала одновременно обеспечиваются: – установка на усвоение нового материала; – мотивация учеников на всех этапах познавательной деятельности; – организация внимания, интереса на всем протяжении обучения; – раскрытие содержания учебного материала; – понимание причинно-следственных и других связей в изучаемом материале; – сведение знаний в общую систему; – информирование учеников об эффективности их познавательного труда; – диагностирование темпов и результатов обучения; – контроль и коррекция результатов; – воспитание в учебном процессе. Словесные методы преобладают в работе под руководством учителя. К ним учитель готовится очень тщательно. В условиях постоянного дефицита общения важно организовать его так, чтобы ученики услышали красивое, эмоциональное, логически безупречное слово учителя, сами приняли участие в обсуждении темы урока. Детям всегда нужны образцы для подражания. Размышляя вслух, они непроизвольно копируют своего наставника, поэтому важно, чтобы он всегда был на высоте положения. МКШ решают задачи: - обеспечения потребностей учащихся в общем среднем образовании; - выравнивания стартовых возможностей выпускников школы с целью получения ими в дальнейшем профессионального образования; По сведениям МОН РК МКШ составляют 56,5% от общего числа школ страны. Особенности МКШ: 1) организуются в небольших населенных пунктах, где число учащихся, принимаемых в 1 класс, ниже нормы. Контингент учеников в них от 3 до 30 человек; 2) наличие совмещенных классов; 3) в одном учебном помещении занимаются учащиеся нескольких классов; 4) отсутствие параллельных классов или полное отсутствие целых классов. Проблемы организации педагогического процесса в МКШ связаны с: - необходимостью проведения одним учителей учебных занятий с учащимися двух (трех, четырех) классов одновременно в одном помещении; - необходимостью преподавания учителями в основной и средней школе разных предметов; - психической нагрузкой, которой подвергается и учитель, и ученик, связанной с работой в условиях классов-комплектов; - невозможностью создания внутришкольных предметных объединений для обмена опытом преподавания и повышения профессионального уровня педагогических кадров в связи с малокомплектностью педагогического коллектива; - отсутствием возможностей для систематического обмена опытом преподавания между учителями опорных (базовых) и малокомплектных школ; - варьированием коллектива учащихся и классов, что влияет на комплектацию классов, технологию планирования и составление расписания уроков.
Воспитательный процесс
Воспитательный процесс в малокомплектной школе – это подчиненная общей цели цепь воспитательных ситуаций. Он опирается на общие принципы, подчиняется общим закономерностям. Младшая школа преобразует его в мягкое, щадящее взаимодействие воспитателей с детьми. Преодолевая укоренившиеся авторитарные стереотипы, она становится гуманнее, учителя постепенно освобождаются от запретов и порицаний. Дается это нелегко, но не может же бесконечно продолжаться школа, где «ребенок, – по словам Я. Корчака, – чувствует свою неволю, страдает из-за оков, тоскует по свободе. Но ему ее не найти, потому что формы воспитания меняются, а содержание – запрет и принуждение – остается. …Мы не можем изменить свою жизнь взрослых, так как мы воспитаны в рабстве, мы не можем дать ребенку свободу, пока сами в кандалах»[31]. Но наконец-то и в наших школах появляются реальные ростки новых педагогических отношений. Особенности воспитательного процесса в малокомплектной школе определяются условиями, о которых мы уже говорили, в частности: а) отдаленностью от больших городов; б) сложившимися отношениями между людьми; в) отсутствием других очагов культуры в населенном пункте; г) нестабильностью коммуникации (телевидения, почты). На качество воспитательной работы влияет малая численность населения, учителей, учеников. Отсутствуют должности организатора внеклассной работы, руководителя кружков. Отсюда, как следствие необходимости, школа становится центром воспитательной работы с детьми и взрослым населением, а учитель – ее организатором и проводником. Дети, растущие в деревнях и отдаленных поселках, более воспитаны жизнью. Она уже сформировала у них те качества, которые с трудом прививаются на городском асфальте. Там все друг друга знают, нет уничтожающей почти половину воспитательных усилий в городах анонимности и безразличия. Дети развиваются в разновозрастном коллективе, отличаются дружелюбием, открытостью, коммуникативностью. Педагогической коррекции подлежат только те качества, которые формируются как отрицательные вследствие условий жизни. Вспыльчивость, драчливость, неумение сдерживать и вести себя, леность, неаккуратность, необязательность становятся предметом воспитательной заботы. Учителей малокомплектной школы отличает прекрасное качество – они не ищут заоблачных идеалов, не прикрываются общими словами, а заботятся о ежедневных, насущных свойствах личности, из которых как бы сами собой составляются высокие качества. В общем воспитательном процессе малокомплектной школы сливаются три потока: 1) воспитательная работа на уроках; 2) внеурочная и внеклассная воспитательная работа; 3) воспитание общественной средой населенного пункта. Воспитательная работа осуществляется в форме воспитательных дел (ВД). В их основе два подхода – деятельностный и комплексный. Первый требует организации различных видов деятельности школьников: познавательной, трудовой, общественной, художественной, спортивной, ценностно-ориентировочной и свободного общения, второй – органичного «сращивания» всех видов деятельности в едином процессе. ВД одновременно содержит в себе влияния нравственные, эстетические, трудовые, интеллектуальные. Доминирующая воспитательная цель (нравственность) определяет задачи прочих. В каждом деле выделяется стержневая идея, которая совпадает с одним из общих направлений воспитания (умственным, физическим, трудовым и т.д.). Общешкольных ВД не должно быть много: 3–4 в год – вполне удовлетворительный показатель. Готовятся они сообща. Учитель вместе с детьми составляет план, распределяет обязанности. Если это праздник, он должен быть ярким и запоминающимся. Устраивается конкурс на символ и девиз праздника, готовятся призы и подарки. Учитель будет помогать, но не подменять детей. Избегать мелочной опеки – постоянное правило. Пусть не все будет красиво, зато сделано самими детьми: их неумению нет порицания. При организации ВД, требующих специальных объяснений и демонстраций (сбор лекарственных трав, посадка деревьев, цветов и т.д.), учитель обращается за помощью к местным специалистам – медсестре, агроному, леснику, механизатору. Воспитательная работа в однокомплектной школе осуществляется одним учителем, в двукомплектной – двумя с распределением обязанностей. Это требует согласованности, взаимопонимания, общего плана работы. Планирование воспитательной работы осуществляется или в свободной форме, или в форме, предложенной региональным воспитательным центром. План может быть еженедельным, помесячным, на полугодие. Он необходим, чтобы прогнозировать перспективу, знать, к чему идем, видеть конкретные дела. Ребенок пришел в школу. Воспитание его приобрело систематизированный, управляемый характер, выразилось в единстве духовной жизни воспитателя и воспитанника – их идеалов, стремлений, интересов, мыслей, переживаний. Планируется постепенное наращивание всех качеств личности. Важное направление умственного воспитания в 1 классе – подготовка к систематическому учению. В этот сложный период школьной адаптации учитываются ожидания ребенка, его готовность к школьному труду. Важное условие – атмосфера доверия к ребенку, забота о его эмоциональном и физическом благополучии, создание развивающей среды. Единая система педагогических действий, единые требования, предъявляемые ребенку в семье и школе, способствуют выработке определенного динамического стереотипа поведения. При этом ребенок испытывает меньше трудностей в процессе овладения нравственными нормами, привычками, легче осваивает навыки учебной и трудовой деятельности, правила общения. Духовное и моральное воспитание младших школьников направлено прежде всего на то, чтобы их сознание и поведение формировалось в неразрывном единстве. Это достигается созданием ситуаций, в которых ученики могут проявить свои нравственные качества – честность, отзывчивость, заботливость, внимательность, доброту не на словах, а в конкретных поступках. Трудовое воспитание имеет главной целью воспитание трудолюбия, уважения к труду и людям труда, расширение представлений о профессиях. Особое значение приобретает внеклассная и внешкольная деятельность. В практику вошли такие ее формы, как беседы («Минутка не шутка», «Кто работает для нас»), громкие чтения (С. Михалков «Похождения рубля»), утренники («Живи, книга»), игры-путешествия («Узнай профессию»). Дети участвуют в посильных делах – уборке территории и помещений, озеленении села, участка, мелком ремонте мебели, присмотре за цветами, теплицей и т.п. Большинство сельских школ имеет сад с цветником, поле, где проводятся наблюдения и опыты, можно выращивать фрукты и овощи, которые пойдут на стол учеников. На кружковых занятиях народно-ремесленнического направления кроме выполнения практических работ, плетения, выжигания, резьбы, раскраски и т.п. проводятся беседы «Культура родного края», «Народные ремесла», «Народное творчество» и т.п. с приглашением родителей, бабушек и дедушек. В сельской местности особую актуальность приобретает экологическая направленность. Она требует единства трудового, эстетического, умственного, физического воспитания, имеет ощутимо реальную пользу. Сперва на экскурсиях в природу устанавливаются объекты, требующие охраны. Дети наблюдают за ними, потом включаются в практическую деятельность по охране растений и животных. Эстетический вкус развивается в повседневной жизни. Экскурсии с детьми на природу, прогулка по селу, предметы окружающего быта могут стать источником приобщения к прекрасному. Литература, музыка, живопись, народное творчество должны стать постоянными спутниками школьной жизни. Малокомплектная школа была, есть, будет. Нужно ее улучшать – создавать комфортабельные условия для жизни учителей и учеников. Останется она и в деревне, но задачи ее усложнятся, поскольку она возьмет на себя функции учреждений воспитательных, оздоровительных, клубных и библиотечных. Воспитательная работа в малокомплектной школе имеет свою специфику, а именно: возможность тесной связи с родителями, индивидуализация воспитательных влияний, опора на народные традиции, близость к природе. Осуществляется умственное, физическое, трудовое, моральное, эмоциональное воспитание детей. Планирование воспитательного процесса сориентировано на совместную деятельность с учетом возрастных возможностей детей каждого класса, имеет ярко выраженную гуманистическую и личностную направленность.
Проверьте себя
Какая школа называется малокомплектной? В чем ее особенности? В чем преимущества и недостатки? Что такое комплекс «школа – детский сад», как он действует? Выделите условия эффективности работы малокомплектной школы. Как соединяются классы в комплекты? Как составляется расписание уроков? Какие особенности имеют уроки в малокомплектной школе? Какие общие требования предъявляются к уроку в классе-комплекте? Какие методы обучения применяются в малокомплектной школе? Как избежать потерь времени на уроке? Какие виды самостоятельной работы практикуются на уроках? Выделите факторы эффективности самостоятельной работы. Что будет делать учитель, предлагая самостоятельную работу? Какова роль учебника в самостоятельной работе? Раскройте последовательность подготовки учителя к уроку. Как строятся уроки с общими этапами? Каковы особенности однотемных уроков? Каковы особенности воспитательного процесса в малокомплектной школе? Как организовать личностно-ориентированное воспитание? Как планируется воспитательная работа?
Опорный конспект
Малокомплектная начальная школа – школа без параллельных классов с небольшим количеством учеников. Класс-комплект – класс, руководимый одним педагогом-классоводом, может состоять – из двух, трех или даже четырех классов. Условия эффективности работы малокомплектной школы: – рациональное объединение классов в комплекты; – правильное составление расписания уроков; – выбор эффективных методов обучения; – определение наиболее целесообразной структуры урока; – оптимизация содержания урока; – рациональное чередование самостоятельной работы учеников с работой под руководством учителя; – формирование у детей умения учиться и самостоятельно приобретать знания. Особенности урока – учитель вынужден: – 4–5 раз перестраиваться; – уметь распределять время между классами; – управлять процессом; – одновременно вести воспитательный процесс во всех классах. В структуре урока выделяются: 1) работа под руководством учителя и 2) самостоятельная работа учеников. Условия эффективности самостоятельной работы: – правильная цель; – четкое понимание места и роли в общей структуре; – учет уровня подготовленности и возможности учеников; – индивидуальные и дифференцированные задания; – оптимальная длительность; – инструкции, предписания, «опоры»; – рациональные способы проверки; – правильное сочетание с другими видами. Для плана урока характерны переходы – «с учителем – самостоятельно», «самостоятельно – с учителем».
Литература
Архипова В.В. Коллективная организационная форма учебного процесса. СПб., 1995. Виноградова Н.Ф. Начальная школа сегодня: успехи и трудности. Обсуждаем итоги российского совещания по начальной школе // Начальная школа. 1997. № 4. С. 11–14. Зайцев В.Н. Практическая дидактика: Учеб. пособие. М., 2000. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М., 1998. Конышева Н.М. Уроки трудового обучения в современной школе // Начальная школа. 1995. № 7. С. 38–42. Кузнецова В.К. Вопросы преемственности и адаптации в условиях учебно-воспитательного комплекса // Начальная школа. 1996. № 8. С. 9–16. Лебедева С.А. О преемственности дошкольного и начального образования // Начальная школа. 1996. № 3. С. 20–23. Подласый И.П. Продуктивная педагогика. М., 2003. Селевко Г.К. Руководство по организации самовоспитания школьников. М., 2003. Стрезикозин В.П. Организация занятий в начальной малокомплектной школе. М., 1968. Филиппович Э.Д. Индивидуальные системы обучения для сельской начальной школы // ИНФО. 1997. № 2. С. 35. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учеб. СПб., 2001. Шевченко С.Д. Школьный урок: как научить каждого. М., 1991.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 18560; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |