Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фразеология

Характерные особенности употребления фразеологических сочетаний в текстах официально-делового стиля:

1. Использование большого числа аналитических единиц номинации (устойчивых наименований, состоящих из более чем из одного слова): налоговая декларация и под.

2. Использование большого числа глагольно-именных словосочетаний вместо глаголов: принять участие вместо участвовать, оказывать помощь вместо помогать, нести службуслужить, наносить ущербвредить, относиться бережноберечь, подвергать пыткампытать и под. (Перифразы — словосочетания, состоящие из глагола и существи­тельного, имеющие нейтральные однословные синонимы).

3. Активное употребление клише, характерных только для официально-делового языка (часто повторяющиеся во мно­гих официально-деловых текстах и имеющие устойчивый харак­тер): в порядке обмена опытом, права и свободы, право на образование, иметь право, совер­шение правонарушения, исконная среда обитания и под.

Словообразование.

Особенности образования слов в деловой речи, обусловленное требованием точности наименования ситуации и ее отдельных компонентов. Черты, характерные для словообразования в сфере делового языка:

1. Образование отглагольных существительных с помощью суффиксов -ений-, -изаций-, -ость (предъявление претензий, освобож­дение, возмещение, реализация, монополизация, общедоступ­ность, бесплатность и под.). Включение их в предложение помогает сделать текст более информативно насыщенным (ср., например, Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействи­ем) органов государственной власти или их должностных лиц (Конституция РФ, ст. 53) и *Каждый имеет право на то, чтобы государство возместило...). Многие из отглагольных существи­тельных используются с приставкой не- (невыполнение, несо­блюдение, несоответствие и под.).

2. Образование значительного по объему корпуса сложных слов (работодатель, квартиросъемщик).

3. Активный процесс образования прилагательных по модели «наречие +причастие» (вышеуказанный, нижеподписавшиеся и под.).

4. Существительные субстантивированные, образованные от прилагательных и причас­тий без изменения формы последних (малоимущий, обвиняемый, задержанный, потерпевший и под.).

 

Морфология.

Обусловленный требованием точности изложения и необходимостью однозначного стандартного наименования компонентов ситуации выбор грамматических форм различных частей речи:

1. Употребление существительных, обозначающих роли в деловой ситуации, в форме муж.р., даже если они относятся к лицам женского пола (ответчик Петрова).

2. Использование формы единственного числа существительных в значении мно­жественного (родовое значение: Права и свободы человека и гражданина — имеется в виду не один гражданин, а все граждане).

3. Использование причастий и отглагольных прилагательных в роли местоимений (указанный, настоящий – в значении тот, этот).

4. Преобладание глаголов в формах настоящего времени — эти фор­мы указывают на то, что закон (постановление, договор и под.) постоянен, он — «вне времени» (ср., например, Каждый имеет право на образование (Конституция РФ, ст. 43) и *Каждый имел (будет иметь) право на образование).

5. Использование глаголов в форме инфинитива (приказываю сформировать комиссию…).

6. Использование также форм инфинитива в значении императива (повелительного наклонения) в контекстах предписывающего характера (Совет Государственной Думы постановил: направить законопроект на доработку).

7. Употребление глаголов в форме 3-го лица ед. числа (часто возвратных глаголов с пассивным значением), обозначающих действие, которое предписывается провести в подобных условиях (обвиняемому обеспечивается право на защиту; Государственная защита прав и свобод человека и граждани­на в Российской Федерации гарантируется (Конституция РФ, ст. 45), Достоинство личности охраняется государством (Кон­ституция РФ, ст. 21).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лексика | Основные цели, задачи и принципы банковского маркетинга
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 217; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.